Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Михин Александр Алексеевич

Рабочая программа направлена на реализацию внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, на обучение школьников бережному отношению и к своему здоровью, начиная с раннего детства, и положительному отношению  к здоровью окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  • - Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года № 1089);
  • Рабочая программа по элективному курсу «Здоровье человека и окружающая среда» составлена в соответствии с программой элективного курса «Здоровый образ жизни» 9 - 11 классы. Автор-составитель В.А. Ермолов - Волгоград: Учитель, 2010.
  • - основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Козловская СОШ;
  • - учебным планом МКОУ Козловская СОШ на 2021-2022 уч. год;
  • - положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;
  • - требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Курс предназначен для учащихся 9-х классов, рассчитан на 34 часа.

 В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания, на здоровье оказывает влияние здоровый образ жизни, т.е. стиль жизни, труда, быта; культура питания и отдыха; физическая нагрузка, отсутствие вредных пристрастий. Современный школьник должен знать правила поведения и гигиенические нормы, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья. Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий и образа жизни человека. Следовательно, каждый из нас сам ответственен за свое здоровье.      

 Поэтому программа «Здоровье человека и окружающая среда» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его.

  Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками.                                                                            

Курс «Здоровье человека и окружающая среда» рассчитан на 34 занятия с учащимися
9-х классов, имеющими знания основных вопросов анатомии. Данный курс ориентируется на содержание образовательного минимума и дополняет его новыми знаниями, построен на неразрывном единстве новых знаний и опыта учащихся, он  поможет углубить основной материал по анатомии и физиологии человека, а его практическая  направленность  создаст  возможности для закрепления гигиенических  навыков по укреплению своего здоровья. Учащиеся познакомятся с современными методами сохранения физического и психического  здоровья, рассмотрят  проблемы старения организма  и  возможности   продления жизни.  

Работа на занятиях даст возможность познакомиться с теми видами деятельности, которые характерны для людей, работающих в области медицины, биологии, экологии, что в немалой степени поможет более сознательно отнестись к выбору профиля в 10, 11 классах и специальностей после окончания школы.

Изучение материала направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью, формирование  культа здоровья, профилактика  вредных привычек и болезненных пристрастий,  знакомство  с  основами  валеологии, пропаганда здорового образа жизни.  

Задачи курса:

  • Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья.
  • Ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье, закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья, формирование  умений  применять эти  правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим.
  • Дать элементарные знания по психологии, темпераментах личности
  • Научить детей основам правильного и рационального питания
  • Формировать адекватное поведение, направленное на выздоровление в случае болезни, особенно хронической
  • Воспитывать интерес к получению знаний о человеке как явлении природы
  • Развивать творческий потенциал учащихся: подготовка рефератов, сообщений, выполнение практических работ, защита презентаций по здоровому образу жизни
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы и умозаключения.              

Условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает использование активных и интерактивных методов и приёмов наряду  с традиционными формами проведения занятий.

В программе  заложены следующие составляющие: образовательная, просветительская, воспитательная, профориентационная.

Элективный курс    способствует валеологизации образовательного процесса.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы и методы: объяснение и рассказ, показ видеофильмов, подготовка рефератов и сообщений, оформление тематических стендов, практические работы, лабораторные эксперименты, исследования, игры, тренинги. Теоретические, практические, и видеозанятия чередуются в ходе обучения.

 При получении зачета учитывается:

  • Посещение занятий
  • Полнота и правильность выполнения промежуточных заданий по темам
  • Выполнение исследовательских, творческих заданий
  • Решение итогового теста по спецкурсу
  • Выполнение зачетной работы по проблемам здоровья и выступление на итоговом занятии

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение элективного курса «Человек и его здоровье» в 9 классе не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рассчитан на 34 часа с периодичностью преподавания 1 раз в неделю.  

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:

  • свои права при обращении в лечебное учреждение;
  • наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;
  • хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;
  • влияние наркотических средств (никотин,  алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;
  • основные требования к охране труда;
  • значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
  • что такое рациональное питание;
  • влияние отравляющих веществ на организм человека;
  • о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:
  • о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;
  • заболевания, передающиеся половым путем;
  • об организации поведения и психики человека;
  • о психических процессах (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, эмоции); свойствах личности (индивидуальность, темперамент, воля, самооценка), навыках общения и разрешения конфликтов; состоянии окружающей среды в конкретной местности; влиянии окружающей среды на здоровье человека; мерах по улучшению качества окружающей среды.

Обучающиеся должны уметь:

  • оказать первую помощь при травмах;
  • приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
  • составить рацион питания;
  • ухаживать за собственным телом ( кожей, волосами, ногтями);
  • решать генетические задачи о человеке;

Содержание курса

Тема 1. Введение. (1 ч)

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определённый уровень здоровья. Основные составляющие ЗОЖ. Право человека на здоровье. Занимательные факты по анатомии, физиологии, медицине, тренинг «Здоровый образ жизни»

Тема 2. Антропометрия. Типы телосложения. Пропорции тела (2 часа)

Антропометрия. Типы телосложений. Пропорции тела

Практическая работа.   «Определение окончательной длины тела по росту родителей, определение длины своего тела, осанки, пропорций тела»

Тема 3. Причины  нарушения  здоровья (11ч)

Окружающая среда и здоровье человека. Курение, мифы и реальность. Женское курение. Алкоголь – социальное зло. Наркотики, зависимость, последствия. Вирусы - внутриклеточные паразиты. Паразиты человека и животных. Бактериальные заболевания и меры их предупреждения. Грибы, отравляющие вещества. Неправильное питание – причина болезней.  Пищевые добавки. Трансгенные продукты. Стрессы. Беспокойство. Компьютер и здоровье человека. Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье. Защита презентаций.

Тема 4. Сохранение здоровья (3ч)

Культура питания. Витамины. Микроэлементы. Биологические ритмы, Сон и его влияние на здоровье.

Режим дня – залог здоровья. Личная гигиена. Двигательная активность и здоровье. Закаливание организма.

Заключение.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

Литература для учителя

  1. А.П. Анастасова и другие, «Человек и окружающая среда», - М.:Просвещение,1997г.
  2. Л.А. Панфилова, Э.Г. Донецкая «Анатолия, физиология и генетика человека» - М.: «Рипол классик», 1999 г.
  3. Г.Г. Манке, Р.Д. Маш, М.Я. Михеева «Методика проведения факультативных занятий по биологии», - М.: Просвещение, 1987 г.
  4. Я иду на урок биологии: человек и его здоровье: книга для учителя. - М.: «Первое сентября», 2000 г.
  5. Ф. Леони, Р. Берте «Анатомия и физиология человека в цифрах», - М.«Крон - пресс», 1995г.
  6. Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.
  7. Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г.
  8. Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.
  9. Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.
  10. Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.
  11. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.
  12. Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А. «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.
  13. Бунин К. В. «Инфекционные болезни».  Москва «Медицина», 2000г.
  14. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
  15. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г
  16. Ресурсы Интернета.

Литература для учащихся

  1.  Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.
  2. Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.
  3. Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.
  4.   Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская  энциклопедия», 1994 г                                                                                                                  
  5.   Маюров А.Н. «Табачный туман обмана». Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

6. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть». Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

  1. Ресурсы Интернета.

                             Календарно-тематическое планирование  (приложение).

урока

Название темы

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Тема 1. Введение. (1 час)

1

Вводное занятие. Здоровый образ жизни, его составляющие.

1

Тема 2. Антропометрия. Типы телосложения. Пропорции тела. (1 час)

2

Антропометрия. Типы телосложений. Пропорции тела

1

Тема 3. Причины  нарушения  здоровья. (11 часов)

3

Окружающая среда и здоровье человека.

1

4

Курение, мифы и реальность. Женское курение.

1

5

Алкоголь – социальное зло.

1

6

Наркотики, зависимость, последствия.

1

7

Вирусы - внутриклеточные паразиты. Паразиты человека и животных

1

8

Бактериальные заболевания и меры их предупреждения.

1

9

 Грибы, отравляющие вещества.

1

10

Неправильное питание – причина болезней. Пищевые добавки. Трансгенные продукты.

1

11

Стрессы. Беспокойство.

1

12

Компьютер и здоровье человека.

1

13

Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье. Защита презентаций.

1

Тема 4. Сохранение здоровья.  (4 часа)

14

Культура питания. Витамины. Микроэлементы.

1

15

Биологические ритмы. Сон и его влияние на здоровье.

1

16

Режим дня – залог здоровья. Личная гигиена.

1

17

Двигательная активность и здоровье. Закаливание организма.

Заключение

1

ИТОГО

17 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....

Рабочая программа учебного курса "Программирование 3D игр в среде «Kodu Game Lab» "

Данный курс позволит учащимся соприкоснуться с особенностями профессиональной деятельности и попробовать себя в роли 3D-аниматора, художника, 3D-дизайнера, дизайнера компьютерных трехмерных игр, графи...