Разработка урока "Строение растительной клетки" 5 класс ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок по теме «Строение клетки» проводится в 5 классе после изучения темы «Усройство увеличительных приборов». Всего в 5 классе учатся 13 детей, уровень обученности высокий, неуспевающих в классе нет. Ученики любознательные, самостоятельные.
Даная программа по биологии предусматривает 36 учебных часов в год (1 час в неделю)
Знакомство с новым материалом на данном уроке идёт наряду с выполнением лабораторной работы «Строение клетки кожицы чешуи лука», что очень актуально при изучении курса биологии в 5 классе,так как очень мало лабораторных работ с использованием микроскопа и это не позволяет выделить достаточно времени для фомирования и развития навыков работы с микроскопом . Это является основных трудностей, которые ожидают учащихся при выполнении практической части олимпиад по биологии. Таким образом, данный урок важен как для ученика, так и для учителя, т. к. позволяет формирование и развитие практческих навыков.
Выполняя лабораторные работы на этом уроке, учащиеся продолжают развивать коммуникативные навыки, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Кроме того урок способствует развитию биологического мышления и воспитывает биологическую культуру учащихся.
Реализации поставленных на уроке задач способствуют следующие методы и методические приёмы: проблемное обучение, использование познавательных лабораторных работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 988.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Барлык» Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
_______________________________________________________________________________
Разработка урока по биологии
на Всероссийский конкурс
профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
«Строение растительной клетки»
(5 кл)
Учитель: Кужугет С.В.- учитель биологии МБОУ СОШ с. Барлык
Барлык 2016 г.
Предмет: биология
Класс: 5
Тема : Строение растительной клетки
Тип урока: изучение новых знаний
Цель: формирование у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.
Задачи:
- изучить строение растительной клетки и зачение ее частей
- развивать умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, продолжить формирование у школьников умений анализировать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
- воспитывать осознанного достижения поставленной цели, аккуратность в работе с оптическими приборами, продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение
Планируемые результаты
Предметные:
- знать строение клетки и роли органиодов
Метапредметные:
- регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути их решения и средства достижения цели
- комуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказыать свои мысли и идеи
- познавательные: работать с учебником и тестом, находить отличия, сравнивать и выделять признаки
Личностные: оценивать результат своей работы
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия,
- работать с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
- Продолжить формирование умения работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: индивидуальная,фронтальная,
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочие листы, ПК, лук - репка, микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетка,
Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, органоиды
Структура урока
- Организационный момент: приветствие и организация готовности у чащихся к уроку
Учащиеся: приветствие, подготовка к уроку
- Мотивация к учебной деятельности. Показ слайда
Учитель: Что вы видите?
Учащиеся: красивый дом
Учитель: из чего построен дом, из чего он состоит.
Учащиеся: из кирпича
Учитель: Что изображено на картине?
Учащиеся: растения
Учитель: из чего все растения состоят?
Учащиеся: из клетки
Учиеть: Какую тему мы сегодня будем изучить?
Учащиеся: клетка
Учитель: Да вы правильно догадались
- Формулирование темы урока: Строение растительной клетки
Учащиеся записывают тему на тетрадях
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Теперь мы знаем, что все растения состоят из клеток, теперь я вас прошу нарисовать в тетрадях клетку.
- Что из собой представляет «клетка»?
- Из каких частей она состоит?
Поднимите руки , кто смог нарисовать клетку
(Учащиеся затрудняются нарисовать)
Учащиеся не могут нарисовать клетку, так как они никогда не видели что собой представляет собой «клетка»
Учитель: молодцы, кто попытался изобразиь клетку, но у всех возникли затруднения
Почему и какие затруднения у вас возникли? Почему вы не справились с заданием?
Мы не знаем какую форму имеет клетка и из каких частей она состоит
Учитель: молодцы, вы сами выяснили, что вы не знаете
- Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: мы выяснили, что многое не знаем о клетке
и какова наша цель сегодняшнего урока
Учащиеся: изучить строение растительной клетки
учитель: как вы будете достигать цель урока, что вам необходимо для достижения поставленной цели?
Учащиеся: нам необходимо микроскоп, учебник и состваить план достижения цели
Учитель: давайте вместе сосавим план дальнейшей нашей работы:
- изучить по учебнику строение растительной клетки
- выполнить лабораторную работу
- подписать составные части клетки
6. Реализация построенного проекта.
Учитель: цель поставлена, план составлен и давайте следовать по данному плану
Учащиеся читают учебник, изучают строение клетки
Учитель: из каких частей состоит клетка? (ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоль)
Учитель: приступаем к выполнению лабораторной работы по алгоритму, котрые имеется у вас на столах. В течении урока вы должны приготовить три микропрепарата по алгоритму.
Задание №1
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука по интструкции лабораторной работы в учебнике. Показ слайда
Учитель: что вы видите под микроскпом
Учащиеся: продолговатые клетки
Учитель: как они расположены по отношению друг к другу, есть ли промежутки между клетками? Показ слайда
Учащиеся (делают вывод): плотно прилегают друг к друга, не образуют промежуток
Учитель: находим структурные части: ядро, цитоплазму, оболочку и вакуоль
Учитель: сделайте вывод из каких частей состоит клетка?
Учитель: у вас на столах имеются рабочие листы, подпишите и выполните задание №1
- Первичное закрепление знаний. Показ слайда
Учащиеся по желанию выходят на доску и называют структурные части клетки. Проверяют правильно ли подписали рисунок в задании №1 в рабочих листах
Эталон ответа учащихся: кожица чешуи лука состоит из продолговатых плотно прилегающих друг к другу клеток. Клетка снаружи покрыта оболчкой, в которой местами есть более тонкие участки- поры. Под оболочкой находится бесцветное вязкое вещество- цитоплазма. В цитоплазме находится небольшое плотное тельце- ядро. Во всех клетках хорошо заметны полости- вакуоли, заполненные клеточным соком.
Учитель: приступаем к выполнении следующего задания №2 в рабочих листах с помощью учебника заполняем таблицу
Задание №2 «Сравнительный анализ размеров клеток кожицы чешуи лука, взятых из разных участков одной чешуи»
- Взять небольшую луковицу
- снять все чешуи
- приготовить микропрепараты взятых из разных участков одной чешуи: а) верхушечной части
б) средней части
в) основания чешуи
- Посмотреть под микроскопом и сделать сравнительный анализ
Учитель: внимательно рассмотрев микрпрепараты из разных участков одной чешуи выполните задание №2 в рабоочих листах
Эталон вывода учащихся: проанализировав изменения размеров клеток кожицы в пределах одной чешуи мы обнаружили, что размер клеток увеличивается от основания чешуи к ее верхушке. У основания чешуй находится зона, где происходит интенсивное деление клеток, а ближе к верхушке клетки не делятся, а лишь растягиваются.
Задание №3 «Измерение величины клетки»
1. снять кожицу чешуи лука
2. взять предметное стекло и пипеткой капнуть водой
3. положить кожицу на предметное стекло и покрыть пленкой с решеткой
4. подсмотреть под микроскопом
5. Подсчитать сколько клеток умещается, в длину, между ее метками
6. Разделить 1 мм на полученное число
7. Подсчитать сколько клеток умещается ,в ширину, между ее метками. Разделить 1 мм на полученное число
8. Определить ширину и длину клетки
Учитель: выполните задание №4
Эталон записи учащихся:
1 мм 1 мм
длина= -------------- ; ширина = ---------------
пол. число пол. число
Учитель: молодцы вы справились всеми заданиями
7. Закрепление полученного знания
Учитель: для закрепления полученного знания выполним задания №5 «Продолжи предложение» в рабочих листах. Прочитаем первое предложение, какое слово пропущено. Так учащиеся месте с учителем проговаривают строение растительной клетки.
8. Контролирующее задание: выполняют тестовые задания в рабочих листах.
Если все выполнили поменялись рабочими листами и проверяем работу своего товарища (взаимопроверка) Показ слайда с правильными ответами.
9. Рефлексия:
Учитель: какова была цель нашего урока
Учащиеся: изучить строение растительной клетки
Учитель: достигнули ли вы своей цели
Учащиеся: да
Учитель: что вы узнали о клетке
9. Оценка своей деятельности на уроке: заполнение дневника
10. Домашнее задание: составить кроссворд «Строение клетки»
Приложение 1
Рабочий лист учащегося 5 класса______________________________________
Тема урока:---------------------------------------------------------------------------------------------
1. Выполните Задание №1 «Строение растительной клетки»
Обозначьте части клетки на схеме. Что можно обозначить цифрой ?
1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ |
2. Выполните задание №2 «Функции органоидов клетки»
Заполните таблицу
Название органоида | Выполняемая функция |
Оболочка | Сохраняет целостность клетки, придает форму |
Цитоплазма | |
Ядро | |
Вакуоль |
ЗАДАНИЕ №3. Всавьте пропущенные слова
Клетки отличаются друг от друга по....(а) .В различных частях кожицы размер клеток.....(б) . Размер клеток от основания чешуи к ее верхушке …....(в) У основания чешуй находятся ….. (г)клетки.
а)
б)
в)
г)
Задание №4.
1 мм 1 мм
длина= -------------- = ; ширина = --------------- =
пол. число пол. число
Задание №5. Продолжи предложение
1.Плотное образование округлой формы, хранитель наследственной информации....... .
2. Полужидкое слизистое содержимое клетки, имеющее сложное строение.... .
3. Полость, заполненное клеточным соком ….. .
4. Мельчайшая частица живого организма ….. .
Задание №6
1. Бесцветное вязкое вещество внутри клетки (строение клетки):
- Цитоплазма
- Оболочка
- Ядро
- Все ответы правильны
2. Бесцветное вязкое вещество внутри клетки (строение клетки):
- Цитоплазма
- Оболочка
- Ядро
- Все ответы правильны
3. Мельчайшая единица живого
1. клетка
2. орган
3. ткань
4. организм
Лист оценивания
Фамилия Имя | Работа с микроскопом | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Тест | Итоговая оценка | Оценка учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 5 класса ФГОС
Даанный урок разработан в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами для 5 класса по программе Критской.Тема урока "Волшебная палочка дирижера"...
разработка урока математики 5 класс ФГОС по теме "Порядок выполнения действий"
полный конспект урока математики с картинками и заданиями...
разработка урока в 7 классе ФГОС по теме Значение рыб
Разработка урока основана на защите мини-проектов тремя группами 7 - го класса....
разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.
Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...
разработка итогового контроля 7 класс ФГОС по английскому языку
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса по учебнику М.З.Биболетовой и Н.Н. Трутневой предназначена для итогового контроля знаний английского языка за курс 7 класса, а так же контроль навыков ауди...
разработка итогового контроля 7 класс ФГОС по английскому языку (аудирование)
дорожка 1 для аудироваиня диалога 1 к итоговой контрольной работе за курс 7 класса к учебнику М.З. Биболетовой и Н.Н. Трубаневой...
разработка итогового контроля 7 класс ФГОС по английскому языку (аудирование)
дорожка 2 для аудирования диалога 2 к итоговой контрольной работе за курс 7 класса к учебнику М.З. Биболетовой и Н.Н. Трубаневой...