Формирование профильных компетенций учителя через создание профильных и прикладных курсов.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Заседание МО учителей истории и географии
Заречнева О.И.
Формирование профильных компетенций учителя через создание профильных и прикладных курсов.
Прикладные курсы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля. Важно отметить, что в любом случае по прикладным курсам единый государственный экзамен не проводится.
Прикладные курсы могут выполнить еще одну важную функцию - явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.
Можно условно выделить следующие типы прикладных курсов.
I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, прикладные курсы можно разделить на несколько групп.
1) Прикладные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого прикладного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
2) Прикладные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
3) Прикладные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
4) Прикладные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся.
5) Прикладные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
6) Прикладные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история, географических открытий), так и не входящего в него (история, религии и др.).
II. Межпредметные прикладные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: "Элементы астрофизики", "Естествознание", "Элементы биофизики", "Элементы химической физики".
Межпредметные курсы типа "Естествознание" могут проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:
- быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей:
- быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля. Примером такого обобщающего элективного курса может быть: "Эволюция естественнонаучной картины мира".
III. Прикладные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам
Возможно также создание учебных пособий по прикладным курсам в виде набора модулей, что позволило бы определять содержание программы по этим курсам с участием учащихся. Такими модулями могут быть прикладные спецкурсы, рассчитанные на 17-34 часа. Это позволит в течение учебного года глубоко изучить 2-4 темы дополнительно к профильному курсу. Такой вариант изучения профильного и прикладного курса позволит сочетать системность знаний по предмету с глубоким изучением отдельных тем курса, выбранных самими учениками.
При проведении элективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.
При изучении прикладных курсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-394249-1392636669.jpg)
Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству
Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству Введение « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как ...
Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка через использование активных техник.
Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка.Показателями её сформированности является готовность к осуществлению професс...
Техника проектирования как способ формирования профильной компетенции
Техника проектирования как способ формирования профильной компетенции...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881495-1485067897.jpg)
Формирование ИКТ компетенции учителя. Создание рабочего места учителя.
Формирование ИКТ компетенций учителя. Создание рабочего места учителя....
Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
выпускная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-625372-1429471610.jpg)
Формирование социальных компетенций учащихся на уроках «Профильный труд», «Домоводство», «Человек» и «Окружающий социальный мир».
Выступление на заседании методического объединения педагогов школы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-105682-1430041663.jpg)
Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»
Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....