Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период с 2017 по 2022 гг
материал по биологии

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ.plan_uchitelya_biologii.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского МР РТ

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

с 2017 по 2022 гг

Фаракшиной Л.В.

учителя биологии первой квалификационной категории

Тема: Применение активных методов обучения на уроках биологии, как средство формирования познавательной активности учащихся.

Пояснительная записка

Основная задача школы - воспитание личности, способной адаптироваться в современном обществе. Отсюда вытекает и задача, в первую очередь, стоящая передо мною, как перед учителем – не только насыщение учеников определённым объёмом знаний, но и развитие творчества, стремление к поиску и уверенности в себе. А уверенным человек может быть тогда, когда он хорошо знает или представляет устройство окружающей действительности, т.е. естественнонаучную картину мира.

Естественнонаучная картина мира – это идеальная модель природы, включающая общие понятия, принципы, законы и теории естествознания на определённом этапе его развития.

Основная задача курсов биологии, как дисциплины естественнонаучного цикла – поиск таких подходов к преподаванию предметов, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, как в настоящем, так и в будущем.

Как показать детям прикладное значение фундаментальных естественных наук, не замыкаясь при этом в рамках примитивных бытовых примеров? Как создать условия для личностного развития школьников на уроках, посвященных изучению сугубо теоретических вопросов? Как, в конце концов, «оживить» фундаментальные законы природы, показав детям их глубину, универсальность и значимость для каждого мыслящего человека?

Я всё время ищу новые, наиболее оптимальные формы и методы обучения, помогающие ответить на эти вопросы.

Методика обучения биологии,  применяемая в настоящее время в средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение.

Я считаю, что успешно двигаться вперёд можно лишь основываясь на всём многообразии предыдущего педагогического опыта. Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс не должно отрицать традиционных форм обучения, если они направлены на развитие личности ребёнка.

Но на современном этапе главным требованием к уроку биологии является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.

Обоснование выбранной темы.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.

Работа над темой начата в 2017 году.

Предполагается закончить работу над темой в 2022 г.

Цель: введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.

Задачи:

  • Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения;
  • Использование на уроках новых технологий и средств, включая ИКТ;
  • Повышение своего методического уровня.

В ходе реализации поставленных задач предстоит:

  1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
  2. Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, информационные технологии, дифференциация обучения, технология системно - деятельностного подхода, игровые технологии.

Дифференцированный подход к обучению

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Игровые технологии

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Чаще всего включаю педагогические игры на этапе повторение пройденного материала, на уроках обобщение пройденного материала, внеклассных мероприятиях.

Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Не обойтись без них и на уроке, использовать их можно на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельность (действия). В связи с этим перед учителем стоит очень важная задача: спланировать и построить урок так, чтобы не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, (в результате у школьников будут сформированы умения самостоятельно получать и контролировать качество полученного продукта).

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ.

Действия и мероприятия

Срок реализации

1.

Изучить литературу по данной теме.

Регулярно

2.

Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

2017, 2018г.

3.

Повышать квалификацию на курсах

2019-2020 г.

4.

Изучать новые технологии через предметные издания и Интернет.

Регулярно

5.

Ознакомиться с новыми ФГОС по предмету

2017-2018 г.

6.

Предложить для разработки учащимися примерных тем проектов: «Рацион зеленого растения»; «Есть ли будущее»

2017 г. и далее

7.

Принимать участие в мероприятиях школьного, муниципального, регионального и федерального уровня.

Регулярно

8.

Провести открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых показать применение указанных технологий.

Регулярно

9.

Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

Участвовать в заседаниях МО района по биологии и  химии, педагогических советах.

Ежегодно

10.

Разработать варианты итоговых контрольных работ по предмету по полугодиям. Проводить диагностику 1-2 раза в год.

2017-2022, ежегодно

11.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Ежегодно

12.

Создать электронное портфолио и веб-сайт.

2017-2022 г.

Ожидаемый результат.

  1. Повысить качество преподавания предмета
  2. Освоить проектную технологию;
  3. Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку;
  4. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайте;
  5. Разработать и провести открытые уроки;
  6. Освоить программу  для создания видеофильмов;
  7. Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах на МО, педсоветах, поместить на сайте.

Форма отчета - мультимедийные и электронные приложения к урокам.

Контроль – коллективный; выступления на педсоветах, практических конференциях, открытые уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя технологии на 2012-2017 годы

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя технологии на 2012-2017 годы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя истории и обществознания Садыковой Мариям Мирзаевны на 2016 – 2017 годы

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя истории и обществознания на 2016-2017 учебный год....

«Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период» учителя русского языка и литературы Гайнуллиной Натальи Владимировны на 2012-2017 гг.

Методическая проблема ШМО учителей русского языка и литературы: «Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования»....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период педагога-организатора Гайнутдиновой Гелюсы Фаридовны 2012 – 2017 гг.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня  на межаттестационный период педагога-организатора Гайнутдиновой Гелюсы Фаридовны 2012 – 2017 гг....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период в 2013-2017 г

Личная карта учителя  татарского языка и литературыМБОУ «КСШ № 3 » Кукморского муниципального района РТФ.И.О. Оразсахатова Г.Б.Образование:   высшееПедагогический стаж: 25Общий с...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя физической культуры Хамидуллиной Гузалии Рифгатовны на 2017-2022 г.

Индивидуальный план учителя физической культуры на тему повышение профессиональной подготовленности и ак следствие повышение эфективности обучение физической культуре...