План-конспект урока по биология 9 класс "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Симонян Анжелика Валентиновна

"Вирусы-неклеточные формы жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virusy.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

 учитель биологии Симонян А.В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Вирусы - неклеточные формы жизни.

  1. Цель  урока:  Организовать деятельность учащихся по  изучению вирусов как неклеточной формы жизни

9. Задачи:

- обучающие

  • Сформулировать у учащихся представление о  вирусах как  внутриклеточной форме жизни.
  • Охарактеризовать особенности  строения, жизнедеятельности вирусов.

-развивающие

  • Продолжить формирование  умения работы в группах с  использованием ЭОР

-воспитательные

  • Продолжить формирование ЗОЖ  через осмысление профилактических мер   борьбы с вирусами.

  1. Тип урока:  Комбинированный
  2. Формы работы учащихся:  Групповая и индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

1

Мотивация

Формулировка проблемного вопроса

Определяет пути решения проблемы

1-5

2

Актуализация знаний

Формулировка вопросов, связанных с представлениями о вирусах

Ответы на вопросы и выстраивают стратегию работы по теме урока

10

3

Открытие нового знания

Организует групповую работу учащихся

Групповая работа с http://fcior.edu.ru/card/13616/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni.html   

20

4

Подведение итогов,

Информация, инструктаж по работе с ЭОР.

Работают с ЭОР-«конструктор»

http://fcior.edu.ru/card/1380/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni.html

слайд № 2

5

5

рефлексия

Подведение итогов урока, оценивание

Знал; узнал; знаю; хотел бы узнать

2

5

Дом. зад.

Параграф

1.9.

Записывают домашнее задание

http://fcior.edu.ru/card/1380/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni.html

проверка знаний темы урока, самостоятельно, по желанию.

3

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица « Вирусы и клетка»

Сходство в строении

Отличия  в строении

Специфические черты, характерные только для вирусов

Эталон ответа

Сходство в строении

Отличия  в строении

Специфические черты, характерные только для вирусов

1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)

2. обладают наследственностью

3. изменчивость

4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды

1. не проявляют свойства живого

2. не потребляют пищи

 3. не вырабатывают энергию

4. не растут

 5. нет обмена веществ

6. имеют форму кристаллов,

не имеют клеточного

строения, т.е. нет

цитоплазматической

мембраны и цитоплазмы с

органоидами

1. очень маленькие размеры

2. простое строение нуклеиновая

кислота (ДНК или РНК)

заключенная в белковую

оболочку – капсид

3. занимают пограничное

положение между живой и

неживой материей

4. высокая скорость

размножения

5. Наследственная

информация находится в

ДНК или РНК

6. вирусы – обязательные

паразиты, вне клетки хозяина

существуют в виде вирусной

частицы или вириона

      Закончите предложения, вставив  букву соответствующую правильному ответу:

1. Неклеточная форма жизни, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - ……..

2. Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле ……….

3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется…………

4. Вирусы бактерий называют ………..

5. Наука, изучающая строение и поведение вирусов ……

6. Один из путей передачи вирусной инфекции  ………….

Варианты ответов:

А. Капсид

Б. Контактный

В. ДНК

Г. Бактериофаги

Д. -  Вирусы  

Е. Вирусология

Ж. РНК

З. Белок

1

2

3

4

5

6

 

Приложение к плану-конспекту урока

Вирусы – неклеточная форма жизни

Задание для группы учащихся  1 Выяснить особенности строения растительной, грибной, животной и бактериальной клеток и вирусов ( текст или учебника или готовый текст с обращением внимания на рисунок )

Результат от учителя  единство происхождения и мембранный принцип, единства

2) Заполни таблицу

Структурный компонент

да/нет

Особенности строения (наличие и число мембран)

Функция

Мембрана

Ядро

Органоиды

3) Вывод об особенностях строения и функций клеток

Таблица:  Сравнение клеток  организмов и вирусов

Структурный компонент

Бактерии

Грибы

Растения

Животные

Мембрана

+

Ядро

-

Органоиды

ЭПС

Митохондрии

Рибосомы

Комплекс Гольджи

Лизосомы

Вакуоли

Пластиды

Клеточный центр

  1. Что общего у всех клеток
  2. Особенности строения, связанные с питанием (автотрофы, гетеротрофы)
  3. Наличие ядра
  4. К каким организмам живой природы отнести вирусы (проблемный вопрос)

Вывод :

1) Клетка - единица строения всего живого

2) Органоиды имеют мембранное или не мембранное строение

3)  Выполняемая функция взаимосвязана со строением органоида

4) По наличию или отсутствию ядра: прокариоты и эукариоты

5) Вирусы – неклеточная форма  жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект бинарного урока по биологии и химии.

Бинарный урок по биологии и химии....

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"

Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...