«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Материал из опыта работы. Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость, но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы над формированием функциональной грамотности не уроках русского языка | 96.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МО учителей русского языка и литературы ГБОУ РЦДО
2022-2023 уч. год
Учитель высшей категории Дорожкина С.П.
Выступление на тему:
«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость, но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания.
Мною было проанализировано УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5-9 классы» с точки зрения использования текстового материала и заданий к нему для формирования функциональной грамотности. Вот к каким выводам я пришла:
1)читательскую грамотность можно формировать на всех текстах УМК;
2)больше всего текстов на естественнонаучную тематику (это тексты о природе, о животных, о растениях, о музеях, о географических объектах, о видах транспорта, о художниках, композиторах, лингвистах и т.д.);
3)текстов для формирования креативного мышления НЕ достаточно;
4)текстов для формирования финансовой грамотности практически нет (в 6 классе только);
5)текстов для формирования глобальных компетенций немного.
- Приёмы формирования читательской грамотности
Приём «Лингвистическая сказка»
Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
Первая часть текста позволяет провести этап проверки качества усвоения учеником материала предыдущих уроков, вторая часть текста направлена на мотивацию деятельности ребёнка на уроке и помогает на этап целеполагания, когда ученик сам задает себе вопросы, на которые должен ответить (по аналогии с местоимениями других разрядов).
На этапе мотивации часто использую Приём «Лингвистическая задача»
Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
-умение анализировать и сопоставлять факты;
-умение определять противоречие;
-умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Задачу можно дать в конце урока, чтобы проверить, насколько усвоен материал, или начать с нее следующее занятие.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:… или ….,… или …
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Прием «Верите ли вы, что…»
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Приемы активизации ранее полученных знаний
Прием «Ассоциация»
Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
- если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
- оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).
Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.
Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.
Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.
Приём “Шаг за шагом”
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Приемы графической переработки учебного материала
Прием «Составление кластера»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Приём «Опорный конспект»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема:
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку.
Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос».
Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать: -умение формулировать вопросы; -умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда?
Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
| Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? |
Приём «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определённым правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание).
Приём исследовательских работ (проект)
- Упражнения по формированию математической грамотности (задания на понимание математической терминологии, задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями
- Упражнения по формированию естественнонаучной грамотности
- Упражнения по формированию креативного мышления (задания «Я – путешественник», «Я- исследователь», «Я – архитектор», «Третий лишний», творческие работы и др.)
- Упражнения по формированию глобальных компетенций (темы здоровья, правильного питания, экологические проблемы, вымирание животных и растений)
Таким образом, уроки русского языка школьного курса обучения в основной и средней школе содействуют развитию
функциональной грамотности у обучающихся путем:
– формирования знаний о правилах, нормах чтения, письма, общения, создания текста;
- развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику или
справочнику;
– создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста;
– развития универсальных способов деятельности – различных аналитических умений;
- создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
В аспекте формирования функциональной грамотностибольшое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ
текста, работа с текстами-миниатюрами,сравнение двух текстов и другие виды работ с текстами, которые при этом являются наиболее
результативными формами организации работы на уроке русского языка. Написание сочинений-рассуждений, мини-изложений и мини-сочинений, различные виды диктантов также способствуют развитию функциональной грамотности.
Своеобразной оценкой уровня развития функциональной грамотности у школьников, несмотря на всю сложность процедуры,
становится итоговое собеседование в 9 классе. Выбирая самостоятельно тему для монолога и диалога, форму ответа
(повествование, описание, рассуждение), обучающийся оценивает свои знания и возможности, рефлексирует.
Интерес к изучению предмета «Русский язык» активизируют нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урокигра.
А если школьник мотивирован, значит, учится и развивается, что является основными индикатором формирования
функциональной грамотности.Наша задача выстраивать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы ребенок учился учиться, был
коммуникабельной, креативной, творческой личностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Л.A. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений: монография [Текст] / Л. А. Акимова, Н. В. Сократов, П. П. Тиссен. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 188 с.
2. Алексеева Е. Е. Психологические особенности семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии Текст / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. 2014. № 3. С. 56-57.
3. Артюхова И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первоклассников [Текст] / И. С. Артюхова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 80 с.
4. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие [Текст] / Кол. авторов; под ред. д-ра техн. наук, проф. А. И. Сидорова. – М.: КНОРУС, 2013. – 496 с.
5. Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 // Режим доступа:http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml
6. Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589
7. Епонешникова Л.В. Развитие навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] URL: https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/prochee/stat-ia-razvitiie-navykov-funktsional-noi-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-litieratury.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Инновационный педагогический проект с разработанными учебным и внеурочным занятиями...
Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...
Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в 6 классе
Статья о том, как сформировать УУД на уроках русского языка. Приводятся примеры различных современных педагогических технологий....
Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в среднем звене
Презентация с примерами форм и видов работы на уроках русского языка в 5-7 классах по формированию УУД с использованием различных элементов современных образовательных технологий....
План по самообразованию на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
План по самообразованию учителя русского языка и литературы...
Доклад "Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедийных технологий".
Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по проблеме "Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедиа"....
Формирование мотивации на уроках русского языка через различные приёмы организации учебной деятельности.
В концепции ФГОС общего образования второго поколения сказано: «Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностно...