Рабочая прогоамма по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ленинская основная школа»
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол №1 От 31.08.2022 г. | Утверждаю Приказ № 54-ОД от 31.08.2022 г. Директор МБОУ «Ленинская ОШ» _____________ Н.Л. Минченкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«Биология»
9 класс
Учитель: Кондратенкова Нина Петровна
2022-2023 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
- формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- осознание ответственности и долга перед Родиной;
- ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
- формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
- способность строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- осмысление значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии учащимися;
- способность проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- привить любовь к природе; чувство уважения к ученым, изучающим животный мир; эстетическое восприятие общения с живыми организмами;
- признание права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
- готовность к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранном поприще;
- умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты обучения:
- составление схем и таблиц для интеграции полученных знаний;
- умение обобщать и делать выводы по изучаемому материалу;
- работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;
- представлять полученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
- объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;
- самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп;
- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
- выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп;
- обобщать и делать выводы по изученному материалу;
- работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;
- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
- давать характеристику генетических методов изучения биологических объектов;
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- пользоваться поисковыми системами Интернета;
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения;
- оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками;
- находить информацию о развитии животных и растений в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп;
- избирательно относиться к информации по биологии, содержащейся в СМИ.
Предметные результаты обучения:
Выпускники научатся:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
-аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускники получат возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также биологических наук. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (13 часов)
Тема 1.1. Химическая организация клетки (4 часа).
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Вода, ее химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки, их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму, транскрипция, РНК, ее структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация. Объемная модель структурной организации белков.
Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа).
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение накопление энергии, расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 1.3. Строение и функции клеток (6 часов).
Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.
Лабораторная работа № 1. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов
(5 часов)
Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа).
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение. Рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация. Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток.
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(3 часа).
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий). Таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)
Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (10 часов).
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека.
Практическая работа № 1. Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 часов).
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа № 2. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа).
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (22 часа)
Тема 4.1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов (2 часа).
Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы, краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация. Схемы, отражающие структуры царств живой природы.
Тема 4.2. Развитие биологии в додарвинский период (2 часа).
Развитие биологии в додарвинский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Тема 4.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа).
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учения Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа).
Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутонная, расчленяющая и др.), предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.
Демонстрация. Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающее выживание в типичных для них условиях существования. Примеры различных видов покровительственной окраски у животных.
Лабораторная работа № 3. Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных.
Лабораторная работа № 4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Тема 4.5. Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяции. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторная работа № 5. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Тема 4.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (4 часа).
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в онтогенезе. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 4.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа).
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 4.8. Развитие жизни на Земле (4 часа).
Развитие жизни на земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов)
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (3+1 часа).
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и клад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.
Лабораторная работа № 6. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Практическая работа № 2. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Тема 5.2. Биосфера и человек (3 часа).
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Лабораторная работа № 7. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов | Количество часов |
1 | Введение | 1 ч. |
2 | Раздел 1. Структурная организация живых организмов | 13 ч. |
3 | Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 ч. |
4 | Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов | 20 ч. |
5 | Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле | 22 ч |
6 | Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 7 ч |
Место учебного предмета в учебном плане
В 9 классе на изучение биологии отводится 2 часа в неделю (2 часа из обязательной части учебного плана), всего 68 часов в год.
Календарно-тематическое планирование на 2020/2021 уч. год
№ урока | Название темы | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Инструктаж по ОТ. Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. | ||
2 | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. | ||
3 | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. | ||
4 | Органические вещества клетки. Белки. | ||
5 | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. | ||
6 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | ||
7 | Пластический обмен. Биосинтез белков. | ||
8 | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. Автотрофный тип обмена веществ. | ||
9 | Цитология. Прокариотические клетки. Бактерии. | ||
10 | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма. | ||
11 | Эукариотическая клетка. Ядро. | ||
12 | Деление клеток. | ||
13 | Клеточная теория строения организмов. Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 1. «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах». | ||
14 | Контрольная работа по теме «Структурная организация живых организмов». | ||
15 | Размножение. Бесполое размножение. | ||
16 | Половое размножение. Развитие половых клеток. | ||
17 | Онтогенез. Эмбриональный период развития. | ||
18 | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. | ||
19 | Общие закономерности развития. | ||
20 | Основные понятия генетики. | ||
21 | Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя. | ||
22 | Первый и второй законы Менделя. | ||
23 | Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. | ||
24 | Решение генетических задач на законы Менделя. | ||
25 | Сцепленное наследование генов. | ||
26 | Генетика пола. | ||
27 | Генотип как система взаимодействующих генов. | ||
28 | Решение генетических задач. | ||
29 | Инструктаж по ОТ Практическая работа № 1. Решение генетических задач. | ||
30 | Изменчивость. Типы изменчивости. | ||
31 | Инструктаж по ОТ Мутации. Типы мутаций. | ||
32 | Фенотипическая изменчивость. | ||
33 | Выявление изменчивости организмов. Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 2 «Построение вариационной кривой». | ||
34 | Обобщение по теме «Наследственность и изменчивость организмов». | ||
35 | Контрольная работа по теме «Наследственность и изменчивость организмов». | ||
36 | Селекция. Задачи селекции. | ||
37 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | ||
38 | Методы селекции растений и животных. | ||
39 | Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. | ||
40 | Классификация живых организмов. Видовое разнообразие. Признаки живых организмов | ||
41 | Становление систематики. Первые эволюционные работы. | ||
42 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | ||
43 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | ||
44 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | ||
45 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | ||
46 | Формы естественного отбора. | ||
47 | Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания. Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 3. Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения. | ||
48 | Относительный характер приспособленности. Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. | ||
49 | Вид, его критерии и структура. Популяция. | ||
50 | Видообразование. Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 5. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений». | ||
51 | Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | ||
52 | Главные направления эволюции. | ||
53 | Общие закономерности биологической эволюции. | ||
54 | Обобщение по теме: «Эволюция живого мира на Земле» | ||
55 | Контрольная работа по теме «Эволюционная теория. Микроэволюция. Макроэволюция». | ||
56 | Современные представления о возникновении жизни. | ||
57 | Начальные этапы развития жизни. | ||
58 | Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры. | ||
59 | Развитие жизни в палеозойскую эру. | ||
60 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. | ||
61 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | ||
62 | Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. | ||
63 | Экологические факторы. | ||
64 | Биогеоценозы и биоценозы. Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме». Пищевые связи в экосистемах. Лабораторная работа № 7. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | ||
65 | Природные ресурсы и их использование. Охрана природы и перспективы рационального природопользования | ||
66 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | ||
67 | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 8. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | ||
68 | Защита проектов |
Лист корректировки
Рабочей программы по биологии для 9 класса
на 2022/2023 учебный год
В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий в рабочей программе произведена корректировка календарно-тематического планирования:
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата проведения | Причина корректировки | Пути ликвидации отставаний в программном материале (корректирующие мероприятия) | |
план | факт | |||||
Учитель: __________ Н.П.Кондратенкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...