Организация рефлексии на уроках истории как средство развития критического мышления
статья по истории на тему

Статья о  организации рефлексии на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_refleksiya_2015.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация рефлексии на уроках истории как средство развития критического мышления»

Автор: Лищук О.С.

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №49с УИОП

             Каждый преподаватель, учитывая планирование урока, знает, как важен его заключительный этап, включающий не только стадию осмысления, но и рефлексии. Необходимо, чтобы ученики могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию. Рефлексия является целостным звеном развивающего и проблемного обучения, так как основывается на принципах активности и сознательности. Чаще всего, рефлексия на уроке строится путем вопросов как одного из действенных механизмов стимулирования когнитивной активности учащихся. Побуждение учителем к постановке вопросов самими учащимися – задача крайне сложная.

            Что есть рефлексия?     Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние [1]. Рефлексия отождествляется с самоанализом, но его глубина зависит от личностных, возрастных особенностей человека, от нравственного воспитания. Рефлексия неразрывно связана с целеполаганием (что оцениваю? как оцениваю? какие перспективы в работе?).  Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

На различных этапах урока рефлексия существует в различных формах и приемах.

Этап урока

Форма рефлексии

Организационный этап, вводно-мотивационный

Выбор индивидуальной цели учеником

Ребята могут выразить свои пожелания по теме урока, с чего бы они начали изучение темы урока

Рефлексия выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений учащихся

Этап изучения, осмысления

Решение учебных задач

Выбор формы организации учебной деятельности

Групповая или индивидуальная рефлексия

Заключительный этап

Подведение итогов, учащиеся говорят о позитивных и негативных элементах урока

Осознание учащимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее, практическое применение этих знаний)

    Организация рефлексии на уроках истории является средством развития критического мышления (через контакт с новой информацией). Преподаватель в процессе урока может попросить учащихся вернуться к записям, внести изменения или дополнения, а также предложить творческие задания практико-ориентированного характера. Ученики соотносят полученные знания с актуальной информацией. В ходе организации учебной деятельности, преподаватель может использовать такие методы, как: заполнение кластеров и таблиц, установление причинно-следственных связей, ответы на вопросы, дискуссии, «круглые столы», игры, творческие работы и т.п.

    Рефлексия может осуществляться в устной (фронтальные или индивидуальные опросы) или письменной форме. Преподаватель может реализовывать методы рефлексии эмоционального настроения, рефлексии деятельности, рефлексии содержания исторического материала.

    Устная рефлексия на уроке предполагает коммуникативную активность, например,  в процессе круглых столов, где происходит обмен мнениями или дискуссия между участниками. Рефлексия в письменной форме более многогранна.

  1. «Бортовой журнал» и дневники (графическая форма организации материала).

Форма «бортового журнала»

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

Стадия вызова

 Дневник дает возможность ученику связать историческую информацию с индивидуальным жизненным опытом (цитата и комментарии к ней, почему цитата привлекла внимание, написание вопросов к учителю) [2].

  1. Эссе (вариант субъективной интерпретации)
  2. Письменное интервью (вопросы и ответы участников группы, обмен мнениями)
  3. Синквейн (стихотворение из пяти строк; в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей (три глагола); в четвертой приводится фраза из 4 значимых слов; пятая строка отражает синоним). Пример синквейна:

Русь

Могучая, славянская

Стонет под игом, побеждает, сеет

Русь – это моя Родина

Россия

Война

Страшная, кровавая

Рушит, сражается, делает сиротами

Война – грязное дело на земле

Смерть [3].

  1. Варианты Портфолио (оценочные листы, анкеты, листы наблюдений и т.д.)

Приемы рефлексии

  1. Маятник настроения (ученик подбирает картинки к своему настроению)
  2. Цветик-самоцветик (выбор лепестка по настроению)
  3. «Лестница» (адекватность внутреннему состоянию):

 

(над ступеньками лестницы ученик может написать слова: скверно, плохо, хорошо, уверенность, комфорт; чем выше ступень, тем лучше состояние)

  1. SMS-сообщение (на бумажных сотовых телефонах написать смс в виде смайликов)
  2. Незаконченная фраза

Меня поразило…

Меня удивило…

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Мои ощущения…

Я научился…

Урок взволновал…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

Я выбрал эти задания, потому что…

6. Рефлексивный круг.

Все субъекты педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии, как вы оцениваете свое участие в занятии и т.п.

  1. Рефлексивная мишень

 

1 – моя деятельность; 2 – содержание; 3 – деятельность учителя; 4 – форма, методы

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 части, в каждом секторе записываются параметры. Каждый участник маркером 4 раза «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка соответствует его оценке результатов. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «10».

  1. Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины

   чемодан

Все, что пригодится в дальнейшем

 мясорубка

Информацию переработаю

        Корзина

Все выброшу

  1. Анализ урока учащимися

Примерные вопросы: Чем вы занимались на уроке? Какие трудности вы испытали на уроке? Какие формы работы на уроке вам нравятся больше всего?

Учащимся необходимо поставить баллы от 1 до 5:

Индивидуальная –

Работа в парах –

По карточкам –

Самостоятельная работа –

Работа в группах –

Коллективная работа –

Необычные уроки (экскурсия, путешествия и т.д.) –

  1. Листок оценивания: ученики оценивают свои возможности и отмечают в листке оценивания, критерии оценки сообщает учитель

Прогнозируемое оценивание

Работа в группе

Работа в паре

Итоговое оценивание

  1. Мое настроение

Ученик на листе бумаги в течение одной минуты должен нарисовать свое настроение (используя определенные цвета: красный (радость, восторг), синий (пассивность, грусть, усталость), зеленый (активность), желтый (спокойствие), фиолетовый (беспокойство, тревога), серый (огорчение), черный (уныние, отрицание), коричневый (неуверенность)).

  1. Мишень настроения

День – это один выстрел. Внутри кружка – дата и мотивация.

  1. «Плюс – минус – интересно» (метод де Боно). . В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
  2. Самопроверка. Учитель предлагает учащимся поставить оценку своим одноклассникам и аргументировать ее.

Конечно, сложно к каждому уроку придумать эффектное заключение, но с развитием компьютерных технологий эта задача упростилась. Во многих школах почти в каждом кабинете сейчас установлен проектор и экран. Или, по крайней мере, с их установкой нет проблем.

В этой работе представлены авторские разработки, созданные в  объектно-ориентированной среде Delphi: программы, позволяющие за очень короткое время провести рефлексивную часть урока.

Описание:

  1.  «Процентная развертка.exe» эта программа выводит на экран результаты голосования детей в виде «смайликов» на красно-желто-зеленом фоне. Для голосования предлагается вопрос с вариантами ответа «понравилось», «безразлично», «не понравилось»
  2. Файл «Vote.exe» запускает программу, в которой в виде гистограммы отражаются результаты голосования по любому предложенному вопросу. «Голос» участника добавляется путем однократного нажатия на соответствующую кнопку, либо, если результат уже известен, или высказалось несколько человек, количество голосов вводится в соответствующее текстовое окошко, появляющееся при нажатии правой кнопки мыши на столбце гистограммы.

Данные программы могут быть использованы в рефлексивной части урока или при обсуждении какого-либо вопроса, на который можно ответить «понравилось», «безразлично» или «не понравилось».

Круг использования различных форм и средств рефлексии, конечно, неисчерпаем. Организовывая рефлексию на своем уроке, педагог обеспечивает условия для создания целевого пространства (выбор ценностных ориентаций, утверждение собственной позиции). Рефлексия на уроке направлена на решение следующих задач: организация деятельности учащихся по расширению знаний по темам курса истории; развитие интереса к урокам проблемно-творческого характера; формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в самовыражении, самоактуализации через различные виды учебной деятельности. Организация рефлексивного пространства позволяет разрешить противоречие между потребностями и способностями ученика, в чем и состоит результативность саморазвития человека. Ученик сам оценивает степень своей активности на уроке. Выход на новую проблему в результате рефлексивной деятельности предоставляет ученику возможность избежать причин своих ошибок, определить пути их исправления, что порождает новые способы организации деятельности.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная работа преподавателя с учащимися, позволяющая совершенствовать исторический образовательный процесс, а также успешно решать основную задачу литературы: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию полноценной личности.

Список литературы

  1. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – М: Высшая школа, 2003.
  2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. – М: Высшая школа, 2002.
  3. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. М: Высшая школа, 2005.
  4. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. М.: Академия, 2000.
  5. Селевко  Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории по технологии развития критического мышления

Разработан урок по инновационным технологтям "критического мышления"....

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

Фотокросс как средство развития критического мышления

Доказать потенциал применения фотокросса в развитии критического мышления. Показать особенности использования данной формы в целях развития критического мышления у учащихся, виды и способы применения ...

Фотокросс как средство развития критического мышления

Доказать потенциал применения фотокросса в развитии критического мышления. Показать особенности использования данной формы в целях развития критического мышления у учащихся, виды и способы применения ...