Проект на тему " Экологическая тропа на пришкольном участке"
проект по биологии (5, 6 класс)
проект экологической тропы на пришкольном участке с остановками и заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная экологическая тропа на пришкольном участке.
Гадельшина Любовь Максимовна, учитель биологии МБОУ «Матюшинская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района, Республика Татарстан
Познание начинается с удивления.
( Аристотель)
Цель проекта: Организация маршрута на территории УОУ для проведения учебной, воспитательной и просветительской работы по вопросам охраны природы.
Задачи проекта:
1. Выбор маршрута экологической тропы с указанием основных остановок.
2. Организация исследовательской деятельности учащихся по изучению объектов экологической тропы.
3. Обучение экскурсоводов из числа учащихся, для самостоятельного проведения экскурсий в природных условиях.
4. Проведение экскурсий и организация занятий на экологической тропе.
Обоснование актуальности проекта:
История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, их маршруты прокладываются по самым интересным, а не редко и уникальным уголкам природы. Мы же хотим организовать учебную тропу на своем учебно-опытном участке.
На пришкольной территории произрастает достаточно много растений, Среди которых есть травянистые растения, кустарники и деревья. Знания детей, да и взрослых часто ограничиваются лишь названиями этих растений, да и то подчас неверными. А ведь, сколько информации можно получить о каждом из них — интересной, обучающей, воспитывающей и развивающей. Для того чтобы биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника, необходимо показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включить их в такое взаимодействие. Экологическая тропа – попытка представить оригинальную модель воспитания природой – создания творческого пространства для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей, снятия состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно - игровой деятельности.
На учебной экологической тропе можно проводить различного рода экскурсии и учебные занятия. Проходя по маршруту тропы, можно собирать природный материал, создавать потом из него коллекции, гербарии для уроков биологии и природоведения; изготавливать поделки на уроках технологии.
На экологической тропе организуется также исследовательская работа с элементами химии, лабораторные работы на уроках биологии, практические работы по выращиванию овощных, полевых и плодово-ягодных культур, а так же природоохранная деятельность.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- выбор маршрута и его протяженность.
- составление плана – схемы тропы с указанием всех остановочных пунктов.
2. Основной, организация учебно-практической деятельности учащихся.
- выбор учащимися объекта исследования.
- сбор информации, изучение, анализ.
- исследование объектов экологической тропы на пришкольном участке.
- создание паспорта каждого объекта экологической тропы.
3 Пропагандистский:
- подготовка экскурсоводов по экологической тропе.
- организация экскурсий по маршруту экологической тропы с отбором материала и составлением текстов.
- освещение работы школьной экологической тропы в средствах массовой информации.
Маршрут экологической тропы на пришкольном участке:
1 остановка – береза повислая и береза пушистая
Виды деятельности: определение видов берез по определителям, выявление их отличительных особенностей, паспортизация растений, информация о других видах берез, информация о значении берез в природе и для человека.
2 остановка – цветочная рабатка
Виды деятельности: выполнение лабораторной работы в полевых условиях по определению кислотности почвы на разных участках, составление картограммы кислотности почвы, знакомство с видами цветочных культур.
3 остановка – ель обыкновенная
Виды деятельности: паспортизация растений, информация об особенностях произрастания, значении в природе и жизни человека
4 остановка – яблоневый сад
Виды деятельности: практическая работа по определению размеров приствольного круга, сообщения об истории возделывания яблони и ее значении.
5 остановка – альпийская горка
Виды деятельности: сообщения о видах каменистых садов, изучение видового состава альпийской горки по определителям.
6 остановка – смородина черная и смородина красная
Виды деятельности: практические работы по вегетативному размножению смородины, отличительные особенности видов смородины, сообщения о значении.
7 остановка – рябина обыкновенная
Виды деятельности: паспортизация растения, исторические сведения, ее значение.
8 остановка – школьная теплица
Виды деятельности: изучение видов растений, выращиваемых в теплице, изучение особенностей возделывания, уход за тепличными растениями.
9 остановка – овощной отдел
Виды деятельности: изучение овощных культур, уход за растениями, постановка полевых опытов
10 остановка – декоративный огород
Виды деятельности: практические работы по созданию декоративного огорода, получение знаний о взаимном влиянии растений при совместных посадках
11 остановка – луг
Виды деятельности: изучение видового разнообразия растений и животных, работа с определителями
Количество остановок можно увеличить или уменьшить в зависимости от возраста аудитории и целей экскурсии.
Такие экскурсии и занятия нужны детям разного возраста, так как значительно расширяют кругозор, дают много знаний и практических навыков, воспитывают бережное отношение к природе. Только выйдя в природу, мы можем услышать пение птиц, жужжание пчелы, шелест листьев, можно наблюдать за жизнью не уничтожая ее, изучать живые организмы не убивая их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект профильной смены "Экологической тропой"
проект Экологической тропой...
Экологическая тропа на школьном участке "мир душистых растений"
Игра - путешествие по пришкольному участку и знакомство с растительными ароматами....
Социальный проект "Зеленая школа". Эколого-химический анализ пришкольного участка.
Целями данного проекта являлись :- формирование у детей эколого – химических знаний;уборка мусора на пришкольной территории с целью создания экологически чистого пространства для учащихся; ...
Проект "Путешествие по экологической тропе"
В данном проекте отражена работа по созданию экологической тропы в ДОУ...
Система внеурочных предметных мероприятий по проектированию и использованию учебной экологической тропы на пришкольной территории
Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая инфор...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ
Статья посвящена активизации познавательного интереса учащихся к живой природе. Средством является экологическая тропа на пришкольном участке....
Проект " Путешествие по экологической тропинке"
Методическая разработка...