Методическая разработка урока "Цветок, строение и многообразие. Соцветие." 6 класс по ФГОС
методическая разработка по биологии (6 класс)

Комарова Татьяна Владимировна

Конспект урока "Цветок, строение и многообразие. Соцветие." составлен по требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии 6 класс ФГОС

Тема урока:  Цветок, строение и многообразие. Соцветие.

ЦЕЛЬ УРОКА: - формирование знаний о цветке, его строении,  как об органе  семенного размножения растения;

                             - вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной задачей,

                             - воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные умения: формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Предметные: давать определение понятиям репродуктивные органы. Определять цветки и соцветия цветкового растения, их роль в жизни цветкового растения.  Описывать многообразие цветков и соцветий.  Характеризовать строение цветка как органа размножения.

Метапредметные:

познавательные: демонстрировать приемы работы  с информацией: осуществлять  поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

регулятивные: 

принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя

 планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

РЕШАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Методы обучения: комбинированный, работа в парах, групповая работа

Приёмы обучения: интеллектуальная разминка, картинная галерея, юный исследователь, ассоциативные схемы, саморефлексия.

Оборудование: - ПК

                            - мультимедийная презентация к уроку

                            - минифильм

                            - лабораторное оборудование

                            - инструкционные карточки

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута)

Цель: мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха.

Деятельность учителя

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включает в деловой ритм.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Деятельность учащихся

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

  1. Актуализация знаний (5 минут)

Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. 

Деятельность учителя

Задает вопросы. (слайд 1)

1.  Вегетативные органы растения?                      

2.  Из каких частей состоит побег?                    

3.  Значение стебля для растения?

4.  Значение листьев?                                                                              

5.  Как называют зачаточный побег?                                  

6.  Какими бывают почки?                                                                                                                                                    

7.  Что развивается из генеративной (цветочной) почки?                                            

8.  Назовите репродуктивный орган растения?                      

 Учитель просит давать короткие ответы на вопросы, опрашивает учащихся.

Взаимопроверка (слайд 3)

    8 баллов – 5

 7-6 баллов – 4

 5-4 баллов – 3

 3-0 баллов – 2                                                                                

Выставление оценок

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы. (слайд 2)

  1.   Корень и побег
  2. Стебель, лист, почка
  3. Опора, связь, проведение веществ
  4. Фотосинтез, дыхание, испарение
  5. Почка
  6. Листовые и цветочные
  7. Побег с цветками
  8. Цветок

Взаимопроверка (учащиеся обмениваются своими ответами и проверяют друг друга)

Ставят «+» или « - «, считают количество  «+» ,записывают на лист-конспект.

  1. Создание проблемной ситуации. (3 минуты)

Цель: вызвать у учащихся  эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

(слайд 4)

Они прекраснее всего,

Что нам даёт природа на Земле,

Но дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный

                                                        Жак Делиль

Демонстрирует минифильм

(картины с цветами, фото с цветками под музыку)

Задает вопросы: какие вопросы возникли у вас при просматривании фрагмента? Какие  ассоциации вызвал у вас фрагмент?

Деятельность учащихся

Внимательно слушают.

Смотрят с интересом.

Отвечают на вопросы.

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности ( 3 минуты)

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

Как звучит тема урока?

Цветок, строение и многообразие. Соцветие.

Формулирует и записывает учебные  задачи:

- строение цветка;

- многообразие цветков;

- значение цветка.

Деятельность учащихся

Предлагают тему урока.

Записывают сформулированные задачи в тетрадь.

  1. Открытие нового знания (20 минут)

    Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать   свою точку зрения.

Деятельность учителя

Первые цветковые или покрытосеменные растения появились на планете около 120 млн лет назад. Главное, их отличие от растений того времени – наличие цветка и покрытосемянность.

Цветок – это генеративный орган растения, орган размножения. Давайте это выясним.

Раздает материал для лабораторной работа, инструкционные карточка.

Деятельность учащихся

Работа учащихся в парах, выполнение лабораторной работы по инструкционной карточке.

Деятельность учителя

(слайд 5) Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

Структурирует материал в виде схемы

Деятельность учащихся

Выступление, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в парах, проверка  итоговой схемы

                                                                            ЦВЕТОК

   

                           Главные части                                                              Вспомогательные

                                                                                                    Околоцветник                  Цветоножка  

            Тычинка                     Пестик

                                                                                               Венчик          Чашечка                  Цветоложе

                                                                                                                                                               

    Тычиночная нить               Рыльце      

       Пыльник                          Столбик                              Лепестки         Чашелистик        Видоизмененный

                                                 Завязь                                                                                               стебель

                                                                                             сростно-              сростно-

   Образование                   Образование                          раздельно-           раздельно-

     пыльцы                         плодов, семян                        лепестной            листная

     

                                                                                           Защита  тычинок  и  пестика,

                                                                                          приспособление к опылению

 

Ответьте на вопрос. Можно считать цветок видоизмененным побегом?

Цветковые растения господствующая группа на планете, самая распространенная. Ученые систематики используют специальную запись строения цветка – формулу цветка. По формуле можно без ошибки определить группу растения.

Цветки одинаковые или отличаются по строению?

Давайте разберемся в многообразии цветков.

Дальше вы будете работать в группах.

Заслушаем командира группы с результатами работы. На экране соответствующие слайды 5-9

По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Возвращаемся к задачам урока.

Строение цветка. Главные части и вспомогательные.

Видоизмененный побег.

Многообразие цветков.

Цветок – орган размножения растения.

Учащиеся отвечают на вопрос, записывают вывод в тетрадь.

Дети распределяются по группам, основываясь на изображенный цветок.

Инструкция

Общая часть  для всех групп

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
  2. Прочитайте текст.
  3. Назовите его.
  4. Составьте схему.

Группа №1 Цветки (по строению околоцветника)

Группа №2 Цветки (по наличию главных частей)

Группа №3 Цветки (по оси симметрии)

Группа №4 Цветки (по организации)

Группа №5 Цветки (по опылению)

  1. Контроль и самопроверка знаний (5 минут)

Цель: оценка степени усвоения изученного материала.

Возвращаемся к задачам урока.

Строение цветка. Главные части и вспомогательные.

Видоизмененный побег.

Многообразие цветков.

Цветок – орган размножения растения.

Установите соответствие между частями цветка и их описанием

               НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ ЦВЕТКА

                            ОПИСАНИЕ

  1. Цветоложе

А) Приклеивается к нему пыльца

  1. Рыльце пестика

Б) Развиваются плод и семена

  1. Венчик

В) Защита тычинок и пестика

  1. Завязь пестика

Г) Осевая часть цветка

  1. Околоцветник

Д) Внутри развивается пыльца

  1. Тычинки

Е) Может быть двойным или простым

Самопроверка (на слайде ответы)

     Критерии оценивания       6 баллов – 5

                                                 5 баллов – 4

                                                4-3 балла – 3

                                                2-0 балла – 2.

Выставление оценок

  1. Рефлексия деятельности. (3 минуты)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Деятельность учителя

Итак, урок подходит к концу.

Достигли мы цели урока?

Продолжить предложения.

  1. Я сегодня понял (ла), что __
  2. Мне было интересно __
  3. Я почувствовал (ла) затруднения в ___
  4. Я бы хотел (ла) узнать на следующем урок ____

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

  1. Информация о домашнем задании (1 минута)

Цель: выбор учащимися задания с учетом индивидуальных возможностей

Деятельность учителя

Стр. 32-33, повторить

Индивидуальное задание на выбор:

а) составить кроссворд

б) цветы в сказаниях и легендах
в) подготовить презентацию «Цветы-рекордсмены»

Деятельность учащихся

Выбирают задания с учётом индивидуальных возможностей и записывают в дневники.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока на тему "Многообразие пресмыкающихся" в 7 классе

Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Урок комбинированного типа. Содержит тест для проверки домашнего задания с ответами. Презентация содержит большое количество иллюстраций по многооб...

Методическая разработка урока :«Строение, функции и многообразие генеративного органа растения-цветок»

«Строение, функции и многообразие генеративного органа растения-цветок»...

Методическая разработка урока "Savoir se nourrir" 5 класс (реализация ФГОС)

 С 1 сентября 2011 года происходит введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных  учреждениях России. Это требования, обязательные при реализ...

Методическая разработка урока по теме: "Многообразие языков" для 11 класса

Данная методическая разработка будет полезна при изучении темы: "Изучение иностранных языков". Урок разработан в нетрадиционной форме по технологии дебатов "К барьеру!" Коммуникативная направленность ...

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Строение клетки»

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Строение клетки"...

Разработка урока "Строение растительной клетки" 5 класс ФГОС

STRONG { font-weight: bold; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Урок по теме «Строение клетки» проводится в 5 классе после изучения темы «Усройство ув...