Конспект урока " Вирусы" проблемное обучение
статья по биологии (9 класс)
Конспект урока Вирусы- 9 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока биологии в 9 классе
«Вирусы»
(с использованием технологии проблемного обучения)
I. Тема урока: «Необычные организмы – Вирусы».
1. «Портрет» вируса (слайд коллаж из «вирусов»).
Постановка проблемного вопроса.
Мотивация.
Целеполагание: «Что будем изучать сегодня на уроке?»
2. Актуализация темы (выступление ученика).
Человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, пневмонии.
Сицилийский историк Микеле де Пьяцца так описывал Неаполь в период эпидемии: «Трупы оставались лежать в домах, и ни один священник, ни один родственник — сын ли, отец ли, кто-либо из близких — не решались войти туда: могильщикам сулили большие деньги, чтобы те вынесли и похоронили мёртвых. Дома умерших стояли незапертыми со всеми сокровищами, деньгами и драгоценностями; если кто то хотел войти туда, ему никто не преграждал путь».
Только средневековые лекари, надев на лицо маски, убирали тела умерших горожан. Оставшиеся в живых создавали противочумные столбы, которые и сегодня напоминают нам о тех страшных временах.
– Как вы считаете, эта тема актуальна сегодня?
– Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?
– Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию?
Знать:
1. Особенности строение и жизнедеятельности вирусов. 2. Их роль в жизни человека.
Цель урока.
Изучить: Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека.
Доказать: положение вирусов в системе живых организмов на Земле.
Проблемный вопрос: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
План урока.
1. История открытия вирусов.
2. Строение вирусов.
3. Классификация вирусов.
4. Размножение вирусов
5. Жизненный цикл вируса
6. Положение вирусов в системе живых организмов на Земле.
7. Патогенные вирусы человека:
– грипп,
– герпес,
– ВИЧ,
– лихорадка Эбола.
Изучение новой темы: «Вирусы» (работа в «Информационном листе»).
Задание I. Предположите (определите) правильность суждения о вирусах (заполнение таблицы № 1 первой колонки «до изучения темы»)
Таблица №1. Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте – (+), если нет – (-))
«Информационный лист»
Суждения (вопросы) | До изучения темы | После изучения темы |
1. Вирусы – это одноклеточные организмы |
|
|
2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия» |
|
|
3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков |
|
|
4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты |
|
|
5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка |
|
|
6. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий |
|
|
Изучение новой темы «Вирусы»
А) История открытия вирусов (сообщение ученика)
Задание II. Работа в группах.
Изучение особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
(Самостоятельная работа – работа в группах, 4 группы – 4 задания).
Задания для группы №1 Вопрос «Химический состав и строение вируса». 1) используя тексты параграфа найти ответ на данный вопрос; 2) выступите с кратким объяснением своего вопроса | Задания для группы №2 Вопрос « Классификация вирусов » (по генотипу; по строению оболочки) 1) используя тексты параграфа найти ответ на данный вопрос; 2) выступите с кратким объяснением своего вопроса. |
Задания для группы №3 Вопрос «Вирусы вне живой клетке» и «Вирусы в живой клетке»
1) используя тексты параграфа найти ответ на данный вопрос; 2) выступите с кратким объяснением своего вопроса. | Задания для группы №4. Вопрос «Вирусы в живой клетке - Жизненный цикл вируса»
1) используя тексты параграфа найти ответ на данный вопрос; 2) выступите с кратким объяснением своего вопроса. |
*параграф учебника;
*поэтапное заполнение таблицы № 2 *проверка и обсуждение каждого этапа.
Таблица № 2«Строение вирусов и особенности их жизнедеятельности»
строение | классификация | Вне живой клетки | В живой клетке | Жизненный цикл вируса
|
|
|
|
|
|
Задание III. Определите положение вирусов в системе живых организмов на Земле.
Вопросы:
1. Вирусы – это клетка или нет? 2. Вирусы – живые или неживые?
А теперь давайте сравним строение клетки бактерий, растительной клетки и вируса.
Таб. № 3. Сравнение строения клетки бактерий, растительной клетки и вируса.
Органоиды клетки | Эукариоты | Прокариоты | Вирусы |
Клеточная мембрана
| + | + | _ |
Цитоплазма
| + | + | _ |
Ядро
| + | _ | _ |
Митохондрии
| + | _ | _ |
ЭПС
| + | _ | _ |
Комплекс Гольджи
| + | _ | _ |
Вывод 1. Вирусы не имеют клеточных органоидов, следовательно вирусы – не клетки.
2) Назовите признаки живого ?
Какие из них характерны и для вирусов тоже?
– Размножается
– Обладает изменчивостью
– Передает наследственную информацию
Вывод 2. У вирусов есть признаки живого и неживого, следовательно они находятся на границе живого и неживого.
Приготовьте ответы на вопросы:
– Можно ли назвать вирус клеткой? Почему?
– Вирус живой организм или нет? Почему?
– Может ли вирус существовать вне организма?
– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?
Вывод:
1. Вирусы – особая неклеточная форма существования материи.
2. Вирусы находятся на самой границе между живым и неживым.
3. Вне организма хозяина – вирион, кристалл.
4. В клетке хозяина вирус – нуклеиновая кислота (ДНК или РНК).
5. Все вирусы — это внутриклеточные паразиты.
А) Каждый вирус обладает видовой специфичностью, он ищет именно «своего» хозяина.
Демонстрация таблицы: «Заболевания, вызванные вирусами».
– Вирусы бактерий – бактериофаги.
– Вирусы растений – мозаичность, карликовость, скручивание листьев.
– Вирусы животные – ящур, бешенство, чумка.
– Вирусы человека – грипп, герпес, СПИД, краснуха, чума.
Бактериофаги (просмотр видеофрагмента)
5. Патогенные вирусы человека (сообщения учащихся)
– грипп
– герпес
– ВИЧ
– лихорадка Эбола.
6. Проблемный вопрос:
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? (обсуждение)
Вывод.
1. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы.
2. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле.
3. Вирусы постоянно мутируют:
– для лечения трудно создавать эффективные лекарственные препараты;
– для профилактики трудно прогнозировать новую вакцину.
Таблица № 1. Определите правильность суждения о вирусах.
Заполнение раздела «после изучения новой темы» (сравнение)
7. Тестирование. Проверка.
I ВАРИАНТ 1.Вирус открыл: А) Виноградов С.Н. В) ИвановскийД.И. Б) Павлов И.П. Г) ВернадскийВ.И. 2. Клеточного строения не имеют: А) сине-зеленые водоросли В) дрожжи Б) бактерии Г) вирусы 3.Бактериофаг – это: А) вирус, поражающий бактерии Б) простейшее, питающееся бактериями В) поражающий животных Г) вирус, поражающий грибы 4. Вирусы размножаются: А) только в клетке хозяина Б) самостоятельно вне клетки В) оба ответа верны 5. Вирусы – это: А) неклеточные формы жизни Б) древнейшие эукариоты В) примитивные бактерии | II ВАРИАНТ 1. Заболевание СПИД вызывает: А) стафилакокк В) бактериофаг Б) ВИЧ Г) вирус герпеса 2. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что: А) разрушает клеточную мембрану Б) клетка теряет способность к репродукции В) разрушает митохондрии в клетке хозяина Г) ДНК вируса осуществляет синтез собственных молекул белка 3. Обязательными компонентами любого вируса являются: А) липиды В) белки Б) нуклеиновые кислоты С) полисахариды 4. Нарушает работу иммунной системы человека вирус: А) полиомиелита В) гриппа Б) оспы Г) ВИЧ 5. Синтез вирусного белка осуществляется: А) на рибосомах клетки хозяина Б) на собственных рибосомах вируса В) синтез белков вируса идёт без участия рибосом |
8. Подведение итогов урока.
9. Задание на дом заполнить таблицу
Таблица Патогенные вирусы человека
Заболевание | Пути заражения | Защита и лечение |
Грипп |
|
|
Герпес |
|
|
СПИД |
|
|
Лихорадка Эбола |
|
|
10. Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…»
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3. безразлично | 3. помогал другим | 3. Не понял |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока трудового обучения в 4 классе на тему "Экскурсия с целью сбора природного материала"
Структурными компонентами данной экскурсии являются: разнообразные наблюдения, дидактические задания, трудовые действия самих учащихся, подвижные игры и игровые упражнения....
План-конспект урока производственного обучения по теме "Приготовление шницеля из капусты"
Изучение новых приемов и операций по теме "Приготовление шницеля из капусты"....
Конспект урока производственного обучения "Изготовление царги по шаблону"
Конспект урока производственного обучения. Профессия "Мастер столярного и мебельного производства. Место проведения столярная мастерская ПЛ "Краснодеревец"СПбТема: " Изготовление и ремонт столяр...
конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Изучение звука и буквы Х"
Тема: Изучение звука и буквы Хх. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Соотнесение звука и буквы.Задачи: Познакомить со звуком и буквой ...
Серия конспектов уроков по обучению грамоте в 1 классе школы VIII вида
Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушени...
Конспект урока по обучению грамоте (письмо) в 1 классе С(К)ОШ VIII вида "Звук В"
конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (письмо)...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе С(К)ОШ VIII вида
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе(чтение) С(К)ОШ VIII вида "Звук и буква В"...