Рабочая прогоамма по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Кондратенкова Нина Петровна

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9_klass.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинская основная школа»

Рассмотрено и принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1

От 31.08.2022 г.

Утверждаю

Приказ № 54-ОД от 31.08.2022 г.

Директор МБОУ «Ленинская ОШ»

_____________ Н.Л. Минченкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«Биология»

9 класс 

Учитель: Кондратенкова Нина Петровна

                                                                                                                 

2022-2023 учебный год


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения:

- формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- осознание ответственности и долга перед Родиной;

- ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;

- формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;

- способность строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;

- умение реализовывать теоретические познания на практике;

- осмысление значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии учащимися;

- способность проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- привить любовь к природе; чувство уважения к ученым, изучающим животный мир; эстетическое восприятие общения с живыми организмами;

- признание права каждого человека на собственное аргументированное мнение;

- готовность к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранном поприще;

- умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

- осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты обучения:

- составление схем и таблиц для интеграции полученных знаний;

- умение обобщать и делать выводы по изучаемому материалу;

- работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;

- представлять полученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

- объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;

- самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;

- иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

- сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп;

- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

- выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп;

- обобщать и делать выводы по изученному материалу;

- работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;

- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

- давать характеристику генетических методов изучения биологических объектов;

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

- готовить устные сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

- пользоваться поисковыми системами Интернета;

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками;

- находить информацию о развитии животных и растений в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- сравнивать и  сопоставлять  между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп;

- избирательно относиться к информации по биологии, содержащейся в СМИ.

Предметные результаты обучения:

Выпускники научатся:

- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

-аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускники получат возможность научиться:

- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также биологических наук. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Раздел 1. Структурная организация живых организмов (13 часов)

Тема 1.1. Химическая организация клетки (4 часа).

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Вода, ее химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки, их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму, транскрипция, РНК, ее структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация. Объемная модель структурной организации белков.

Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа).

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение  накопление энергии, расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 1.3. Строение и функции клеток (6 часов).

Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.

Лабораторная работа № 1. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

(5 часов)

Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа).

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение  оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение. Рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация. Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток.

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(3 часа).

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий). Таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.

Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (10 часов).

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека.

Практическая работа № 1. Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 часов).

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа № 2. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа).

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (22 часа)

Тема 4.1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов (2 часа).

Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы, краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация. Схемы, отражающие структуры царств живой природы.

Тема 4.2. Развитие биологии в додарвинский период (2 часа).

Развитие биологии в додарвинский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Тема 4.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа).

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учения Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа).

Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутонная, расчленяющая и др.), предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.

Демонстрация. Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающее выживание в типичных для них условиях существования. Примеры различных видов покровительственной окраски у животных.

Лабораторная работа № 3. Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных.

Лабораторная работа № 4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 4.5. Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяции. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторная работа № 5. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Тема 4.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (4 часа).

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в онтогенезе. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 4.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа).

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 4.8. Развитие жизни на Земле (4 часа).

Развитие жизни на земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место вида Homo sapiens  в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов)

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (3+1 часа).

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и клад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций,  биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Лабораторная работа № 6. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Практическая работа № 2. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Тема 5.2. Биосфера и человек (3 часа).

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Лабораторная работа № 7. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1

Введение

1 ч.

2

Раздел 1. Структурная организация живых организмов

13 ч.

3

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5 ч.

4

Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов

20 ч.

5

Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле

22 ч

6

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

7 ч

Место учебного предмета в учебном плане

В 9 классе на изучение биологии отводится 2 часа в неделю (2 часа из обязательной части учебного плана), всего 68 часов в год.


Календарно-тематическое планирование на 2020/2021 уч. год

№ урока

Название темы

Дата         

План

Факт

1

Инструктаж по ОТ.

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

2

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.

3

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

4

Органические вещества клетки. Белки.

5

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.

6

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

7

Пластический обмен. Биосинтез белков.

8

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.  Автотрофный тип обмена веществ.

9

Цитология. Прокариотические клетки. Бактерии.

10

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма.

11

Эукариотическая клетка. Ядро.

12

Деление клеток.

13

Клеточная теория строения организмов.

Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 1. «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».

14

Контрольная работа по теме «Структурная организация живых организмов».

15

Размножение. Бесполое размножение.

16

Половое размножение. Развитие половых клеток.

17

Онтогенез. Эмбриональный период развития.

18

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

19

Общие закономерности развития.

20

Основные понятия генетики.

21

Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя.

22

Первый и второй законы Менделя.

23

Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

24

Решение генетических задач на законы Менделя.

25

Сцепленное наследование генов.

26

Генетика пола.

27

Генотип как система взаимодействующих генов.

28

Решение генетических задач.

29

Инструктаж по ОТ Практическая работа № 1. Решение генетических задач.

30

Изменчивость. Типы изменчивости.

31

Инструктаж по ОТ

Мутации. Типы мутаций.

32

Фенотипическая изменчивость.

33

Выявление изменчивости организмов.

Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 2 «Построение вариационной кривой».

34

Обобщение по теме «Наследственность и изменчивость организмов».

35

Контрольная работа по теме «Наследственность и изменчивость организмов».

36

Селекция. Задачи селекции.

37

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

38

Методы селекции растений и животных.

39

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.

40

Классификация живых организмов. Видовое разнообразие. Признаки живых организмов

41

Становление систематики. Первые эволюционные работы.

42

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

43

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

44

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

45

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

46

Формы естественного отбора.

47

Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания.

Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 3. Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения.

48

Относительный характер приспособленности.

Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

49

Вид, его критерии и структура. Популяция.

50

Видообразование.

Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 5. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».

51

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

52

Главные направления эволюции.

53

Общие закономерности биологической эволюции.

54

Обобщение по теме: «Эволюция живого мира на Земле»

55

Контрольная работа по теме «Эволюционная теория. Микроэволюция. Макроэволюция».

56

Современные представления о возникновении жизни.

57

Начальные этапы развития жизни.

58

Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры.

59

Развитие жизни в палеозойскую эру.

60

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

61

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

62

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

63

Экологические факторы.

64

Биогеоценозы и биоценозы.  Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме».  Пищевые связи в экосистемах.  Лабораторная работа № 7. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

65

Природные ресурсы и их использование. Охрана природы и перспективы рационального природопользования

66

Промежуточная аттестация.  Контрольная работа.

67

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 8. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

68

Защита проектов


Лист корректировки

Рабочей программы по биологии для 9 класса

на 2022/2023 учебный год

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий в рабочей программе произведена корректировка календарно-тематического планирования:

п/п

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Причина корректировки

Пути ликвидации

отставаний в программном материале

(корректирующие мероприятия)

план

факт

  Учитель:  __________     Н.П.Кондратенкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...