Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время
статья
Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии
во внеурочное время
Зверева Е.Н.,
педагог - организатор по экологии
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется в младших классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в современной школе и может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. Воспитание и образование детей по экологии во внеурочной деятельности позволяет учащимся активно приобщаться к самостоятельному познанию окружающего мира, себя и себя в этом мире.
Для оценивания уровня сформированности исследовательских умений
учащихся необходимо наличие определенных критериев:
- Практическая готовность учащегося - это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.
- Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности.
- Проявление креативности
учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.
- Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.
Важными педагогическими условиями формирования исследовательских умений младших школьников являются:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь, оказываемую в процессе учебного исследования.
- Мотивированность исследовательской деятельности учащихся.
- Мотивационность учебно-исследовательской деятельности реализуется за счет создания ситуации затруднения в процессе обучения и во внеурочной деятельности, осознание учащимися необходимости потребности в новых знаниях, расширение круга интересов учащихся.
Обеспечение целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный
творческий поиск.
- Гуманистическая позиция и профессиональная деятельность педагога-организатора исследовательской деятельности по созданию продуктивной образовательной среды. Успех любой деятельности, в том числе и исследовательской, зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» — сотрудничество учителя, ученика и родителя.
Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнаний к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося. Впоследствии он переносит приобретенный опыт на свои поступки в обыденной жизни.
С целью формирования навыков исследовательской деятельности разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований. Особенностью предлагаемой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования — это объект текущего познавательного интереса учащегося, который и становится темой его исследования.
Учебное исследование школьника, включает следующие основные этапы:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Подготовка проекта (сообщение, доклад и др.)
- Защита проекта.
В результате такой деятельности, учащиеся приобретают умения работать с информацией, ставить цели и задачи, эксперименты, а также выступать перед публикой.
Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время, а также посещение кружков, студий, организация экскурсий.
И все те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка.
Литература:
1. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» № 11, 2008 г.
2. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. — Москва, 2008 г. — 160 с.
3. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности — Омск. Гос. Ун-т, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50018.jpg)
Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии
В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-108792-1424890968.jpg)
Организация исследовательской деятельности школьников по химии во внеурочное время
Рассмотрены различные формы исследовательской работы учащихся по химии во внеурочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-92941-1576762946.jpg)
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/03/picture-937785-1501745594.jpg)
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/18/picture-1138434-1555586206.jpg)
Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время
Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии во внеурочное время...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-888170-1486050172.png)
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/27/picture-1396835-1648391724.jpg)
Организация исследовательской деятельности обучающихся по биологии во внеурочное время
Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, эксперим...
- Мне нравится (1)