Организация рефлексии на уроках истории как средство развития критического мышления
статья по истории на тему
Статья о организации рефлексии на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_refleksiya_2015.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация рефлексии на уроках истории как средство развития критического мышления»
Автор: Лищук О.С.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №49с УИОП
Каждый преподаватель, учитывая планирование урока, знает, как важен его заключительный этап, включающий не только стадию осмысления, но и рефлексии. Необходимо, чтобы ученики могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию. Рефлексия является целостным звеном развивающего и проблемного обучения, так как основывается на принципах активности и сознательности. Чаще всего, рефлексия на уроке строится путем вопросов как одного из действенных механизмов стимулирования когнитивной активности учащихся. Побуждение учителем к постановке вопросов самими учащимися – задача крайне сложная.
Что есть рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние [1]. Рефлексия отождествляется с самоанализом, но его глубина зависит от личностных, возрастных особенностей человека, от нравственного воспитания. Рефлексия неразрывно связана с целеполаганием (что оцениваю? как оцениваю? какие перспективы в работе?). Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
На различных этапах урока рефлексия существует в различных формах и приемах.
Этап урока | Форма рефлексии |
Организационный этап, вводно-мотивационный | Выбор индивидуальной цели учеником Ребята могут выразить свои пожелания по теме урока, с чего бы они начали изучение темы урока Рефлексия выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений учащихся |
Этап изучения, осмысления | Решение учебных задач Выбор формы организации учебной деятельности Групповая или индивидуальная рефлексия |
Заключительный этап | Подведение итогов, учащиеся говорят о позитивных и негативных элементах урока Осознание учащимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее, практическое применение этих знаний) |
Организация рефлексии на уроках истории является средством развития критического мышления (через контакт с новой информацией). Преподаватель в процессе урока может попросить учащихся вернуться к записям, внести изменения или дополнения, а также предложить творческие задания практико-ориентированного характера. Ученики соотносят полученные знания с актуальной информацией. В ходе организации учебной деятельности, преподаватель может использовать такие методы, как: заполнение кластеров и таблиц, установление причинно-следственных связей, ответы на вопросы, дискуссии, «круглые столы», игры, творческие работы и т.п.
Рефлексия может осуществляться в устной (фронтальные или индивидуальные опросы) или письменной форме. Преподаватель может реализовывать методы рефлексии эмоционального настроения, рефлексии деятельности, рефлексии содержания исторического материала.
Устная рефлексия на уроке предполагает коммуникативную активность, например, в процессе круглых столов, где происходит обмен мнениями или дискуссия между участниками. Рефлексия в письменной форме более многогранна.
- «Бортовой журнал» и дневники (графическая форма организации материала).
Форма «бортового журнала»
Что мне известно по данной теме | Что нового я узнал из текста |
Стадия вызова |
Дневник дает возможность ученику связать историческую информацию с индивидуальным жизненным опытом (цитата и комментарии к ней, почему цитата привлекла внимание, написание вопросов к учителю) [2].
- Эссе (вариант субъективной интерпретации)
- Письменное интервью (вопросы и ответы участников группы, обмен мнениями)
- Синквейн (стихотворение из пяти строк; в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей (три глагола); в четвертой приводится фраза из 4 значимых слов; пятая строка отражает синоним). Пример синквейна:
Русь
Могучая, славянская
Стонет под игом, побеждает, сеет
Русь – это моя Родина
Россия
Война
Страшная, кровавая
Рушит, сражается, делает сиротами
Война – грязное дело на земле
Смерть [3].
- Варианты Портфолио (оценочные листы, анкеты, листы наблюдений и т.д.)
Приемы рефлексии
- Маятник настроения (ученик подбирает картинки к своему настроению)
- Цветик-самоцветик (выбор лепестка по настроению)
- «Лестница» (адекватность внутреннему состоянию):
(над ступеньками лестницы ученик может написать слова: скверно, плохо, хорошо, уверенность, комфорт; чем выше ступень, тем лучше состояние)
- SMS-сообщение (на бумажных сотовых телефонах написать смс в виде смайликов)
- Незаконченная фраза
Меня поразило…
Меня удивило…
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Я чувствовал…
Я думал…
Я приобрел…
Я получил от этого урока…
За это я могу себя похвалить…
Мне показалось важным…
Было трудно…
Мои ощущения…
Я научился…
Урок взволновал…
Урок заставил задуматься…
Урок навел меня на размышление…
Над этим мне надо еще поработать…
Я недоволен потому, что…
Я выбрал эти задания, потому что…
6. Рефлексивный круг.
Все субъекты педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии, как вы оцениваете свое участие в занятии и т.п.
- Рефлексивная мишень
1 – моя деятельность; 2 – содержание; 3 – деятельность учителя; 4 – форма, методы
На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 части, в каждом секторе записываются параметры. Каждый участник маркером 4 раза «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка соответствует его оценке результатов. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «10».
- Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины
чемодан
Все, что пригодится в дальнейшем
мясорубка
Информацию переработаю
Корзина
Все выброшу
- Анализ урока учащимися
Примерные вопросы: Чем вы занимались на уроке? Какие трудности вы испытали на уроке? Какие формы работы на уроке вам нравятся больше всего?
Учащимся необходимо поставить баллы от 1 до 5:
Индивидуальная –
Работа в парах –
По карточкам –
Самостоятельная работа –
Работа в группах –
Коллективная работа –
Необычные уроки (экскурсия, путешествия и т.д.) –
- Листок оценивания: ученики оценивают свои возможности и отмечают в листке оценивания, критерии оценки сообщает учитель
Прогнозируемое оценивание | Работа в группе |
Работа в паре | Итоговое оценивание |
- Мое настроение
Ученик на листе бумаги в течение одной минуты должен нарисовать свое настроение (используя определенные цвета: красный (радость, восторг), синий (пассивность, грусть, усталость), зеленый (активность), желтый (спокойствие), фиолетовый (беспокойство, тревога), серый (огорчение), черный (уныние, отрицание), коричневый (неуверенность)).
- Мишень настроения
День – это один выстрел. Внутри кружка – дата и мотивация.
- «Плюс – минус – интересно» (метод де Боно). . В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
- Самопроверка. Учитель предлагает учащимся поставить оценку своим одноклассникам и аргументировать ее.
Конечно, сложно к каждому уроку придумать эффектное заключение, но с развитием компьютерных технологий эта задача упростилась. Во многих школах почти в каждом кабинете сейчас установлен проектор и экран. Или, по крайней мере, с их установкой нет проблем.
В этой работе представлены авторские разработки, созданные в объектно-ориентированной среде Delphi: программы, позволяющие за очень короткое время провести рефлексивную часть урока.
Описание:
- «Процентная развертка.exe» эта программа выводит на экран результаты голосования детей в виде «смайликов» на красно-желто-зеленом фоне. Для голосования предлагается вопрос с вариантами ответа «понравилось», «безразлично», «не понравилось»
- Файл «Vote.exe» запускает программу, в которой в виде гистограммы отражаются результаты голосования по любому предложенному вопросу. «Голос» участника добавляется путем однократного нажатия на соответствующую кнопку, либо, если результат уже известен, или высказалось несколько человек, количество голосов вводится в соответствующее текстовое окошко, появляющееся при нажатии правой кнопки мыши на столбце гистограммы.
Данные программы могут быть использованы в рефлексивной части урока или при обсуждении какого-либо вопроса, на который можно ответить «понравилось», «безразлично» или «не понравилось».
Круг использования различных форм и средств рефлексии, конечно, неисчерпаем. Организовывая рефлексию на своем уроке, педагог обеспечивает условия для создания целевого пространства (выбор ценностных ориентаций, утверждение собственной позиции). Рефлексия на уроке направлена на решение следующих задач: организация деятельности учащихся по расширению знаний по темам курса истории; развитие интереса к урокам проблемно-творческого характера; формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в самовыражении, самоактуализации через различные виды учебной деятельности. Организация рефлексивного пространства позволяет разрешить противоречие между потребностями и способностями ученика, в чем и состоит результативность саморазвития человека. Ученик сам оценивает степень своей активности на уроке. Выход на новую проблему в результате рефлексивной деятельности предоставляет ученику возможность избежать причин своих ошибок, определить пути их исправления, что порождает новые способы организации деятельности.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная работа преподавателя с учащимися, позволяющая совершенствовать исторический образовательный процесс, а также успешно решать основную задачу литературы: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию полноценной личности.
Список литературы
- Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – М: Высшая школа, 2003.
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. – М: Высшая школа, 2002.
- Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. М: Высшая школа, 2005.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. М.: Академия, 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории по технологии развития критического мышления
Разработан урок по инновационным технологтям "критического мышления"....
Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
Эффективные средства развития критического мышления
презентация...
Фотокросс как средство развития критического мышления
Доказать потенциал применения фотокросса в развитии критического мышления. Показать особенности использования данной формы в целях развития критического мышления у учащихся, виды и способы применения ...
Фотокросс как средство развития критического мышления
Доказать потенциал применения фотокросса в развитии критического мышления. Показать особенности использования данной формы в целях развития критического мышления у учащихся, виды и способы применения ...
Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории с помощью технологии критического мышления"
Информация о приемах "Кроссенс" и "Прима"...