Методическая разработка по теме: «Практикоориентированные занятия на пришкольном участке»
методическая разработка по астрономии (6 класс)

  • Моя методическая разработка направлена на решение проблемы: у детей нет опыта наблюдения и практической деятельности в природе
  • В своей разработке я поделюсь опытом работы по программе ВУД «Ландшафтный дизайн на пришкольном участке», по которой проводилась работа в течении двух лет с обучающимися 5-7 классов
  • Важными особенностями предлагаемого решения я считаю следующие:
  1. Работа проводится во внеурочное время
  2. В ней принимают участие заинтересованные дети
  3. Можно найти много вариантов развития исследовательской деятельности (от наблюдения до создания проекта )
  • 4) ключевые слова: деятельностный подход,       исследовательская             и проектная         деятельность, наблюдения, первоцветы, дневник наблюдений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 456

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме:

«Практикоориентированные занятия на пришкольном участке»

выполнил: 

Круподерова Любовь Анатольевна

Учитель биологии и географии,

ГБОУ школы 456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2024

2. АННОТАЦИЯ

  • Моя методическая разработка направлена на решение проблемы: у детей нет опыта наблюдения и практической деятельности в природе
  • В своей разработке я поделюсь опытом работы по программе ВУД «Ландшафтный дизайн на пришкольном участке», по которой проводилась работа в течении двух лет с обучающимися 5-7 классов
  • Важными особенностями предлагаемого решения я считаю следующие:
  1. Работа проводится во внеурочное время
  2. В ней принимают участие заинтересованные дети
  3. Можно найти много вариантов развития исследовательской деятельности (от наблюдения до создания проекта )
  • 4) ключевые слова: деятельностный подход,         исследовательская        и проектная        деятельность, наблюдения, первоцветы, дневник наблюдений

3. ВВЕДЕНИЕ

Методическая проблема: у современных детей нет опыта наблюдения и практической деятельности в природе актуальна на сегодняшний день, так как дети редко обращают внимание на природные объекты и все больше проводят времени за играми в гаджетах. Эта проблема обозначена во многих научных работах и в практических разработках учителей – предметников. Особое место уделяется в современном образовании деятельностному подходу и исследовательской и проектной деятельности при изучении предметов естественнонаучного цикла.

Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях : материалы II региональной научно методической конференции (17 декабря 2021 г.) / отв. ред. Н. А. Семенова ; Томский государственный педагогический университет. – Томск : Издательство ТГПУ, 2022. – 106 с.

Ведущим критерием качества образования должны быть его социальные результаты  ̶  у выпускника школы должна быть сформирована готовность и способность мыслить творчески, находить неординарные творческие решения, способность брать на себя инициативу. Поэтому, введение системно-деятельностного подхода,  предполагает признание важной роли активного обучения и познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход в учебном процессе присваивает ученику роль не объекта, а субъекта и способствует формированию ценностей и смыслов, общих культурных, образовательных и познавательных компетенций. Нет неспособных школьников, есть непродуманные методы воздействия на обучающегося.

Во время уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся. Внеурочная работа в сочетании с учебным планом служит тем эффективным инструментом, который мобилизует школьников в поиске знаний и помогает удовлетворить интересы учащихся в более полном объёме.

Корсунова И.А., Мирнова М.Н. Реализация деятельностного подхода во внеурочной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72373 (дата обращения: 29.03.2024).

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, проводимую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение ожидаемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Правильно поставленная внеурочная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она углубляет и расширяет знания, полученные в классе, позволяет приобрести много полезных навыков, и, таким образом, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к обучающимся, создаёт благоприятные условия для развития у них самостоятельности. Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание занятий. Эти работы – предварительные, учитель своевременно организовывает учащихся, чтобы получить результаты к конкретному уроку.

https://infourok.ru/shkolnaya-klumba-issledovatelskij-proekt-6538229.html

В моей разработке предложен план работы над проектом, карточки для определения растений на клумбе и образец дневника наблюдений, который заполняется при работе над проектом


4. ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Изучая данную проблему, я познакомилась с работами коллег, которые делятся опытом в виде статей, программ или разработок в Интернете.

В проекте «Школьная клумба» я посмотрела какие растения подойдут для выращивания на солнечной стороне клумбы, как составлялся каталог растений

История и образцы различных дизайнов клумб, чередование растений по периодам цветения и цветовое сочетание, оформление пришкольного участка мы изучали по электронному ресурсу:

«Ландшафтный дизайн» -http://www.blagosad.ru

Ландшафтное искусство

В нашем каталоге мы поместили в лаконичной и удобной для восприятия форме всю необходимую нформацию о растениях, которая может понадобиться для создания сада. Для этого нами был собран и обработан большой объем данных из отечественных и зарубежных литературных источников, собственные наблюдения, опыт наших коллег-дендрологов и ландшафтных архитекторов. Из каталога можно узнать, откуда происходит растение, какие у него требования к освещенности и почве. Основное, что учитывается при составлении плана посадок - это размер растения. Важно отвести достаточно места, чтобы через несколько лет ему не стало тесно.

https://www.landy-art.ru/helpful_information/catalogue_of_plants.html

Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях : материалы II региональной научно методической конференции (17 декабря 2021 г.) / отв. ред. Н. А. Семенова ; Томский государственный педагогический университет. – Томск : Издательство ТГПУ, 2022. – 106 с

В этом сборнике собраны статьи и методические разработки педагогов и студентов – практикантов по направлению исследовательской деятельности школьников


5. АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Методическая разработка предназначена для 5-7 класса при работе на внеурочных занятиях над проектом «Ландшафтный дизайн на пришкольном участке»

Планируемые результаты :

- школьник будет знать названия видового состава растений на пришкольном участке

- школьник будет иметь успешный опыт выращивания рассады и посадки растений в открытый грунт

- школьник расширит свои представления о профессии ландшафтного дизайнера

- школьник научится фиксировать результаты своих наблюдений

 

Технологическая карта проекта

этап

продолжит. (мин.)

деятельность учителя

деятельность учеников

взаимодействие (фронт./групп\ пары/индив)

результат этапа

ресурсы

Подготовительный

90 минут

Знакомит с особенностями грунта и освещения на пришкольном участке

Знакомит с содержанием изучаемой литературы

Консультирует по вопросам периодов цветения и прихотливости к различным условиям

Изучение пришкольного участка

Изучение литературы и интернет-ресурсов

Составляем карточки видового разнообразия растений на участке

Групповое

Фронтальное

Индивидуальное

Составлен план проекта

Определены растения

Спроектирован дизайн участка

Пришкольный

участок

Интернет-ресурсы

Литература по данному вопросу

Картотека видового разнообразия

Практический этап

С апреля по сентябрь

Выращиваем рассаду бархатцев и настурции

Знакомит с техникой посадки рассады в грунт

Распределение растений по периодам цветения и цветам

Уход за рассадой

Заполнение дневника наблюдений

 Высадка рассады в грунт

Уход за растениями

Групповая

Индивидуальная

Групповая

Групповая

Выращивание рассады

Наблюдение за ростом растений

Изучение видового состава

Почвогрунт

Посуда для рассады

Инструменты для работы на участке

Подведение итогов работы

Оформление проекта

Сентябрь-ноябрь

Сбор материала

Анализ дневников наблюдения

Фотографии и пополнение картотеки видового состава растений солнечной стороны участка

Собирают семена

Анализируют результат работы

Пополняют картотеку

Групповая

Индивидуальное

Индивидуальное

Получили семенной материал

Навыки работы с дневником наблюдений

Пополнили картотеку

Дневник наблюдений

Презентация работы

6. SWOT-анализ предлагаемого методического решения

1. Сильные стороной моей работы является длительный проект, имеющий социальную значимость – благоустройство пришкольного участка. Весь проект разбит на этапы, в результате которых обучающиеся получают навыки практической работы (посев и выращивание рассады), высадка рассады в открытый грунт, уход за растениями. Получают навыки наблюдения за ростом и развитием рассады, заносят результаты в дневники наблюдений, сравнивают разные условия и их влияние на рост и развитие растений. Учатся узнавать и определять растения на пришкольном участке, делают фотографии и пополняют картотеку для определения растений. Испытывают гордость при виде цветущего участка, что вся эта красота сделана их руками. Заботятся и оберегают высаженные растения.

2. Слабые стороны моей работы:

- требует много времени и усилий, чтобы увидеть результат деятельности

- требует материальных затрат на покупку семян

- результат работы очень зависит от внешних факторов

3. Преимущества, которые могут быть получены, если включить разработку в учебный процесс:

- больше обучающихся будут привлечены к практической работе

- воспитание бережного отношения к природе

4. Риски включения разработки в обычный учебный процесс:

- недостаток времени для выполнения работ

- не все дети заинтересованы в работе

-требует дополнительной печати материалов

Оценка стоимости разработки и затрат на проведение занятия.

 Для выполнения практической части работы требуются семена

-бархатцев 10 упаковок по 27 рублей

-настурции 10 упаковок по 30 рублей

-почвогрунт 30 литров 350 рублей

-инвентарь для работы 500 рублей

-печать фотографий 500 рублей

Итого: 1920 рублей


7. Заключение

Проект долгосрочный, цикличный, практически ориентированный. Первые результаты проекта – это ухоженный, цветущий пришкольный участок. Красивые клумбы, которые  радуют глаз до самой глубокой осени. Собрали семена цветковых растений. Повысилась экологическая культура школьников: не рвут цветы на клумбах, не безобразничают на пришкольном участке, не бегают по газонам. У многих учащихся появилось осознанное желание работать во время летней практики.

           Каждый год проходит смотр пришкольных участков среди школ города, надеемся, что работа наших учащихся будет достойно оценена экспертной комиссией в следующем году.

          В результате работы над проектом повысился интерес к ландшафтному дизайну. Возможно, этот проект поможет детям и в выборе профессии.

Выводы

Пришкольный участок нужен для того:

  1. чтобы научиться различать одно культурное растение от другого;
  2. чтобы навыки работы с землей и ухода за растениями могли применяться и при работе на дачных участках;
  3. чтобы проводить опыты;
  4. чтобы научиться красиво оформлять клумбы, учиться элементам дизайна с учетом чувашского орнамента;
  5. чтобы научиться ценить свой труд и труд других
  6. чтобы пришкольный участок и школьная территория выглядели красиво и ухоженно

Считаю возможным рекомендовать разработку к тиражированию.


8. Список информационных источников

Электронные источники:

1.Корсунова И.А., Мирнова М.Н. Реализация деятельностного подхода во внеурочной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72373 (дата обращения: 29.03.2024).

2.Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход в обучении.[Электронный ресурс] URL.http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2031-systemno-deyatelnostyi-podhod (дата обращения:30.03.2024)

3.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. [Электронный ресурс] URL.http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2014_1/4.pdf (дата обращения 02.04.2024)

4.Сластенин В.А. и др. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.  [Электронный ресурс] URL. http://pedlib.ru/Books/1/0075 (дата обращения 02.04.2024)

5.Щербакова А.В.  Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС. [Электронный ресурс]. URL. http://dopedu.ru/attachments/article/528 (дата обращения 04.04.2024)

6.Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.

 https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2018/12/22/sotsialnyy-proekt-tsvetochnaya-klumba-korzina (дата обращения 04.04.2024)

7.Материалы Интернет-ресурса «Ландшафтный дизайн» -http://www.blagosad.ru (дата обращения 04.04.2024)

Источники на бумажном носителе:

1. 2.Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.

 

2.Сладкова О.В. Дизайн вашего сада – Издательство АСТ, 2011. – 318 с.: ил.

3. Вакуленко В.В. « Декоративное садоводство»,- М.: Просвещение,1982

Журнал наблюдений

Группа 1

Эксперимент №1 «Влияние света на формирование рассады»

Дата

наблюдений

Название

растения и номер экспериментальной группы

Дата посадки

Дата

появления

 ростка

Цвет

листьев

Размер листьев

Высота и

толщина

ростка

Причины прекращения эксперимента

 

Вывод:

Группа 2

Эксперимент №2  «Влияние влаги на формирование рассады»

Дата

наблюдений

Название

растения и номер экспериментальной группы

Дата посадки

Дата

появления

 ростка

Цвет

листьев

Размер листьев

Высота и

толщина

ростка

Причины прекращения эксперимента

 

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:УБОРКА ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЯТС С ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ,СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ПРИШКОЛЬНЫМ УЧАСТКОМ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД,РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ,ВНИМАНИЕ,ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ. -ОТГАДАЙТЕ З...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

методическая разработка урока технологии 8 кл. «Экономика приусадебного участка»

Содержит технологическую карту урока, соответствует ФГОС. В логике проблемного обучения....

Методическая разработка "Мероприятия по здоровьесбережению в летнем пришкольном лагере"

Проблема сохранения здоровья, воспитания навыков здорового образа жизни у школьников является самой актуальной на сегодняшний день.Данная методическая разработка будет реализовываться в рамках работы ...

Методическая разработка Лабораторной работы "Изучение закона Ома для участка цепи и последовательного соединения проводников"

Методическая разработка к Лабораторной работе по общеобразовательной учебной дисиплине ОУД.10 Физика, код, специальность 29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.Тема: &qu...

Проект на тему " Экологическая тропа на пришкольном участке"

проект экологической тропы на пришкольном участке с остановками и заданиями....