План - конспект урока "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

План -  конспект урока "Вирусы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_virusy.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

«Вирусы

  1. Ф.И.О. преподавателя:  Федосенко Оксана Ивановна

2. Курс 1 Дата: 17.01.2021

3. Тема урока: Изменчивость наследственная и ненаследственная.

4. . Цель урока:

4.1. Создание условий для ознакомления с вирусами, их особенностями и отличительными признаками, а также для овладения студентами учебными универсальными действиями.

4.2. Предметные результаты обучения

Основные теоретические знания

Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников)

Знает строение и классификацию вирусов, их происхождение и историю открытия, жизненный цикл, их роль в природе и жизни человека, а также профилактику и предупреждение вирусных инфекций

Выделяет существенные признаки строения и жизнедеятельности вирусов;

Приводит доказательства сравнения (сходств и различий) вирусов с живыми организмами; Объясняет роль вирусов в природе и жизни человека;

 Находит в тексте основные признаки вирусов и бактериофагов;

Анализирует и оценивает последствия проникновения вирусов в клетку растений, животных и человека;

 Преобразует информацию в схему;

Владеет составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы,  наблюдать, давать определения понятиям;

Осваивает правила профилактики вирусных заболеваний;

Использует приобретенные знания для профилактики вирусных заболеваний растений, животных и человека

Структурирует материал, работает с различными источниками информации;

Развивает умение работать с методическим материалом;

Работает совместно в атмосфере сотрудничества;

5.3.Метапредметные результаты обучения:

Личност-

ные

Регуляти-

вные

Познавательные УУД

Коммуника-

тивные

общеу-

чебные

логиче-

ские

постановка

и решение

проблемы

 Формирование познавательных интересов, направленных на изучение неклеточных форм жизни, формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в клетках, пораженные вирусами)

Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях при изучении специфических свойств вирусов, выполнять учебное действие в соответствии с планом

самостоятельное

выделение и формулирование познавательной цели;постановка и формулирование проблемы; моделирование;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса.

анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы,

построение логической цепи рассуждений,

доказательство;

обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

адекватно использует речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивает различные точки зрения и находит общее решение, планировать совместную деятельность, учитывает мнение окружающих и адекватно оценивает собственный вклад в деятельность группы

6. Дидактические задачи урока:

Образовательные

Способствовать получению обучающимися знаний о происхождении, особенностях строения и классификацией вирусов

Развивающие

Способствовать  развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи

Воспитательные

Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями

7. Тип урока: урок изучение нового материала

8. Дидактическая структура урока:

  • изложение нового материала,
  • его закрепление,
  • задание на дом.

9. План изучения нового материала:

  1. Актуализация знаний
  2. Постановка проблемы.
  3. Определение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
  4. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  
  5. Первичная проверка понимания
  6. Выявление нового затруднения
  7. Поиск выхода из затруднения
  8. Первичная проверка понимания
  9. Обобщение и закрепление

10. Учебно – методический комплекс:

  • Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация
  • Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы): -
  • Оборудование, требующее специальной подготовки: -
  • Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор
  • Вспомогательное оборудование:
  • Дидактическое сопровождение: тексты, рабочие листы.
  • Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет он-лайн).
  • Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский «Биология для колледжей».
  • Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):-

11. Образовательные педагогические технологии: ТДМ

12. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения): экология(взаимосвязь вирусов с окружающей средой)

13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее – клеточные формы жизни, клеточная теория.

ХОД УРОКА

Этап урока

(мин)

Планируемые результаты обучения

Компоненты

УМК

Деятельность

предметные

метапред-

метные

 (Р,К,П)

лично-

стные

учителя

обучающихся

Организованное начало урока (1  мин)

Оргмомент

 

Р: умеют организовать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете 

Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя.

Изучение нового материала (70 минут)

1.Мотивация (создание проблемной ситуации)

Узнают вирусы

П: Формулирование проблемного вопроса

К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Смыслообразование и личностное определение

Слайд презентации

 Читает: статистику заболевания ковидом по Республике Коми, затем по России.

Ставит вопрос: Как вы думаете, какое отношение статистика заболевания имеет к нашему уроку? О чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Какие еще заболевания имеют вирусную природу? Что вы знаете о вирусах?

Предлагает заполнить высказывания студентов в таблице 1 первый и второй столбец

Студенты слушают

 

Студенты высказывают свои предположения.

Отвечают на вопрос преподавателя.

 

Записывают в таблицу  примерные высказывания.

2.Постановка цели и задач урока. Построение проекта выхода из затруднения.

П: самостоя-тельно

выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние

Р: планиро-вание, прогно-зирование

Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом

Слайд презентации.

Преподаватель рассказывает: сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяется по планете вирус СПИДа, ковида. Задает вопросы. Почему же в наше время при мощном развитии медицины человечество не может победить  вирусные инфекции?

Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

Что нужно знать чтобы противостоять вирусам? Какие знания нам нужны?

Предлагает определить тему и цель урока.

Ставит проблемные вопросы:

1.Что же такое вирус – это клетка или существо или вещество?

2Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

Предлагает в конце урока, аргументировано доказать.

Студенты слушают, анализируют.

 Перед студентами ставится проблема, они предлагают пути ее решения,  обозначают тему урока: «Вирусы», формулируют задачи.

Записывают в тетрадь тему урока.

Студенты предлагают  познакомиться с историей открытия вирусов, изучить строение и особенность жизнедеятельности вирусов, узнать о профилактике вирусных заболеваний, профилактике СПИДа, ковида.

3.Актуализация знаний

Знают понятия «биосистема», «жизнь», «уровень организации живой материи», знают основные свойства живого.

П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства.

К: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Предлагает повторить тему: «Признаки живой материи»

Фронтальный опрос.

Отвечают.

4. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

Учатся  перечислять признаки вирусов, узнают историю  открытия вирусов. Выделяют отличительные признаки вирусов и бактериофагов, основные этапы взаимодействия вируса с клеткой.  

Умеют объяснять причины заболевания СПИДом и другими вирусными заболеваниями, использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики.

П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства.

К: умеют оформлять свои мысли в устной форме П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболееэффективных способов решения задач,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной   и письменноформе,

К: управляют поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Видеофрагменты, слайды, раздаточный материал с изображением бактериофага, его строением, учебник, таблица 2.

Просмотр видеофрагмента научно-популярного фильма «Проклятие вирусов» фрагмент 1(4мин.27 сек) слайд . Преподаватель ставит вопрос – что это за коварный враг человечества? Нужны ли эти существа на планете? Откуда появились вирусы и когда

 впервые о них стало известно?

Предлагает студенту выступить с сообщением: «История открытия вирусов». Просмотр слайда.

Предлагает записать в тетрадь фамилии ученых, открывших вирусы в хронологическом порядке.

Состав и строение вирусов (просмотр фрагмента видеофильма «Проклятие вирусов»  (59 сек) слайд, где объясняется строение вирусов. Учитель дополняет пояснение из фильма о строении вирусов с использованием слайдов презентации.

 Предлагает зарисовать схему строения вируса из учебника в тетрадь и подписать все составные части.

Рассказ преподавателя о механизме взаимодействия вирусов с клеткой.

Ставит задачу перед студентами, самостоятельно выделить этапы взаимодействия вируса с клеткой.

Проверка  по слайду.

Преподаватель корректирует.

Бактериофаги — вирусы бактерий. Строение бактериофага.  (просмотр фрагмента видеофильма «Проклятие вирусов» фрагмент  (59 сек) слайд, где объясняется строение бактериофага. Учитель дополняет пояснение из фильма о строении бактериофага с использованием слайдов презентации

Предлагает зарисовать схему бактериофага, записать его составные части  с раздаточного материала

Рассказывает о вирусных заболевания

Выступление студентов с сообщениями о вирусных заболеваниях: грипп и СПИД

Контролирует выступления студентов по данным вопросам.

Предлагает  поработать в парах по следующему плану: ответить на данные вопросы и составить сообщения о вирусных заболеваниях, их профилактике.

Смотрят, слушают, записывают в тетрадь понятия: о вирусах – как неклеточных формах жизни, вирусологии как науки о вирусах, признаках вирусов.

Студент выступает с сообщением.

Слушают, смотрят слайд.

Записывают в тетрадь фамилии ученых, открывших вирусы.

Смотрят видеофрагмент, слушают пояснения учителя.

Смотрят видеофрагмент, просмотр слайда, слушают пояснения учителя.

Зарисовывают схему из учебника, подписывают составные части вируса.

Слушают.

Анализируют. Записывают в тетрадь этапы взаимодействия вируса с клеткой.

Зачитывают свои записи в тетради (один обучающийся), остальные корректируют свои записи, сверяют со слайдом.

Смотрят видеофрагмент, просмотр слайда,  слушают пояснения учителя.

.

Зарисовывают схему с раздаточного материала, с изображением бактериофага, подписывают его составные части.

Слушают рассказ учителя

Слушаю, записывают.

Слушают одноклассника и записывают в тетрадь о роли вирусов в различных заболеваниях человека, отмечают в тетради, какие заболевания вызывают вирусы и какие меры профилактики нужно знать, чтобы не заболеть

Студенты работают в парах, отвечают на данные вопросы,

 готовятся к выступлению перед одноклассниками, защищая свою позицию.

5Первичная проверка понимания

Знают   строение вирусов , причины заболевания СПИДом, соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний.

П: анализ  объектов с целью выделения признаков, сравнение, обобщение

Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

К: владение монологичес-кой и диалогической формами речи

Слайды с изображением вирусов гриппа, СПИДа, герпеса, оспы и др.

Предлагает продемонстрировать результаты работы

.

Контролирует и корректирует выступление.

 

Выступление перед одногруппниками. Выступает группа их 2-3 обучающихся.

Отстаивают свою точку зрения, отвечают на вопросы одноклассников.

Обобщение и закрепление нового материала (12 минут)

1.Обобщение

Знают  ключевые понятия и термины по теме.

П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние

Р: коррекция

Словарь биологических терминов, таблица.

Предлагает вспомнить и  записать в словарь ключевые понятия по теме урока.

.

Вспоминают, записывают в словарь.

2.Закрепле-ние

Доказывают, принадлежность вирусов к внеклеточной форме жизни

П: построение логической цепи рассуждений,

доказательст-во

Самоопреде-ление

Предлагает вспомнить какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

  1. Вирусы – это клетка существо или вещество? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)
  2. Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п. )

Вспоминают проблемные вопросы, анализируют.

Дают ответы. Аргументируют.

Диагностика результатов обучения (5 минут)

1. Контроль усвоения (3 минуты)

Знают отличительные признаки вирусов и бактериофагов, основные этапы взаимодействия вируса с клеткой.  

Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

Самоопреде-ление

Слайд  с изображением вируса

Предлагает  в таблице №1 заполнить третий столбец.

Заполняют.

2.Рефлексия

(2 минуты)

 

П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р: проводят коррекцию и оценку собственных действий

Смыслообра-зование

Оценочные листы

Предлагает написать отзыв об уроке: «Для меня сегодняшний  урок…»

Студенты пишут отзыв и сдают преподавателю (желающие озвучивают свои отзывы)

Организация домашнего задания (2 мин)

1.Домашнее задание (1,5 минуты)

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Прочитайте  и ответьте на вопросы учебника Р.Г. Заяц «Биология для колледжей» с.13

Записывают домашнее задание , задают уточняющие вопросы

2.Организо-ванный конец урока (0,5 минут)

 

 

 

Благодарит за работу на уроке и желает хорошего дня

Благодарят преподавателя за урок вставанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "« Вирусы – неклеточная форма жизни"

Урок для обучающихся 9 класса.  На уроке  учащихся  расширяют знания  о неклеточных формах жизни,   у них формируется  представление о внутриклеточных паразитах...

План-конспект урока по биология 9 класс "Вирусы"

"Вирусы-неклеточные формы жизни"...

план-конспект урока "Вирусы - неклеточные формы жизни"

Тема урока, цели и задачи урока, структура и ход урока, методические рекомендации, приложение...

План-конспект урока по биологии 9 класс "ВИРУСЫ"

План-конспект урока в 9 классе предназначен для учителей биологии.  Основная цель: помощь учителю в подготовке к уроку по данной теме....

План-конспект урока "Вирусы"

План-конспект урока для 9 класса по теме "Вирусы"...

Конспект урока " Вирусы" проблемное обучение

Конспект урока Вирусы- 9 класс....