методическая разработка урока на тему "Многообразие пресмыкающихся" в 7 классе
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Кирилова Вера Ивановна

Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Урок комбинированного типа. Содержит тест для проверки домашнего задания с ответами. Презентация содержит большое количество иллюстраций по многообразию пресмыкающихся и современных и вымерших.По материалу был дан открытый урокна секции учителей биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_presmykayushchihsya.rar2.75 МБ

Предварительный просмотр:

  ГБОУ  СОШ №2 п.г.т. Суходол      Урок биологии в 7  классе Кирилова В.И.

Вступление.

           Представляю один урок из системы уроков биологии  с применением  ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс,  сеть  Интернет, ресурсы школьной медиатеки.  Урок можно провести при изучении биологии по различным программам.  Представленная презентация ( составлена по материалам электронного учебника «Открытая биология 2,6»),    экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока  в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей  интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам.

           

Технологическая карта  урока

Тема урока:   "Происхождение и многообразие пресмыкающихся"

Школа: МОУ Суходольская средняя общеобразовательная школа №2 Сергиевского района Самарской области

Преподаватель:  Кирилова В.И.

Предмет:  биология

Раздел:  Хордовые

Класс:  7а  (25 учащихся)

Урок 45 минут.

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

Технология обучения: ИКТ  

Формы работы:  индивидуальная, работа в группах.

Цели урока:

Обучающие:  учащиеся должны овладеть новыми знаниями:  научиться выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с различными источниками информации, изучить роль рептилий в природе и жизни человека.

Развивающие:  развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.

Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в команде.

ТСО, оборудование: ПК,  медиапроектор, экран,  презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, энциклопедии «Мир вокруг нас», «Жизнь животных»,

 CD Энциклопедия Кирилла и Мефодия,  разработанные учителем тесты.

Оформление доски: На доске записана тема урока, записаны проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности рептилий как наземных позвоночных, их происхождение и значение; получают навык работы с энциклопедиями на бумажных и электронных носителях, в сети Интернет.

Структура урока и ход урока

  1. Вводная часть. Приветствие, сообщение темы и цели урока

   (2 минуты).

II.    Проверка домашнего задания: тест по вариантам, раздается каждому ученику в распечатанном виде.

       (проверка тестов лаборантами)

III, Постановка проблемы: (2 минуты). Предлагаю ребятам назвать известных им рептилий. С чем связано большое разнообразие рептилий на Земле? После короткой беседы демонстрация: (слайд 1)

  1. Изучение нового материала: (20 минут)

     А) Происхождение рептилий.   (слайды 2-8)

Сообщение учителя. Демонстрация слайдов презентации. Решение проблемы в процессе беседы с учащимися: Почему рептилии смогли занять все среды обитания на Земле?

         Б) Современные рептилии.

  1. Вначале работы в процессе беседы обобщаются знания о строении современных пресмыкающихся, полученные на предыдущих уроках, формулируются выводы,  демонстрируется слайд 9   

           характерные признаки современных рептилий:

  1. сухая кожа, два круга кровообращения, трехкамерное сердце;
  2. головной мозг снабжается артериальной кровью;
  3. у рептилий имеется кора головного мозга, они способны к выработке условных рефлексов;
  4. дыхание легочное;
  5. зубы конической формы, служат для захвата и удержания добычи;
  6. размножение и развитие не связано с водой.

V Организация самостоятельной работы в группах. Всего 5 групп учащихся.

1 группа:  работа в Интернете. Ученики  ищут информацию о причинах вымирания динозавров и готовят сообщение о причинах вымирания;

                                       Карточка – задание.

  1. Найти информацию  в сети Интернет о причинах вымирания древних пресмыкающихся.
  2. Подготовить информацию о различных гипотезах о причинах вымирания динозавров.
  3. Решен ли вопрос о причинах вымирания динозавров.

 2, 3, 4 и 5 группы  работают с информацией на печатных  и электронных носителях   (источник выбирает группа) по заданию учителя, находит информацию об одном из отрядов современных рептилий и заполняет одну строку в таблице:

                       Многообразие современных рептилий. (слайд10)

Отряд

Характерные особенности

Представители

Практическое значение

Черепахи

Чешуйчатые (змеи)

Крокодилы

Чешуйчатые (ящерицы)

  1. группа – отряд черепахи
  2. группа – отряд крокодилы
  3. группа- отряд чешуйчатые (змеи)
  4. группа – отряд чешуйчатые (ящерицы)

VI. Подведение итогов работы. (15 мин)

1. Каждая группа представляет результаты работы , учитель сопровождает их сообщения слайдами презентации, во время отчетов групп   учащиеся класса  заполняют всю таблицу

2 группа – отряд черепахи (слайды 11-17);  3 группа – отряд крокодилы (слайды 18-20);  4 группа- отряд чешуйчатые (змеи)  (слайды 21-24);  5 группа – отряд чешуйчатые (ящерицы) (слайды 25-30)

  2. ответ на проблемный вопрос:            

С чем связаны различия в строении  представителей различных отрядов рептилий?

VII Закрепление знаний. Работа по вопросам см.презентацию (слайд31)

VIII. Подведение итогов (5 минут)

Формулировка проблемы и вывода по теме урока. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание:  стр.196-203

Используемая литература:

  1. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин . Учебник биологии для 7 класса ,М., «Дрофа»,2005г
  2. CD Открытая биология , версия 2.6.
  3. CD Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  4. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин .Методическое пособие к учебнику , М., «Дрофа»,2001г
  5. В.Н. Семенцова, Биология, технологические карты уроков, Санкт-Петербург, «Паритет»,2003г

Приложение 1.

Тесты для проверки знаний.

                                                    1 вариант

1. Рептилии произошли от:

                                 а) древних кистеперых рыб

                                 б) древних земноводных

2. Все рептилии дышат:

                                 а) только легкими

                                 б) легкими и кожей

                                 в) только кожей

3. Сердце большинства рептилий состоит:

                                 а) из предсердия и желудочка

                                 б) из двух предсердий и желудочка

                                 в) из двух предсердий и двух желудочков

4. В шейном отделе ящерицы:

                                  а) 2 позвонка

                                  б) 4 позвонка

                                   в) 8 позвонков

5. Какая кровь находится в желудочке сердца рептилий

                                                а) артериальная

                                               б) венозная

                                                в) смешанная

6. Скелет передней конечности состоит из:

                                     а) бедро, голень, стопа

                                     б) плечо, предплечье, стопа

 7. Скелет задней конечности состоит из:

                                      а) бедро, голень, стопа

                                     б) плечо, предплечье, стопа

8. Головной мозг рептилий состоит из:

               а) 4 отделов ;  б) 2 отделов; в) 5 отделов

9. Условные рефлексы у хордовых связаны с

                                       а) передними полушариями мозга

                                       б) мозжечком

                                       в) с промежуточным мозгом

10. Каким образом расположены конечности прыткой ящерицы:

                                       а) под туловищем

                                        б) сбоку под углом к туловищу

                                            2 вариант

1. Имеется ли грудная клетка у ящерицы:

                                        а) да ;             б) нет

2. Один из отделов сердца снабжен неполной внутренней перегородкой,

 назовите этот отдел:      а) левое предсердие

                                         б) правое предсердие

                                          в) желудочек

3. Сколько отделов различают в каждой конечности ящерицы:

                                            а) 2;     б) 3 ;    в) 4

4. Какая кровь находится в левом предсердии:

                                              а) артериальная

                                               б) венозная

                                                в) смешанная

5. Кровеносная система состоит:

                                   а) из одного круга кровообращения

                                    б) из двух кругов кровообращения

6. Пояс передних конечностей состоит из:

                                                 а) лопатки, ключицы, вороньей кости

                                                 б) плеча, предплечья, кисти

                                                 в) бедра, голени, стопы  

7. Насыщение крови кислородом  происходит

                                                 а) в большом круге кровообращения

                                                  б) в легочном (малом) круге кровообращения

8. Назовите вид оплодотворения , который характерен для ящерицы:

                                                  а) внутреннее оплодотворение

                                                  б) наружное оплодотворение

9. Назовите тип развития  характерный для рептилий

                                                   а) прямое развитие

                                                   б) непрямое развитие

10. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:

                                      а) толстая прозрачная студенистая оболочка

                                       б) скорлупа           в) кожистая оболочка

                                   Ответы на тесты

   1 вариант                                                      2 вариант

1- б                                                                     1- а

2- а                                                                     2- в

3- б                                                                     3- б

4- в                                                                     4- а

5- в                                                                     5-  б

6- б                                                                     6-  а

7- а                                                                     7- б

8- в                                                                     8- а

9- а                                                                     9- а

10- б                                                                  10- в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...