Календарно-тематическое планирование "Биология. 9 класс"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. 9 класс. Сивоглазов В.И., Каменский А.А., Касперская Е.К. - М.: Просвещение , 2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9_klass.docx | 47.94 КБ |
Предварительный просмотр:
6. Календарно-тематическое планирование по курсу биологии9 класс (2 часа в неделю)
Дата № | Тема урока | Основные элементы содержания | Основные виды деятельности | контроль | планируемые результаты обучения | д/з | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
Ведение (2 ч.) | ||||||||
1 | Признаки живого. Биологические науки. Методы биологии. | Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление таблицы «Биологические науки», «Методы научного познания» с последующей взаимопроверкой. | текущий | Характеризовать основные признаки живого. Определять объекты изучения биологических наук. Выделять основные методы биологических исследований | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | §1 |
2 | Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании картины мира | Сущность понятия «жизнь». Свойстваживого. Уровни организации живойприроды | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом (учебник , с. 19-23), составление вопросов разного уровня сложности. | текущий | Характеризовать живую природу как биологическую систему. Характеризировать уровни организации живой материи. Объяснять роль биологических знаний в жизни человека | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | §2 |
Раздел 1. Клетка (8 ч) | ||||||||
3 | Клеточная теория. Единство живой природы | Клеточный уровень организации живой материи. Клетка — элементарная единица живого. Становление клеточной теории. Работы М. Шлейдена, Т. Шванна. Современная клеточная теория | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление конспекта «Положения клеточной теории». | Устный опрос | Научиться объяснять значения понятий:«органическиевещества», «белки», «нуклеиновыекислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры».характеризовать молекулярный уровеньорганизации живого; описывать особенности строения органическихвеществ как биополимеров; объяснять причины разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живыхорганизмов. | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | §3 |
4 | Строение клетки | Строение эукариотической клетки. Основные органоиды клетки, их строение и выполняемые функции | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом , заполнение таблицы «Строение и функции клеточных структур». | Устный опрос | Обобщать полученные ранеее знания о клетке, её строении, функциях её органоидов. Выявлять существенные признаки строения органоидов клетки. Различать на рисунках, таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями органоидов клетки | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 4 |
5 | Строение клетки | Строение эукариотической клетки. Основные органоиды клетки, их строение и выполняемые функции | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом , заполнение таблицы «Строение и функции клеточных структур». | Устный опрос | Обобщать полученные ранеее знания о клетке, её строении, функциях её органоидов. Выявлять существенные признаки строения органоидов клетки. Различать на рисунках, таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями органоидов клетки | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 4 |
6 | Многообразие клеток Лабораторная работа №1 «Изучение строения клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах» | Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Многообразие клеток. Особенности строения клеток эукариот. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Сравнение клеток растений и животных». | Устный опрос | Выделять основные этапы эволюции клеток. Выделять существенные признаки строения клеток прокариот и эукариот. Проводить биологические исследования, сравнивать строение растительной и животной клеток. Фиксировать результаты наблюдений в тетрадь, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 5 |
7 | Многообразие клеток | Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы.Споры. Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Сравнение клеток прокариот и эукариот». | Устный опрос | Выделять основные этапы эволюции клеток. Выделять существенные признаки строения клеток прокариот и эукариот. Проводить биологические исследования, сравнивать строение растительной и животной клеток. | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 5 |
8 | Обмен веществ и энергии в клетке | Обмен веществ и энергии в клетке. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция в клетке: сущность и значение. Питание и его основные типы | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление схемы «Метаболизм клетки», «Типы питания», сравнение процессов ассимиляции и диссимиляции. | Тест | Объяснять сущность понятий «обмен веществ», «ассимиляция», «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции. Различать и характеризовать типы питания | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 6 |
9 | Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма | Биологическая роль размножения. Способы деления клетки. Амитоз. Деление клетки эукариот. Митоз. Фазы митоза | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Митоз» | Устный опрос | Характеризовать значение размножения организмов. Объяснять сущность понятия «митоз». Сравнивать амитоз и митоз. Различать на рисунках, таблицах и характеризовать фазы деления клетки | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 7 |
10 | Нарушения строения и функций клеток — основа заболеваний | Причины и виды заболеваний человека. Травмы. Инфекционные заболевания. Онкологические заболевания. Генетические нарушения в клетках | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Характеризовать виды заболеваний человека. Объяснять причины возникновения заболеваний | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 8 |
Раздел 2. Организм (23 ч) | ||||||||
11 | Неклеточные формы жизни: вирусы | История открытия вирусов. Строение вирусов. Бактериофаги. Проникновение вирусов в клетки организма хозяина. Роль вирусов в природе и жизни человека | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Заболевания, вызываемые вирусами». | тест | Выделять основные признаки строения и жизнедеятельности вирусов. Объяснять механизм внедрения вирусов в клетки хозяина. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 9 |
12 | Клеточные формы жизни | Особенности строения и функционирования одноклеточных организмов. Возникновение и биологический смысл многоклеточности. Гипотезы происхождения жизни. Колониальные формы жизни. Первые многоклеточные организмы | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Характеризовать клетки одноклеточных как целостные организмы. Объяснять преимущества многоклеточности. Объяснять сущность основных гипотез возникновения многоклеточности. Характеризовать первые многоклеточные организмы | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 10 |
13 | Химический состав организма (неорганические вещества) | Химические элементы. Неорганические вещества. Органические вещества. Белки: строение и функции. Структуры молекул белка. Липиды: строение и функции. Углеводы: многообразие и функции | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Функции органических веществ клетки». | Устный опрос | Обобщать ранее полученные знания. Характеризовать химические элементы, образующие живое вещество. Описывать неорганические вещества, определять их биологическую роль. Характеризовать: белки (структурная организация, функции), липиды, углеводы (строение, функции) | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | § 11 | |
14 | Химический состав организма (органические вещества) | Устный опрос | § 11 | |||||
15 | Химический состав организма (нуклеиновые кислоты) | Строение молекулы ДНК. Репликация. Строение и виды РНК. Биологическая роль нуклеиновых кислот. АТФ — универсальный накопитель и источник энергии | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление таблицы «Нуклеиновые кислоты, их строение и функции»; решение задач по молекулярной биологии. | Устный опрос | Характеризовать нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) как носителей наследственной информации. Выделять существенные признаки процесса репликации. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК, находить различия. Объяснять роль разных видов РНК. Объяснять роль АТФ в клетке | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 12 |
16 | Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (фотосинтез,) | Пластический обмен. Автотрофы. Гетеротрофы. Паразиты. Сапрофиты. Фотосинтез (световая и темновая фазы). Космическая роль фотосинтеза. Хемосинтез. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Процессы световой и темновой фаз фотосинтеза». | тест | Обобщать ранее полученные знания о способах питания организмов. Объяснять сущность понятия «фотосинтез». Сравнивать фазы фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Объяснять космическую роль фотосинтеза. Объяснять сущность понятия «биосистема». | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 13 |
17 | Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (синтез белка) | Значение синтеза белка. Генетический код. Свойства генетического кода. Этапы биосинтеза белка; процессы, протекающие на каждом этапе; роль рибосом, т-РНК, и-РНК. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, формулирование основных свойств генетического кода с опорой на текст учебника, работа с таблицей генетического кода, составление подробной характеристики этапов транскрипции и трансляции; решение задач по теме «Биосинтез белка» | Устный опрос | Научиться объяснять значение понятий: ген, генетический код, триплет, кодон; называть свойства генетического кода, транскрипция, трансляция, антикодон, полисома, матричный синтез; использовать знания о свойствах генетического кода для доказательства родства всех организмов; демонстрировать навыки работы с таблицей генетического кода, разъяснять механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме. | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 13 |
18 | Обмен веществ и энергии в организме: энергетический обмен | Энергетический обмен. Роль АТФ в энергетическом обмене. Этапы энергетического обмена | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Этапы энергетического обмена». | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «энергетический обмен (диссимиляция)». Сравнивать стадии энергетического обмена. Объяснять значение энергетического обмена для клетки и организма. Определять роль АТФ в энергетическом обмене | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 14 |
19 | Транспорт веществ в организме | Транспорт веществ в одноклеточном организме. Перемещение минеральных и органических веществ у растений. Транспортные системы животных | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Проверочная работа | Транспорт веществ в одноклеточном организме. Перемещение минеральных и органических веществ у растений. Транспортные системы животных | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 1 |
20 | Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ | Продукты жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. Выделение у простейших. Появление и развитие специализированных органов и систем выделения у многоклеточных животных. Выделительная система у позвоночных животных | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «выделение». Обобщать ранее полученные знания о выделении и системах органов выделения у живых организмов. Характеризовать выделительные системы животных | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 16 |
21 | Опора и движение организмов | Движение — одно из свойств живых организмов. Опора и движение растений. Раздражимость. Активные (настии, тропизмы) и пассивные движения растений. Опорные системы животных. Внешний и внутренний скелет животных. Разнообразие способов передвижения животных | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «движение», «раздражимость». Характеризовать движения растений. Сравнивать настии и тропизмы, активные и пассивные движения растений. Сравнивать строение внешнего и внутреннего скелета животных, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать и сравнивать способы движения животных. Выявлять особенности строения животных, связанные с их способом передвижения | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 17 |
22 | Регуляция функций у различных организмов | Гомеостаз. Регуляция функций у растений. Гуморальная регуляция. Ростовые вещества (фитогормоны). Регуляция функций у животных (эндокринная система, нервная система). Нейрон. Нервные импульсы. Развитие нервной системы. Нервная система позвоночных животных | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «гомеостаз». Обобщать ранее полученные знания о регуляции функций у различных организмов. Характеризовать регуляцию функций у растений. Различать и характеризовать гуморальную и нервную регуляции. Сравнивать строение нервных систем разных групп животных. Характеризовать особенности строения нервной системы у позвоночных животных | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 18 |
23 | Регуляция функций у различных организмов | Устный опрос | § 18 | |||||
24 | Бесполое размножение | Размножение.Бесполое размножение. Почкование.Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «размножение», «бесполое размножение». Обобщать ранее полученные знания о бесполом размножении организмов. Сравнивать различные формы бесполого размножения. Объяснять биологическую роль бесполого размножения | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 19 |
25 | Половое размножение | Половое размножение. Половые клетки: особенности строения. Мейоз. Биологическое значение мейоза. Процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Оплодотворение | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление конспекта «Этапы гаметогенеза». Сравнение процессов митоза и мейоза | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «половое размножение», «мейоз». Обобщать ранее полученные знания о половом размножении организмов. Выделять особенности мейоза. Сравнивать процессы мейоза и митоза. Сравнивать процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 20 |
26 | Половое размножение | Устный опрос | § 20 | |||||
27 | Рост и развитие организмов | Рост и развитие организма. Ограниченный и неограниченный рост. Онтогенез. Непрямой и прямой типы развития. Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление конспекта «Периоды индивидуального развития организмов». | тест | Объяснять сущность понятий «рост» и «развитие». Обобщать ранее полученные знания о росте и развитии организмов. Сравнивать понятия рост и развитие. Различать и сравнивать непрямой и прямой типы развития. Характеризовать эмбриональный период онтогенеза. Сравнивать основные признаки эмбрионального и постэмбрионального периодов онтогенеза | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 21 |
28 | Рост и развитие организмов | Устный опрос | § 21 | |||||
29 | Наследственность и изменчивость — общие свойства живых организмов | Понятие о наследственности и изменчивости, их биологической роли. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Объяснять биологический смысл понятий «наследственность», «изменчивость». Выявлять основные закономерности наследования. Оценивать вклад Г. Менделя в исследование наследственности и изменчивости. Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности Г. Моргана | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 22 |
30 | Наследственность и изменчивость — общие свойства живых организмов | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | § 22 | ||||
31 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой» | Изменчивость (наследственная и ненаследственная). Модификационная изменчивость. Причины модификационной изменчивости. Норма реакции. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, изучение характеристик модификационной изменчивости; выполнение лабораторной работы. | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «модификационная изменчивость», «норма реакции». Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Проводить биологические исследования, выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов. Обобщать полученную информацию, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 23 |
32 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость | Устный опрос | § 23 | |||||
33 | Наследственная изменчивость | Наследственная изменчивость. Мутация. Виды мутаций. Основные свойства мутаций | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, изучение характеристик мутационной изменчивости, составление схемы «Типы мутаций». | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «наследственная изменчивость». Сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать основные виды мутаций. Выявлять особенности мутаций. Объяснять эволюционное значение мутаций | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 24 |
Раздел 3. Вид (12 ч) | ||||||||
34 | Развитие биологии в додарвиновский период | Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Работа К. Линнея. Теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылка возникновения учения Ч. Дарвина | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта | Проверочная работа | Характеризовать представления о сущности и развитии жизни, существовавшие в античный и средневековый периоды истории человечества. Оценивать вклад К. Линнея в развитие биологии. Выделять существенные положения теории эволюции Ж.Б. Ламарка. Оценивать значение теории эволюции Ж. Б. Ламарка для развития биологии. Анализировать предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 25 |
35 | Чарлз Дарвин — основоположник учения об эволюции | Участие Ч. Дарвина в экспедиции. Основные факты, повлиявшие на изменение мировоззрения молодого натуралиста. Учение об искусственном отборе и естественном отборе. Основные факторы эволюции. Значение теории Дарвина | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта | Устный опрос | Анализировать основные факты, обнаруженные Ч. Дарвином в ходе экспедиции. Выделять и объяснять основные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль теории эволюции | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 26 |
36 | Учение об искусственном отборе и естественном отборе. | Устный опрос | § 26 | |||||
37 | Вид как основная систематическая категория живого. Лабораторная работа №3. «Изучение морфологического критерия вида» | Вид — основная единица биологической систематики. Критерии вида. Структура вида Понятие о виде. | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества. Выполняют лабораторную работу. | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «вид». Выделять и характеризовать существенные признаки вида. Объяснять, почему для определения вида необходимо пользоваться несколькими критериями. Характеризовать основные критерии вида | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 27 |
38 | Популяция как структурная единица вида | Вид. Популяция. Ареал популяции. Численность популяции и её динамика. Основные демографические параметры популяции. Состав популяции (половая структура, возрастная структура) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом (учебник , с. 174-177 ), составление опорного конспекта параграфа. | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «популяция», «ареол популяции». Объяснять способы определения численности популяции. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства того, что популяция — форма существования вида | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 28 |
39 | Популяция как единица эволюции | Эволюция. Элементарная единица эволюции. Генофонд популяции. Условия, необходимые для осуществления эволюции | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «эволюция», «генофонд», «популяция». Выявлять и характеризовать факторы, необходимые для осуществления эволюционного процесса. Приводить доказательства того, что популяция — элементарная единица эволюции | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 29 |
40 | Основные движущие силы эволюции в природе | Движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор). Борьба за существование. Формы борьбы за существование (межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами внешней среды) | Объясняют и характеризуют основные понятия урока. | тест | Объяснять сущность понятия «изоляция». Различать и характеризовать основные движущие силы эволюции. Выявлять примеры возможной изоляции видов. Объяснять причины борьбы за существование. Сравнивать формы борьбы за существование, делать выводы на основе сравнения. Оценивать творческую роль естественного отбора в природе | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 30 |
41 | Основные результаты эволюции Лабораторная работа №4 «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания» | Приспособленность организмов к условиям среды обитания. Адаптация. Формы адаптаций. Относительный характер адаптаций. Многообразие видов как результат эволюции. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «изоляция». «адаптация». Различать и характеризовать основные формы адаптаций. Сравнивать различные формы адаптации, объяснять их относительный характер. Объяснять причины многообразия видов. Проводить биологические исследования, выявлять и описывать приспособления организмов к среде обитания. Обобщать полученную информацию, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 31 |
§ 31 | ||||||||
42 | Усложнение организации растений в процессе эволюции | Палеонтология. Биологическая история Земли. Обобщение ранее изученного материала об эволюции растений. Развитие жизни и эволюция растений в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «палеонтология», «биологическая история Земли». Характеризовать развитие жизни и эволюцию растений в архее, протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое. Описывать условия обитания организмов в эти геохронологические эры | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 32 |
43 | Усложнение организации животных в процессе эволюции | Обобщение ранее изученного материала об эволюции животных. Этапы развития животного мира на Земле. Эволюция животных в разные геохронологические эры | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта | Устный опрос | Характеризовать основные геологические преобразования в разные геохронологические эры. Характеризовать основные эволюционные преобразования животных, появление основных систематических групп на разных этапах развития Земли | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | §33 |
44 | Искусственный отбор. Селекция | Понятие о селекции. Порода. Сорт. Штамм. Возникновение селекции. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений. Н. И. Вавилов. Гибридизация. Искусственный мутагенез и полиплоидия | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта«Методы селекции» | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «порода», «сорт», «штамм». Объяснять задачи селекции. Определять расположение центров происхождения культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных. Объяснять сущность понятия «гибридизация». Раскрывать сущность современных методов селекции (искусственный мутагенез, полиплоидии) | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 34 |
45 | Контрольно - обобщающий урок по теме | Решение вариантов ОГЭ прошлых лет и демоверсии. | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: комплексное повторение по теме; выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ с обсуждением и анализом допущенных ошибок. | текущий | Научаться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | |
Раздел 4. Экосистемы (20 ч) | ||||||||
46 | Экология как наука | Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Среды обитания организмов. Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные) | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление таблицы «Среды обитания» | Проверочная работа | Объяснять сущность понятий «экология», «среда обитания», «экологические факторы». Различать и характеризовать среды обитания организмов. Выделять существенные признаки экологических факторов | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | §35 |
47 | Закономерности влияния экологических факторов на организмы | Экологические факторы. Изменчивость экологических факторов (регулярная, периодическая, нерегулярная). Влияние экологических факторов на организмы. Эврибионты. Стенобионты. Взаимодействие факторов среды. Закон минимума Либиха | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта «Влияние экологических факторов на организмы» | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «зона оптимума», «стрессовая зона», «пределы выносливости». Приводить примеры изменчивости экологических факторов. Объяснять влияние экологических факторов на организмы. Характеризовать диапазоны выносливости эврибионтов и стенобионтов. Формулировать закон минимума Либиха | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | §36 |
48 | Абиотические факторы среды и приспособленность к ним живых организмов | Понятие об адаптации. Абиотические факторы: солнечный свет, температура, влажность, кислород | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта «Приспособления живых организмов к абиотическим факторам среды» | Устный опрос | Характеризовать абиотические факторы среды. Приводить примеры воздействия абиотических факторов на живой организм | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 37 |
49 | Биотические факторы. Взаимодействие популяций разных видов | Биотические факторы. Типы взаимодействия видов: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, заполнение таблицы «Типы биологических взаимоотношений организмов» | Устный опрос | Характеризовать биотические факторы. Выделять наиболее распространённые типы взаимодействия видов, приводить примеры этих взаимодействий | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 38 |
50 | Экосистемная организация живой природы | Экосистема и биогеоценоз. Компоненты экосистемы: абиотический компонент (экотоп), продуценты, консументы, редуценты | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз», «экотоп». Выделять существенные признаки экосистем. Характеризовать компоненты экосистемы | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 39 |
51 | Структура экосистемы | Структура экосистемы. Экологическая ниша. Видовая структура экосистемы. Пространственная структура экосистемы | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта «Морфологическая и пространственная структура сообщества» | Устный опрос | Объяснять сущность понятий «структура», «экологическая ниша». Характеризовать видовую структуру экосистемы. Выявлять особенности пространственной структуры экосистемы | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 40 |
52 | Пищевые связи в экосистеме | Пищевые взаимоотношения в экосистеме. Трофическая структура экосистемы. Трофические уровни. Пищевые цепи (пастбищная, детритная | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление цепей питания для сообществ разных типов. | Устный опрос | Характеризовать трофическую структуру экосистемы. Характеризовать трофические уровни экосистемы. Сравнивать пастбищную пищевую цепь с детритной цепью. Составлять простейшие пищевые цепи | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 41 |
53 | Экологические пирамиды | Правило экологической пирамиды. Типы экологических пирамид (пирамида биомассы, пирамида энергии). Пищевая сеть | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, формулирование правила экологической пирамиды; решение задач на применение экологических закономерностей. | Устный опрос | Объяснять правило экологической пирамиды. Характеризовать пирамиду биомассы и пирамиду энергии. Объяснять сущность понятия «пищевая сеть» | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 42 |
54 | Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов | История создания искусственных экосистем. Агроценозы. Сравнение искусственных и естественных экосистем. Экосистема городов | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | тест | Объяснять причины появления искусственных экосистем. Выделять существенные признаки искусственных и естественных экосистем. Сравнивать искусственные и естественные экосистемы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять причины неустойчивости агроценозов | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 43 |
55 | Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | § 43 | ||||
56 | Биосфера — глобальная экосистема | Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Основные вещества биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Границы биосферы | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта | Устный опрос | Приводить доказательства того, что биосфера — глобальная экосистема. Выделять основные положения учения о биосфере В. И. Вернадского. Описывать основные вещества биосферы. Различать и характеризовать границы биосферы | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 44 |
57 | Распространение и роль живого вещества в биосфере | Биомасса, её распространение в биосфере. Роль живого вещества в биосфере | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана – конспекта «Средообразующая деятельность организмов» | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «биомасса». Характеризовать распределение живого вещества в биосфере. Объяснять роль живого вещества в биосфере | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 45 |
58 | Краткая история эволюции биосферы | Основные этапы развития жизни на Земле. Эра, период. Эры древнейшей и древней жизни | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление таблицы «Развитие жизни на Земле», выделение крупных аромофозов, происходящих на разных этапах развития жизни. | Устный опрос | Характеризовать первые живые организмы на Земле. Выяснять причину появления и развития аэробных одноклеточных организмов. Объяснять роль фотосинтеза в эволюции биосферы. Приводить доказательства защитной роли озонового слоя. Анализировать и оценивать последствия хозяйственной деятельности человека в природе | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 46 |
59 | Краткая история эволюции биосферы | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Ароморфозы мезозоя и кайнозоя. Идиоадаптации кайнозоя. Воздействие древнего человека на окружающую природу. | Устный опрос | § 46 | ||||
60 | Ноосфера | Ноосфера как сфера разума. Антропогенное воздействие на биосферу на ранних этапах развития человечества. Неолитическая революция. Влияние ноосферы на биосферу | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «ноосфера». Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Объяснять сущность понятия «неолитическая революция | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 47 |
61 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы | Многообразие видов на планете Земля, необходимость его сохранения. Причины вымирания видов. Экологические нарушения | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, составление плана - конспекта | Устный опрос | Характеризовать многообразие видов на нашей планете, объяснять причины его возникновения. Приводить доказательства того, что многообразие видов обеспечивает устойчивость биосферы. Выявлять причины вымирания видов и экологических нарушений | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 48 |
62 | Современные экологические проблемы, их влияние на жизнь каждого из нас | Современные экологические проблемы: загрязнение атмосферы, загрязнение водоёмов, перерасход природных вод, загрязнение и истощение почвы, парниковый эффект, уничтожение экосистем. Экологические катастрофы | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, подготовка сообщений на тему «Влияние человека на биосферу», составление опорного конспекта. | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «глобальная экологическая проблема». Выявлять и раскрывать причины усиления влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Объяснять сущность понятия «экологическая катастрофа». Характеризовать причины антропогенного загрязнения планеты | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 49 |
63 | Современные экологические проблемы, их влияние на жизнь каждого из нас | Устный опрос | § 49 | |||||
64 | Пути решения экологических проблем | Роль биологических знаний в решении экологических проблем. Охрана окружающей среды. Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки и др.). Рациональное ведение хозяйственной деятельности и рациональное использование природных ресурсов. Внедрение экологически чистого безотходного производства | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа – постановка учебной задачи; индивидуальная работа с текстом, подготовка сообщений на тему «Пути решения экологических проблем», составление опорного конспекта. | Устный опрос | Объяснять сущность понятия «охрана природы». Раскрывать проблемы рационального природопользования, охраны | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | § 50 |
65 | Пути решения экологических проблем | Проверочная работа | § 50 | |||||
66 | Обобщение и систематизация знаний по теме | Решение вариантов ОГЭ прошлых лет и демоверсии. | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: комплексное повторение по теме; выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ с обсуждением и анализом допущенных ошибок. | текущий | Научаться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | |
67 | Обобщение и систематизация знаний по теме | Решение вариантов ОГЭ прошлых лет и демоверсии. | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: комплексное повторение по теме; выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ с обсуждением и анализом допущенных ошибок. | текущий | Научаться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. | |
68 | Обобщение и систематизация знаний по теме | Решение вариантов ОГЭ прошлых лет и демоверсии. | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: комплексное повторение по теме; выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ с обсуждением и анализом допущенных ошибок. | текущий | Научаться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике | Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; структурировать знания. Регулятивные:самостоятельноопределять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; мотивация учащихся на получение новых знаний; умение применят полученные знания в практической деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.
Пояснительная запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс ...
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)
Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....
Календарно -тематическое планирование 8 класс (Учебник «Русский язык» для 8 класса . – Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс
Календарно-тематическое планирование 5 класс Г.В.Дорофеев и др....
Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова
Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова...