Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
статья по химии (9 класс) на тему

Черепанова Лариса Николаевна

 

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _povyshenie_uchebnoy_motivatsii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сорокинская основная общеобразовательная школа»

 Повышение учебной мотивации обучающихся

через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Черепанова Лариса  Николаевна,

учитель химии

 

 

c.Сорокино

2016

В настоящее время перед общеобразовательной школой стоит задача воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности.

Исходя из социального заказа школе видно, что основная задача учителя на данный период не просто давать знания учащимся, готовить их для поступления в высшие учебные заведения, но и учить их самостоятельно добывать знания, логически мыслить, обобщать полученный материал, на основе чего делать выводы. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской и  проектной деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают мотивацию учебной деятельности в целом.

Это объясняется тем, что у обучающихся происходит формирование умения учиться. При этом развивается способность личности к самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения опыта жизнедеятельности в изменяющихся условиях. Приобретается опыт решения возникающих при этом проблем. Результаты освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования рассматриваются как производные осуществления определенной системы целенаправленных действий соответствующих видов. Такая целевая ориентация существенно отличается от ориентации преимущественно на освоение конкретных предметных знаний и умений  в рамках отдельных дисциплин, предусмотренной образовательным стандартом общего образования первого поколения.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность позволяет формировать главное умение в условиях реализации новых стандартов – «умения учиться на протяжении всей жизни».

 

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определѐнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

В данном докладе представлен опыт  формирования школой, учителями, учащимися  и родителями социального заказа к образованию, который  помогает преодолеть формализм, и выводит ученика на новый уровень самообразования.  Цель работы школы - повышение учебной мотивации на уроках химии и  внеурочное время, используя проектную и учебно - исследовательскую деятельность.

Для достижения цели были определены задачи:

- изучение научно-методической литературы по обозначенной проблеме: проектная и учебно-исследовательская деятельность, учебная мотивация;

- создание условий для приобретения учащимися навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности;

-  повышение учебной мотивации на основе применение различных приёмов и методов учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-  анализ мониторинга мотивации обучающихся при  использовании проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и  внеурочной деятельности.

Основные пути формирования учебной мотивации – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

        Формы заданий на уроках с использованием проектной и учебно – исследовательской деятельности различны. Это задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок (неделя, месяц), эксперименты, творческие исследования, виртуальные  лаборатории, решение проблем, решение качественных химических задач, поисковая деятельность и написание рефератов, самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций.

Вовлечение в проектно - исследовательскую деятельность осуществляется и во внеурочное время. Это написание исследовательских проектов, докладов,  научных статей, рефератов, участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др. 

        Основными методами организации работы с  обучающихся являются исследовательский метод обучения, метод проектов, проблемный метод, обучение в сотрудничестве. Данные методы обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, учат принимать самостоятельно новые решения.        

К приемам проектной и учебно – исследовательской деятельности относятся:

- приемы общей организации учебной деятельности: приемы наблюдения, рассматривания, измерения, переписывания, срисовывание, планирования работы с учебником и другими средствами информации, пересказа информации, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы и т.п.;

- приемы познавательной деятельности: приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем; приемы рефлексии и др.;

- приём сопоставления, доказательства, выдвижения гипотез, переноса знаний в новую ситуацию, использования аналога, планирования; 

- выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

 - определение темы и цели исследования;

- формулирование и отбор полезных гипотез;

 - проведение эксперимента;

 - составление  таблиц,  графиков, диаграмм  для  выявления закономерностей,     обобщений,      систематизации      полученных результатов исследования.

Наряду с использованием соответствующего оборудования согласно обязательному перечню оснащения образовательного процесса по химии огромную роль в организации исследовательского эксперимента  играют схемы, отражающие последовательность выполняемых опытов. Цель таких схем состоит в том, чтобы проиллюстрировать учащемуся цель и состав экспериментальной деятельности, снабдить его четким планом работы, ориентирующим его на искомый результат.  

Организация учебно-воспитательного процесса учитывает различные виды проектной и учебно – исследовательской деятельности.

Классификация уроков-исследований

1. Урок, на котором обучающиеся учатся исследовать (основа учебно-исследовательской работы).

2. Уроки, частью которых является исследовательская работа учащихся при выполнении лабораторных работ. Эффективным способом организации является выполнение исследовательских заданий мини-экспериментов. На уроках химии – это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму.

Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические занятия. Цель лабораторных опытов - приобретение новых знаний, изучение нового материала, проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

        Практические занятия обычно проводятся в конце изучения темы. Это уроки, контролирующие знания, умения и навыки. Практические работы являются той формой занятий, в рамках которой обучающиеся должны проводить поиск и отбор необходимых источников знаний, осуществлять анализ, сравнение, оценку наблюдаемых процессов, обосновывать свою точку зрения и формулировать выводы, соответствующие (несоответствующие) выдвинутой гипотезе.

 3. Урок, на котором исследуют, но с опорой на помощь учителя.

4. Урок, который полностью состоит из исследования проблемы. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду большого времени работы над исследованием. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме.

Выбор формы проведения таких уроков зависит от вида исследования. Здесь предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении исследования. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе выполнения исследовательской работы  и освоения новых знаний учащимися.  

 5.Урок, на котором проводят исследование самостоятельно. Учитель иногда выступает в роли консультанта.

6.Урок, на котором используются исследования, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные исследования. На таких уроках учащиеся презентуют своё исследование.  Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Проектно – исследовательская деятельность ведется в нескольких направлениях:

-  групповая работа – работа над совместными исследовательскими проектами;

   - самостоятельные мини-исследования под руководством учителя, индивидуальная исследовательская работа.

Проектная деятельность предполагает планирование и осуществление практической деятельности проблемного характера, обогащающей опыт школьников и приносящей конкретную общественную пользу.  

В процессе обучения проектированию важно обращать внимание на развитие у школьников системы проектировочных умений: разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу, оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами оформления творческих работ, публично выступать, оценивать себя.

Роль учителя в исследовательской деятельности учащихся очень велика, именно от него зависят и процесс, и результаты. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации по выбору тем,  содержанию исследования, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника исследования, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта на защите результатов исследования, делает анализ проделанной работы, оценивает деятельность  каждого ребёнка.

Формой самостоятельной работы являются мини-исследования под руководством учителя. Это могут быть  индивидуальные исследования или при работе в парах.

Учитель организует самостоятельную исследовательскую  работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им проблемно – творческие задачи.

Современная программа курса химии позволяет проводить практические работы исследовательской направленности, начиная с 8-го класса, например,  «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». Для 9-го класса приводятся практические работы «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов». В старших классах исследовательский характер практических работ усложняется: «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».

Экспериментальные задачи способствуют развитию мышления, творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности учащихся, повышает их интерес к изучению предмета.  Особое значение в формировании исследовательских умений имеют задания, предусматривающие проведение мысленного эксперимента, способствующие развитию умения рассуждать.

У большинства из нас слово «исследование» ассоциируется преимущественно с наблюдениями и экспериментами. Видимо, поэтому многие и мысли не допускают о том, что добывать новые знания можно, изучая результаты исследований других людей, читая книги, сопоставляя изложенные в них факты и делая на этом основании выводы. При написании реферата,  ученик прорабатывает большое количество информации, делает анализ и обработку представленного материала. Выполнение заданий поискового характера – это теоретическая  исследовательская деятельность.

              Для обучающихся исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к естественным наукам, она вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности

Организация  проектной и учебно – исследовательской деятельности...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Мотивация учащихся к учебно- познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время. (Педчтения)

Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, нужно уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от...

Презентация на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

На современном этапе одной из основных задач образования является организация проектно- исследовательской творческой деятельности учащихся...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Оксана Борисовна Роскрут. Об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время

Оксана Борисовна Роскрут, победитель ПНП «Образование» в номинации «Лучший учитель», учитель истории высшей квалификационной категории,председатель методического объединения ГБ...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...