Методическая разработка по теме: «Практикоориентированные занятия на пришкольном участке»
методическая разработка по астрономии (6 класс)
- Моя методическая разработка направлена на решение проблемы: у детей нет опыта наблюдения и практической деятельности в природе
- В своей разработке я поделюсь опытом работы по программе ВУД «Ландшафтный дизайн на пришкольном участке», по которой проводилась работа в течении двух лет с обучающимися 5-7 классов
- Важными особенностями предлагаемого решения я считаю следующие:
- Работа проводится во внеурочное время
- В ней принимают участие заинтересованные дети
- Можно найти много вариантов развития исследовательской деятельности (от наблюдения до создания проекта )
- 4) ключевые слова: деятельностный подход, исследовательская и проектная деятельность, наблюдения, первоцветы, дневник наблюдений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикоориентированные занятия на уроках и внеурочной деятельности по биологии | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 456
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме:
«Практикоориентированные занятия на пришкольном участке»
выполнил:
Круподерова Любовь Анатольевна
Учитель биологии и географии,
ГБОУ школы 456 Колпинского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2024
2. АННОТАЦИЯ
- Моя методическая разработка направлена на решение проблемы: у детей нет опыта наблюдения и практической деятельности в природе
- В своей разработке я поделюсь опытом работы по программе ВУД «Ландшафтный дизайн на пришкольном участке», по которой проводилась работа в течении двух лет с обучающимися 5-7 классов
- Важными особенностями предлагаемого решения я считаю следующие:
- Работа проводится во внеурочное время
- В ней принимают участие заинтересованные дети
- Можно найти много вариантов развития исследовательской деятельности (от наблюдения до создания проекта )
- 4) ключевые слова: деятельностный подход, исследовательская и проектная деятельность, наблюдения, первоцветы, дневник наблюдений
3. ВВЕДЕНИЕ
Методическая проблема: у современных детей нет опыта наблюдения и практической деятельности в природе актуальна на сегодняшний день, так как дети редко обращают внимание на природные объекты и все больше проводят времени за играми в гаджетах. Эта проблема обозначена во многих научных работах и в практических разработках учителей – предметников. Особое место уделяется в современном образовании деятельностному подходу и исследовательской и проектной деятельности при изучении предметов естественнонаучного цикла.
Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях : материалы II региональной научно‐ методической конференции (17 декабря 2021 г.) / отв. ред. Н. А. Семенова ; Томский государственный педагогический университет. – Томск : Издательство ТГПУ, 2022. – 106 с.
Ведущим критерием качества образования должны быть его социальные результаты ̶ у выпускника школы должна быть сформирована готовность и способность мыслить творчески, находить неординарные творческие решения, способность брать на себя инициативу. Поэтому, введение системно-деятельностного подхода, предполагает признание важной роли активного обучения и познавательной деятельности.
Системно-деятельностный подход в учебном процессе присваивает ученику роль не объекта, а субъекта и способствует формированию ценностей и смыслов, общих культурных, образовательных и познавательных компетенций. Нет неспособных школьников, есть непродуманные методы воздействия на обучающегося.
Во время уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся. Внеурочная работа в сочетании с учебным планом служит тем эффективным инструментом, который мобилизует школьников в поиске знаний и помогает удовлетворить интересы учащихся в более полном объёме.
Корсунова И.А., Мирнова М.Н. Реализация деятельностного подхода во внеурочной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72373 (дата обращения: 29.03.2024).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, проводимую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение ожидаемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Правильно поставленная внеурочная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она углубляет и расширяет знания, полученные в классе, позволяет приобрести много полезных навыков, и, таким образом, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к обучающимся, создаёт благоприятные условия для развития у них самостоятельности. Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание занятий. Эти работы – предварительные, учитель своевременно организовывает учащихся, чтобы получить результаты к конкретному уроку.
https://infourok.ru/shkolnaya-klumba-issledovatelskij-proekt-6538229.html
В моей разработке предложен план работы над проектом, карточки для определения растений на клумбе и образец дневника наблюдений, который заполняется при работе над проектом
4. ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Изучая данную проблему, я познакомилась с работами коллег, которые делятся опытом в виде статей, программ или разработок в Интернете.
В проекте «Школьная клумба» я посмотрела какие растения подойдут для выращивания на солнечной стороне клумбы, как составлялся каталог растений
История и образцы различных дизайнов клумб, чередование растений по периодам цветения и цветовое сочетание, оформление пришкольного участка мы изучали по электронному ресурсу:
«Ландшафтный дизайн» -http://www.blagosad.ru
Ландшафтное искусство
В нашем каталоге мы поместили в лаконичной и удобной для восприятия форме всю необходимую нформацию о растениях, которая может понадобиться для создания сада. Для этого нами был собран и обработан большой объем данных из отечественных и зарубежных литературных источников, собственные наблюдения, опыт наших коллег-дендрологов и ландшафтных архитекторов. Из каталога можно узнать, откуда происходит растение, какие у него требования к освещенности и почве. Основное, что учитывается при составлении плана посадок - это размер растения. Важно отвести достаточно места, чтобы через несколько лет ему не стало тесно.
https://www.landy-art.ru/helpful_information/catalogue_of_plants.html
Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях : материалы II региональной научно‐ методической конференции (17 декабря 2021 г.) / отв. ред. Н. А. Семенова ; Томский государственный педагогический университет. – Томск : Издательство ТГПУ, 2022. – 106 с
В этом сборнике собраны статьи и методические разработки педагогов и студентов – практикантов по направлению исследовательской деятельности школьников
5. АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Методическая разработка предназначена для 5-7 класса при работе на внеурочных занятиях над проектом «Ландшафтный дизайн на пришкольном участке»
Планируемые результаты :
- школьник будет знать названия видового состава растений на пришкольном участке
- школьник будет иметь успешный опыт выращивания рассады и посадки растений в открытый грунт
- школьник расширит свои представления о профессии ландшафтного дизайнера
- школьник научится фиксировать результаты своих наблюдений
Технологическая карта проекта
этап | продолжит. (мин.) | деятельность учителя | деятельность учеников | взаимодействие (фронт./групп\ пары/индив) | результат этапа | ресурсы |
Подготовительный | 90 минут | Знакомит с особенностями грунта и освещения на пришкольном участке Знакомит с содержанием изучаемой литературы Консультирует по вопросам периодов цветения и прихотливости к различным условиям | Изучение пришкольного участка Изучение литературы и интернет-ресурсов Составляем карточки видового разнообразия растений на участке | Групповое Фронтальное Индивидуальное | Составлен план проекта Определены растения Спроектирован дизайн участка | Пришкольный участок Интернет-ресурсы Литература по данному вопросу Картотека видового разнообразия |
Практический этап | С апреля по сентябрь | Выращиваем рассаду бархатцев и настурции Знакомит с техникой посадки рассады в грунт Распределение растений по периодам цветения и цветам | Уход за рассадой Заполнение дневника наблюдений Высадка рассады в грунт Уход за растениями | Групповая Индивидуальная Групповая Групповая | Выращивание рассады Наблюдение за ростом растений Изучение видового состава | Почвогрунт Посуда для рассады Инструменты для работы на участке |
Подведение итогов работы Оформление проекта | Сентябрь-ноябрь | Сбор материала Анализ дневников наблюдения Фотографии и пополнение картотеки видового состава растений солнечной стороны участка | Собирают семена Анализируют результат работы Пополняют картотеку | Групповая Индивидуальное Индивидуальное | Получили семенной материал Навыки работы с дневником наблюдений Пополнили картотеку | Дневник наблюдений Презентация работы |
6. SWOT-анализ предлагаемого методического решения
1. Сильные стороной моей работы является длительный проект, имеющий социальную значимость – благоустройство пришкольного участка. Весь проект разбит на этапы, в результате которых обучающиеся получают навыки практической работы (посев и выращивание рассады), высадка рассады в открытый грунт, уход за растениями. Получают навыки наблюдения за ростом и развитием рассады, заносят результаты в дневники наблюдений, сравнивают разные условия и их влияние на рост и развитие растений. Учатся узнавать и определять растения на пришкольном участке, делают фотографии и пополняют картотеку для определения растений. Испытывают гордость при виде цветущего участка, что вся эта красота сделана их руками. Заботятся и оберегают высаженные растения.
2. Слабые стороны моей работы:
- требует много времени и усилий, чтобы увидеть результат деятельности
- требует материальных затрат на покупку семян
- результат работы очень зависит от внешних факторов
3. Преимущества, которые могут быть получены, если включить разработку в учебный процесс:
- больше обучающихся будут привлечены к практической работе
- воспитание бережного отношения к природе
4. Риски включения разработки в обычный учебный процесс:
- недостаток времени для выполнения работ
- не все дети заинтересованы в работе
-требует дополнительной печати материалов
Оценка стоимости разработки и затрат на проведение занятия.
Для выполнения практической части работы требуются семена
-бархатцев 10 упаковок по 27 рублей
-настурции 10 упаковок по 30 рублей
-почвогрунт 30 литров 350 рублей
-инвентарь для работы 500 рублей
-печать фотографий 500 рублей
Итого: 1920 рублей
7. Заключение
Проект долгосрочный, цикличный, практически ориентированный. Первые результаты проекта – это ухоженный, цветущий пришкольный участок. Красивые клумбы, которые радуют глаз до самой глубокой осени. Собрали семена цветковых растений. Повысилась экологическая культура школьников: не рвут цветы на клумбах, не безобразничают на пришкольном участке, не бегают по газонам. У многих учащихся появилось осознанное желание работать во время летней практики.
Каждый год проходит смотр пришкольных участков среди школ города, надеемся, что работа наших учащихся будет достойно оценена экспертной комиссией в следующем году.
В результате работы над проектом повысился интерес к ландшафтному дизайну. Возможно, этот проект поможет детям и в выборе профессии.
Выводы
Пришкольный участок нужен для того:
- чтобы научиться различать одно культурное растение от другого;
- чтобы навыки работы с землей и ухода за растениями могли применяться и при работе на дачных участках;
- чтобы проводить опыты;
- чтобы научиться красиво оформлять клумбы, учиться элементам дизайна с учетом чувашского орнамента;
- чтобы научиться ценить свой труд и труд других
- чтобы пришкольный участок и школьная территория выглядели красиво и ухоженно
Считаю возможным рекомендовать разработку к тиражированию.
8. Список информационных источников
Электронные источники:
1.Корсунова И.А., Мирнова М.Н. Реализация деятельностного подхода во внеурочной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72373 (дата обращения: 29.03.2024).
2.Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход в обучении.[Электронный ресурс] URL.http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2031-systemno-deyatelnostyi-podhod (дата обращения:30.03.2024)
3.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. [Электронный ресурс] URL.http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2014_1/4.pdf (дата обращения 02.04.2024)
4.Сластенин В.А. и др. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. [Электронный ресурс] URL. http://pedlib.ru/Books/1/0075 (дата обращения 02.04.2024)
5.Щербакова А.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС. [Электронный ресурс]. URL. http://dopedu.ru/attachments/article/528 (дата обращения 04.04.2024)
6.Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.
https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2018/12/22/sotsialnyy-proekt-tsvetochnaya-klumba-korzina (дата обращения 04.04.2024)
7.Материалы Интернет-ресурса «Ландшафтный дизайн» -http://www.blagosad.ru (дата обращения 04.04.2024)
Источники на бумажном носителе:
1. 2.Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.
2.Сладкова О.В. Дизайн вашего сада – Издательство АСТ, 2011. – 318 с.: ил.
3. Вакуленко В.В. « Декоративное садоводство»,- М.: Просвещение,1982
Журнал наблюдений
Группа 1
Эксперимент №1 «Влияние света на формирование рассады»
Дата наблюдений | Название растения и номер экспериментальной группы | Дата посадки | Дата появления ростка | Цвет листьев | Размер листьев | Высота и толщина ростка | Причины прекращения эксперимента |
Вывод:
Группа 2
Эксперимент №2 «Влияние влаги на формирование рассады»
Дата наблюдений | Название растения и номер экспериментальной группы | Дата посадки | Дата появления ростка | Цвет листьев | Размер листьев | Высота и толщина ростка | Причины прекращения эксперимента |
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:УБОРКА ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЯТС С ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ,СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ПРИШКОЛЬНЫМ УЧАСТКОМ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД,РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ,ВНИМАНИЕ,ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ. -ОТГАДАЙТЕ З...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м
Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях. Про...
методическая разработка урока технологии 8 кл. «Экономика приусадебного участка»
Содержит технологическую карту урока, соответствует ФГОС. В логике проблемного обучения....
Методическая разработка "Мероприятия по здоровьесбережению в летнем пришкольном лагере"
Проблема сохранения здоровья, воспитания навыков здорового образа жизни у школьников является самой актуальной на сегодняшний день.Данная методическая разработка будет реализовываться в рамках работы ...
Методическая разработка Лабораторной работы "Изучение закона Ома для участка цепи и последовательного соединения проводников"
Методическая разработка к Лабораторной работе по общеобразовательной учебной дисиплине ОУД.10 Физика, код, специальность 29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.Тема: &qu...
Методическая разработка на тему: Конспект открытого занятия. Направленность: социально-коммуникативная. Тема: «Лучше всех» для детей 5-12 лет
Конспект открытого занятия для укрепление и развитие братских отношений....
Проект на тему " Экологическая тропа на пришкольном участке"
проект экологической тропы на пришкольном участке с остановками и заданиями....