Фотокросс как средство развития критического мышления
статья по биологии

Доказать потенциал применения фотокросса в развитии критического мышления. Показать особенности использования данной формы в целях развития критического мышления у учащихся, виды и способы применения фотокроссов в урочное и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_sots._set.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Фотокросс

Активный темп жизни, расширение информационных технологий, внедрение социальных сетей зачастую приводят к тому, что жизнь часто уходит в виртуальную сферу. Использование интерактивных форм работы позволяет не только заинтересовать ребенка, но и с легкостью включить его в совместную деятельность, в ходе которой улучшаются его коммуникативные навыки, способность работать в команде, создаются условия для самовыражения.

Одна из таких форм работы – фотокросс.

Фотокросс – это гонка фотографов в условиях временных и тематических рамок. Задача – сделать с помощью подручных средств композицию.

Проведение фотокросса с одной стороны привлекает детей к творчеству, с другой стороны имеет большой воспитательный потенциал. Идея фотокросса состоит в организации необычной творческой деятельности, которую ребенок осуществляет в команде сверстников, организованной на принципах самоуправления. Ценность данного мероприятия в том, что каждый участвующий получает опыт работы в команде, опыт совершения самостоятельных дел. Важным результатом является презентация итогов работы. Создается ситуация успеха, в результате которой ребенок понимает, что он может создать некий продукт, вызывающий интерес у многих, что всегда благотворно влияет на детей, на их восприятие окружающей действительности и отношение к ней.

Что такое критическое мышление, и как на его развитие влияет фотокросс

«Критическое мышление — это собранность и дисциплина ума, сосредоточенность, умение самому управлять своими когнитивными процессами, а не воспроизводить готовые шаблоны».

В освоении навыка критически мыслить происходит разделение конвергентного и дивергентного мышления, двух этапов в работе над решением. При дивергентном мышлении происходит мозговой штурм, генерируются нестандартные идеи — даже не слишком применимые на практике. На этом этапе размышлений важно не ограничивать себя и давать волю фантазии, чему способствует фотокросс. А конвергентное мышление, наоборот, призвано приземлить человека, помочь ему оценить варианты, которые он придумал при штурме.

Дайана Халперн (Diane Halpern) - американский психолог и в прошлом президент Американской психологической ассоциации, отмечает, что Критическое мышление – это, прежде всего, творческое мышление.

В российской школе Евгения Семёновна Полат определяет такие важные признаки критического мышления как аналитичность – отбор, сравнение, сопоставление фактов и явлений; ассоциативность – установление ассоциаций с ранее изученными фактами, явлениями; логичность – умение строить логику доказательности решение проблемы, последовательность действий; системность – умение рассматривать объект, проблему в целостности их связей и характеристик

Технология  развития критического мышления основывается на трех основных фазах:

1. Вызов – «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу; на данном этапе урока актуализируются знания учащихся, происходит побуждение к обучению чему-то новому; одной из важнейших функцией данного этапа является целеполагание, успешность которого, в свою очередь, является предпосылкой для достижения результата;

2. Осмысление – на данном этапе происходит ознакомление с новой информацией, приобретение навыков ее применения, осмысления и развития метакогнитивных навыков обучающихся;

 3. Рефлексия (размышление) – на этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается; стадия рефлексии дает учащимся возможность формирования и совершенствования навыков анализа, творческого переосмысления информации, выработки собственного отношения к изучаемому материалу.

Т.о. тема фотокросса является вызовом, которая затем осмысливается и творчески перерабатывается на стадии рефлексии.

Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся рассуждениями и заканчивающийся принятием решения.

Остановимся на разновидностях фотокроссов

  • «WALK», наиболее распространенное, когда участники получают комплект заданий на регистрационном пункте и сразу отправляются фотографировать.

Задания подразделяются на несколько категорий, такие как «Фотографии загадки», «Творческая фотография», «Найди объект» и другие. (ребусы)

  • «Заданное направление» («QUEST»), где надо отмечаться на контрольных точках, при этом отгадывая загадки, например, проводя фотокросс в парке.

Примеры:

«Растения из Красной книги» поиск и описание краснокнижных растений.

Живая аптека под ногами: поиск и описание лекарственных свойств трав и других растений встреченных на маршруте.

  • «фотокросс Mobile», где все снимки должны быть сделаны камерой мобильного телефона;
  • «спонтанный фотокросс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»

Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Фотокросс как средство развития критического мышления

Доказать потенциал применения фотокросса в развитии критического мышления. Показать особенности использования данной формы в целях развития критического мышления у учащихся, виды и способы применения ...