Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии
презентация к уроку (биология) по теме
Презентация об организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». (Древнекитайская мудрость) «Деяние есть единство теории и практики» (Аристотель) «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами» ( Ш.А. Амонашвили)
Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного решения. Исследовательский метод: организует творческий поиск и применение знаний; обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску; является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, самообразовании; помогает детям исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.
Исследовательская деятельность обучающихся это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного. может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке; вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции обучающихся; способствует формированию опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию, проведению анализа результатов, логичности знаний и умений.
Виды исследовательской деятельности на уроке: Применение исследовательских методов обучения (проблемные задания, биологические задачи), Экспресс-исследование (на экскурсиях, путем индивидуальных заданий), Теоретические экспресс-исследования (изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках), Проведение учебного эксперимента (лабораторные и практические работы), Нетрадиционные уроки (урок-презентация, урок-экскурсия и т.д.), Исследовательские проекты
Исследовательская деятельность школьников дома: Описание растений и животных по плану, Наблюдение за живыми объектами, Наблюдение за своим организмом, Опыты с растениями и домашними животными (по инструктивным карточкам), Творческие задания, Летние задания.
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время: Участие в конкурсах, акциях, природоохранных мероприятиях, Участие в образовательных экспедициях, Написание творческих работ и рефератов, Создание буклетов и презентаций, Проведение кружков биологического направления, Создание моделей (цветкового растения, побега), Оформление альбомов.
Этапы исследовательской работы: Выбор темы исследования Постановка цели и задач исследования Изучение литературных данных по избранной теме Составление схемы исследований Выбор и освоение наиболее подходящих методов исследования Проведение исследований и обработка результатов Формулировка выводов Оформление научного отчета и презентации Защита работы на школьной конференции, участие в конкурсах различного уровня
Примерная структура исследовательской работы по ботанике: Введение Краткая характеристика проблемы Актуальность и новизна исследования Цель, задачи работы Объект исследования Место и продолжительность исследования 1. Литературный обзор 1.1. Физико-географическая характеристика района исследования 1.2. Особенности изучаемых сообществ 2. Методика исследования 3. Результаты исследования Выводы Заключение Литература Приложения
Организация исследования включает в себя следующие этапы: подумать самостоятельно; просмотреть книги и издания периодической печати по теме ; спросить у других людей; просмотреть телематериалы; использовать Интернет; наблюдения ( сделать возможные фотографии) эксперимент.
Развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно. Первая ступень – стимулирование интереса к исследовательской деятельности. Вторая ступень – ситуация частично – поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Педагог задаёт направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему. Третья ступень – ситуация поисковой деятельности. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ребёнка. Четвёртая ступень – ситуация научно – исследовательской деятельности. На этой ступени обучающийся самостоятельно задаётся проблемой исследования, определяет его цели, составляет алгоритм действий для их достижения.
Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений: обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»; уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме; уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих детей; быть способным к выполнению функций координатора и партнёра; уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска;
Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений: организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и «полевых» исследований; предоставлять возможность обмена мнениями в ходе открытых обсуждений; поощрять и развивать критическое отношение к исследованиям; уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования; внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме; уметь закончить проведение исследований и работу до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики.
доклад по теме с презентацией...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследов...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)
Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроке (мастер-класс)
урок-исследование новых знаний...
Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС
В статье описаны формы организации учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ...