План - конспект урока "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
«Вирусы
- Ф.И.О. преподавателя: Федосенко Оксана Ивановна
2. Курс 1 Дата: 17.01.2021
3. Тема урока: Изменчивость наследственная и ненаследственная.
4. . Цель урока:
4.1. Создание условий для ознакомления с вирусами, их особенностями и отличительными признаками, а также для овладения студентами учебными универсальными действиями.
4.2. Предметные результаты обучения
Основные теоретические знания | Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников) |
Знает строение и классификацию вирусов, их происхождение и историю открытия, жизненный цикл, их роль в природе и жизни человека, а также профилактику и предупреждение вирусных инфекций | Выделяет существенные признаки строения и жизнедеятельности вирусов; Приводит доказательства сравнения (сходств и различий) вирусов с живыми организмами; Объясняет роль вирусов в природе и жизни человека; Находит в тексте основные признаки вирусов и бактериофагов; Анализирует и оценивает последствия проникновения вирусов в клетку растений, животных и человека; Преобразует информацию в схему; Владеет составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям; Осваивает правила профилактики вирусных заболеваний; Использует приобретенные знания для профилактики вирусных заболеваний растений, животных и человека Структурирует материал, работает с различными источниками информации; Развивает умение работать с методическим материалом; Работает совместно в атмосфере сотрудничества; |
5.3.Метапредметные результаты обучения:
Личност- ные | Регуляти- вные | Познавательные УУД | Коммуника- тивные | ||
общеу- чебные | логиче- ские | постановка и решение проблемы | |||
Формирование познавательных интересов, направленных на изучение неклеточных форм жизни, формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в клетках, пораженные вирусами) | Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях при изучении специфических свойств вирусов, выполнять учебное действие в соответствии с планом | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;постановка и формулирование проблемы; моделирование; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса. | анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование | формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | адекватно использует речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивает различные точки зрения и находит общее решение, планировать совместную деятельность, учитывает мнение окружающих и адекватно оценивает собственный вклад в деятельность группы |
6. Дидактические задачи урока:
Образовательные | Способствовать получению обучающимися знаний о происхождении, особенностях строения и классификацией вирусов |
Развивающие | Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи |
Воспитательные | Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями |
7. Тип урока: урок изучение нового материала
8. Дидактическая структура урока:
- изложение нового материала,
- его закрепление,
- задание на дом.
9. План изучения нового материала:
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы.
- Определение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
- Первичная проверка понимания
- Выявление нового затруднения
- Поиск выхода из затруднения
- Первичная проверка понимания
- Обобщение и закрепление
10. Учебно – методический комплекс:
- Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация
- Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы): -
- Оборудование, требующее специальной подготовки: -
- Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор
- Вспомогательное оборудование:
- Дидактическое сопровождение: тексты, рабочие листы.
- Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет он-лайн).
- Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский «Биология для колледжей».
- Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):-
11. Образовательные педагогические технологии: ТДМ
12. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения): экология(взаимосвязь вирусов с окружающей средой)
13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее – клеточные формы жизни, клеточная теория.
ХОД УРОКА
Этап урока (мин) | Планируемые результаты обучения | Компоненты УМК | Деятельность | ||||||||
предметные | метапред- метные (Р,К,П) | лично- стные | учителя | обучающихся | |||||||
Организованное начало урока (1 мин) | |||||||||||
Оргмомент |
| Р: умеют организовать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете | Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
| Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. | Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя. | |||||
Изучение нового материала (70 минут) | |||||||||||
1.Мотивация (создание проблемной ситуации) | Узнают вирусы | П: Формулирование проблемного вопроса К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Смыслообразование и личностное определение | Слайд презентации | Читает: статистику заболевания ковидом по Республике Коми, затем по России. Ставит вопрос: Как вы думаете, какое отношение статистика заболевания имеет к нашему уроку? О чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Какие еще заболевания имеют вирусную природу? Что вы знаете о вирусах? Предлагает заполнить высказывания студентов в таблице 1 первый и второй столбец | Студенты слушают
Студенты высказывают свои предположения. Отвечают на вопрос преподавателя.
Записывают в таблицу примерные высказывания. | |||||
2.Постановка цели и задач урока. Построение проекта выхода из затруднения. | П: самостоя-тельно выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние Р: планиро-вание, прогно-зирование | Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом | Слайд презентации. | Преподаватель рассказывает: сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяется по планете вирус СПИДа, ковида. Задает вопросы. Почему же в наше время при мощном развитии медицины человечество не может победить вирусные инфекции? Почему вирусы практически невозможно уничтожить? Что нужно знать чтобы противостоять вирусам? Какие знания нам нужны? Предлагает определить тему и цель урока. Ставит проблемные вопросы: 1.Что же такое вирус – это клетка или существо или вещество? 2Почему вирусы практически невозможно уничтожить? Предлагает в конце урока, аргументировано доказать. | Студенты слушают, анализируют. Перед студентами ставится проблема, они предлагают пути ее решения, обозначают тему урока: «Вирусы», формулируют задачи. Записывают в тетрадь тему урока. Студенты предлагают познакомиться с историей открытия вирусов, изучить строение и особенность жизнедеятельности вирусов, узнать о профилактике вирусных заболеваний, профилактике СПИДа, ковида. | ||||||
3.Актуализация знаний | Знают понятия «биосистема», «жизнь», «уровень организации живой материи», знают основные свойства живого. | П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства. К: умеют оформлять свои мысли в устной форме. | Предлагает повторить тему: «Признаки живой материи» Фронтальный опрос. | Отвечают. | |||||||
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Учатся перечислять признаки вирусов, узнают историю открытия вирусов. Выделяют отличительные признаки вирусов и бактериофагов, основные этапы взаимодействия вируса с клеткой. Умеют объяснять причины заболевания СПИДом и другими вирусными заболеваниями, использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики. | П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства. К: умеют оформлять свои мысли в устной форме П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболееэффективных способов решения задач, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменноформе, К: управляют поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | Видеофрагменты, слайды, раздаточный материал с изображением бактериофага, его строением, учебник, таблица 2. | Просмотр видеофрагмента научно-популярного фильма «Проклятие вирусов» фрагмент 1(4мин.27 сек) слайд . Преподаватель ставит вопрос – что это за коварный враг человечества? Нужны ли эти существа на планете? Откуда появились вирусы и когда впервые о них стало известно? Предлагает студенту выступить с сообщением: «История открытия вирусов». Просмотр слайда. Предлагает записать в тетрадь фамилии ученых, открывших вирусы в хронологическом порядке. Состав и строение вирусов (просмотр фрагмента видеофильма «Проклятие вирусов» (59 сек) слайд, где объясняется строение вирусов. Учитель дополняет пояснение из фильма о строении вирусов с использованием слайдов презентации. Предлагает зарисовать схему строения вируса из учебника в тетрадь и подписать все составные части. Рассказ преподавателя о механизме взаимодействия вирусов с клеткой. Ставит задачу перед студентами, самостоятельно выделить этапы взаимодействия вируса с клеткой. Проверка по слайду. Преподаватель корректирует. Бактериофаги — вирусы бактерий. Строение бактериофага. (просмотр фрагмента видеофильма «Проклятие вирусов» фрагмент (59 сек) слайд, где объясняется строение бактериофага. Учитель дополняет пояснение из фильма о строении бактериофага с использованием слайдов презентации Предлагает зарисовать схему бактериофага, записать его составные части с раздаточного материала Рассказывает о вирусных заболевания Выступление студентов с сообщениями о вирусных заболеваниях: грипп и СПИД Контролирует выступления студентов по данным вопросам. Предлагает поработать в парах по следующему плану: ответить на данные вопросы и составить сообщения о вирусных заболеваниях, их профилактике. | Смотрят, слушают, записывают в тетрадь понятия: о вирусах – как неклеточных формах жизни, вирусологии как науки о вирусах, признаках вирусов. Студент выступает с сообщением. Слушают, смотрят слайд. Записывают в тетрадь фамилии ученых, открывших вирусы. Смотрят видеофрагмент, слушают пояснения учителя. Смотрят видеофрагмент, просмотр слайда, слушают пояснения учителя. Зарисовывают схему из учебника, подписывают составные части вируса. Слушают. Анализируют. Записывают в тетрадь этапы взаимодействия вируса с клеткой. Зачитывают свои записи в тетради (один обучающийся), остальные корректируют свои записи, сверяют со слайдом. Смотрят видеофрагмент, просмотр слайда, слушают пояснения учителя. . Зарисовывают схему с раздаточного материала, с изображением бактериофага, подписывают его составные части. Слушают рассказ учителя Слушаю, записывают. Слушают одноклассника и записывают в тетрадь о роли вирусов в различных заболеваниях человека, отмечают в тетради, какие заболевания вызывают вирусы и какие меры профилактики нужно знать, чтобы не заболеть Студенты работают в парах, отвечают на данные вопросы, готовятся к выступлению перед одноклассниками, защищая свою позицию. | ||||||
5Первичная проверка понимания | Знают строение вирусов , причины заболевания СПИДом, соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний. | П: анализ объектов с целью выделения признаков, сравнение, обобщение Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить К: владение монологичес-кой и диалогической формами речи | Слайды с изображением вирусов гриппа, СПИДа, герпеса, оспы и др. | Предлагает продемонстрировать результаты работы . Контролирует и корректирует выступление.
| Выступление перед одногруппниками. Выступает группа их 2-3 обучающихся. Отстаивают свою точку зрения, отвечают на вопросы одноклассников. | ||||||
Обобщение и закрепление нового материала (12 минут) | |||||||||||
1.Обобщение | Знают ключевые понятия и термины по теме. | П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние Р: коррекция | Словарь биологических терминов, таблица. | Предлагает вспомнить и записать в словарь ключевые понятия по теме урока. . | Вспоминают, записывают в словарь. | ||||||
2.Закрепле-ние | Доказывают, принадлежность вирусов к внеклеточной форме жизни | П: построение логической цепи рассуждений, доказательст-во | Самоопреде-ление | Предлагает вспомнить какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить? Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).
| Вспоминают проблемные вопросы, анализируют. Дают ответы. Аргументируют. | ||||||
Диагностика результатов обучения (5 минут) | |||||||||||
1. Контроль усвоения (3 минуты) | Знают отличительные признаки вирусов и бактериофагов, основные этапы взаимодействия вируса с клеткой. | Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить | Самоопреде-ление | Слайд с изображением вируса | Предлагает в таблице №1 заполнить третий столбец. | Заполняют. | |||||
2.Рефлексия (2 минуты) |
| П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли Р: проводят коррекцию и оценку собственных действий | Смыслообра-зование | Оценочные листы | Предлагает написать отзыв об уроке: «Для меня сегодняшний урок…» | Студенты пишут отзыв и сдают преподавателю (желающие озвучивают свои отзывы) | |||||
Организация домашнего задания (2 мин) | |||||||||||
1.Домашнее задание (1,5 минуты) | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Прочитайте и ответьте на вопросы учебника Р.Г. Заяц «Биология для колледжей» с.13 | Записывают домашнее задание , задают уточняющие вопросы | ||||||||
2.Организо-ванный конец урока (0,5 минут) |
|
|
| Благодарит за работу на уроке и желает хорошего дня | Благодарят преподавателя за урок вставанием. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "« Вирусы – неклеточная форма жизни"
Урок для обучающихся 9 класса. На уроке учащихся расширяют знания о неклеточных формах жизни, у них формируется представление о внутриклеточных паразитах...
План-конспект урока по теме "Вирусы - неклеточные формы жизни"
В уроке используется материал ФЦОР....
План-конспект урока по биология 9 класс "Вирусы"
"Вирусы-неклеточные формы жизни"...
план-конспект урока "Вирусы - неклеточные формы жизни"
Тема урока, цели и задачи урока, структура и ход урока, методические рекомендации, приложение...
План-конспект урока по биологии 9 класс "ВИРУСЫ"
План-конспект урока в 9 классе предназначен для учителей биологии. Основная цель: помощь учителю в подготовке к уроку по данной теме....
План-конспект урока "Вирусы"
План-конспект урока для 9 класса по теме "Вирусы"...
Конспект урока " Вирусы" проблемное обучение
Конспект урока Вирусы- 9 класс....