Организация исследовательской деятельности обучающихся по биологии во внеурочное время
статья по биологии

Подольский Алексей Владимирович

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется исследовательский метод. Задача современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности обучающихся по биологии во внеурочное время

Знание, добытое без личного усилия,

без личного напряжения,- знание мертвое.

Только пропущенное через собственную голову

становится твоим достоянием.

Профессор Нойгауз

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется исследовательский метод. Задача современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога. Исследовательская деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде исследовательской работы. Исследовательский метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта – идея сотрудничества. Учитель становится помощником ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем.

Длительность работы над опытом – 12 лет – с 2009 по 2021 год.

Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время.

Предмет исследования: развитие исследовательских умений и навыков обучающихся.

Цель опыта: Создание условий для развития исследовательских навыков обучающихся, формирование способов активной познавательной деятельности учащихся их самостоятельности и самореализации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
  2. организация и сопровождение исследовательской деятельности обучающихся;
  3. внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс;
  4. организация участия во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах и конференциях.

Исследовательская деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного или осваиваемого обучающимися. В процессе работы над исследованием осваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

Мне, как педагогу, очень близка и понятна идея о ребёнке-исследователе, о неограниченных и далеко не востребованных в учебном процессе возможностях каждого. Воспитание личности исследователя сопряжено с огромной ответственностью по формированию внутренней мотивации деятельности, направленности на систему ценностей, которые создают основу становления духовной личности.

Как правило, исследование не возникает на пустом месте, а вытекает из изученного материала, т.е. области знания и граничит с областью незнания. Но, в то же время, тематика исследований, зачастую, определяется областью интересов руководителя. Мой случай не стал исключением. Так как областью моих интересов, в первую очередь, является зоология позвоночных, то и работы, выполняемые моими учениками, как правило, посвящены изучению указанной группы животных. За время моей работы были проведены исследования по следующим темам:

  1. Роль насекомоядных птиц в борьбе с вредителями садов.
  2. Видовой и количественный состав совообразных птиц на территории села Глазок и в его окрестностях.
  3. Таксономический состав и экология настоящих ящериц в селе Глазок
  4. Пространственное распределение и особенности экологии грача (Corvus Frugilegus) в селе Глазок.
  5. Ихтиофауна участка реки Лесной Воронеж в районе села Глазок.
  6. Эколого-морфологическая характеристика ежа обыкновенного (Erinaceus europaeus)  в селе Глазок
  7. Эколого-фаунистическая характеристика врановых птиц  села Глазок и его окрестностей
  8. Таксономический состав и численность Земноводных села Глазок и его окрестностей
  9. Сравнительная характеристика некоторых сортов черешни в условиях Мичуринского района Тамбовской области

Следующим после определения темы этапом любого исследования является изучение и анализ существующих в настоящий момент точек зрения на вопрос, поднимаемый в исследовательской работе, т.е. работа с литературой и другими источниками информации. На этом этапе обязательно даю ребятам список литературы и других источников информации, которые им необходимо изучить. Нужно чтобы обучающийся и литература нашли друг друга, поэтому необходимо подсказать, где её можно найти.  В качестве источников информации использую ресурсы школьной и сельской библиотек, а так же такие интернет-ресурсы как бесплатная электронная биологическая библиотека zoomet.ru, информационно-поисковая система по биоразнообразию позвоночных животных России, sevin.ru, сайт  Евроазиатской Ассоциации молодежных экологических объединений "Экосистема"  ecosystema.ru, научная электронная библиотека авторефератов и диссертаций dissercat.com. На данном этапе обучающиеся учатся кратко конспектировать, брать главное, составлять тезисы, аннотации, формулировать основные идеи, классифицировать, обобщать собранные факты.

Следующий этап – организация и проведения исследования. Работа ведётся по принятой программе по плану исследования. Формируются цель и задачи, объектная область, объект и предмет исследования. Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.). Определяются методы и методики. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации. Выдвигаются гипотезы, которые будут проверяться в ходе исследования. Всё это отражается в тексте ведения исследовательской работы. Результаты исследования фиксируются. Составляются таблицы, графики, схемы.

Далее – анализ  результатов, формулирование выводов. На данном этапе подводятся итоги работы. Полученные данные анализируются, соотносятся с возможно уже имеющимися, обнаруженными в литературе. Делаются выводы.

 Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

Ну и последний этап – защита проекта, как форма представления исследовательской работы. Для оценки результатов проект заслушивается членами жюри, ученическим или творческим коллективом в течение 5 – 10 минут. Время, в том числе на вопросы и ответы, ограничивается. При выступлении докладчика отдельное внимание обращается на содержание, глубину выступления, научность аргументов, точность выражения мысли, понимания сущности, умения отвечать на вопросы, доказывать и опровергать

Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью, я учу их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой.

Важным моментом в организации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над исследованием и дальнейшее представление работы на научно-практических конференциях помогают развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию.

 Подготовка исследовательской работы учащимися во внеурочное время повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы.

Результаты внедрения опыта

За время работы мои ученики принимали участие в таких конференциях и конкурсах как «Грани творчества», «Путь в науку», «Человек и природа», областной конкурс туристических и краеведческих проектов «Тамбовские путешественники», конкурс экологических проектов в мичуринском педагогическом институте, конкурс бизнес-идей молодежи Тамбовской области «Агробизнес-перспектива 2015», межрегиональная заочная конференция исследовательских и проектных работ учащихся КИПР-2014, Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева, Всероссийский конкурс творческих открытий и инициатив "Леонардо", Всероссийская научно-инновационная конференция школьников "Открой в себе ученого", Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». Во многих из них школьники становились призерами, лауреатами и победителями.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии

Презентация об организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...

Проектно=исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС. биология.

В данной презентации представлено обобщение моего личного опыта по проектно-исседовательской деятельности...

Организация исследовательской деятельности школьников по химии во внеурочное время

Рассмотрены различные формы исследовательской работы учащихся по химии во внеурочное время....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время...

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...