Урок Многообразие листьев (профильный уровень)
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)

Урок предназначен для проведения занятий в 9 классе с целью актуализации знаний по данной теме из курса ботаники и углубления знаний о многообразии строения листьев. Презентация и подробный конспект урока позволят провести занятие по теме "Многообразие листьев" на уровне, достаточном для подготовки по данной теме к ЕГЭ-9 и участия в биологических олимпиадах. Приводится также перечень необходимого оборудования, которое можно изготовить с домашних условиях, а также живых объектов и микропрепаратов, которые позволят провести занятие в формате практического семинара.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МНОГООБРАЗИЕ ЛИСТЬЕВ

Цель: сформировать представление учащихся о многообразии строения и функций листа на уровне, достаточном для успешной сдачи экзамена и участия в профильных олимпиадах

Задачи:

1) Образовательные: сформировать причинно-следственные связи между строением листа и его функциями, установить особенности строения листа, познакомиться с многообразием видоизменений и значением всех частей листа

2) Развивающие: развить интеллектуальные и творческие способности учащихся; привить учащимся интереса к познанию объектов живой природы; развить умение работать с карточками, гербарными материалами и живыми объектами; развить навыки анализа, сравнения и обобщения.

3) Воспитательные: воспитание бережного ценностного отношения к природе, развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Средства обучения:

Электронные схемы и таблицы, раздаточные карточки и таблицы по морфологическим описаниям листа (край листовой пластинки, основание листовой пластинки, вершина листа, формы листовых пластинок), индивидуальные рабочие листы для учащихся, гербарии вегетативных побегов с листьями растений пришкольного сквера, комнатные растения, таблица с видоизменениями листьев, видеофрагменты «Сарацения» и «Листья Дианеи (Венериной мухловки)».

Урок рассчитан на 2 занятия, каждое продолжительностью 40 минут.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока, мотивация изучения материала
  3. Изучение нового материала
  4. Практическая отработка полученных знаний на гербарных объектах
  5. Заключение

Конспект урока

  1. Постановка целей и задач урока
  2. Мотивация
  3. Изучение нового материала
  1. Формирование общих представлений о функциях листа в формате фронтальной беседы.

В ходе фронтальной беседы с наводящими вопросами выделяются такие базовые функции листа, как фотосинтез, газообмен, транспирация, вегетативное размножение и удаление продуктов обмена в ходе листопада. Это остаточные знания, сформированные у учащихся в ходе изучения курса ботаники за 6 класс.

  1. Филогенез листа

С опорой на знания об эволюции биосферы, сформированные на уроках общей биологии, формируется представление о гипотезах возникновении листа из теломов: энационная, синтеломная и гипотеза уплощения (планации) и слияния (агрегации).

  1. Морфология листа.

На электронной схеме актуализируются знания учащихся о строении листа, в ходе фронтальной беседы с попутной демонстрацией на электронной схеме закрепляются такие понятия, как листовая поверхность, пазуха листа, черешок, прилистники, основание. Формируются новые термины, такие как апекс листа, адаксальная и абаксальная поверхность. Приводятся примеры многообразия размеров листовой пластинки при демонстрации фотографий Вельвичии удивительной и фотографий и живых объектов ряски, обитающей в школьном аквариуме. Формируется представлении о филлодиях – видоизменении черешка листьев. В качестве живого примера приводится Иглица школьного кабинета.

  1. Способы прикрепления листьев к стеблю.

Изучается многообразие листьев с точки зрения их прикрепления: черешковые и сидячие и с помощью электронной схемы и гербарных объектов пришкольного сквера: Тимофеевки луговой, Люпина, Шиповника.

  1. Простые и сложные листья.

С помощью схемы, электронных изображений и гербарных объектов актуализируются представления учащихся о простых и сложных листьях, формируются представления о многообразии сложных листьев (тройчатые, пальчатые, перистые) и их разновидностях.

  1. Морфологическое описание листа.

При помощи раздаточных карточек, электронных схем и растений школьного кабинета формируется представление о форме листовой пластинке (шиловидная, яйцевидная, сердцевидная, почковидная и т.д.), о формах расчленения листовой пластинки простого листа и способах их определения, а также о формах верхушки, основания и края листа. Затем проводится небольшая практическая работа с гербарными объектами пришкольного сквера, на которых отрабатывается навык определения выше названных характеристик листа (7 минут). Данный навык необходим для выполнения описательных заданий в тестах ОГЭ.

  1. Жилкование листа.

Актуализируются знания учащихся о растительной жилке, её строении и расположении в листовой пластинке. Актуализируются знания учащихся о связи между количеством семядолей в листе (классы покрытосеменных) и типом жилкования листа (с приведением исключений). С помощью электронной схемы приводится многообразие способов жилкования листа у Двудольных растений (перистокраебежное, перистосетчатое, пальчатопетлевидное и т.д.). Данные задания встречаются в олимпиадных тестах Всероссийской олимпиады школьников. После изучения теоретического материала следует короткая практическая работа с растениями школьного кабинета на определение типа жилкования и класса растения.

  1. Изменение строения листьев в зависимости от условий.

В виде небольшого лекционного материала даётся представление о различном расположении столбчатой паренхимы (дорсивентральные, изолатеральные и центрические листья) и устьиц (гипостоматические, эпистоматические и амфистоматические листья) в листьях в зависимости от разных экологических групп растений.

  1. Видоизменения листьев.

При помощи раздаточных таблиц, электронных схем и микропрепаратов изучается многообразие видоизменений листа и его частей, их значение и примеры. Для изучения отличительных особенностей строения видоизменённого листа голосеменных - хвоинки, как представителя центрического амфистоматического листа, выделяется время для рассматривания микропрепаратов поперечного среза листа камелии и хвоинки сосны (3-4 мин). Учащимся предлагается сделать снимки микропрепаратов на камеры телефонов и выписать отличительные особенность расположения мезофилла, устьиц и жилки.  Затем изучаются такие видоизменения листьев, как сочные листья, листовые усики, ловчие листья, листья-чешуйки, жгучие листья. Для объяснения механизма работы ловчего листа в презентацию включены видео «Сарацения» и «Ловчие листья Дианеи». Для экономии времени на уроке учащимся выдаются специальные рабочие листы «Видоизменения и функции листьев», в которые учащиеся вписывают примеры растений и значения различных листовых видоизменений.

  1. Закрепление материала: описание листьев гербарных образцов.

Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается описать по 1 листу каждого типа по гербарным материалам из коллекции «Многообразие листьев растений сквера», специально собранного и изготовленного для данного занятия в количестве, достаточном для выдачи 1 экземпляра на пару. Данная работа занимает 15 минут времени и позволяет отработать навык описания листа, необходимый на экзамене.

  1. Заключение.

Проводится подведение итогов изучения темы. Кратко проговаривается все особенности строения листьев, которые создают многообразие форм и значений этих вегетативных органов растений.

Планируемый результат:

После проведения занятия проводится контроль знаний по теме в формате заданий ОГЭ. Планируется, что более 85% учащихся освоят изученный материал в полной мере. Освоение знаний этой темы позволяет отвечать на задания олимпиад по биологии и задания экзаменационных тестов.

~  ~


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешнее строение листа. Многообразие листьев.

Комбинированный урок по биологии в 6 классе по теме: Внешнее строение листа. Многообразие листьев. - Повторение ранее изученного материала - Изучение новой темы - Закрепление изученной темы в виде ...

конспект урока обществознания "Многообразие познания мира", 10 класс, профильный уровень.

план-конспект и презентация к уроку обществознания в 10 классе, профильный уровень. тема "Многообразие путей познания". данный урок предполагает групповую форму работы  и рассчитан на два часа....

Основные положения темы: "Деятельность людей и её многообразие".Обществознание 10 класс. Профильный уровень.

В работе представлены основные положения темы в виде тезисов, таблиц и схем....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...

Рабочая программа ФКГОС по биологии на уровень среднего общего образования (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (п...

Профильный урок "Многообразие листьев"

Урок предназначен для проведения занятий в 9 классе с целью актуализации знаний по данной теме из курса ботаники и углубления знаний о многообразии строения листьев. Презентация и подробный конспект у...