план-конспект урока "Вирусы - неклеточные формы жизни"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Тема урока, цели и задачи урока, структура и ход урока, методические рекомендации, приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_virusy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Вирусы – неклеточные формы жизни.
1. | ФИО | Богданова Елена Серафимовна |
2. | Место работы | МБОУ Жердевской СОШ №2 |
3. | Должность | Учитель биологии |
4. | Предмет | Биология |
5. | Класс | 10 |
6. | Тема и номер урока в теме | Вирусы – неклеточные формы жизни, 12 урок |
7. | Базовый учебник | Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц Биология Общая биология 10-11 классы Москва «Просвещение» 2012 |
Цель урока: изучить особенности строения и функционирования вирусов.
Задачи:
- обучающие: сформировать представление о строении и размножении вирусов, познакомить учащихся со значением терминов «вирион», «капсид»;
-развивающие: развить представление о способах проникновения вирусной инфекции в организм человека и её профилактике, формирование представлений о ретровирусах и вирусе иммунодефицита человека, формирование умений работать с образовательными ресурсами в Интернете.
-воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению через информационную среду Интернет пространства, развитие умений высказывать и обосновывать свою точку зрения, дисциплинированности.
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Необходимое техническое оборудование: портрет Д. И. Ивановского, проектор, локальная сеть, экран, Интернет.
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организацион- ный момент | Приветствие, знакомство с темой и планом работы | 1 | ||
2 | Контроль знаний | Фронтальный опрос по теме «Этапы биосинтеза белка»
| Отвечают на вопросы учителя
рРНК – формируют функциональный центр рибосомы и участвуют в синтезе белка, тРНК – транспортируют аминокислоты
синтеза другого вещества | 6 | |
3 | Мотивация и актуализация знаний | Клетка – элементарная структурная единица живой системы, для которой присущи все признаки живого. Мы познакомились с особенностями её состава, строения и функционирования. А есть ли в природе структуры, не имеющие клеточного строения, но проявляющие признаки живого? | Отвечают на поставленный вопрос, используя знания из 9 класса (вирусы) | 1 | |
4 | Введение в тему. Понятие о вирусах. История открытия вирусов | ЕД ЦОР 1 | Рассказ учителя с демонстрацией портрета Д. И. Ивановского, модели вируса табачной мозаики | 4 | |
5 | Работа в группах Строение и жизненный цикл вирусов | ФЦИОР 2 | Учитель предлагает учащимся изучить информационный модуль, работая в группах и ответить на проблемный вопрос: 1. Почему вирусы – облигатные паразиты? 2. Чем определяется многообразие форм вирионов? 3. Какова роль капсида и нуклеиновой кислоты вируса?4. 4. Каковы пути проникновения вирусов в клетку? 5. Какое влияние оказывают вирусы на организмы, в которых паразитируют? Учитель оказывает помощь в работе с информационными модулями | Работа в группах, изучение информационного модуля, формулирование ответов на поставленные вопросы, обсуждение, заполнение в тетради схемы жизненного цикла вируса | 15 |
6 | ЗакреплениеСПИД, вирус иммунодефицита человека | Заранее подготовленное сообщение по типу презентации одного из учеников | 5 | ||
7 | Самостоятельная работа | ФЦИОР 3 | Учитель предлагает выполнить самостоятельно за компьютером тест с выбором варианта ответов. Результат тестирования можно посмотреть в журнале ЦОР | Выполняют тест, анализируют полученный результат | 10 |
8 | рефлексия | Какую учебную задачу вы поставили в начале занятия? Достигли ли вы её? Какие трудности возникли при достижении данной цели? На сколько вы усвоили данный материал? Оцените результат своей деятельности. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на занятии. Выставляют оценку в тетрадях. | 2 | |
9 | Домашнее задание | Прочитайте параграф 18, устно ответьте на вопросы после параграфа | Записывают в дневник домашнее задание | 1 |
Методические рекомендации: при проведении урока рекомендую использовать демонстрацию моделей строения вируса на примере вируса табачной мозаики, используя информацию из информационного ресурса на сайте http://files.school-collection, при изучении нового материала рекомендую предложить учащимся изучить информационный модуль «Неклеточные формы жизни – вирусы», (http://fcior.edu.ru) так как в данном модуле просто и доступно изложен материал о разнообразии вирусов, особенностях их строения и функционирования, жизнедеятельности. Для закрепления материала рекомендую использовать контрольный модуль (http://fcior.edu.ru), позволяющий проверить знания по всем основным вопросам темы.
Приложение к плану-конспекту урока
Вирусы – неклеточные формы жизни
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "« Вирусы – неклеточная форма жизни"
Урок для обучающихся 9 класса. На уроке учащихся расширяют знания о неклеточных формах жизни, у них формируется представление о внутриклеточных паразитах...
Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"
Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...
Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)
Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....
Неклеточные формы жизни.Вирусы
Неклеточные формы жизни.Вирусы. Урок в 10 классе....
Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы.
Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы....
Урок "Вирусы как неклеточная форма жизни"
На данном уроке учащиеся получают знания о строении вирусов и знакомятся с различными вирусными заболеваниями....
План-конспект урока по теме "Вирусы - неклеточные формы жизни"
В уроке используется материал ФЦОР....