План-конспект урока по теме "Основные химические соединения живой материи"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

План-конспект по теме "Основные химические соединения живой материи" спланирован в соответствии с требованиями современного урока, способствующими созданий условий для активного усвоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molekulyarnyy_uroven_oragnizatsii_zhizni.doc86.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Основные химические соединения живой материи

Задачи: создать условие для первичного изучения и закрепления знаний о химическом составе живых организмов; функциях веществ в живых организмах;

развивать понятия «молекулярный уровень организации жизни», «биосистема», развивать умения выделять главное, сравнивать, устанавли вать причинно-следственные связи, развивать навыки самостоятельной ра боты с учебником и дополнительной литературой; осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание учащихся.

Оборудование: таблица «Строение молекулы белка», динамическое пособие «Химический состав клетки», оборудование для лабораторной рабо ты «Химический состав клетки», электронный учебник по УМК Пономарёва И.Н. 9 класс «Основы общей биологии»

Ход работы:

  1. Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

- Что такое жизнь?

- Какие уровни организации жизни вам известны?

- Почему молекулярный уровень считают первичной основой жизни? (Для более полного ответа необходимо получить знания).

  1. Определение темы урока, целеполагание, определение задач урока.
  2. Изучение нового материала
  1. Химические элементы (слайд 2, 3)

Известно, что в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева внесено 105 химических элементов. В состав же веществ, участвующих в реакциях и связанных с жизнедеятельность живой материи – 86 элементов. О чём говорит этот факт?  (единство живого и неживого).

- Что, по-вашему, легло в основу разделения химических элементов  на две группы – макро- и микроэлементы? Заполните предложенную схему в тетради,  используя текст учебника (2 абзац, стр.176)

- Найдите информацию о заболевания, вызываемых нехваткой некоторых микроэлементов (йод, селен, сера и р.)

       2.   Виды химические веществ

        -  Химические элементы образуют вещества. Какие? Заполните предложенную схему в тетради, используя имеющиеся у вас знания (слайд 4)

3. Неорганические вещества клетки

        А). Вода

Древнегреческий философ Фалес считал, что весь окружающий мир представляет собой воду, находящуюся в различных состояниях. Прав ли он? (слайд 5)

- В чём её уникальные свойства, которые обеспечивают её значимость для всего живого?

Уникальные свойства её определены структурой её молекулы (диполь, водородные связи...) (слайд 6)

Функции: (слайд 7)

  1. Универсальный растворитель
  2. Участник многих биохимических реакций
  3. Участвует в  процессе терморегуляции
  4. Определяет физические свойства клетки (объём, упругость, тургур)

- Определите отличие гидрофобных и гидрофильных вещества. Приведите примеры.

4.Органические вещества клетки

   Понятие о полимерах и мономерах

5. Физкультминутка

6. Качественные реакции на органические вещества

 Для выяснения наличия тех или иных веществ можно использовать качественные реакции.

        Демонстрация опытов:

 Опыт №1 «Обнаружение белка»

Влейте в пробирку 2 мл раствора яичного белка. Добавьте равный объём 5% раствора КОН и перемешайте. Добавьте 2 капли 1% раствора CuSO4  и перемешайте.  В результате реакции появился розово-фиолетовый, сине-фиолетовый или пурпурный окрас. Это БНУРЕТОВАЯ РЕАКЦИЯ на определение белка.        

        Опыт №2 «Обнаружение крахмала»

На свежеразрезанный клубень картофеля капнули каплю раствора йода. Окрас изменился до фиолетово-синего цвета.      Следовательно, в картофеле есть крахмал.

        Опыт №3 «Обнаружение жира»

На листе бумаги раздавить семечки подсолнечника. Появились жировые пятна. Следовательно, в семенах подсолнечника имеется жир.

- Как можно использовать эти знания в повседневной жизни?

7. Самостоятельная работа по изучению строения и функций органических веществ ( работа в группах)

        1 группа

        Строение и классификация углеводов

        2 группа

        Функции углеводов

        3группа

        Липиды, их функции

        4 группа

        Строение белков

        5 группа

        Функции белков

7. Денатурация белка ( просмотр фрагмента фильма)

        - Приведите пример денатурации ренатурации белка

4.Закрепление изученного  материала

А) Тестирование

  1. Химический состав всех живых организмов сходен.
  2. Кислород, углерод, азот, водород – наиболее распространенные элементы в живой природе.
  3. Кислород, углерод, азот, водород – элементы, характерные только для живой природы.
  4. Белки – основной источник энергии.
  5. Углеводы являются носителями наследственной информации.
  6. Глюкоза, гликоген, сахароза, крахмал, клетчатка – разновидности углеводов.
  7. Вода – хороший растворитель.
  8. Углеводы выполняют только опорную функцию.
  9. Жиры служат запасным источником энергии.
  10. Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.

Ответы: 1,2,6,7,9,10

Б) Решение биологических задач

1) Обоснуйте. Почему возникновении и существование жизни связано с водой?

2) Молекулы крахмала накапливаются в клетке и образуют запас питательных веществ, а молекулы глюкозы не накапливаются в клетке и быстро расходуются. Объясните почему.

3) Почему жиры являются наиболее эффективным источником энергии в клетке? Какие особенности строения молекул липидов определяют их основные функции?

4) Какую функцию выполняют перечисленные ниже белки: каталаза, гемоглобин, инсулин, миозин, кератин, иммуноглобулин

  1. Д/з п. 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»

Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект)  интегрированного урока, презентация  к уроку....

План конспект + презентация урока по химии "Физические и химические явления"

План-конспект+презентация+дидактический материал к уроку по химии на тему "Физические и химические явления"...

открытый урок: "Неорганические классы химических соединений"

Цель. Задачи. Формы проведения урока. этапы урока. Презентация....

План-конспект онлайн-урока физической культуры по теме "Акробатические элементы и их соединения" , 8 класс

План – онлайн урока по физической культуре в 8 ест классе по теме "Акробатические элементы и их соединения"Цель: повысить заинтересованность учащихся в выполнении упражненийЗ...