презентация " Проблемное обучение как средство формирования функциональной грамотности"
презентация к уроку по биологии
От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность. Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В процессах обучения и образования во все времена было важно связать эффективно полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности человека, что давало возможность подрастающему поколению гармонично войти в общество, стать полноправным ее членом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_biologii_.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «функциональная грамотность»? Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней Это метапредметное понятие Виды: Читательская Математическая Естественнонаучная Финансовая Креативная
«Думать – самая трудная работа. Вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие.» Г. Форд Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Креативное мышление Способность человека понимать и использовать тексты чтобы достигать своих целей, расширять свои знания, участвовать в социальной жизни Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснить явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства Умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач.
Этапы формирования функциональной грамотности на уроках биологии: Репродуктивный Прикладной Творческий «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению». В.Г. Белинский
Условие функциональной грамотности - формирование умений смыслового чтения Стратегии смыслового чтения: Понимание прочитанного Поиск информации по заданию Преобразование информации и ее интерпретация Выделять главную мысль отдельных частей текста Преобразовывать информацию из текста в графическую «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях Ситуационная задача носит практико – ориентированный характер и для ее решения необходимо конкретное предметное знание нескольких предметов Обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос , который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" Рене Декарт
Создать проблемную ситуацию можно с использованием: биологических задач При воздействии на изолированную мышцу лягушки электрическим током в отсутствии кислорода он быстро теряет способность сокращаться. Однако, если обеспечить доступ кислорода, то мышца вновь начинает сокращаться. Объясните результаты опыта. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени – 18,4%, в поджелудочной железе – 7,9%, в сердце – 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках. Многие птицы в зимнюю бескормицу обитают возле жилья человека. В снегопад, гололедицу и в мороз, например, синицы питаются только теми кормами, которые находят в специально оборудованных кормушках… Как вы думаете, что страшнее для домового воробья голод или холод? «Познание начинается с удивления» Аристотель
«…Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта». К. А. Тимирязев «Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу.» Бенджамин Франклин Высказывания ученых, пословицы, поговорки. «Это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете» К.А. Тимирязев « Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы ни встречались, в растении ли, в животном или в человеке, прошли через лист, произошли из веществ, выработанных листом…» К.А.Тимирязев « Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала, он её переделывает» А.Франс « Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе» (Ф.Тютчев) «И меж растений царствует война Деревья, травы вверх растут задорно. За свет и воздух борются упорно, А корни их, в земле неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут» Эразм Дарвин На свете нет ничего дороже мысли . С. Каронин, русский писатель 19 века .
Фрагменты художественной литературы, легенды, случаи из истории науки. Проанализировать материал об известном в истории разговоре между Стефенсоном (изобретатель паровоза) и Бугландом (геолог), когда они смотрели на быстро пробегающий поезд. - Ну, Бугланд, – обратился Стефенсон к своему приятелю, – ответьте мне на вопрос, может быть не особенно легкий. Можете ли вы сказать, какая сила двигает поезд? - Я полагаю, – ответил Бугланд, – сила одной из ваших больших машин. - Да, но что приводит в действие машину? - О весьма возможно, что один из ваших машинистов? Приведите возможные варианты ваших суждений, что приводит в действие машину? 1 . «Беглец» ( М.Ю. Лермонтов) … Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла; Бежал он в страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла… 2 . «Первый ландыш» (А. А. Фет)… О первый ландыш! Из- под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! 3. Очень страшная история (Д. Хармс) Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко. “ И вот Комар Орлом на Льва спустился И Льву в крестец всем жалом впился. Лев дрогнул и взмахнул хвостом на трубача ”. Крылов “Лев и Комар” Объясните явление используя рефлекторную дугу? Найдите в стихах биологические неточности: а) А эта веселая птица – синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. С.Я. Маршак б) Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, Только мне не плачется – на душе светло. С.Есенин в) Где ж ты, птаха! Где ты, певичка! В дальнем краю Гнездышко вьешь ты. Там и поешь ты песню свою. В.А. Жуковский г) Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. … Дам тебе я зерен, а ты песню спой, Что из стран далеких принесла с собой А.Н. Плещеев
Постановка модельных опытов Фрагменты фильмов Вырезки из газет, журналов, этикеток и т.д. Использование синквейнов «Чтобы переварить знания, нужно поглощать его с аппетитом.» Франц … «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения». К.Д.Ушинский Картины художников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку"
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей русского языкаи литературы....
«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...
Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...
мастер класс на тему "Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности"
Использование метода фокальных как средство формирования функциональной грамоности. Главная цель МФО - научить находить идеи, необычные, нестандартные решения. Дает возможность посмотреть на ситуацию ...
Технология исследовательского обучения как средство формирования функциональной грамотности
Данный материал можно использовать на методических семинарах по биологии....
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...