Проектно=исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС. биология.
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему
В данной презентации представлено обобщение моего личного опыта по проектно-исседовательской деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“…Если ученики в школе не научатся сами ничего творить и создавать, то и в жизни они всегда будут подражать и копировать…» Л.Н. Толстой
Педагогический опыт «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС» ЦЕЛЬ: Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ: Технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других. ПРЕИМУЩЕСТВА: Формирование УУД Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний Формирование умений учиться ВЕДУЩИЕ ИДЕИ: поиск решения интересной «жизненной» задачи интеграция знаний по различным предметам
Условия возникновения и становления педагогического опыта. Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта . Изучение опыта коллег Курсовая подготовка Диагностика собственного опыта Изучение образовательных стандартов Внедрение новых ФГОС
ПРОБЛЕМА: Скука — серьезная проблема для моралиста, ибо со скуки совершается по крайней мере половина всех грехов человечества. Ученики : не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях; снижается интерес к знаниям; снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время» Скучнооо ….
Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая детей слишком многому. Возбудите только любопытство . Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь разгорится там, где для него есть пища. А. Франс
Направления работы Реализация мини-проектов и мини исследований на уроке Межпредметная интеграция Исследовательские работы «Влияние фитонцидов на рост и развитие гнилостных бактерий» «Влияние полиферментного препарата на яйценоскость и прирост живой массы кур» «Влияние компьютера на здоровье школьников» и др. Коллективные проекты «Осенний калейдоскоп» выставка поделок из природных материалов Фотовыставка «Наши питомцы», «Наш родной Лаишевский край» «В мире дикой природы» Классно-урочная деятельность Внеурочная деятельность
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности I ступень 5-6 класс ЗНАКОМСТВО С ВИДАМИ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВА-ТЕЛЬСКИХ РАБОТ ИЗУЧЕН ИЕ АЛГОРИТМА МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ И МИНИ-ПРОЕКТЫ II ступень 7-8 класс Апробирование проектов исследовательских работ Интегрированные исследовательские работы. III ступень 9-11 класс Долгосрочные исследовательские работы Защита работ на внешкольном уровне
Отличия проектной и исследовательской деятельности 1.Цель проектной деятельности: - реализация проектного замысла 2.Этапы выполнения проекта Выбор темы проекта Поиск и анализ проблемы Цель ,задачи Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей Выполнение технологических операций Подготовка и защита проекта Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта 1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых законо-мерностей . 2.Этапы научного исследования Формулировка проблемы, актуальность темы. Постановка цели и конкретных задач исследования Определение объекта и предмета исследования. Выбор методики проведения исследования Описание процесса исследования . Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Отличия проектной и исследовательской деятельности 3. В проекте гипотезы может и не быть 4.Проект это замысел, план, творчество по плану. 3.исследование подразумевает выдвижение гипотез. 4. Исследование- процесс выработки новых знаний, истинное творчество .
Схема организации социальной проектной деятельности во внеурочное время «Волновой метод» организация проекта начинается на уроке, затем в реализацию проекта включается как можно больше участников, заинтересованных в решении проблемы . Метод «Цепочка» - группа учащихся из разных параллелей реализует определенный этап проекта. пппе Учительбиоло-гии Педагоги ДО Классные руководители Учителя -предметники Родители
Исследовательская работа «Влияние фитонцидов на размножение гнилостных бактерий»
Проект-фотовыставка «Мой родной Лаишевский край» Огромный интерес вызвало у учащихся организовать и поучаствовать в проектах-фотовыставках. Не для не кого не секрет, что самые любимые животные Это свои домашние, а когда есть возможность их заснять в интересном ракурсе и показать всему миру -это повышает собственную самооценку и побуждает к дальнейшему наблюдению за окружающей природой. ПРОЕКТЫ «скворечник» «кормушки для птиц» «поделки из природных материалов» и др.
Проект-Фотовыставка «Наши питомцы »
Наши результаты XVI р айонный экологический слёт «Природа- наш дом» , номинация «Поделки из природного материала»-2 место, Почётная грамота 2013г. XVI районный экологический слёт «Природа –наш дом» , общий зачёт-2 место, Почётная грамота 2013г. Научно-практическая конференция “Фестиваль науки”, секция учителей биологии химии,экологии -3 место , Почётная грамота 2013 уч.год “Влияние компьтера на здоровье школьника” Научно-практическая конференция “Фестиваль науки”, секция учителей биологии,географии,химии -2 место , Почётная грамота 2014 уч.год. «Влияние фитонцидов на размножение гнилостных бактерий» Научно-практическая конференция “Фестиваль науки”, секция учителей биологии,химии -2 место ,2010 уч.год Поволжская Республиканская научно-практическая конференция , секция учителей биологии, экологии –сертификат участника , 2010 уч.год Республиканский творческий конкурс “Земля моя-Татарстан”участие,2013г.видеоролик “Лаишевский край”
Наши результаты
Основные параметры - устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету; - положительная динамика уровня обученности - качественная динамика мотивации учебной деятельности; - прочные навыки проектной деятельности. Социальный эффект от реализации опыта работы: - развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся; - создание предпосылок для формирования умений работы над проектами; - осознание ценности творческого открытия учащимися; - высокая активность и результативность участия в проектной деятельности. Результативность проектно-исследовательской деятельности
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
``Рождественская средняя общеобразовательная школа``
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Конкурс «Учитель года-2015»
Методический семинар
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
Работу выполнила:
Марьина Наталья Николаевна
учитель биологии
первой квалификационной категории
1.Условия возникновения и становления педагогического опыта.
Актуальность выбранной темы.
Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,
обучая детей слишком многому.
Возбудите только любопытство.
Откройте своим слушателям глаза,
но не перегружайте их мозг.
Достаточно заронить в него искру,
огонь сам разгорится там,
где для него есть пища.
А.Франс
Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Чем «сегодня не похоже на «вчера»? Какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться? В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Методов и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно, - один из самых эффективных.
« Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, сами препятствуем развитию детской любознательности»
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. “Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах” (А. Маслоу) Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и стало основополагающей идеей моей работы.
- Цель:
- Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности
- Актуальность:
- Технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.
- Проблема: Ученики не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией
- не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях;
- снижается интерес к знаниям;
- снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней
- Преимущества:
- Формирование УУД
- Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний
- Формирование умений учиться
- Ведущие идеи:
- поиск решения интересной «жизненной» задачи
- интеграция знаний по различным предметам
Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта.
- Внедрение новых ФГОС
- Курсовая подготовка- Набережночелнинскй государственный педагогический институт курсы повышения квалификации на внебюджетной основе «Теория и практика исследовательского подхода в обучении»
- Изучение опыта коллег
- Диагностика собственного опыта
Направления работы:
Классно-урочная деятельность. Реализация мини-проектов и мини исследований на уроке. На самом обычном уроке можно постоянно что-то исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему «Химический состав клетки» делю класс на группы. Работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой) создают свой мини проект на листе «Важнейшие микроэлементы». У каждой группы (внутри распределены обязанности кто за что отвечает) свой микроэлемент. Находят и записывают информацию, суточная потребность в данном микроэлементе, какие заболевания вызывает при недостатке, в каких продуктах содержится, и т.п. Здесь же в конце урока идёт защитпроекта. Оценивают сами учащиеся. Почти на каждом уроке биологии в 8 классе мы проводим мини-исследования. Измеряют свой рост утром и вечером, разница, выдвигают гипотезу, делают выводы. При прохождении темы «Анализатор вкуса» сами определяют на языке зоны чувствительности сладкого, солёного , кислого. Как загораются глаза, а завтра будем ещё что-нибудь исследовать? Конечно!
Внеурочная деятельность: Исследовательские работы «Влияние фитонцидов на рост и развитие гнилостных бактерий» «Влияние полиферментного препарата на яйценоскость и прирост живой массы кур» «Влияние компьютера на здоровье школьников» и др.
Коллективные проекты «Осенний калейдоскоп» выставка поделок из природных материалов. Фотовыставка «Наши питомцы», «Наш родной Лаишевский край» «В мире дикой природы»и др.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности
1 ступень 5-6 класс: Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.
Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских работ. Мини-исследования и мини-проекты.
2 ступень 7-8 класс: Апробация и реализация интегрированных проектов.
3 ступень: 9-11 класс: долгосрочные проекты и исследовательские работы.
Отличия проектной и исследовательской деятельности 1.Цель проектной деятельности: -реализация проектного замысла
2.Этапы выполнения проекта
Выбор темы проекта
Поиск и анализ проблемы
Цель ,задачи
Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей
Выполнение технологических операций
Подготовка и защита проекта
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта
3. В проекте гипотезы может и не быть
4.Проект это замысел, план, творчество по плану.
1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей.
2.Этапы научного исследования
- Формулировка проблемы, актуальность темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор методики проведения исследования
- Описание процесса исследования .
Формулирование выводов и оценка полученных результатов
3.исследование подразумевает выдвижение гипотез.
4. Исследование- процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Схема организации социальной проектной деятельности во внеурочное время
«Волновой метод»
организация проекта начинается на уроке, затем в реализацию проекта включается как можно больше участников, заинтересованных в решении проблемы
- . Метод «Цепочка» - группа учащихся из разных параллелей реализует определенный этап проекта.
Результативность проектно-исследовательской деятельности
Основные параметры
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительная динамика уровня обученности;
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
- прочные навыки проектной деятельности.
Социальный эффект от реализации опыта работы:
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;
- осознание ценности творческого открытия учащимися;
- - высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.
Наши результаты:
- XVI районный экологический слёт «Природа- наш дом», номинация «Поделки из природного материала»-2 место, Почётная грамота 2013г.
- XVI районный экологический слёт «Природа –наш дом»,общий зачёт-2 место, Почётная грамота 2013г.
- Научно-практическая конференция “Фестиваль науки”, секция учителей биологии химии,экологии -3 место , Почётная грамота 2013 уч.год “Влияние компьтера на здоровье школьника”
- Научно-практическая конференция “Фестиваль науки”, секция учителей биологии,географии,химии -2 место , Почётная грамота 2014 уч.год.«Влияние фитонцидов на размножение гнилостных бактерий»
- Научно-практическая конференция “Фестиваль науки”, секция учителей биологии,химии -2 место ,2010 уч.год
- Поволжская Республиканская научно-практическая конференция , секция учителей биологии, экологии –сертификат участника , 2010 уч.год
- Республиканский творческий конкурс “Земля моя-Татарстан”участие,2013г.видеоролик “Лаишевский край”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».
Основная цель: включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.Задачи:· Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятел...
«МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС
Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС
Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...
Математика в системе оценивания проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в рамках сетевого взаимодействия
Разработка модели учета внеурочных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время целостной сис...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС"
Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интерн...