Формирование профильных компетенций учителя через создание профильных и прикладных курсов.
материал по теме

Заречнева Олеся Игоревна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_mo.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание МО учителей истории и географии

Заречнева О.И.

Формирование профильных компетенций учителя через создание профильных и прикладных курсов.

Прикладные курсы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля. Важно отметить, что в любом случае по прикладным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Прикладные  курсы могут выполнить еще одну важную функцию - явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.

Можно условно выделить следующие типы прикладных  курсов.

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, прикладные  курсы можно разделить на несколько групп.

1) Прикладные  курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого прикладного  курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Прикладные  спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Прикладные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные  курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся.

5) Прикладные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

6) Прикладные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история,  географических открытий), так и не входящего в него (история, религии и др.).

II. Межпредметные прикладные  курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: "Элементы астрофизики", "Естествознание", "Элементы биофизики", "Элементы химической физики".

Межпредметные курсы типа "Естествознание" могут проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:

- быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей:

- быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля. Примером такого обобщающего элективного курса может быть: "Эволюция естественнонаучной картины мира".

III. Прикладные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам

Возможно также создание учебных пособий по прикладным курсам в виде набора модулей, что позволило бы определять содержание программы по этим курсам с участием учащихся. Такими модулями могут быть прикладные  спецкурсы, рассчитанные на 17-34 часа. Это позволит в течение учебного года глубоко изучить 2-4 темы дополнительно к профильному курсу. Такой вариант изучения профильного и прикладного  курса позволит сочетать системность знаний по предмету с глубоким изучением отдельных тем курса, выбранных самими учениками.

При проведении элективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.

При изучении прикладных курсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству

Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству Введение « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как ...

Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка через использование активных техник.

Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка.Показателями её сформированности является готовность к осуществлению професс...

Техника проектирования как способ формирования профильной компетенции

Техника проектирования как способ формирования профильной компетенции...

Формирование ИКТ компетенции учителя. Создание рабочего места учителя.

Формирование ИКТ компетенций учителя. Создание рабочего места учителя....

Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....