План-конспект урока по теме "Основные химические соединения живой материи"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
План-конспект по теме "Основные химические соединения живой материи" спланирован в соответствии с требованиями современного урока, способствующими созданий условий для активного усвоения учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molekulyarnyy_uroven_oragnizatsii_zhizni.doc | 86.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Основные химические соединения живой материи
Задачи: создать условие для первичного изучения и закрепления знаний о химическом составе живых организмов; функциях веществ в живых организмах;
развивать понятия «молекулярный уровень организации жизни», «биосистема», развивать умения выделять главное, сравнивать, устанавли вать причинно-следственные связи, развивать навыки самостоятельной ра боты с учебником и дополнительной литературой; осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание учащихся.
Оборудование: таблица «Строение молекулы белка», динамическое пособие «Химический состав клетки», оборудование для лабораторной рабо ты «Химический состав клетки», электронный учебник по УМК Пономарёва И.Н. 9 класс «Основы общей биологии»
Ход работы:
- Актуализация знаний
Фронтальная беседа.
- Что такое жизнь?
- Какие уровни организации жизни вам известны?
- Почему молекулярный уровень считают первичной основой жизни? (Для более полного ответа необходимо получить знания).
- Определение темы урока, целеполагание, определение задач урока.
- Изучение нового материала
- Химические элементы (слайд 2, 3)
Известно, что в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева внесено 105 химических элементов. В состав же веществ, участвующих в реакциях и связанных с жизнедеятельность живой материи – 86 элементов. О чём говорит этот факт? (единство живого и неживого).
- Что, по-вашему, легло в основу разделения химических элементов на две группы – макро- и микроэлементы? Заполните предложенную схему в тетради, используя текст учебника (2 абзац, стр.176)
- Найдите информацию о заболевания, вызываемых нехваткой некоторых микроэлементов (йод, селен, сера и р.)
2. Виды химические веществ
- Химические элементы образуют вещества. Какие? Заполните предложенную схему в тетради, используя имеющиеся у вас знания (слайд 4)
3. Неорганические вещества клетки
А). Вода
Древнегреческий философ Фалес считал, что весь окружающий мир представляет собой воду, находящуюся в различных состояниях. Прав ли он? (слайд 5)
- В чём её уникальные свойства, которые обеспечивают её значимость для всего живого?
Уникальные свойства её определены структурой её молекулы (диполь, водородные связи...) (слайд 6)
Функции: (слайд 7)
- Универсальный растворитель
- Участник многих биохимических реакций
- Участвует в процессе терморегуляции
- Определяет физические свойства клетки (объём, упругость, тургур)
- Определите отличие гидрофобных и гидрофильных вещества. Приведите примеры.
4.Органические вещества клетки
Понятие о полимерах и мономерах
5. Физкультминутка
6. Качественные реакции на органические вещества
Для выяснения наличия тех или иных веществ можно использовать качественные реакции.
Демонстрация опытов:
Опыт №1 «Обнаружение белка»
Влейте в пробирку 2 мл раствора яичного белка. Добавьте равный объём 5% раствора КОН и перемешайте. Добавьте 2 капли 1% раствора CuSO4 и перемешайте. В результате реакции появился розово-фиолетовый, сине-фиолетовый или пурпурный окрас. Это БНУРЕТОВАЯ РЕАКЦИЯ на определение белка.
Опыт №2 «Обнаружение крахмала»
На свежеразрезанный клубень картофеля капнули каплю раствора йода. Окрас изменился до фиолетово-синего цвета. Следовательно, в картофеле есть крахмал.
Опыт №3 «Обнаружение жира»
На листе бумаги раздавить семечки подсолнечника. Появились жировые пятна. Следовательно, в семенах подсолнечника имеется жир.
- Как можно использовать эти знания в повседневной жизни?
7. Самостоятельная работа по изучению строения и функций органических веществ ( работа в группах)
1 группа
Строение и классификация углеводов
2 группа
Функции углеводов
3группа
Липиды, их функции
4 группа
Строение белков
5 группа
Функции белков
7. Денатурация белка ( просмотр фрагмента фильма)
- Приведите пример денатурации ренатурации белка
4.Закрепление изученного материала
А) Тестирование
- Химический состав всех живых организмов сходен.
- Кислород, углерод, азот, водород – наиболее распространенные элементы в живой природе.
- Кислород, углерод, азот, водород – элементы, характерные только для живой природы.
- Белки – основной источник энергии.
- Углеводы являются носителями наследственной информации.
- Глюкоза, гликоген, сахароза, крахмал, клетчатка – разновидности углеводов.
- Вода – хороший растворитель.
- Углеводы выполняют только опорную функцию.
- Жиры служат запасным источником энергии.
- Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.
Ответы: 1,2,6,7,9,10
Б) Решение биологических задач
1) Обоснуйте. Почему возникновении и существование жизни связано с водой?
2) Молекулы крахмала накапливаются в клетке и образуют запас питательных веществ, а молекулы глюкозы не накапливаются в клетке и быстро расходуются. Объясните почему.
3) Почему жиры являются наиболее эффективным источником энергии в клетке? Какие особенности строения молекул липидов определяют их основные функции?
4) Какую функцию выполняют перечисленные ниже белки: каталаза, гемоглобин, инсулин, миозин, кератин, иммуноглобулин
- Д/з п. 28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»
Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...
Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.
Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку....
План конспект + презентация урока по химии "Физические и химические явления"
План-конспект+презентация+дидактический материал к уроку по химии на тему "Физические и химические явления"...
открытый урок: "Неорганические классы химических соединений"
Цель. Задачи. Формы проведения урока. этапы урока. Презентация....
План-конспект онлайн-урока физической культуры по теме "Акробатические элементы и их соединения" , 8 класс
План – онлайн урока по физической культуре в 8 ест классе по теме "Акробатические элементы и их соединения"Цель: повысить заинтересованность учащихся в выполнении упражненийЗ...