Система внеурочных предметных мероприятий по проектированию и использованию учебной экологической тропы на пришкольной территории
методическая разработка по экологии
Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая информация все в больших объемах входит в нашу жизнь, при этом, нашим ученикам не хватает элементарных экологических знаний, чтобы её понимать и оценивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Система внеурочных предметных мероприятий
по проектированию и использованию учебной экологической тропы
на пришкольной территории
Экологическая культура способствует формированию
в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Д.С. Лихачев
Аннотация
Актуальность
Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая информация все в больших объемах входит в нашу жизнь, при этом, нашим ученикам не хватает элементарных экологических знаний, чтобы её понимать и оценивать.
Существенной проблемой является тот факт, что в нашей гимназии, как и в большинстве образовательных учрежедениий не изучается самостоятельный предмет «Экология». Экологические знания содержатся в отдельных модулях, темах по разным предметам. Ученики получают разрозненные сведения, запоминают множество цифровых данных, причем, часто без четко продуманной логики изложения материала.
Отдельной проблемой является неэффективное использование такого мощного пространства и образовательного ресурса как пришкольная территория. Кроме того, существует ограниченное количество методических разработок по обустройству и использованию пришкольной территории в образовательном процессе.
Названные проблемы определяют актуальность поиска эффективных образовательных практик формирования экологической культуры обучающихся с использованием ресурса пришкольной территории.
Основной замысел
Предлагаемая методическая разработка предполагает совместную деятельность учителя, обучающихся разных возрастов, родителей, жителей микрорайона по созданию и функционированию на пришкольной территории учебной экологической тропы.
Цель: создание условий для всестороннего развития потенциальных возможностей каждого обучающегося, освоения теоретических и практических знаний экологической культуры; повышение открытости гимназии для жителей микрорайона.
Задачи:
- создать организационно-педагогические условия проектирования и использования учебной экологической тропы;
- разработать критерии для определения эффективности использования экологической тропы в образовательном процессе гимназии.
Ожидаемые результаты:
- создание условий формирования у обучающихся устойчивого интереса к освоению экологических знаний;
- формирование и развитие ключевых компетенций учащихся;
- оптимизация образовательной инфраструктуры гимназии;
- повышение открытости школы.
Показатели результативности.
- количество учащихся участвующих в различных конкурсах и проектах по экологической тематике;
- количество форм использования ресурса учебной экологической тропы;
- количество соответствующих теме публикаций, видеосюжетов, буклетов;
- развитие образовательной инфраструктуры пришкольной территории;
- увеличение количества мероприятий на основе социального партнерства.
Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.
Экологическая тропа - одна из привлекательных форм организации деятельности обучающихся в системе экологического образования и воспитания.
Предполагаемый круг решаемых задач
Организация тропы силами школьников даёт возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждает детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается убеждённость, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. Вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Таким образом, учебная экологическая тропа гимназии служит учащимся и лабораторией для исследований, и местом для выступлений.
Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников.
Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы: разработка проекта; составление перечня экскурсионных объектов; изготовление и установка малых форм архитектуры (информационные доски, скамьи, питьевой источник и др.); подготовка экскурсоводов; составление и издание путеводителя (буклета) для самостоятельного посещения тропы; информационное сопровождение.
Среди используемых технологий: технология проектной деятельности, технология критического мышления, решение ситуационных задач, технология «Дебаты».
К препятствиям можно отнести возможные материальные затраты на обустройство учебной экологической тропы и высокую антропогенную нагрузгу на пришкольную территрию гимназии.
Очень полезными при разработке и реализации методическоой разработки стали исследования и рекомендации, содержащиеся в работе «Будущее, которого мы хотим: Уроки окружающей среды и устойчивого развития», под редакцией С.В. Алексеева, СПб, 2013.
При проектировании экологической тропы гимназии используются рекомендации программы «Эко-школы/Зелёный флаг», Финляндия, по которой я прошла обучение.
Очень интересен опыт работы коллег по созданию и использованию в образовательном процессе экологических троп таких образовательных организаций, как некоммерческое образовательное учрежедение Центр образования Школа здоровья «Самсон» г. Москва; лицей №389 «Центр экологического образования», г. Санкт-Петербург; ГБОУ СОШ №403 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Содержательной новизной предложенной методической разработки, является максимальная ориентация на экологические проблемы пришкольной территории, а не на охрану «природы вообще»; обращение к такому направлению экологии, как социальная экология; привлечение к созданию и поддержанию экологической тропы представителей микросоциума и других социальных партнеров.
Предложенный опыт может использоваться в любом образовательном учреждении, располагающем пришкольной территорией.
Реализация методической разработки «Проектирование учебной экологической тропы на пришкольной территории» направлена на формирование яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных, а также на получение практических навыков использования экологических знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. Изучение экологического состояния пришкольной территории
Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Биология как пре...
Проект «История озеленения пришкольной территории переходящая в создание учебной экологической тропы»
Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.Назначение такой тропы – со...
Экологические проблемы пришкольной территории
Данная работа включает цели, задачи, темы исследований учащихся, ход исследования, факторы микроклимата школы, изучаемые в работе; источники атмосферного загрязнения; пути реализации проекта....
Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории
Представлен опыт благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...
Экологический проект на тему: «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории» 7-8 класс ( 2020- 2023)
Данный проект оценивает экологическое состояние пришкольной территории. К сожалению, экологическая среда большинства образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Одна...
Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории
Обмен опытом благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...