Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Воздушное питание растений. Космическая роль фотосинтеза"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Технологическая карта составлена на основе ФГОС ООО. Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 544.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет - биология
Класс – 6 класс
Автор УМК – Сонин Н. И.
Тема урока – Фотосинтез - воздушное питание растений. Космическая роль фотосинтеза.
Тип урока – Изучение нового материала.
Учитель – Звонецкая О.Ф.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-формирование научного мировоззрения на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений, особенностей их питания;
-формирование экологической культуры благодаря осознанию необходимости охраны растений и сохранения лесов;
- формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
- формирование уважительного отношения к истории, к выдающимся отечественным и зарубежным ученым.
Метапредметные:
- освоение основ научно-исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за растениями и процессами их жизнедеятельности, анализировать и объяснять результаты опытов;
- формирование умения работать с разными источниками информации: с текстом заданий и иллюстрациями, закрепление навыков работы со словарем;
- развитие наблюдательности, внимания, речи, способности к самостоятельной деятельности и совместной деятельности в группах, при решении проблемных задач;
- дальнейшее ориентирование на создание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе, экологии;
- формирование интеллектуальных учебных действий (анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления природы – устанавливать взаимосвязи, доказывать, строить рассуждения);
Предметные:
- знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;
- дать представление о космической роли фотосинтеза, значимости его для всех живых организмов планеты Земля;
- учить наблюдать, описывать и сравнивать процессы почвенного воздушного питания растений; объяснять взаимосвязь строения органов и их функций.
Технологии – технология проблемного обучения, эвристическая технология, технологии групповой деятельности, технология исследовательского обучения, ИКТ - технология.
Ресурсы – учебник Сонин Н. И. «Биология. Живой организм» М.: Дрофа, 2011., Батурицкая Н. «Удивительные опыты с растениями /Н.Батурицкая, Т.Фенчук // 1 сентября. Биология. – 2000.- №2-12,
Электронное приложение: «Фотосинтез»;
Оборудование: рабочие листы для групповой работы; шаблон с изображением зелѐного растения для создания схемы «Условия протекания процесса фотосинтеза».
Интернет-ресурсы – http: //www. life-nature.ru – сайт «Неизвестное об известном: занимательные факты о природе»; http: // naturalscience.ru - справочник естественных наук «Естествознание».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
личност ные | регулятив ные | коммуникативные | познава тельные | |||
Орг.момент | Приветствие учащихсяся. | Приветствуют учителя | Формирование позитивного контакта с учителем и одноклассниками | |||
Моти вация | Группа ребят из нашей 17 школы выращивала два растения на свету и в темноте (демонстрация растений). - Какой вывод можно сделать из этого опыта? Что необходимо для нормальной жизни растений? ( Нужен свет) -А для чего он нужен, как вы думаете? Чем именно отличаются растения, содержащиеся на свету и в темноте? (Слушается мнение учащихся) Учитель делает с детьми выводы:
-Так как же теперь можно объяснить опыт с этими двумя растениями? | Делают вывод, что растениям для нормальной жизни и роста нужен свет Рассуждают, что растение в темноте стало желтым – потеряло зеленую окраску, в нем нет пигмента хлорофилла. Растение, содержащееся в темноте меньше, значит оно недостаточно питалось, следовательно свет нужен для питания. Объясняют опыт: Растение в темноте питалось только одним способом - почвенным питанием. Второе растение вместе с почвенным питанием использовало и второй способ - с помощью света. | Формирование учебно-познавательного интереса к изучению жизнедеятельности растений | Умение определять проблему и выбирать средства ее решения | Умение слушать и оценивать точку зрения окружающих. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге | Уметь строить цепи рассуждений, оценивать значение света для растений, формулировать выводы. |
Формулировка темы урока, постановка цели и задач. | Этот второй способ питания с помощью света называют воздушным, потому что необходимое вещество для этого находится в воздухе. Более научное название этого способа - ФОТОСИНТЕЗ. Учитель предлагает детям разделиться на 4 группы. А как именно расшифровать это слово, мы с вами узнаем с помощью толкового словаря. Задание лля 4 групп: найти толкование первой половины сложного слова – фото, второй половины сложного слова – синтез, и значение всего слова – фотосинтез. 4-я группа ищет определение в учебнике. Цель наша с вами: - выяснить, как же протекает этот процесс, -какие для него нужны условия, - какое значение имеет этот процесс в жизни растений, других организмов и даже в жизни всей планеты Земля. | Вместе с учителем формулируют тему урока и записываю ее в тетради: «Фотосинтез – воздушное питание растений.» Работа со словарем. Каждая группа зачитывает определения данных понятий и рассуждает, какое из них актуально для биологии, есть ли разница между определением в словаре и учебнике. | Осознвать свои интересы и цели | Определять цель и задачи деятельности на уроке. | Использовать средства устной и письменной речи в соответствии с коммуникативной задачей. | Умение формулировать выводы, формулировать самостоятельно тему урока. Умение ориентироваться и находить достоверные сведения в словаре. |
Постановка проблемной ситуации Групповая работа по решению проблемы, проверка гипотез | Рассказ учителя: Около 400 лет назад ученый Ван-Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. В течение 5 лет растению не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ее увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился на 50 г. Постановка проблемы: За счет чего растение потяжелело на 64кг 950г? Этап выдвижения гипотез: Организует мозговой штурм, дискуссию. Разные ответы записывает на доске. Организует исследования в группах: каждой из 4 групп - лист с заданием (Приложение №1) Обмен информацией : слушает рассказы учащихся об опытах великих ученых, с которыми познакомились учащиеся, отмечает на доске их выводы (в виде схемы) Свет Органи- Кислород ческие вещества Углекис- лый газ Вода -Подведя итог, попытайтесь дать определение, что же такое фотосинтез? | Слушают рассказ учителя, анализируют проблемную ситуацию Выдвигают гипотезы Работают в группах, анализируя опыты ученых, делают выводы о том, какие вещества участвуют в фотосинтезе и какие услвия для этого необходимы. Записывают выводы в тетрадь кратко в виде схемы. Делают вывод о том, какие гипотезы подтвердились, а какие оказались ложными. Формулируют определение: Фотосинтез - это процесс образования орг. веществ и кислорода на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах растения. | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантно го взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания, осознание своих эмоций, умение адекватно выражать и контролировать их | Определять цель и проблему в процессе деятельности, выдвигать гипотезы, оценивать степень и способы достижения цели. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективнее способы решения учебных и познавательных задач. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнѐрами. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументироват ь свою позицию. | Использовать информационные ресурсы для поиска информации о процессе фотосинтеза .Уметь выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза . Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников |
Физкультурная пауза | Учитель предлагает выполнить комплекс физических упражнений | Встают с мест, выполняют упражнения | Умение осознавать и адекватно выражать свои эмоции | |||
Эвристическая беседа | Учитель задает вопросы, побуждающие уащихся к осознанию глобальной космической роли фотосинтеза: Насколько важен фотосинтез для растений мы с вами выяснили, но значение этого процесса более глобально. Известный русский ученый Темерязев назвал роль фотосинтеза космической. Как вы думаете, почему? Что растение берет из космоса при фотосинтезе? Во что превращается энергия солнечного света в процессе фотосинтеза? Подумайте, только ли растения питаются органическими веществами, образовавшимися при фотосинтезе? Откуда берут пищу травоядные животные? Хищники? Грибы? Бактерии? За что еще следовало бы поблагодарить растения? Что выделяют они в процессе фотосинтеза в атмосферу? Верно, фотосинтез обогащает атмосферу кислородом и дает возможность дышать всему живому. В этом состоит КОСМИЧЕСКАЯ ИЛИ ПЛАНЕТАРНАЯ РОЛЬ ФОТОСИНТЕЗА. | С помощью вопросов учителя рассуждают о космической роли фотосинтеза Растение берет из космоса энергию света, которая помогает образованию органиеских веществ при фотосинтезе. Этими веществами питаются не только растения. И человек, и животные, и грибы, бактерии – все они в свою очередь употребляют органические вещества, образованные растениями, так как сами вырабатывать их не могут. За воздух, которым мы дышим. Ведь это растения образуют кислород при фотосинтезе, который мы поглощаем при дыхании. | Осознание значимости сохранения природы, в частности зеленых растений. | Определять задачи деятельности, оценивать степень ее достижения, исправлять ошибки, если это необходимо | Излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого, корректиповать свое мнение под воздействием контраргументов. | Умение анализировать и обобщать тематическую информацию, строить логически обоснованные рассуждения, открывать новое знание самостоятельно на основе уже имеющихся |
Подведение итогов | Итак, мы изучили фотосинтез. Скажите, почему он необходим растениям? Могут ли другие организмы нашей планеты существовать без фотосинтезирующих растений? | Делают выводы о значении фотосинтеза. | Осознание целостности мира | Умение оценивать степень достижения цели | Излагать свои выводы и понимать позицию другого | Умение обобщать тематическую информацию |
Рефлексия «Дере-во успеха» | Учитель предлагает записать свое мнение об уроке, раздает листки бумаги в форме листьев дерева с фразами, которые нужно закончить: Мне было интересно…; Было трудно…; Мое настроение… . | Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате. | Оценивать свою работу, осознавать свои эмоции, интересы, мировоззренческие позиции | Анализировать свою работу, оценивать степень достижения цели. | Умение выражать свои мысли и выводы о своей работе письменно | Умение обобщать тематическую информацию |
Приложение №1
Группа 1
- Определить значение сложного слова «фотосинтез», пользуясь словарем.
- Определить органические и неорганические вещества по образцам, назвать их.
Группа 1
В 1772 г. английский химик Д. Пристли, поставив ряд опытов, убедился, что продолжительное горение или продолжительное дыхание в ограниченном объеме воздуха делает этот воздух негодным для дальнейшего горения и для дыхания: свеча в нем тухнет, животное умирает.
В 1772 г. Пристли провел следующий опыт: под стеклянный колпак, под которым потухла свеча или задохнулась мышь, он поместил растение (мяту) и оставил его на некоторое время. Растение не только не погибло, но даже продолжало развиваться, и когда по пришествии нескольких дней под колпак была помещена мышь или горящая свеча, то оказалось, что воздух действительно изменился, получил вновь способность поддерживать горение и дыхание.
Вопрос: Какой газ поглощало, а какой выделяло растение в опытах Пристли?
Группа 2
Рис. 1 Рис. 2
Пристли проводил опыт: в закрытую стеклянную емкость, воздух в которой был насыщен углекислым газом, он поместил растение (мяту) и оставил его на некоторое время. После этого туда была помещена горящая свеча, которая не гасла. Пристли сделал вывод о том, что растение выделяет кислород, который и поддерживает горение.
Швейцарский аптекарь Карл Шееле решил повторить этот опыт. Только проводил его Шееле не днем, а по ночам в каморке при аптеке. Результаты он получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла. (рис. 2)
Вопросы: Объясните, почему свеча в опытах Шееле гасла?
Какую ошибку Шееле допустил в своих опытах?
Группа 4
Предметом наблюдений Сакса были листья герани. У этого растения, выращиваемого в обычных условиях на солнечном свете, Сакс отрезал от листовой пластинки маленькие кусочки, которые и исследовал под микроскопом. В зеленых клетках хлорофилла он всегда находил частицы крахмала.
Затем он переносил свое растение в темное помещение, где через определенные промежутки времени снова отрезал от тех же листовых пластинок маленькие кусочки, в клетках крахмала не обнаруживалось.
Обнаружить крахмал в клетках помогает следующий опыт:
Зеленый лист сперва обесцвечивают путем погружения в кипящую воду и спирт. Затем обрабатывают его раствором йода. Если в клетках листа есть крахмал, то он синеет, если нет – лист остается светлым.
Вопросы: 1.Какой вывод сделал Сакс из своих опытов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта урока биологии 5 класс.
Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...
технологическая карта урока ОБЖ 6 класс "Здоровое питание"
в материале представлена технологическая карта урока и презентация к уроку (архив в 3х частях) и раздаточный материал для учеников....
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
Технологическая карта урока биологии в 5 кл "Значение растений в природе и жизни человека"
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"
Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"...