мастер класс на тему "Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности"
план-конспект занятия по истории (8 класс)

Григорьева Лилия Федоровна

Использование метода фокальных как средство формирования функциональной грамоности. Главная цель МФО - научить находить идеи, необычные, нестандартные решения. Дает возможность посмотреть на ситуацию или на предмет  со стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_metod_fokalnyh_obektov.docx18.97 КБ
Файл master_klass.pptx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Турукта»

Мастер класс

Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности

Григорьева Лилия Федоровна, учитель истории

Турукта

2022г.

Тема: Алексей Андреевич Аракчеев - русский государственный и военный деятель, 

Цель:

  1. Образовательная: умение анализировать , сравнивать
  2. Воспитательная:
  3. Развивающая: развитие  творческого воображения

«Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А царю он — друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести,

Кто ж он? Преданный без лести,

Этот грошевой солдат»

А.С. Пушкин

- О ком идет речь? Пока каждый про себя думает о ком так отзывался Александр Сергеевич Пушкин, я прошу назвать три существительных.

(называют любы три слова)

- А теперь придумываем по 2 значимых , по вашему, определение к каждому существительному

(предлагают варианты прилагательных)

- Теперь вернемся к эпиграфу. Кому посвящены эти строки?

- Эти строки были написаны Александром Сергеевичем Пушкиным Алексею Андреевичу Аракчееву –полководцу и военачальнику, члену Негласного комитета, обладателю чина генерала артиллерии. Он занимал пост военного министра при Александре I, а также был главным начальником Императорской канцелярии. Деятельность офицера запомнилась введением реформ, а также появлением понятия аракчеевщина.

Вместо существительных ставим «А.А. Аракчеев» и попробуем объяснить почему Аракчеев такой.

Этот прием называется метод фокальных объектов, метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Ее главная цель – научить находить идеи, необычные, возможно, нестандартные решения. Перенесение характеристик других объектов порой подталкивает к абсурдным мыслям. Но это отличная возможность посмотреть на ситуацию со стороны.

У МФО есть масса преимуществ:

  1. Универсальность. Вы можете применять МФО для решения любых задач, будь то усвоение материала, усовершенствование умений и навыков.
  2. Простота в освоении, возможность использовать всю свою фантазию, воображение.
  3. Использование случайных сравнений помогает прийти к нестандартным, уникальным решениям.
  4. Новые свойства и характеристики, перенесенные на объект, позволяют увидеть его в новом свете.
  5. Другим несомненным достоинством является развитие способности мыслить нестандартно.

Из недостатков особо выделяются:

  1. Невозможность использовать при решении сложных задач.
  2. Метод фокальных объектов не раскрывает суть проблемы.
  3. Эффективность зависит от того, насколько у человека развито воображение, умеет ли он сопоставлять случайные, не связанные друг с другом понятия.
  4. И еще. Эта техника не предполагает оценку полученных решений и идей на соответствие каким-либо правилам, критериям. Поэтому нет гарантии, что они подойдут к вашей ситуации.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...

Сценарий мастер-класса "Интерактивные формы обучения как средство формирования социокультурных компетенций"

Сценарий мастер-класса "Интерактивные формы обучения как средство формирования социокультурных компетенций"...

презентация " Проблемное обучение как средство формирования функциональной грамотности"

От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, ин...

Технология исследовательского обучения как средство формирования функциональной грамотности

Данный материал можно использовать на методических семинарах по биологии....

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...