Технологическая карта урока в 6 классе
методическая разработка по биологии (6 класс)

Валентина Александровна Агафонова

В обновленных ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока биологии в 6 классе

по теме: «Корень, его строение и значение»

Предмет: Биология

Класс: 6

Тема (раздел) курса: Органы растений

Тема урока: Корень, его строение и значение

Цель урока: изучить строение и функции корней

Цели и задачи

Предметные

Метапредметные

        Личностные

Учащиеся должны знать:

1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения;

2.особенности строения корня как вегетативного органа;

строение, роль корней  в жизни растений, условия из прорастания и распространения;

3.видоизменения корней;

Учащиеся должны уметь:

1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

2.характеризовать функции корня и др. органов растений;

3.описывать стадии развития органов растений и всего растения;

4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;

5.различать и определять типы корневых систем;

6.систематизировать знания по теме;

7.оценивать свои результаты и достижения

Коммуникативные

1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

Познавательные:

1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение

2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения

Регулятивные:

-умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в  планировании урока, корректировка плана; развитие навыков самооценки.

1.Личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»);

2.формирование ответственного отношения к обучению, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»)

3.ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

4.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

5.формирование основ экологической культуры;

6. формирование коммуникативной компетентности;

7. оценивание  своих результатов и достижений

Ресурсы урока

Предметные учебно-методические комплексы, практические и лабораторные задания, предметные коллекции, натуральные объекты, мультимедийный проектор, презентация к уроку

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности воспитанников

I.Организационный момент

2 мин.

Приветствие

 Проверка готовности к уроку. Отмечает отсутствующих

Инструктирует по работе с рабочими листами в группе

Положительный настрой на работу

Организация рабочего места. Самоопределение и самоконтроль за поведением.

Приветствие учащихся.

II. Проверка домашнего задания

        4 мин.

Перед тем как приступить к изучению новой темы, вы должны вспомнить предыдущие уроки. С этой целью вы должны были подготовить вопросы для взаимопроверки.

Примерные вопросы учащихся к друг другу:

  1. Строение семени
  2. Условия прорастания семян
  3. Что прорастает у семени в первую очередь?

III. Изучение новой темы

Мобилизация внимания

                  3  мин.

   Просмотр видеофрагмента «Корень» https://yandex.ru/video/preview/6285503710211343514

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, присоски). Ходульные деревья на Байкале.

  1. Что в этом фильме вы увидели?
  2. С какой целью мы посмотрели данный беззвучный фильм?
  3. Давайте подумаем все вместе. Как мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?

        Ответ учащихся

1.Корень, его строение, прорастание, питание

2.По этому фильму можно определить новую тему

3.«Корень, его строение, и функции?»

Активное целеполагание

(вызов к изучению)

Мотивация к учебной деятельности.

                  3 мин.

Постановка цели и задач урока.

Учитель:  Данная тема достаточно сложная и одна из самых важных в курсе биологии 6 класса и всей ботаники, но надеюсь, что у нас все получится. Для этого нам всем необходимо только хорошо поработать.

1.Давайте попробуем определить цели и задачи урока. Напоминаю, цель урока определяем исходя из темы урока

2.Каким бы вы хотели видеть урок? Как бы вы хотели изучать данную тему?

3.А что вы знаете о корнях растений?

(Молодцы! Как много вы знаете.)

3. Что бы вы еще хотели узнать о корнях?

1.Цель урока: изучить строение и функции корней

  Задачи урока:

2.Ответы учащихся

Актуализация знаний

Таблица «верных - неверных утверждений»

 1.Решение заданий до начала изучения темы  

2. Решение заданий во время изучения темы.

                15 мин.

1.Корневые системы –  корни, находящихся рядом растений

2. Типы корневых систем – это главный, боковой и придаточные корни

3. Корень состоит из следующих зон: верхней, средней и нижней  (см. рис. 37)

 4. Поглощение воды и минеральных солей осуществляют боковые корни

5.Форма корневых волосков – цилиндрическая (см. рис. 38)

6. Самая длинная и прочная часть корня – это зона проведения

7.Рост корней происходит в результате увеличения количества клеток в зоне деления.

 Корректировка ответов в случае неверных утверждений.

1.Воспитанники решают задания до изучения новой темы

2.Самостоятельное смысловое, вдумчивое изучение темы (стр.37-39 до знака «пазл»)

3. Поиск ответов на  задания во время или после самостоятельного изучения темы.

Лабораторная работа №2

«Строение корня растения»

                   7 мин.

Для того, чтобы закрепить полученные  знания и удостовериться в них, предлагаю перейти к лабораторной работе. Нам в этом помогут ваши проростки и растения с корнями.  Необходимо оформить задания лабораторной работы   в рабочих тетрадях на стр. 18-19.

Учащиеся записывают и  зарисовывают задания в рабочей тетради.

Первичное закрепление

                  4 мин.

Проверка знаний, повторение материала и устранение пробелов.

Учитель задает ряд вопросов:

1.Какие новые термины или понятия вы узнали сегодня на уроке?

2. Предлагаю закрепление темы «Зоны корня» (использование модели корня, зад. 1, 2  на с. 17 р/т)

Воспитанники называют термины и понятия

IV.Рефлексивная деятельность

                 4 мин.

I. Задание на самоанализ.  1. Выделите не менее 4-х видов (форм)  деятельности, в которых вы принимали участие на уроке

2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»

II. Задание на самооценку. И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Особенно хорошо я усвоил …

- Свой результат могу оценить так…

III. Окончательный результат по уроку вы сможете посмотреть в  электронном журнале после оформления лабораторной работы

Ответы воспитанников

V. Домашнее задание

3 мин.

1. Прочитать п. 7

2.Выполнить задания в рабочей тетради по данной теме.

Записывают в дневник   домашнее задание.

Цели и задачи

Предметные

Метапредметные

        Личностные

Учащиеся должны знать:

1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения;

2.особенности строения корня как вегетативного органа;

строение, роль корней  в жизни растений, условия из прорастания и распространения;

3.видоизменения корней;

Учащиеся должны уметь:

1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

2.характеризовать функции корня и др. органов растений;

3.описывать стадии развития органов растений и всего растения;

4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;

5.различать и определять типы корневых систем;

6.систематизировать знания по теме;

7.оценивать свои результаты и достижения

Коммуникативные

1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

Познавательные:

1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение

2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения

Регулятивные:

-умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в  планировании урока, корректировка плана; развитие навыков самооценки.

1.Личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»);

2.формирование ответственного отношения к обучению, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»)

3.ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

4.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

5.формирование основ экологической культуры;

6. формирование коммуникативной компетентности;

7. оценивание  своих результатов и достижений

Ресурсы урока

Предметные учебно-методические комплексы, практические и лабораторные задания, предметные коллекции, натуральные объекты, мультимедийный проектор, презентация к уроку


Описание учебно – методического и материально- техническое  обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

  1. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко; под редакцией профессораИ.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 192 с.
  2. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1,2 /И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко.– М.: Вентана-Граф, 2019.

3.  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2018

Приложение к уроку №1. Таблица верных и неверных утверждений

Утверждения

До

После  

чтения текста

1.

Корневые системы –  все корни, находящихся рядом растений

2.

Типы корневых систем – это главный, боковой и придаточные корни

3.

Корень состоит из следующих зон: верхней, средней и нижней

4.

Поглощение воды и минеральных солей осуществляют боковые корни

5.

Форма корневых волосков – цилиндрическая

6.

Самая длинная и прочная часть корня – это зона проведения

7.

Рост корней происходит в результате увеличения количества клеток в зоне деления.

8.

По клеткам проводящей ткани к стеблю вода  и минеральные соли, а по стеблю к корню передвигаются органические вещества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель биологии МОУ СОШ № 3 с УИОП Агафонова В.А. Корень, его строение и значение

Слайд 2

ВСПОМНИТЕ Как происходит прорастание семени; Какие органы растения называют главными и почему.

Слайд 3

Что такое корень? Основной подземный орган, нарастающий в длину верхушкой , защищенный чехликом , не образующий листиков. Развивается из зачаточного корешка

Слайд 4

Корень - это подземный вегетативный орган, выполняющий функции почвенного питания, закрепления растения в почве, транспорта и запасания веществ, а также вегетативного размножения

Слайд 5

В корневой системе растений различают главный , боковой и придаточные корни Корневая система- это совокупность всех корней одного растения

Слайд 11

Срез зоны всасывания

Слайд 13

У какого растения самые длинные корни? У дикого фикуса из Южной Африки, корни достигают 120м. Корневая система кустарника пропописа сережкоцветного , или мескита , достигает глубины более 50м, у верблюжьей колючки - 20м.. Знаете ли вы? I место

Слайд 14

Геотропизм корней у растений. 1- растение, растущее нормально; 2- в перевернутом виде, спустя 4 дня.

Слайд 15

Видоизменения корней- приспособления корней к выполнению дополнительных функций.

Слайд 16

Корневые шишки Толстые боковые и придаточные корни в мочковатой корневой Толстые боковые и придаточные корни в мочковатой корневой системе. ЗАПОМНИ

Слайд 17

Самый большой баньян – это дерево- богатырь среди богатырей, имевшее 4300 стволов, в том числе 1300 крупных. Его могучий центральный Ствол достигал в поперечнике 10м . Под шатром такого дерева, считавшегося в Индии священным, отдыхали отряды по 6 000 человек одновременно. Корни-подпорки

Слайд 18

Видоизменения корней: 1- ходульные корни (панданус); 2- воздушные корни ( бромелия ); 3- втягивающие корни (крокус); 4- корни в виде столбовидных подпорок ( фикус- баньян)

Слайд 19

Бактериальные клубеньки- измененные боковые корни, в которых поселяются бактерии. Благодаря бактериям растения живут на бедных азотом почвах, делают их более плодородными, кроме того, азот накапливается в самих растениях. (клевер, люпин, люцерна) Бактериальные корни

Слайд 20

Вывод Корень- вегетативный орган растения, приспособленный для поглощения питательных веществ из почвы. В корне различают следующие зоны: деления, роста, всасывания и проведения. Поглощение воды и минеральных солей осуществляют корневые волоски. Рост корня происходит за счет его верхушечной части. Видоизменения корней обусловлены их функциями в меняющихся условиях среды обитания.

Слайд 21

Лабораторная работа Тема: Строение корня проростка Цель: изучить внешнее строение корня. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (редиса, гороха). Измерьте его длину, толщину. Определите тип корневой системы. Рассмотрите под лупой главный корень. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски. Измерьте длину тех частей коря, где расположены корневой чехлик и корневые волоски. Зарисуйте корень и надпишите виды корней. Сделайте вывод и запишите результаты работы в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...