Технологическая карта урока в 6 классе
методическая разработка по биологии (6 класс)
В обновленных ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока в 6 классе | 28.18 КБ |
Корень, его строение и значение | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 6 классе
по теме: «Корень, его строение и значение»
Предмет: Биология
Класс: 6
Тема (раздел) курса: Органы растений
Тема урока: Корень, его строение и значение
Цель урока: изучить строение и функции корней
Цели и задачи | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Учащиеся должны знать: 1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения; 2.особенности строения корня как вегетативного органа; строение, роль корней в жизни растений, условия из прорастания и распространения; 3.видоизменения корней; Учащиеся должны уметь: 1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; 2.характеризовать функции корня и др. органов растений; 3.описывать стадии развития органов растений и всего растения; 4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные; 5.различать и определять типы корневых систем; 6.систематизировать знания по теме; 7.оценивать свои результаты и достижения | Коммуникативные 1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой); 2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; Познавательные: 1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение 2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения Регулятивные: -умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в планировании урока, корректировка плана; развитие навыков самооценки. | 1.Личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»); 2.формирование ответственного отношения к обучению, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») 3.ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; 4.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; 5.формирование основ экологической культуры; 6. формирование коммуникативной компетентности; 7. оценивание своих результатов и достижений | |
Ресурсы урока | Предметные учебно-методические комплексы, практические и лабораторные задания, предметные коллекции, натуральные объекты, мультимедийный проектор, презентация к уроку |
Ход урока | ||||
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности воспитанников | ||
I.Организационный момент 2 мин. | Приветствие Проверка готовности к уроку. Отмечает отсутствующих Инструктирует по работе с рабочими листами в группе Положительный настрой на работу | Организация рабочего места. Самоопределение и самоконтроль за поведением. Приветствие учащихся. | ||
II. Проверка домашнего задания 4 мин. | Перед тем как приступить к изучению новой темы, вы должны вспомнить предыдущие уроки. С этой целью вы должны были подготовить вопросы для взаимопроверки. | Примерные вопросы учащихся к друг другу:
| ||
III. Изучение новой темы Мобилизация внимания 3 мин. | Просмотр видеофрагмента «Корень» https://yandex.ru/video/preview/6285503710211343514 Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, присоски). Ходульные деревья на Байкале.
| Ответ учащихся 1.Корень, его строение, прорастание, питание 2.По этому фильму можно определить новую тему 3.«Корень, его строение, и функции?» | ||
Активное целеполагание (вызов к изучению) Мотивация к учебной деятельности. 3 мин. | Постановка цели и задач урока. Учитель: Данная тема достаточно сложная и одна из самых важных в курсе биологии 6 класса и всей ботаники, но надеюсь, что у нас все получится. Для этого нам всем необходимо только хорошо поработать. 1.Давайте попробуем определить цели и задачи урока. Напоминаю, цель урока определяем исходя из темы урока 2.Каким бы вы хотели видеть урок? Как бы вы хотели изучать данную тему? 3.А что вы знаете о корнях растений? (Молодцы! Как много вы знаете.) 3. Что бы вы еще хотели узнать о корнях? | 1.Цель урока: изучить строение и функции корней Задачи урока: 2.Ответы учащихся | ||
Актуализация знаний Таблица «верных - неверных утверждений» 1.Решение заданий до начала изучения темы 2. Решение заданий во время изучения темы. 15 мин. | 1.Корневые системы – корни, находящихся рядом растений 2. Типы корневых систем – это главный, боковой и придаточные корни 3. Корень состоит из следующих зон: верхней, средней и нижней (см. рис. 37) 4. Поглощение воды и минеральных солей осуществляют боковые корни 5.Форма корневых волосков – цилиндрическая (см. рис. 38) 6. Самая длинная и прочная часть корня – это зона проведения 7.Рост корней происходит в результате увеличения количества клеток в зоне деления. Корректировка ответов в случае неверных утверждений. | 1.Воспитанники решают задания до изучения новой темы 2.Самостоятельное смысловое, вдумчивое изучение темы (стр.37-39 до знака «пазл») 3. Поиск ответов на задания во время или после самостоятельного изучения темы. | ||
Лабораторная работа №2 «Строение корня растения» 7 мин. | Для того, чтобы закрепить полученные знания и удостовериться в них, предлагаю перейти к лабораторной работе. Нам в этом помогут ваши проростки и растения с корнями. Необходимо оформить задания лабораторной работы в рабочих тетрадях на стр. 18-19. | Учащиеся записывают и зарисовывают задания в рабочей тетради. | ||
Первичное закрепление 4 мин. | Проверка знаний, повторение материала и устранение пробелов. Учитель задает ряд вопросов: 1.Какие новые термины или понятия вы узнали сегодня на уроке? 2. Предлагаю закрепление темы «Зоны корня» (использование модели корня, зад. 1, 2 на с. 17 р/т) | Воспитанники называют термины и понятия | ||
IV.Рефлексивная деятельность 4 мин. | I. Задание на самоанализ. 1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке 2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …» II. Задание на самооценку. И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Особенно хорошо я усвоил … - Свой результат могу оценить так… III. Окончательный результат по уроку вы сможете посмотреть в электронном журнале после оформления лабораторной работы | Ответы воспитанников | ||
V. Домашнее задание 3 мин. | 1. Прочитать п. 7 2.Выполнить задания в рабочей тетради по данной теме. | Записывают в дневник домашнее задание. | ||
Цели и задачи | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Учащиеся должны знать: 1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения; 2.особенности строения корня как вегетативного органа; строение, роль корней в жизни растений, условия из прорастания и распространения; 3.видоизменения корней; Учащиеся должны уметь: 1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; 2.характеризовать функции корня и др. органов растений; 3.описывать стадии развития органов растений и всего растения; 4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные; 5.различать и определять типы корневых систем; 6.систематизировать знания по теме; 7.оценивать свои результаты и достижения | Коммуникативные 1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой); 2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; Познавательные: 1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение 2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения Регулятивные: -умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в планировании урока, корректировка плана; развитие навыков самооценки. | 1.Личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»); 2.формирование ответственного отношения к обучению, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») 3.ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; 4.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; 5.формирование основ экологической культуры; 6. формирование коммуникативной компетентности; 7. оценивание своих результатов и достижений | ||
Ресурсы урока | Предметные учебно-методические комплексы, практические и лабораторные задания, предметные коллекции, натуральные объекты, мультимедийный проектор, презентация к уроку |
Описание учебно – методического и материально- техническое обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
- Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко; под редакцией профессораИ.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 192 с.
- Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1,2 /И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко.– М.: Вентана-Граф, 2019.
3. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2018
Приложение к уроку №1. Таблица верных и неверных утверждений
Утверждения | До | После | |
чтения текста | |||
1. | Корневые системы – все корни, находящихся рядом растений | ||
2. | Типы корневых систем – это главный, боковой и придаточные корни | ||
3. | Корень состоит из следующих зон: верхней, средней и нижней | ||
4. | Поглощение воды и минеральных солей осуществляют боковые корни | ||
5. | Форма корневых волосков – цилиндрическая | ||
6. | Самая длинная и прочная часть корня – это зона проведения | ||
7. | Рост корней происходит в результате увеличения количества клеток в зоне деления. | ||
8. | По клеткам проводящей ткани к стеблю вода и минеральные соли, а по стеблю к корню передвигаются органические вещества. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВСПОМНИТЕ Как происходит прорастание семени; Какие органы растения называют главными и почему.
Что такое корень? Основной подземный орган, нарастающий в длину верхушкой , защищенный чехликом , не образующий листиков. Развивается из зачаточного корешка
Корень - это подземный вегетативный орган, выполняющий функции почвенного питания, закрепления растения в почве, транспорта и запасания веществ, а также вегетативного размножения
В корневой системе растений различают главный , боковой и придаточные корни Корневая система- это совокупность всех корней одного растения
Срез зоны всасывания
У какого растения самые длинные корни? У дикого фикуса из Южной Африки, корни достигают 120м. Корневая система кустарника пропописа сережкоцветного , или мескита , достигает глубины более 50м, у верблюжьей колючки - 20м.. Знаете ли вы? I место
Геотропизм корней у растений. 1- растение, растущее нормально; 2- в перевернутом виде, спустя 4 дня.
Видоизменения корней- приспособления корней к выполнению дополнительных функций.
Корневые шишки Толстые боковые и придаточные корни в мочковатой корневой Толстые боковые и придаточные корни в мочковатой корневой системе. ЗАПОМНИ
Самый большой баньян – это дерево- богатырь среди богатырей, имевшее 4300 стволов, в том числе 1300 крупных. Его могучий центральный Ствол достигал в поперечнике 10м . Под шатром такого дерева, считавшегося в Индии священным, отдыхали отряды по 6 000 человек одновременно. Корни-подпорки
Видоизменения корней: 1- ходульные корни (панданус); 2- воздушные корни ( бромелия ); 3- втягивающие корни (крокус); 4- корни в виде столбовидных подпорок ( фикус- баньян)
Бактериальные клубеньки- измененные боковые корни, в которых поселяются бактерии. Благодаря бактериям растения живут на бедных азотом почвах, делают их более плодородными, кроме того, азот накапливается в самих растениях. (клевер, люпин, люцерна) Бактериальные корни
Вывод Корень- вегетативный орган растения, приспособленный для поглощения питательных веществ из почвы. В корне различают следующие зоны: деления, роста, всасывания и проведения. Поглощение воды и минеральных солей осуществляют корневые волоски. Рост корня происходит за счет его верхушечной части. Видоизменения корней обусловлены их функциями в меняющихся условиях среды обитания.
Лабораторная работа Тема: Строение корня проростка Цель: изучить внешнее строение корня. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (редиса, гороха). Измерьте его длину, толщину. Определите тип корневой системы. Рассмотрите под лупой главный корень. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски. Измерьте длину тех частей коря, где расположены корневой чехлик и корневые волоски. Зарисуйте корень и надпишите виды корней. Сделайте вывод и запишите результаты работы в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home» (Нет лу...