План-конспект урока по биология 9 класс "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
учитель биологии Симонян А.В.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Вирусы - неклеточные формы жизни.
- Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению вирусов как неклеточной формы жизни
9. Задачи:
- обучающие
- Сформулировать у учащихся представление о вирусах как внутриклеточной форме жизни.
- Охарактеризовать особенности строения, жизнедеятельности вирусов.
-развивающие
- Продолжить формирование умения работы в группах с использованием ЭОР
-воспитательные
- Продолжить формирование ЗОЖ через осмысление профилактических мер борьбы с вирусами.
- Тип урока: Комбинированный
- Формы работы учащихся: Групповая и индивидуальная
- Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотивация | Формулировка проблемного вопроса | Определяет пути решения проблемы | 1-5 |
2 | Актуализация знаний | Формулировка вопросов, связанных с представлениями о вирусах | Ответы на вопросы и выстраивают стратегию работы по теме урока | 10 |
3 | Открытие нового знания | Организует групповую работу учащихся | Групповая работа с http://fcior.edu.ru/card/13616/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni.html | 20 |
4 | Подведение итогов, | Информация, инструктаж по работе с ЭОР. | Работают с ЭОР-«конструктор» http://fcior.edu.ru/card/1380/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni.html слайд № 2 | 5 |
5 | рефлексия | Подведение итогов урока, оценивание | Знал; узнал; знаю; хотел бы узнать | 2 |
5 | Дом. зад. | Параграф 1.9. | Записывают домашнее задание http://fcior.edu.ru/card/1380/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni.html проверка знаний темы урока, самостоятельно, по желанию. | 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица « Вирусы и клетка»
Сходство в строении | Отличия в строении | Специфические черты, характерные только для вирусов |
Эталон ответа
Сходство в строении | Отличия в строении | Специфические черты, характерные только для вирусов |
1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться) 2. обладают наследственностью 3. изменчивость 4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды | 1. не проявляют свойства живого 2. не потребляют пищи 3. не вырабатывают энергию 4. не растут 5. нет обмена веществ 6. имеют форму кристаллов, не имеют клеточного строения, т.е. нет цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами | 1. очень маленькие размеры 2. простое строение нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) заключенная в белковую оболочку – капсид 3. занимают пограничное положение между живой и неживой материей 4. высокая скорость размножения 5. Наследственная информация находится в ДНК или РНК 6. вирусы – обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона |
Закончите предложения, вставив букву соответствующую правильному ответу:
1. Неклеточная форма жизни, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - ……..
2. Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле ……….
3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется…………
4. Вирусы бактерий называют ………..
5. Наука, изучающая строение и поведение вирусов ……
6. Один из путей передачи вирусной инфекции ………….
Варианты ответов:
А. Капсид
Б. Контактный
В. ДНК
Г. Бактериофаги
Д. - Вирусы
Е. Вирусология
Ж. РНК
З. Белок
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение к плану-конспекту урока
Вирусы – неклеточная форма жизни
Задание для группы учащихся 1 Выяснить особенности строения растительной, грибной, животной и бактериальной клеток и вирусов ( текст или учебника или готовый текст с обращением внимания на рисунок )
Результат от учителя единство происхождения и мембранный принцип, единства
2) Заполни таблицу
Структурный компонент | да/нет | Особенности строения (наличие и число мембран) | Функция |
Мембрана | |||
Ядро | |||
Органоиды | |||
3) Вывод об особенностях строения и функций клеток
Таблица: Сравнение клеток организмов и вирусов
Структурный компонент | Бактерии | Грибы | Растения | Животные |
Мембрана | + | |||
Ядро | - | |||
Органоиды | ||||
ЭПС | ||||
Митохондрии | ||||
Рибосомы | ||||
Комплекс Гольджи | ||||
Лизосомы | ||||
Вакуоли | ||||
Пластиды | ||||
Клеточный центр |
- Что общего у всех клеток
- Особенности строения, связанные с питанием (автотрофы, гетеротрофы)
- Наличие ядра
- К каким организмам живой природы отнести вирусы (проблемный вопрос)
Вывод :
1) Клетка - единица строения всего живого
2) Органоиды имеют мембранное или не мембранное строение
3) Выполняемая функция взаимосвязана со строением органоида
4) По наличию или отсутствию ядра: прокариоты и эукариоты
5) Вирусы – неклеточная форма жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
Бинарный урок по биологии и химии....
План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."
· Тип урока:· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;· По спосо...
План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"
Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...