Урок "Царства живой природы". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Филиппова Татьяна Валентиновна

Разработка урока по теме "Царства живой природы" - 5 класс, программа И.Н.Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarstva_zhivoy_prirody.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 9

Тема урока: Царства живой природы
         
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урок: формирование представления о систематике как науке.

Планируемый результат: учащиеся должна знать о существовании классификации живых организмов. Знать о существовании царств клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных и о вирусах  — как представителях неклеточной формы жизни.

Задачи урока:  

Воспитывающая: установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, формировать основы здорового образа жизни.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.


Обучающая: познакомить учащихся с классификацией живых организмов; научить характеризовать царства живой природы, выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов; систематизировать знания учащихся об основных группах живых существ.

Оборудование: презентация, таблица «Вирусы», учебник, рабочая тетрадь.

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оргмомент.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Приветствие учащихся

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, доброжелательно относиться к учителю и

одноклассникам.

Регулятивные:

мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация

знаний, сообщение

темы и целей урока

На доске рисунки, фотографии животных, растений, грибов, водорослей, бактерий.  Мир живых организмов многообразен.  К сегодняшнему уроку вы подготовили рисунки и сообщения о различных представителях живой природы.

Перед  учеными всегда стояла задача как из такого большого объема информации выбрать нужные сведения, упорядочить знания.

  • Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы организмы изучать было удобнее?
  • На какие группы можно разделить все живые организмы?  

Демонстрируют рисунки, рассказывают интересные факты о жизни представителях живой природы.

Решая проблему, определяют тему урока.

Запись числа, темы урока.

Личностные:

умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать

выполнение заданий учителя,

самостоятельное формулирование цели и задач

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы

Усвоение новых знаний

Живых организмов очень много.

  • Найдите в учебнике информацию о количественном составе живых организмов, сколько из них открыто и описано? с.35

Описание разных растений и животных можно найти в специальной литературе, но информации очень много.

  • Что нужно сделать, чтобы не запутаться?

Введение понятий:

  • классификация
  • систематика
  • единицы систематики: царство, вид

 Найдите определения новых понятий в учебнике с. 35 - 37

Ответы учащихся, работа с учебником: выбор необходимой информации

Личностные:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные:  умение организовать выполнение  заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Познавательные:

формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

формирование умения владеть смысловым чтением.

Физкульт-минутка

Смена деятельности. Выполнение упражнений

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел,

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Усвоение новых знаний

Рассмотрите рисунок 28. Какие из указанных царств вам знакомы?

  • Назовите царства живых организмов состоящие из клеток.
  •  Почему вирусы занимают особое место в живой природе?

Особая группа организмов - вирусы: строение и значение вирусов (вирусные заболевания)

Ответы учащихся, работа с учебником: выбор необходимой информации

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Теперь вы выполните самостоятельную работу. Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? 

  • Выполните в рабочей тетради задания № 1, 4, 6
  • Проведите взаимопроверку.
  • Выскажите своё мнение.

Выполняют задания.

Проводят взаимопроверку.

Обсуждают возникшие разногласия.

Делают вывод

Регулятивные:

умение организовать выполнение  заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные:

умение структурировать учебный  материал, выделять в нем главное.

Рефлексия учебной деятельности

По результатам учащиеся  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Личностные:

самооценка на основе

успешности, адекватное понимание причин  успеха и неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные:

рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Информация о домашнем задании. Выставление оценок.

Формулирует задание, комментируя и отвечая на вопросы учащихся.

  • изучить текст § 8 в учебнике
  • выполнить в рабочей тетради задания № 2, 5

Выставляет оценки.

Воспринимают информацию,  фиксируя задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Признаки живых организмов. Царства живой природы"

Урок разработан в соответствие ФГОС  в 2015 году. Урок предназначен для 5-го класса по биологии. Учебно-методический комплекс  "Сферы" по биологии для основной школы "Биология. Живой о...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....