Календарно-тематическое планирование "Биология. 9 класс"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Рабочая программа  ориентирована на использование учебника:

Биология. 9 класс. Сивоглазов В.И., Каменский А.А., Касперская Е.К. - М.: Просвещение , 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9_klass.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

6. Календарно-тематическое планирование по курсу биологии9 класс (2 часа в неделю)

Дата

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды деятельности

контроль

планируемые  результаты обучения

д/з

предметные

метапредметные

личностные

Ведение (2 ч.)

1

Признаки живого. Биологические науки. Методы биологии.

Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление таблицы «Биологические науки», «Методы научного познания» с последующей взаимопроверкой.

текущий

Характеризовать основные признаки живого. Определять объекты изучения биологических наук. Выделять основные методы биологических исследований

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§1

2

Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании картины мира

Сущность понятия «жизнь». Свойстваживого. Уровни организации живойприроды

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом (учебник , с. 19-23), составление вопросов разного уровня сложности.

текущий

Характеризовать живую природу как биологическую систему. Характеризировать уровни организации живой материи. Объяснять роль биологических знаний в жизни человека

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§2

Раздел 1. Клетка (8 ч)

3

Клеточная теория. Единство живой природы

Клеточный уровень организации живой материи. Клетка — элементарная единица живого. Становление клеточной теории. Работы М. Шлейдена, Т. Шванна. Современная клеточная теория

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление конспекта «Положения клеточной теории».

Устный опрос

Научиться объяснять значения  понятий:«органическиевещества», «белки», «нуклеиновыекислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры».характеризовать молекулярный уровеньорганизации живого; описывать особенности строения органическихвеществ как биополимеров;                 объяснять причины разнообразия  свойств биополимеров, входящих в состав живыхорганизмов.

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§3

4

Строение клетки

Строение эукариотической клетки. Основные органоиды клетки, их строение и выполняемые функции

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом , заполнение таблицы «Строение и функции клеточных структур».

Устный опрос

Обобщать полученные ранеее знания о клетке, её строении, функциях её органоидов. Выявлять существенные признаки строения органоидов клетки. Различать на рисунках, таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями органоидов клетки

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 4

5

Строение клетки

Строение эукариотической клетки. Основные органоиды клетки, их строение и выполняемые функции

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом , заполнение таблицы «Строение и функции клеточных структур».

Устный опрос

Обобщать полученные ранеее знания о клетке, её строении, функциях её органоидов. Выявлять существенные признаки строения органоидов клетки. Различать на рисунках, таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями органоидов клетки

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 4

6

Многообразие клеток Лабораторная работа №1 «Изучение строения клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах»

Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Многообразие клеток. Особенности строения клеток эукариот.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Сравнение клеток растений и животных».

Устный опрос

Выделять основные этапы эволюции клеток. Выделять существенные признаки строения клеток прокариот и эукариот. Проводить биологические исследования, сравнивать строение растительной и животной клеток. Фиксировать результаты наблюдений в тетрадь, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 5

7

Многообразие клеток

Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы.Споры.

Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Сравнение клеток прокариот и эукариот».

Устный опрос

Выделять основные этапы эволюции клеток. Выделять существенные признаки строения клеток прокариот и эукариот. Проводить биологические исследования, сравнивать строение растительной и животной клеток.

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 5

8

Обмен веществ и энергии в клетке

Обмен веществ и энергии в клетке. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция в клетке: сущность и значение. Питание и его основные типы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление схемы «Метаболизм клетки», «Типы питания», сравнение процессов ассимиляции и диссимиляции.

Тест

Объяснять сущность понятий «обмен веществ», «ассимиляция», «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции. Различать и характеризовать типы питания

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 6

9

Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма

Биологическая роль размножения. Способы деления клетки. Амитоз. Деление клетки эукариот. Митоз. Фазы митоза

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Митоз»

Устный опрос

Характеризовать значение размножения организмов. Объяснять сущность понятия «митоз». Сравнивать амитоз и митоз. Различать на рисунках, таблицах и характеризовать фазы деления клетки

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 7

10

Нарушения строения и функций клеток — основа заболеваний

Причины и виды заболеваний человека. Травмы. Инфекционные заболевания. Онкологические заболевания. Генетические нарушения в клетках

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Характеризовать виды заболеваний человека. Объяснять причины возникновения заболеваний

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 8

Раздел 2. Организм (23 ч)

11

Неклеточные формы жизни: вирусы

История открытия вирусов. Строение вирусов. Бактериофаги. Проникновение вирусов в клетки организма хозяина. Роль вирусов в природе и жизни человека

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Заболевания, вызываемые вирусами».

тест

Выделять основные признаки строения и жизнедеятельности вирусов. Объяснять механизм внедрения вирусов в клетки хозяина. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 9

12

Клеточные формы жизни

Особенности строения и функционирования одноклеточных организмов. Возникновение и биологический смысл многоклеточности. Гипотезы происхождения жизни. Колониальные формы жизни. Первые многоклеточные организмы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Характеризовать клетки одноклеточных как целостные организмы. Объяснять преимущества многоклеточности. Объяснять сущность основных гипотез возникновения многоклеточности. Характеризовать первые многоклеточные организмы

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 10

13

Химический состав организма (неорганические вещества)

Химические элементы. Неорганические вещества. Органические вещества. Белки: строение и функции. Структуры молекул белка. Липиды: строение и функции. Углеводы: многообразие и функции

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Функции органических веществ клетки».

Устный опрос

Обобщать ранее полученные знания. Характеризовать химические элементы, образующие живое вещество. Описывать неорганические вещества, определять их биологическую роль. Характеризовать: белки (структурная организация, функции), липиды, углеводы (строение, функции)

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

§ 11

14

Химический состав организма (органические вещества)

Устный опрос

§ 11

15

Химический состав организма (нуклеиновые кислоты)

Строение молекулы ДНК. Репликация. Строение и виды РНК. Биологическая роль нуклеиновых кислот. АТФ — универсальный накопитель и источник энергии

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление таблицы «Нуклеиновые кислоты, их строение и функции»; решение задач по молекулярной биологии.

Устный опрос

Характеризовать нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) как носителей наследственной информации. Выделять существенные признаки процесса репликации. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК, находить различия.

Объяснять роль разных видов РНК. Объяснять роль АТФ в клетке

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 12

16

Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (фотосинтез,)

Пластический обмен. Автотрофы. Гетеротрофы. Паразиты. Сапрофиты. Фотосинтез (световая и темновая фазы). Космическая роль фотосинтеза. Хемосинтез.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Процессы световой и темновой фаз фотосинтеза».

тест

Обобщать ранее полученные знания о способах питания организмов. Объяснять сущность понятия «фотосинтез». Сравнивать фазы фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Объяснять космическую роль фотосинтеза. Объяснять сущность понятия «биосистема».

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 13

17

Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (синтез белка)

Значение синтеза белка. Генетический код. Свойства генетического кода. Этапы биосинтеза белка; процессы, протекающие на каждом этапе; роль рибосом, т-РНК, и-РНК.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, формулирование основных свойств генетического кода с опорой на текст учебника, работа с таблицей генетического кода, составление подробной характеристики этапов транскрипции и трансляции; решение задач по теме «Биосинтез белка»

Устный опрос

Научиться объяснять значение понятий: ген, генетический код, триплет, кодон; называть свойства генетического кода, транскрипция, трансляция, антикодон, полисома, матричный синтез; использовать знания о свойствах генетического кода для доказательства родства всех организмов; демонстрировать навыки работы с таблицей генетического кода, разъяснять механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 13

18

Обмен веществ и энергии в организме: энергетический обмен

Энергетический обмен. Роль АТФ в энергетическом обмене. Этапы энергетического обмена

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Этапы энергетического обмена».

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «энергетический обмен (диссимиляция)». Сравнивать стадии энергетического обмена. Объяснять значение энергетического обмена для клетки и организма. Определять роль АТФ в энергетическом обмене

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 14

19

Транспорт веществ в организме

Транспорт веществ в одноклеточном организме. Перемещение минеральных и органических веществ у растений. Транспортные системы  животных

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Проверочная работа

Транспорт веществ в одноклеточном организме. Перемещение минеральных и органических веществ у растений. Транспортные системы  животных

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 1

20

Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ

Продукты жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. Выделение у простейших. Появление и развитие специализированных органов и систем выделения у многоклеточных животных. Выделительная система у позвоночных животных

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «выделение». Обобщать ранее полученные знания о выделении и системах органов выделения у живых организмов. Характеризовать выделительные системы животных

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 16

21

Опора и

движение

организмов

Движение — одно из свойств живых организмов. Опора и движение растений. Раздражимость. Активные (настии, тропизмы) и пассивные движения растений. Опорные системы животных. Внешний и внутренний скелет животных. Разнообразие способов передвижения животных

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «движение», «раздражимость». Характеризовать движения растений. Сравнивать настии и тропизмы, активные и пассивные движения растений. Сравнивать строение внешнего и внутреннего скелета животных, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать и сравнивать способы движения животных. Выявлять особенности строения животных, связанные с их способом передвижения

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 17

22

Регуляция функций у различных организмов

Гомеостаз. Регуляция функций у растений. Гуморальная регуляция. Ростовые вещества (фитогормоны). Регуляция функций у животных (эндокринная система, нервная система). Нейрон. Нервные импульсы. Развитие нервной системы. Нервная система позвоночных животных

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «гомеостаз». Обобщать ранее полученные знания о регуляции функций у различных организмов. Характеризовать регуляцию функций у растений. Различать и характеризовать гуморальную и нервную регуляции. Сравнивать строение нервных систем разных групп животных. Характеризовать особенности строения нервной системы у позвоночных животных

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 18

23

Регуляция функций у различных организмов

Устный опрос

§ 18

24

Бесполое размножение

Размножение.Бесполое размножение. Почкование.Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «размножение», «бесполое размножение». Обобщать ранее полученные знания о бесполом размножении организмов. Сравнивать различные формы бесполого размножения. Объяснять биологическую роль бесполого размножения

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 19

25

Половое размножение

Половое размножение. Половые клетки: особенности строения. Мейоз. Биологическое значение мейоза. Процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Оплодотворение

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление конспекта «Этапы гаметогенеза». Сравнение процессов митоза и мейоза

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «половое размножение», «мейоз». Обобщать ранее полученные знания о половом размножении организмов. Выделять особенности мейоза. Сравнивать процессы мейоза и митоза. Сравнивать процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 20

26

Половое размножение

Устный опрос

§ 20

27

Рост и развитие организмов

Рост и развитие организма. Ограниченный и неограниченный рост. Онтогенез. Непрямой и прямой типы развития. Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом,  составление конспекта «Периоды индивидуального развития организмов».

тест

Объяснять сущность понятий «рост» и «развитие». Обобщать ранее полученные знания о росте и развитии организмов. Сравнивать понятия рост и развитие. Различать и сравнивать непрямой и прямой типы развития. Характеризовать эмбриональный период онтогенеза. Сравнивать основные признаки эмбрионального и постэмбрионального периодов онтогенеза

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 21

28

Рост и развитие организмов

Устный опрос

§ 21

29

Наследственность и изменчивость — общие свойства живых организмов

Понятие о наследственности и изменчивости, их биологической роли. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Объяснять биологический смысл понятий «наследственность», «изменчивость». Выявлять основные закономерности наследования. Оценивать вклад Г. Менделя в исследование наследственности и изменчивости. Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности Г. Моргана

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 22

30

Наследственность и изменчивость — общие свойства живых организмов

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

§ 22

31

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой»

Изменчивость (наследственная и ненаследственная). Модификационная изменчивость. Причины модификационной изменчивости. Норма реакции.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, изучение характеристик модификационной изменчивости; выполнение лабораторной работы.

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «модификационная изменчивость», «норма реакции». Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Проводить биологические исследования, выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов. Обобщать полученную информацию, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 23

32

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость

Устный опрос

§ 23

33

Наследственная изменчивость

Наследственная изменчивость. Мутация. Виды мутаций. Основные свойства мутаций

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, изучение характеристик мутационной изменчивости, составление схемы «Типы мутаций».

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «наследственная изменчивость». Сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать основные виды мутаций. Выявлять особенности мутаций. Объяснять эволюционное значение мутаций

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 24

Раздел 3. Вид (12 ч)

34

Развитие биологии в додарвиновский период

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Работа К. Линнея. Теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылка возникновения учения Ч. Дарвина

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта

Проверочная работа

Характеризовать представления о сущности и развитии жизни, существовавшие в античный и средневековый периоды истории человечества. Оценивать вклад К. Линнея в развитие биологии. Выделять существенные положения теории эволюции Ж.Б. Ламарка. Оценивать значение теории эволюции Ж. Б. Ламарка для развития биологии. Анализировать предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 25

35

Чарлз Дарвин — основоположник учения об эволюции

Участие Ч. Дарвина в экспедиции. Основные факты, повлиявшие на изменение мировоззрения молодого натуралиста. Учение об искусственном отборе и естественном отборе. Основные факторы эволюции. Значение теории Дарвина

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта

Устный опрос

Анализировать основные факты, обнаруженные Ч. Дарвином в ходе экспедиции. Выделять и объяснять основные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль теории эволюции

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 26

36

Учение об искусственном отборе и естественном отборе.

Устный опрос

§ 26

37

Вид как основная систематическая категория живого. Лабораторная работа №3.  «Изучение морфологического критерия вида»

Вид — основная единица биологической систематики. Критерии вида. Структура вида Понятие о виде.

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества. Выполняют лабораторную работу.

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «вид». Выделять и характеризовать существенные признаки вида. Объяснять, почему для определения вида необходимо пользоваться несколькими критериями. Характеризовать основные критерии вида

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 27

38

Популяция как структурная единица вида

Вид. Популяция. Ареал популяции. Численность популяции и её динамика. Основные демографические параметры популяции. Состав популяции (половая структура, возрастная структура)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом (учебник , с. 174-177 ), составление опорного конспекта параграфа.

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «популяция», «ареол популяции». Объяснять способы определения численности популяции. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства того, что популяция — форма существования вида

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 28

39

Популяция как единица эволюции

Эволюция. Элементарная единица эволюции. Генофонд популяции. Условия, необходимые для осуществления эволюции

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «эволюция», «генофонд», «популяция». Выявлять и характеризовать факторы, необходимые для осуществления эволюционного процесса. Приводить доказательства того, что популяция — элементарная единица эволюции

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 29

40

Основные движущие силы эволюции в природе

Движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор). Борьба за существование. Формы борьбы за существование (межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами внешней среды)

Объясняют и характеризуют основные понятия урока.

тест

Объяснять сущность понятия «изоляция». Различать и характеризовать основные движущие силы эволюции. Выявлять примеры возможной изоляции видов. Объяснять причины борьбы за существование. Сравнивать формы борьбы за существование, делать выводы на основе сравнения. Оценивать творческую роль естественного отбора в природе

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 30

41

Основные результаты эволюции Лабораторная работа №4 «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания»

Приспособленность организмов к условиям среды обитания. Адаптация. Формы адаптаций. Относительный характер адаптаций. Многообразие видов как результат эволюции.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом,  составление плана – конспекта

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «изоляция». «адаптация». Различать и характеризовать основные формы адаптаций. Сравнивать различные формы адаптации, объяснять их относительный характер. Объяснять причины многообразия видов. Проводить биологические исследования, выявлять и описывать приспособления организмов к среде обитания. Обобщать полученную информацию, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 31

§ 31

42

Усложнение организации растений в процессе эволюции

Палеонтология. Биологическая история Земли. Обобщение ранее изученного материала об эволюции растений. Развитие жизни и эволюция растений в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом,  составление плана – конспекта

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «палеонтология», «биологическая история Земли». Характеризовать развитие жизни и эволюцию растений в архее, протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое. Описывать условия обитания организмов в эти геохронологические эры

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 32

43

Усложнение организации животных в процессе эволюции

Обобщение ранее изученного материала об эволюции животных. Этапы развития животного мира на Земле. Эволюция животных в разные геохронологические эры

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом,  составление плана – конспекта

Устный опрос

Характеризовать основные геологические преобразования в разные геохронологические эры. Характеризовать основные эволюционные преобразования животных, появление основных систематических групп на разных этапах развития Земли

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§33

44

Искусственный отбор. Селекция

Понятие о селекции. Порода. Сорт. Штамм. Возникновение селекции. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений. Н. И. Вавилов. Гибридизация. Искусственный мутагенез и полиплоидия

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом,  составление плана – конспекта«Методы селекции»

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «порода», «сорт», «штамм». Объяснять задачи селекции. Определять расположение центров происхождения культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных. Объяснять сущность понятия «гибридизация». Раскрывать сущность современных методов селекции (искусственный мутагенез, полиплоидии)

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 34

45

Контрольно - обобщающий урок  по теме

Решение вариантов ОГЭ прошлых лет и демоверсии.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: комплексное повторение по теме; выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ с обсуждением и анализом допущенных ошибок.

текущий

Научаться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

Раздел 4. Экосистемы (20 ч)

46

Экология как наука

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Среды обитания организмов. Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом,  составление таблицы «Среды обитания»

Проверочная работа

Объяснять сущность понятий «экология», «среда обитания», «экологические факторы». Различать и характеризовать среды обитания организмов. Выделять существенные признаки экологических факторов

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§35

47

Закономерности влияния экологических факторов на организмы

Экологические факторы. Изменчивость экологических факторов (регулярная, периодическая, нерегулярная). Влияние экологических факторов на организмы. Эврибионты. Стенобионты. Взаимодействие факторов среды. Закон минимума Либиха

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта «Влияние  экологических факторов на организмы»

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «зона оптимума», «стрессовая зона», «пределы выносливости». Приводить примеры изменчивости экологических факторов. Объяснять влияние экологических факторов на организмы. Характеризовать диапазоны выносливости эврибионтов и стенобионтов. Формулировать закон минимума Либиха

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§36

48

Абиотические факторы среды и приспособленность к ним живых организмов

Понятие об адаптации. Абиотические факторы: солнечный свет, температура, влажность, кислород

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта «Приспособления живых организмов к абиотическим факторам среды»

Устный опрос

Характеризовать абиотические факторы среды. Приводить примеры воздействия абиотических факторов на живой организм

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 37

49

Биотические

факторы.

Взаимодействие популяций разных видов

Биотические факторы. Типы взаимодействия видов: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Типы биологических взаимоотношений организмов»

Устный опрос

Характеризовать биотические факторы. Выделять наиболее распространённые типы взаимодействия видов, приводить примеры этих взаимодействий

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 38

50

Экосистемная организация живой природы

Экосистема и биогеоценоз. Компоненты экосистемы: абиотический компонент (экотоп), продуценты, консументы, редуценты

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз», «экотоп». Выделять существенные признаки экосистем. Характеризовать компоненты экосистемы

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 39

51

Структура экосистемы

Структура экосистемы. Экологическая ниша. Видовая структура экосистемы. Пространственная структура экосистемы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта «Морфологическая и пространственная структура сообщества»

Устный опрос

Объяснять сущность понятий «структура», «экологическая ниша». Характеризовать видовую структуру экосистемы. Выявлять особенности пространственной структуры экосистемы

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 40

52

Пищевые связи в экосистеме

Пищевые взаимоотношения в экосистеме. Трофическая структура экосистемы. Трофические уровни. Пищевые цепи (пастбищная, детритная

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление цепей питания для сообществ разных типов.

Устный опрос

Характеризовать трофическую структуру экосистемы. Характеризовать трофические уровни экосистемы. Сравнивать пастбищную пищевую цепь с детритной цепью. Составлять простейшие пищевые цепи

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 41

53

Экологические пирамиды

Правило экологической пирамиды. Типы экологических пирамид (пирамида биомассы, пирамида энергии). Пищевая сеть

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, формулирование правила экологической пирамиды; решение задач на применение экологических закономерностей.

Устный опрос

Объяснять правило экологической пирамиды. Характеризовать пирамиду биомассы и пирамиду энергии. Объяснять сущность понятия «пищевая сеть»

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 42

54

Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов

История создания искусственных экосистем. Агроценозы. Сравнение искусственных и естественных экосистем. Экосистема городов

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

тест

Объяснять причины появления искусственных экосистем. Выделять существенные признаки искусственных и естественных экосистем. Сравнивать искусственные и естественные экосистемы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять причины неустойчивости агроценозов

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 43

55

Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

§ 43

56

Биосфера —

глобальная экосистема

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Основные вещества биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Границы биосферы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта

Устный опрос

Приводить доказательства того, что биосфера — глобальная экосистема. Выделять основные положения учения о биосфере В. И. Вернадского. Описывать основные вещества биосферы. Различать и характеризовать границы биосферы

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 44

57

Распространение и роль живого вещества в биосфере

Биомасса, её распространение в биосфере. Роль живого вещества в биосфере

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта «Средообразующая деятельность организмов»

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «биомасса». Характеризовать распределение живого вещества в биосфере. Объяснять роль живого вещества в биосфере

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 45

58

Краткая история эволюции биосферы

Основные этапы развития жизни на   Земле. Эра, период. Эры древнейшей и древней жизни

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление таблицы «Развитие жизни на Земле», выделение крупных аромофозов, происходящих на разных этапах развития жизни.

Устный опрос

Характеризовать первые живые организмы на Земле. Выяснять причину появления и развития аэробных одноклеточных организмов. Объяснять роль фотосинтеза в эволюции биосферы. Приводить доказательства защитной роли озонового слоя. Анализировать и оценивать последствия хозяйственной деятельности человека в природе

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 46

59

Краткая история эволюции биосферы

Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Ароморфозы мезозоя и кайнозоя. Идиоадаптации кайнозоя. Воздействие древнего человека на окружающую природу.

Устный опрос

§ 46

60

Ноосфера

Ноосфера как сфера разума. Антропогенное воздействие на биосферу на ранних этапах развития человечества. Неолитическая революция. Влияние ноосферы на биосферу

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «ноосфера». Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Объяснять сущность понятия «неолитическая революция

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 47

61

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы

Многообразие видов на планете Земля, необходимость его сохранения. Причины вымирания видов. Экологические нарушения

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта

Устный опрос

Характеризовать многообразие видов на нашей планете, объяснять причины его возникновения. Приводить доказательства того, что многообразие видов обеспечивает устойчивость биосферы. Выявлять причины вымирания видов и экологических нарушений

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 48

62

Современные экологические проблемы, их влияние на жизнь каждого из нас

Современные экологические проблемы: загрязнение атмосферы, загрязнение водоёмов, перерасход природных вод, загрязнение и истощение почвы, парниковый эффект, уничтожение экосистем. Экологические катастрофы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, подготовка сообщений на тему «Влияние человека на биосферу», составление опорного конспекта.

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «глобальная экологическая проблема». Выявлять и раскрывать причины усиления влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Объяснять сущность понятия «экологическая катастрофа». Характеризовать причины антропогенного загрязнения планеты

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 49

63

Современные экологические проблемы, их влияние на жизнь каждого из нас

Устный опрос

§ 49

64

Пути решения экологических проблем

Роль биологических знаний в решении экологических проблем. Охрана окружающей среды. Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки и др.). Рациональное ведение хозяйственной деятельности и рациональное использование природных ресурсов. Внедрение экологически чистого безотходного производства

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, подготовка сообщений на тему «Пути решения экологических проблем», составление опорного конспекта.

Устный опрос

Объяснять сущность понятия «охрана природы». Раскрывать проблемы рационального природопользования, охраны

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

§ 50

65

Пути решения экологических проблем

Проверочная работа

§ 50

66

Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение вариантов ОГЭ прошлых лет и демоверсии.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: комплексное повторение по теме; выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ с обсуждением и анализом допущенных ошибок.

текущий

Научаться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

67

Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение вариантов ОГЭ прошлых лет и демоверсии.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: комплексное повторение по теме; выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ с обсуждением и анализом допущенных ошибок.

текущий

Научаться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.

68

Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение вариантов ОГЭ прошлых лет и демоверсии.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: комплексное повторение по теме; выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ с обсуждением и анализом допущенных ошибок.

текущий

Научаться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике

Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания.     Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.                

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.

Пояснительная  запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  3 класс                                 ...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)

Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...

Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)

Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....

Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс

Календарно-тематическое планирование 5 класс  Г.В.Дорофеев и др....

Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова

Календарно - тематический план 10 класс  Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова...