Профильный урок "Многообразие листьев"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)
Урок предназначен для проведения занятий в 9 классе с целью актуализации знаний по данной теме из курса ботаники и углубления знаний о многообразии строения листьев. Презентация и подробный конспект урока позволят провести занятие по теме "Многообразие листьев" на уровне, достаточном для подготовки по данной теме к ЕГЭ-9 и участия в биологических олимпиадах. Приводится также перечень необходимого оборудования, которое можно изготовить с домашних условиях, а также живых объектов и микропрепаратов, которые позволят провести занятие в формате практического семинара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация урока Многообразие листьев (профильный уровень) | 2.26 МБ |
Конспект урока Многообразие листьев | 57 КБ |
Рабочая карточка Видоизменения и функции листьев | 227.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функции листа: Фотосинтез Транспирация Газообмен 4. Вегетативное размножение 5. Запасание веществ и воды 6. Защита 7. Дополнительное питание 8. Удаление ядовитых веществ
1. Образование листа
2. Морфология листа
Вельвичия удивительная
Внешнее строение листа
Способы прикрепления листа к стеблю
Раструб из прилистников
3. Простые и сложные листья
4. Морфологические особенности пластинки листа Формы листовых пластинок
Формы верхушки, основания и края листа
Особые формы листовых пластинок Игольчатая Сердцевидная Почковидная Стреловидная Копьевидная Серповидная
Формы расчленения пластинки простого листа
5. Жилкование листа Дихотомическое у примитивных голосеменных и папоротников
5. Жилкование листа Параллельное и дуговидное у однодольных
Жилкование у двудольных Перистое Пальчатое Перистокрае-бежное Перистопет-левидное Перистосетчатое Пальчатокраебежное Пальчатопетлевидное Пальчатосетчатое
6. Анатомия листа 1) Пластинка листа
Хвоинка сосны
Морфологические особенности растений разных экологических условий 1. Дорсивентральные и 2. Изолатеральные
Морфологические особенности растений разных экологических условий 3. Центрические
Строение жилки
Черешок и основание листа
Фазы развития листьев Маргинальный
8. Видоизменения листьев
1) Колючки
1. Лист камелии
2. Лист хвоинка сосны
2) Сочные листья
3) Усики
4) Ловчие листья
5) Листья-чешуи
6) Жгучие листья
П/р «Описание листьев растений по гербарным объектам» Цель : научиться осуществлять описание листа для живого объекта
Предварительный просмотр:
МНОГООБРАЗИЕ ЛИСТЬЕВ
Цель: сформировать представление учащихся о многообразии строения и функций листа на уровне, достаточном для успешной сдачи экзамена и участия в профильных олимпиадах
Задачи:
1) Образовательные: сформировать причинно-следственные связи между строением листа и его функциями, установить особенности строения листа, познакомиться с многообразием видоизменений и значением всех частей листа
2) Развивающие: развить интеллектуальные и творческие способности учащихся; привить учащимся интереса к познанию объектов живой природы; развить умение работать с карточками, гербарными материалами и живыми объектами; развить навыки анализа, сравнения и обобщения.
3) Воспитательные: воспитание бережного ценностного отношения к природе, развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Средства обучения:
Электронные схемы и таблицы, раздаточные карточки и таблицы по морфологическим описаниям листа (край листовой пластинки, основание листовой пластинки, вершина листа, формы листовых пластинок), индивидуальные рабочие листы для учащихся, гербарии вегетативных побегов с листьями растений пришкольного сквера, комнатные растения, таблица с видоизменениями листьев, видеофрагменты «Сарацения» и «Листья Дианеи (Венериной мухловки)».
Урок рассчитан на 2 занятия, каждое продолжительностью 40 минут.
План урока:
- Организационный момент
- Постановка цели урока, мотивация изучения материала
- Изучение нового материала
- Практическая отработка полученных знаний на гербарных объектах
- Заключение
Конспект урока
- Постановка целей и задач урока
- Мотивация
- Изучение нового материала
- Формирование общих представлений о функциях листа в формате фронтальной беседы.
В ходе фронтальной беседы с наводящими вопросами выделяются такие базовые функции листа, как фотосинтез, газообмен, транспирация, вегетативное размножение и удаление продуктов обмена в ходе листопада. Это остаточные знания, сформированные у учащихся в ходе изучения курса ботаники за 6 класс.
- Филогенез листа
С опорой на знания об эволюции биосферы, сформированные на уроках общей биологии, формируется представление о гипотезах возникновении листа из теломов: энационная, синтеломная и гипотеза уплощения (планации) и слияния (агрегации).
- Морфология листа.
На электронной схеме актуализируются знания учащихся о строении листа, в ходе фронтальной беседы с попутной демонстрацией на электронной схеме закрепляются такие понятия, как листовая поверхность, пазуха листа, черешок, прилистники, основание. Формируются новые термины, такие как апекс листа, адаксальная и абаксальная поверхность. Приводятся примеры многообразия размеров листовой пластинки при демонстрации фотографий Вельвичии удивительной и фотографий и живых объектов ряски, обитающей в школьном аквариуме. Формируется представлении о филлодиях – видоизменении черешка листьев. В качестве живого примера приводится Иглица школьного кабинета.
- Способы прикрепления листьев к стеблю.
Изучается многообразие листьев с точки зрения их прикрепления: черешковые и сидячие и с помощью электронной схемы и гербарных объектов пришкольного сквера: Тимофеевки луговой, Люпина, Шиповника.
- Простые и сложные листья.
С помощью схемы, электронных изображений и гербарных объектов актуализируются представления учащихся о простых и сложных листьях, формируются представления о многообразии сложных листьев (тройчатые, пальчатые, перистые) и их разновидностях.
- Морфологическое описание листа.
При помощи раздаточных карточек, электронных схем и растений школьного кабинета формируется представление о форме листовой пластинке (шиловидная, яйцевидная, сердцевидная, почковидная и т.д.), о формах расчленения листовой пластинки простого листа и способах их определения, а также о формах верхушки, основания и края листа. Затем проводится небольшая практическая работа с гербарными объектами пришкольного сквера, на которых отрабатывается навык определения выше названных характеристик листа (7 минут). Данный навык необходим для выполнения описательных заданий в тестах ОГЭ.
- Жилкование листа.
Актуализируются знания учащихся о растительной жилке, её строении и расположении в листовой пластинке. Актуализируются знания учащихся о связи между количеством семядолей в листе (классы покрытосеменных) и типом жилкования листа (с приведением исключений). С помощью электронной схемы приводится многообразие способов жилкования листа у Двудольных растений (перистокраебежное, перистосетчатое, пальчатопетлевидное и т.д.). Данные задания встречаются в олимпиадных тестах Всероссийской олимпиады школьников. После изучения теоретического материала следует короткая практическая работа с растениями школьного кабинета на определение типа жилкования и класса растения.
- Изменение строения листьев в зависимости от условий.
В виде небольшого лекционного материала даётся представление о различном расположении столбчатой паренхимы (дорсивентральные, изолатеральные и центрические листья) и устьиц (гипостоматические, эпистоматические и амфистоматические листья) в листьях в зависимости от разных экологических групп растений.
- Видоизменения листьев.
При помощи раздаточных таблиц, электронных схем и микропрепаратов изучается многообразие видоизменений листа и его частей, их значение и примеры. Для изучения отличительных особенностей строения видоизменённого листа голосеменных - хвоинки, как представителя центрического амфистоматического листа, выделяется время для рассматривания микропрепаратов поперечного среза листа камелии и хвоинки сосны (3-4 мин). Учащимся предлагается сделать снимки микропрепаратов на камеры телефонов и выписать отличительные особенность расположения мезофилла, устьиц и жилки. Затем изучаются такие видоизменения листьев, как сочные листья, листовые усики, ловчие листья, листья-чешуйки, жгучие листья. Для объяснения механизма работы ловчего листа в презентацию включены видео «Сарацения» и «Ловчие листья Дианеи». Для экономии времени на уроке учащимся выдаются специальные рабочие листы «Видоизменения и функции листьев», в которые учащиеся вписывают примеры растений и значения различных листовых видоизменений.
- Закрепление материала: описание листьев гербарных образцов.
Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается описать по 1 листу каждого типа по гербарным материалам из коллекции «Многообразие листьев растений сквера», специально собранного и изготовленного для данного занятия в количестве, достаточном для выдачи 1 экземпляра на пару. Данная работа занимает 15 минут времени и позволяет отработать навык описания листа, необходимый на экзамене.
- Заключение.
Проводится подведение итогов изучения темы. Кратко проговаривается все особенности строения листьев, которые создают многообразие форм и значений этих вегетативных органов растений.
Планируемый результат:
После проведения занятия проводится контроль знаний по теме в формате заданий ОГЭ. Планируется, что более 85% учащихся освоят изученный материал в полной мере. Освоение знаний этой темы позволяет отвечать на задания олимпиад по биологии и задания экзаменационных тестов.
~ ~
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...
Формирование профильных компетенций учителя через создание профильных и прикладных курсов.
В помощь учителю...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
«Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев».
конспект урока «Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев» для 7 специального коррекционого класса 8 вида с карточками заданиями...
Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом
При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....
Урок Многообразие листьев (профильный уровень)
Урок предназначен для проведения занятий в 9 классе с целью актуализации знаний по данной теме из курса ботаники и углубления знаний о многообразии строения листьев. Презентация и подробный конспект у...
- Мне нравится (1)