Урок разработан в соответствие ФГОС учителем биологии
МОУ «Медновская СОШ» Ларионовой И.М. в 2015 году.
Урок предназначен для 5-го класса по линии Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко,
И.Я. Колесникова "Биология. Живой организм"
Урок по биологии в 5 классе
Тема урока: Признаки живых организмов. Царства живой природы
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок- исследование.
Метод: комбинированный, групповая работа.
Модель обучения: базовая (5 класс – 1 час в неделю).
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать первоначальных представлений о царствах живой природы, их отличительных особенностях;
- углубить представления, полученные в начальных классах, о признаках, характерных для живых организмов;
- сформировать умения анализировать, сравнивать, распознавать представителей изучаемых царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.
Развивающие:
Выделение существенных особенностей представителей царств живой природы. Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- Работа с ЦОР Уроки по биологии Кирилла и Мефодия
- Электронная презентация
- Флеш-анимации
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (4 минуты) | - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
| Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
| Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Устная оценка учителя |
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока (6 минут)
| Сегодня наш урок мы начнём с загадок.
Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает. (Воробей)
Маленький, удаленький Сквозь землю прошёл- Красну шапочку нашёл. ( Гриб)
Зелена, а не луг, белена, а не снег, Кудрява, а не человек. ( Берёза).
Объедините все эти слова одним общим термином. Кто это? Ученики - это организмы. Отличаются живые организмы от тел неживой природы? Ученики - определёнными признаками. А вы можете мне назвать эти признаки? Ученики называют знакомые им признаки. Сообщение темы урока. Тема урока: Признаки живых организмов. Царства живой природы | Выдвигает проблему, сообщает тему урока.
| Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Устная оценка учителя |
3. Постановка учебной цели (4 минута) | - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Смотри в учебник на стр. 14. - Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Целепологание
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, ответив на вопрос: Что мы должны изучить сегодня на уроке? - Общие признаки живых организмов.
- Царства живой природы.
- Признаки характерные для каждого царства живой природы.
Правильно, в конце этого урока мы должны: - называть царства живой природы, иллюстрировать их примерами;
- определять понятия по теме урока;
- описывать основные признаки живых организмов;
- раскрывать характерные черты представителей царств живой природы;
- распознавать представителей царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.
| Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Планируемые результаты | Запись учащимися числа, темы урока.
Учащиеся конкретизируют цель урока | Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально. |
4. Усвоение новых знаний 4 минуты
4.1. Планирование
4.2. Открытие нового знания
| Организмы
Признаки Царства
Постановка учителем проблемного вопроса. Докажите, что автомобиль неживой объект?
Найти и описать основные признаки живых организмов
Проверка ответа на вопрос, составленной схемы.
Определили новые понятия по теме урока
Клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость
Все живые организмы разделили на царства: - бактерии - грибы - растения - животные
Учащиеся работают в группе | Дается индивидуальное задание, ограничивая время его выполнения
Решение проблемного вопроса.
Дается индивидуальное задание парам, ограничивая время его выполнения.
Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения.
|
Работа с учебником. Учащиеся читают параграф № 3 учебника – статью на с.14«Важнейшие признаки живых организмов» и заполняют схему в тетради.
Заполнить вторую колонку таблицы, вспоминая материал начальной школы.
Каждая группа получает задание об определённом царстве, пользуясь информацией учебника, определяет признаки характерные для данного царства и записывает их в общую схему. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Устная оценка учителя |
4.3. Первичное закрепление знаний.
4.4. Проверка выполненной работы.
| 1 группа – Микробиологи -исследователи бактерий: раскрывают характерные черты представителей царства бактерий и заполняют схему; 2 группа – Микологи – исследователи грибов: раскрывают характерные черты представителей царства грибов и заполняют схему. 3 группа – Ботаники – исследователи растений: раскрывают характерные черты представителей царства растений и заполняют схему. 4 группа – Зоологи – исследователи животных: раскрывают характерные черты представителей царства животных и заполняют схему.
1 группа – Микробиологи Бактерии: -3.5 миллионов - Маленькие размеры - Во всех средах жизни 2 группа – Микологи Грибы: - Неподвижны -Постоянно растут - Питаются готовыми органическими веществами 3 группа – Ботаники Растения: - Неподвижны - Растут всю жизнь - Создают органические вещества из неорганических веществ. 4 группа – Зоологи Животные: - Рост ограничен - Перемещаются в пространстве - Органы функционируют без замены. - Питаются готовыми органическими веществами. | Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения | Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Устная оценка учителя |
5. Физкультминутка (пауза релаксации) 1 минута
| Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. |
| |
|
|
6. Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Отработка учебных действий
Выберите верные утверждения - Живые организмы имеют клеточное строение
- Живые организмы растут, питаются, размножаются.
- Все живые организмы образуют гидросферу.
- Все живые организмы разделили на 4 царства: бактерии, грибы, растения, животные.
- Бактерии - самые древние живые организмы.
- Многие бактерии являются возбудителями заболеваний.
- Все живые организмы способны к перемещению в пространстве.
- Животные и растения питаются готовыми органическими веществами.
- Растения способны создавать органические вещества из неорганических.
- Животные растут в течение всей жизни.
Взаимопроверка. Ответы: 1,2,4,5,6,9.
| Учитель показывает флеш-анимации.
Раздает тест. | Учащиеся работают индивидуально.
Самопроверка. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. | Устная оценка учителя |
7. Рефлексия деятельности
3 минуты Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Я знал | Я узнал | Я хочу узнать |
|
|
|
| По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг | Учащиеся заполняют таблицу и шкалу | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
8. Оценочная деятельность
|
| Задания на каждой парте. | Учащиеся заполняют лист индивидуальных достижений (ЛИД) с заданиями. |
|
|
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
| §3. Индивидуальное задание на выбор: а) подготовить презентацию «В царстве грибов»; б) устное сообщение «Бактерии в жизни животных»4 в) сообщение о моем любимом растении; г) каким бы животным я хотел быть? |
|
|
|
|
Литература и ресурсы Интернета:
1.Биология. Бактерии, грибы, растения.6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника
2«Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя/Н.В. Дубинина,В.В.Пасечник.-М:Дрофа,2002.
3.Понамарева И.Н, Соломин В.П..,Сидельникова Г.Д.Общая методика обучениябиологии. - М.:Академия,2002.
4.КалиноваГ.С..Дидактические карточки.Растения.Бактерии.Грибы. Лишайники.6кл.-М.:Школа-Пресс,2001
5Уроки биологии с икт 6класс С.Н. Лебедев.
6.Елена Михайловна Бенуж. Тесты по биологии. 6 класс
Интернет-ресурсы:
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htm
WWW. Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия
WWW.school-collection.edu.ru-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
WWW.fcior.edu/ru/wps/portal/main-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
WWW.intergu.ru-Интернет-сообщество учителей.
http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm
http://www.stihi.ru/2011/01/06/50
Мультимедийное средства обучения
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.
2.Электронный атлас для школьника «ботаника.6-7класс».- «Новый диск»,2004.
3.Уроки биологии «Кирилла и Мефодия»,6-7кл. - ООО»Кирилл и Мефодия»,2001.
4.Библиотека электронных наглядных пособий» Биология.6-9кл. « - ООО» Кирилл и Мефодий»,2002
Лист индивидуальных достижений
при изучении темы: «Признаки живых организмов. Царства живой природы»
Ф.И.О. ________________________________
Класс __5 ___
Планируемые результаты | Самооценка: | Оценка педагога |
нет | скорее нет, чем да | скорее да, чем нет | да |
Называть царства живой природы, иллюстрировать их примерами. |
|
|
|
|
|
Определять понятия по теме урока. |
|
|
|
|
|
Описывать основные признаки живых организмов. |
|
|
|
|
|
Раскрывать характерные черты представителей царств живой природы. |
|
|
|
|
|
Распознавать представителей царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале. |
|
|
|
|
|
Рефлексия Мне было трудно |
|
|
|
|
|
Могу себя похвалить |
|
|
|
|
|
Что еще хочу узнать |
|
|
|
|
|
Информационный лист по теме: «Признаки живых организмов. Царства живой природы»
ФИ, число, класс _________________________________________________
- Индивидуальное задание. Прочитать параграф № 3 учебника, статью на с.14 «Важнейшие признаки живых организмов».
Найти и описать основные признаки живых организмов, заполнить левую колонку в таблице. - Индивидуальное задание парам. Заполнить правую колонку таблицы, вспоминая материал начальной школы.
- Индивидуальное задание группам. Каждая группа выбирает исследование и с помощью учебника раскрывает характерные черты представителей царств живой природы.
1 группа – Микробиологи - исследователи бактерий: раскрывают характерные черты представителей царства бактерий и заполняют таблицу; 2 группа – Микологи – исследователи грибов: раскрывают характерные черты представителей царства грибов и заполняют таблицу. 3 группа – Ботаники – исследователи растений: раскрывают характерные черты представителей царства растений и заполняют таблицу. 4 группа – Зоологи – исследователи животных: раскрывают характерные черты представителей царства животных и заполняют таблицу. 1 группа – Микробиологи | 2 группа – Микологи | 3 группа – Ботаники | 4 группа – Зоологи | характерные черты бактерий: | характерные черты грибов: | характерные черты растений: | характерные черты животных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер группы | Состав группы | Самооценка | Оценка педагога |
|
|
|
|
- Критерии оценивания работы группы:
«5» активно работал в группе; «4» работал в группе, но инициативы не проявлял; «3» слабо работал в группе; «2» плохо работал в группе - Рефлексия деятельности
По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг Я знал | Я узнал | Я хочу узнать |
|
|
|
|