Профильный урок "Многообразие листьев"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)

Урок предназначен для проведения занятий в 9 классе с целью актуализации знаний по данной теме из курса ботаники и углубления знаний о многообразии строения листьев. Презентация и подробный конспект урока позволят провести занятие по теме "Многообразие листьев" на уровне, достаточном для подготовки по данной теме к ЕГЭ-9 и участия в биологических олимпиадах. Приводится также перечень необходимого оборудования, которое можно изготовить с домашних условиях, а также живых объектов и микропрепаратов, которые позволят провести занятие в формате практического семинара.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие листьев

Слайд 2

Функции листа: Фотосинтез Транспирация Газообмен 4. Вегетативное размножение 5. Запасание веществ и воды 6. Защита 7. Дополнительное питание 8. Удаление ядовитых веществ

Слайд 3

1. Образование листа

Слайд 5

2. Морфология листа

Слайд 6

Вельвичия удивительная

Слайд 7

Внешнее строение листа

Слайд 9

Способы прикрепления листа к стеблю

Слайд 11

Раструб из прилистников

Слайд 12

3. Простые и сложные листья

Слайд 14

4. Морфологические особенности пластинки листа Формы листовых пластинок

Слайд 15

Формы верхушки, основания и края листа

Слайд 16

Особые формы листовых пластинок Игольчатая Сердцевидная Почковидная Стреловидная Копьевидная Серповидная

Слайд 17

Формы расчленения пластинки простого листа

Слайд 19

5. Жилкование листа Дихотомическое у примитивных голосеменных и папоротников

Слайд 20

5. Жилкование листа Параллельное и дуговидное у однодольных

Слайд 21

Жилкование у двудольных Перистое Пальчатое Перистокрае-бежное Перистопет-левидное Перистосетчатое Пальчатокраебежное Пальчатопетлевидное Пальчатосетчатое

Слайд 22

6. Анатомия листа 1) Пластинка листа

Слайд 23

Хвоинка сосны

Слайд 25

Морфологические особенности растений разных экологических условий 1. Дорсивентральные и 2. Изолатеральные

Слайд 26

Морфологические особенности растений разных экологических условий 3. Центрические

Слайд 28

Строение жилки

Слайд 29

Черешок и основание листа

Слайд 30

Фазы развития листьев Маргинальный

Слайд 31

8. Видоизменения листьев

Слайд 32

1) Колючки

Слайд 33

1. Лист камелии

Слайд 34

2. Лист хвоинка сосны

Слайд 35

2) Сочные листья

Слайд 36

3) Усики

Слайд 37

4) Ловчие листья

Слайд 39

5) Листья-чешуи

Слайд 40

6) Жгучие листья

Слайд 41

П/р «Описание листьев растений по гербарным объектам» Цель : научиться осуществлять описание листа для живого объекта



Предварительный просмотр:

МНОГООБРАЗИЕ ЛИСТЬЕВ

Цель: сформировать представление учащихся о многообразии строения и функций листа на уровне, достаточном для успешной сдачи экзамена и участия в профильных олимпиадах

Задачи:

1) Образовательные: сформировать причинно-следственные связи между строением листа и его функциями, установить особенности строения листа, познакомиться с многообразием видоизменений и значением всех частей листа

2) Развивающие: развить интеллектуальные и творческие способности учащихся; привить учащимся интереса к познанию объектов живой природы; развить умение работать с карточками, гербарными материалами и живыми объектами; развить навыки анализа, сравнения и обобщения.

3) Воспитательные: воспитание бережного ценностного отношения к природе, развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Средства обучения:

Электронные схемы и таблицы, раздаточные карточки и таблицы по морфологическим описаниям листа (край листовой пластинки, основание листовой пластинки, вершина листа, формы листовых пластинок), индивидуальные рабочие листы для учащихся, гербарии вегетативных побегов с листьями растений пришкольного сквера, комнатные растения, таблица с видоизменениями листьев, видеофрагменты «Сарацения» и «Листья Дианеи (Венериной мухловки)».

Урок рассчитан на 2 занятия, каждое продолжительностью 40 минут.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока, мотивация изучения материала
  3. Изучение нового материала
  4. Практическая отработка полученных знаний на гербарных объектах
  5. Заключение

Конспект урока

  1. Постановка целей и задач урока
  2. Мотивация
  3. Изучение нового материала
  1. Формирование общих представлений о функциях листа в формате фронтальной беседы.

В ходе фронтальной беседы с наводящими вопросами выделяются такие базовые функции листа, как фотосинтез, газообмен, транспирация, вегетативное размножение и удаление продуктов обмена в ходе листопада. Это остаточные знания, сформированные у учащихся в ходе изучения курса ботаники за 6 класс.

  1. Филогенез листа

С опорой на знания об эволюции биосферы, сформированные на уроках общей биологии, формируется представление о гипотезах возникновении листа из теломов: энационная, синтеломная и гипотеза уплощения (планации) и слияния (агрегации).

  1. Морфология листа.

На электронной схеме актуализируются знания учащихся о строении листа, в ходе фронтальной беседы с попутной демонстрацией на электронной схеме закрепляются такие понятия, как листовая поверхность, пазуха листа, черешок, прилистники, основание. Формируются новые термины, такие как апекс листа, адаксальная и абаксальная поверхность. Приводятся примеры многообразия размеров листовой пластинки при демонстрации фотографий Вельвичии удивительной и фотографий и живых объектов ряски, обитающей в школьном аквариуме. Формируется представлении о филлодиях – видоизменении черешка листьев. В качестве живого примера приводится Иглица школьного кабинета.

  1. Способы прикрепления листьев к стеблю.

Изучается многообразие листьев с точки зрения их прикрепления: черешковые и сидячие и с помощью электронной схемы и гербарных объектов пришкольного сквера: Тимофеевки луговой, Люпина, Шиповника.

  1. Простые и сложные листья.

С помощью схемы, электронных изображений и гербарных объектов актуализируются представления учащихся о простых и сложных листьях, формируются представления о многообразии сложных листьев (тройчатые, пальчатые, перистые) и их разновидностях.

  1. Морфологическое описание листа.

При помощи раздаточных карточек, электронных схем и растений школьного кабинета формируется представление о форме листовой пластинке (шиловидная, яйцевидная, сердцевидная, почковидная и т.д.), о формах расчленения листовой пластинки простого листа и способах их определения, а также о формах верхушки, основания и края листа. Затем проводится небольшая практическая работа с гербарными объектами пришкольного сквера, на которых отрабатывается навык определения выше названных характеристик листа (7 минут). Данный навык необходим для выполнения описательных заданий в тестах ОГЭ.

  1. Жилкование листа.

Актуализируются знания учащихся о растительной жилке, её строении и расположении в листовой пластинке. Актуализируются знания учащихся о связи между количеством семядолей в листе (классы покрытосеменных) и типом жилкования листа (с приведением исключений). С помощью электронной схемы приводится многообразие способов жилкования листа у Двудольных растений (перистокраебежное, перистосетчатое, пальчатопетлевидное и т.д.). Данные задания встречаются в олимпиадных тестах Всероссийской олимпиады школьников. После изучения теоретического материала следует короткая практическая работа с растениями школьного кабинета на определение типа жилкования и класса растения.

  1. Изменение строения листьев в зависимости от условий.

В виде небольшого лекционного материала даётся представление о различном расположении столбчатой паренхимы (дорсивентральные, изолатеральные и центрические листья) и устьиц (гипостоматические, эпистоматические и амфистоматические листья) в листьях в зависимости от разных экологических групп растений.

  1. Видоизменения листьев.

При помощи раздаточных таблиц, электронных схем и микропрепаратов изучается многообразие видоизменений листа и его частей, их значение и примеры. Для изучения отличительных особенностей строения видоизменённого листа голосеменных - хвоинки, как представителя центрического амфистоматического листа, выделяется время для рассматривания микропрепаратов поперечного среза листа камелии и хвоинки сосны (3-4 мин). Учащимся предлагается сделать снимки микропрепаратов на камеры телефонов и выписать отличительные особенность расположения мезофилла, устьиц и жилки.  Затем изучаются такие видоизменения листьев, как сочные листья, листовые усики, ловчие листья, листья-чешуйки, жгучие листья. Для объяснения механизма работы ловчего листа в презентацию включены видео «Сарацения» и «Ловчие листья Дианеи». Для экономии времени на уроке учащимся выдаются специальные рабочие листы «Видоизменения и функции листьев», в которые учащиеся вписывают примеры растений и значения различных листовых видоизменений.

  1. Закрепление материала: описание листьев гербарных образцов.

Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается описать по 1 листу каждого типа по гербарным материалам из коллекции «Многообразие листьев растений сквера», специально собранного и изготовленного для данного занятия в количестве, достаточном для выдачи 1 экземпляра на пару. Данная работа занимает 15 минут времени и позволяет отработать навык описания листа, необходимый на экзамене.

  1. Заключение.

Проводится подведение итогов изучения темы. Кратко проговаривается все особенности строения листьев, которые создают многообразие форм и значений этих вегетативных органов растений.

Планируемый результат:

После проведения занятия проводится контроль знаний по теме в формате заданий ОГЭ. Планируется, что более 85% учащихся освоят изученный материал в полной мере. Освоение знаний этой темы позволяет отвечать на задания олимпиад по биологии и задания экзаменационных тестов.

~  ~


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

«Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев».

конспект урока «Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев» для 7 специального коррекционого класса 8 вида с карточками заданиями...

Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом

При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты  технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....

Урок Многообразие листьев (профильный уровень)

Урок предназначен для проведения занятий в 9 классе с целью актуализации знаний по данной теме из курса ботаники и углубления знаний о многообразии строения листьев. Презентация и подробный конспект у...