Рабочая программа по биологии_7-9 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии_7-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7-9_kl._biologiya_21-22g.docx | 92.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Причулымская средняя школа»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета протокол №_________ от «_____» ________ 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________Т.С. Дмитриева «_____» _________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Причулымская СШ» ________________ С.А. Петрова Приказ № ________ «_____» _________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область естественнонаучная
Предмет биология
Учитель Галич Ирина Викторовна, первая квалификационная категория
Уровень образования основное общее образование, 5-9 классы
п. Причулымский
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями и дополнениями) ;
3. Основной образовательной программы школы;
4. Учебного плана МКОУ «Причулымская СШ»;
5. Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
6. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. ФГОС: учебно-методическое пособие, сост. Пальдяева Г. М. - М.: Дрофа, 2013 г./
Место предмета в учебном плане
- соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Согласно базисному учебному плану МКОУ «Причулымская СШ» на изучение биологии в 5-9 классах отводится 272 часа.
Данный курс имеет линейную структуру. Содержание курса биологии
Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. 34 ч, 1 ч в неделю; Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. 68 ч, 2 ч в неделю;
Биология. Человек. 9 класс. 68 ч, 2 ч в неделю.
Данная программа по биологии - это нормативно-управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся. Программа относится к образовательной области «Естествознание».
Используемый учебно-методический комплект
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) с 5 по 9 класс.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы. Авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. (линейный курс): учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
Учебники:
- Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6кл. М.: Дрофа, 2016 г.
- Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7кл - М.:Дрофа, 2015
- Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 7кл -
М.:Дрофа, 2015
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 9кл. М.: Дрофа, 2017
Рабочие тетради к учебнику:
- Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, В.И.Сониной «Биология. Живой организм. 6 класс» - М.:Дрофа, 2016
- Захаров В.Б., Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс» - М.:Дрофа, 2016
- Сонин Н.И., Агафонова И.Б.Биология. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек. 9 класс» - М.:Дрофа, 2015
Методические пособия:
- Томанова З.А., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебнику к учебнику Н.И.Сонина, В.И.Сониной «Биология. Живой организм. 6 класс» - М.:Дрофа, 2015
- Марина А. В., Сивоглазов В. И. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы. Растения. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа,
- А.В.Марина., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебнику к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» -
М.:Дрофа, 2016г.
- Петрова О. Г., Сивоглазов В. И. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие / М.:Дрофа
Тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений:
- Акперова И.А ,Н.Б.Сысолятина, Н.И.Сонин. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И.Сонина, В.И.Сониной «Биология. Живой организм. 6 класс»
- Огородова Н.Б.,СысолятинаН.Б.,Сонин Н.И. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс» - М.:Дрофа, 2015 Дрофа, 2014
- Сысолятина Н.Б., Сычева Л.В., Сонин Н.И. Тетрадь для лабораторных и практических работ к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек.9 класс» - М.:Дрофа, 2015
Интернет ресурсы:
- Методическая поддержка на www.drofa.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://bio.1september.ru/, http://www.uchportal.ru, http://www.uroki.net, http://kozlenkoa.narod.ru/, http://www.it-n.ru, http://www.rusedu.info, http://festival.1september.ru/, http://www.pedsovet.ru, http://www.alleng.ru/
- Интернетуроки: http://interneturok.ru/ru, http://www.youtube.com/watch?v=nsF3FzNNP-4, http://videouroki.net/index.php?subj_id=8 http://www.dvduroki.ru/view_urok_podkat.php?idurok=551, http://onlinebiology.ru/
- http://www.virtulab.net/- виртуальные лабораторные работы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение, следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
- саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к; истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных.
Личностные результаты
Класс | У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования | |||||||||
•умение находить взаимосвязи в строении и процессах | •ответственного отношения к обучению, | ||||||||||
жизнедеятельности органов и систем органов, | •осознания ценности живых объектов, | ||||||||||
• умение находить и использовать причинно-следственные связи | •познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение | ||||||||||
в процессах индивидуального развития организмов, | предмета, | ||||||||||
7 класс | •способность | понимать принципы | классификации | живых | •осознания ценности здорового и безопасного образа жизни, | ||||||
организмов. | •социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома, | ||||||||||
•умение правильно использовать биологическую терминологию | •осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого | ||||||||||
и символику, | человека. | ||||||||||
•умение сравнивать биологические процессы и явления. | |||||||||||
•умение находить взаимосвязи в строении и процессах | •рациональной организации | своей трудовой, спортивной и учебной | |||||||||
жизнедеятельности органов | и систем | органов организма | деятельности, | ||||||||
человека, | •установки на необходимость ведения здорового образа жизни и | ||||||||||
8 класс | •способность | понимать | особенности | строения | и | реализации его в реальном поведении и поступках, | |||||
жизнедеятельности организма человека, | •компетентности в правилах личной гигиены, | ||||||||||
•способность понимать ценность биологических методов | •оценки жизненных ситуаций | с точки зрения безопасного образа жизни | |||||||||
исследования организма человека. | и сохранения здоровья, | ||||||||||
•умение определять генетическую связь человека с животными | осознания значения семьи в жизни человека, уважительного отношения |
Класс | У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования | |||
предками, что позволяет обучающимся осознать единство | к старшим и младшим товарищам. | ||||
биологических законов, их проявления на разных уровнях | |||||
организации, | |||||
•умение понимать особенность психических процессов, | |||||
социальной сущности и роли в окружающей среде. | |||||
•понимание места биологии в системе естественно-научных | •оценки экологического риска взаимоотношений человека и природы, | ||||
дисциплин, | •формирования экологического мышления и ответственности за | ||||
•понимание единства | всего живого и взаимозависимости всех | состояние природы, | |||
частей биосферы, | •компетентности в реализации основ гражданской идентичности в | ||||
9 класс | •умения | использовать | при решении биологических задач | поступках и деятельности, | |
биологическую символику, | •осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, | ||||
•описывать процессы, протекающие в живых организмах, | выражающегося в поступках, направленных на помощь и обеспечение | ||||
•обобщать и делать выводы по изучаемому материалу, | благополучия, | ||||
•.понимать основные биологические законы и закономерности. | •компетенций в интеллектуальных, гражданских и информационных | ||||
областях. |
Метапредметные результаты
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | ||||||||||
7 класс | •использовать | умения | и | навыки | различных | видов | •записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с | ||||
познавательной деятельности, применение основных методов | помощью инструментов ИКТ; | ||||||||||
познания для изучения различных сторон окружающей действи- | •создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; | ||||||||||
тельности; | •учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную | ||||||||||
•использовать | основные | интеллектуальные | операции: | позицию; | |||||||
формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обоб- | •понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; | ||||||||||
щение, систематизация, выявление причинно-следственных | •аргументировать свою позицию и координировать её с позициями | ||||||||||
связей, поиск аналогов; | партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в | ||||||||||
•умению составлять конспект параграфа до или после изучения | совместной деятельности; | ||||||||||
материала на уроке, | •понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; | ||||||||||
•умение выполнять лабораторные работы под руководством | •аргументировать свою позицию и координировать её с позициями | ||||||||||
учителя, | партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в | ||||||||||
•умению готовить устные сообщения и письменные рефераты | совместной деятельности; | ||||||||||
на основе обобщения информации учебника и дополнительных | •адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей | ||||||||||
источников. | деятельности; | ||||||||||
•оценивать с эстетической точки зрения представителей живой | |||||||||||
природы. | |||||||||||
8 класс | •умению | самостоятельно | использовать | непосредственное | •создавать и преобразовывать модели и схемы решения биологических | ||||||
наблюдение и делать выводы, | задач; | ||||||||||
•умениюконкретизироватьпримерамирассматриваемые | •устанавливать причинно-следственные связи при объяснении | ||||||||||
процессы и явления, | биологических закономерностей, процессов и явлений, | ||||||||||
•умению генерировать идеи и определять средства, необходимые | •учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную | ||||||||||
для их реализации; | позицию; | ||||||||||
•умению определять цели и задачи деятельности, выбирать | •аргументировать свою позицию и координировать её с позициями , | ||||||||||
средства реализации цели и применять их на практике; | •умению самостоятельно анализировать, обобщать, высказывать | ||||||||||
•умению | получать | биологическую | информацию | об | суждения по усвоенному материалу, | ||||||
индивидуальном развитии животных, периодизациии, | •умению находить в тексте учебника отличительные признаки основных | ||||||||||
продолжительности жизни организмов из различных источников | биологических объектов, | ||||||||||
•умению составлять тезисы и конспект текста. | •умению находить значения терминов в словарях и справочниках. | ||||||||||
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | ||||||||||
9 класс | •умению планировать собственную учебную деятельность как | •записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с | |||||||||
самостоятельно, так и под руководством учителя,; | помощью инструментов ИКТ; | ||||||||||
•умению участвовать в совместной деятельности (работа в | •систематизировать различные биологические объекты, | ||||||||||
малых группах), | •осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в | ||||||||||
•умению выделять главные и существенные признаки понятий, | зависимости от конкретных условий; произвольно и осознанно | ||||||||||
•умению определять цели и задачи деятельности, выбирать | учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, | ||||||||||
средства реализации цели и применять их на практике; | отличные от собственной; | ||||||||||
•умению осуществлять поиск и отбор информации в | • толерантно относиться к другому мнению, | ||||||||||
дополнительных источниках, | •понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; | ||||||||||
•умению оценивать свою работу и деятельность одноклассников | •аргументировать свою позицию и координировать её с позициями | ||||||||||
•умению выявлять факторы среды обитания, влияющие на | партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в | ||||||||||
живые организмы, | совместной деятельности; | ||||||||||
•умению презентовать изученный материал, используя | |||||||||||
возможности компьютерных программ. | |||||||||||
Предметные результаты
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | ||||||||||||||||
7 класс | •основные понятия и термины «естественный отбор», «борьба за | •в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований, | |||||||||||||||
существование», «искусственный отбор», | •объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни, | ||||||||||||||||
•основные уровни организации живой материи, | •иметь представление о естественной системе живой природы, | ||||||||||||||||
•подразделение истории Земли на эры и периоды, | •давать общую характеристику бактерий, | ||||||||||||||||
•искусственную систему живого мира и принципы построения | •характеризовать формы бактериальных клеток; | ||||||||||||||||
естественной системы, | • прогнозировать результаты | воздействия | различных факторов на | ||||||||||||||
•строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, | жизнедеятельность бактериальных и растительных организмов | ||||||||||||||||
•разнообразие и распространение грибов и бактерий, | •отличать бактерии от других живых организмов, объяснять роль | ||||||||||||||||
• методы профилактики инфекционных заболеваний, | бактерий и грибов в природе и жизни человека, | ||||||||||||||||
• основные | понятия, относящиеся к строению про- и | •приводить примеры распространённости грибов и лишайников, | |||||||||||||||
эукариотических клеток, | •определять несъедобные шляпочные грибы, | ||||||||||||||||
• строение и основы жизнедеятельности грибной клетки, | •характеризовать формы бактериальных клеток; | ||||||||||||||||
• меры профилактики грибковых инфекций, | • характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах, | ||||||||||||||||
• особенности строения и жизнедеятельности лишайников | •давать общую характеристику царства Растения, | ||||||||||||||||
• основные методы изучения растений, | •объяснять роль растений в биосфере, | ||||||||||||||||
• основные | группы растений, | их строение, | особенности | •характеризовать основные группы растений, | |||||||||||||
•объяснять | происхождение | растений | и | основные этапы развития | |||||||||||||
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | ||||||||||||||||
жизнедеятельности и многообразие, | растительного мира, | ||||||||||||||||
• роль растений в биосфере и жизни человека, | •характеризовать | распространение | растений | в | различных | ||||||||||||
•происхождение растений и основные этапы развития | климатических зонах Земли, | ||||||||||||||||
растительного мира, | •объяснять причины различий в составе фитоценозов различных | ||||||||||||||||
•объяснять суть биологических процессов, протекающих в | климатических поясов, | ||||||||||||||||
растительных организмах, | •определять тип фитоценоза, | ||||||||||||||||
•определение понятия «фитоценоз», | •выявлять различия между естественными и искусственными | ||||||||||||||||
•видоваяипространственнаяструктурарастительного | фитоценозами, | ||||||||||||||||
сообщества, ярусность, | •обосновывать необходимость природоохранных мероприятий. | ||||||||||||||||
•роль растений в жизни планеты и человека, | |||||||||||||||||
•необходимость сохранения растений в любом месте их | |||||||||||||||||
обитания. | |||||||||||||||||
8 класс •признаки организма как целостной системы, | •осознавать значение теоретических знаний для практической | ||||||||||||||||
•основные свойства животных организмов, | деятельности человека; | ||||||||||||||||
•сходство и различия между животными и растительными | • объяснять структуру зоологической | науки, основные | этапы её | ||||||||||||||
организмами, структуру зоологии, | развития, систематические категории, | ||||||||||||||||
•признаки одноклеточных организмов, их систематические | • представлять эволюционный путь развития животного мира, | ||||||||||||||||
группы и представители, | •классифицировать животные объекты по их принадлежности к | ||||||||||||||||
•значение одноклеточных организмов в экологических системах, | систематическим группам, | ||||||||||||||||
•паразитические простейшие и вызываемые ими заболевания у | •применять двойные названия животных при подготовке сообщений, | ||||||||||||||||
человека, меры профилактики, | докладов, презентаций, | ||||||||||||||||
•современные представления о возникновении многоклеточных | •объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на | ||||||||||||||||
животных, | планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых | ||||||||||||||||
•общая характеристика типа Кишечнополостные, | пород животных, | ||||||||||||||||
• общая характеристика типа Плоские черви, | •использовать знания по зоологии в повседневной жизни, | ||||||||||||||||
• общая характеристика типа Круглые черви, | •наблюдать за поведением животных в природе, | ||||||||||||||||
• общая характеристика типа Кольчатые черви, | •объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа | ||||||||||||||||
• общая характеристика типа Членистоногие, | жизни и среды обитания животных, |
- современные представления о возникновении хордовых •использовать меры профилактики паразитарных заболеваний,
животных, | •характеризовать экологическую роль хордовых животных, | |||
• общая характеристика надкласса Рыбы, | •оказывать первую медицинскую помощь | при укусе | опасных | или |
• общая характеристика класса Земноводные, | ядовитых животных, | |||
• общая характеристика класса Пресмыкающиеся, | •характеризовать основные направления эволюции животных, | |||
• общая характеристика класса Птицы, | •объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп | |||
• общая характеристика класса Млекопитающие, | животных на разных этапах развития жизни, | |||
•основные черты организации представителей всех групп | •анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир, | |||
животных, | •выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в | |||
•крупные изменения в строении организма, сопровождавшие | природе, | |||
возникновение каждой группы животных, | •обращаться с домашними животными, | соблюдать | условия | их |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | ||||||||
•значение животных в природе и жизни человека, | содержания, | ||||||||
•воздействие человека на природу, | •выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов, | ||||||||
•сферы человеческой деятельности, в которых используются | •объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток, | ||||||||
животные, | •характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, | ||||||||
•методы создания новых пород сельскохозяйственных животных | гепатит С и др.) | ||||||||
и | повышения | эффективности | сельскохозяйственного | •осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных | |||||
производства, | заболеваний, | ||||||||
•особенности жизнедеятельности домашних животных, | •характеризовать взаимоотношения между организмами, | ||||||||
•общие принципы строения вирусов растений, животных и | •анализировать последствия деятельности человека на животных и | ||||||||
бактерий, | природу в целом, | ||||||||
•пути проникновения вирусов в организм, | •выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и | ||||||||
•этапы взаимодействия вируса и клетки, | растения, | ||||||||
•меры профилактики вирусных заболеваний, | •приводить примеры цепей и сетей питания, | ||||||||
•определение науки экологии, | •давать определение «экологическая пирамида», | ||||||||
•абиотические и биотические факторы среды, определение | •характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику | ||||||||
экологических систем, | обновления, | ||||||||
•определение биогеоценоза и его характеристики, | •описывать круговороты основных химических элементов и воды, | ||||||||
•учение В.И.Вернадского о биосфере, | •сопоставлять естественные и искусственные биоценозы, | ||||||||
•биотические круговороты, | •устанавливать причинно-следственные связи при объяснении | ||||||||
•характер преобразования биосферы живыми организмами. | устойчивости биоценозов, | ||||||||
•приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов, | |||||||||
•выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных | |||||||||
биоценозов, цепей питания. | |||||||||
9 класс | •доказательства родства человека и животных, | • распознавать на муляжах, наглядных пособиях органы и системы | |||||||
•вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие | органов человека, | ||||||||
представлений о строении и функционировании организма | • аргументировано доказывать | необходимость | борьбы с | вредными | |||||
человека, | привычками, стрессами, | ||||||||
• раскрывать смысл основных физиологических понятий «обмен | • оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях, | ||||||||
веществ», «пищеварение», «дыхание», «выделение», «транспорт | травмах, опорно-двигательноо аппарата, ожогах, обморожениях и др., | ||||||||
веществ», «движение», | «кровообращение», «иммунитет», | • использовать приобретённые | ключевые | компетентности при | |||||
«регуляция», «внутренняя среда организма», | выполнении исследовательских проектов по изучению анатомических и | ||||||||
• науки, изучающие организм человека, | физиологических особенностей человеческого организма, | ||||||||
•основные органойды клетки, ткани, органы, системы органов, | • развивать коммуникативную | компетентность, используя | средства | ||||||
• понимать возрастные особенности физиологических процессов | устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и | ||||||||
в организме, характеризовать их, | дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять | ||||||||
• описывать методы изучения организма человека, | готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов | ||||||||
• строение и функции органов и систем органов человека, | выполненной работы; | ||||||||
• существенные | признаки | организма, | его биологическую и | • объективно оценивать информацию о физиологических процессах, |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | ||
социальную природу, | критически относиться к псевдонаучной информации, | ||
• пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными | •применять меры профилактики простудных и инфекционных | ||
приборами, | заболеваний, | ||
• проводить наблюдения за | физиологическими процессами, | •соблюдать санитарно-гигиенические требования, | |
соблюдать правила техники безопасности при проведении | •соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии, | ||
наблюдений и опытов; | •приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, | ||
•объяснять значение работ Л. | Пастера и И.И.Мечникова в | •объяснять место и роль человека в биосфере. | |
области иммунитета, работ И.М. Сеченова, И.П.Павлова, А.А. | •объяснять понятия «биосфера» и «ноосфера». | ||
Ухтомского по физиологии высшей нервной деятельности | |||
• укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, | |||
•природная и социальная среда человека, | |||
•стресс и адаптация к нему организма человека, | |||
•биосфера и человек, учение В.И.Вернадского о биосфере. |
Содержание учебного предмета, 7 класс
№ | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1 | От клетки до биосферы | Многообразие живых существ. Ч. Дарвин о происхождении видов. История развития жизни на Земле. Систематика живых организмов. | 5 |
2 | Царство Бактерии | Подцарство Настоящие бактерии. Многообразие бактерий. | 2 |
3 | Царство Грибы | Строение и функции грибов. Многообразие и экология грибов. Группа Лишайники. | 5 |
4 | Царство Растения | Группа отделов Водоросли: строение, функции, экология. Отдел Моховидные. Споровые сосудистые растения: отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Семенные растения. Отдел Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые) растения. Эволюция растений. | 17 |
5 | Растения и окружающая среда | Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов. Растения и человек. Охрана растений и растительных сообществ. | 5 |
Всего: | 34 |
Содержание учебного предмета
От клетки до биосферы (5 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1. Царство Бактерии (2 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация: Строение клеток различных прокариот.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Общая характеристика грибов (3 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация:Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы:
- Строение плесневого гриба мукора.
- Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Лишайники (2 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация: Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 4. Царство Растения (17 ч)
Общая характеристика растений (1 ч)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация: Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Низшие растения (3 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация: Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные работы Изучение внешнего строения водорослей.
Высшие споровые растения (4 ч)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация: Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов,
- различные представители мхов, плаунов и хвощей,
- схемы строения папоротника;
- древние папоротниковидные,
- схема цикла развития папоротника,
- различные представители папоротниковидных.
Лабораторные работы: 1. Изучение внешнего строения мха*.
2.Изучение внешнего строения папоротника*.
Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация: Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.
Демонстрация: Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.
Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение),
- представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение строения покрытосеменных растений*.
- Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 5. Растения и окружающая среда (5ч.).
Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация: Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.
Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.
Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.
Содержание учебного предмета, 8 класс
№ | Название раздела | Содержание раздела | Кол-во часов |
1 | Введение. Общая характеристика животных | Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания. | 2 |
2 | Подцарство Одноклеточные животные | Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики – паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. | 4 |
3 | Подцарство Многоклеточные животные | Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные – губки. Распространение и экологическое значение губок. | 2 |
4 | Кишечнополостные | Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах. | 2 |
5 | Тип Плоские черви | Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний. | 2 |
6 | Тип Круглые черви | Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза. | 2 |
7 | Тип Кольчатые черви | Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. | 2 |
8 | Тип Моллюски | Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 2 |
9 | Тип Членистоногие | Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика Паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых. Отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки. | 6 |
10 | Тип Иглокожие | Общая характеристика иглокожих. Многообразие иглокожих. Классы: Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и значение иглокожих. | 1 |
11 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | Происхождение хордовых. Подтипы: Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения | 1 |
12 | Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы: Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. | 4 |
13 | Класс Земноводные | Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостные, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. | 4 |
14 | Класс Пресмыкающиеся | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первоначально земных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. | 4 |
15 | Класс Птицы | Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 4 |
16 | Класс Млекопитающие | Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные).Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные). | 6 |
17 | Основные этапы развития животных | Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых зверей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных. | 2 |
18 | Животные и человек | Значение животных для человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные. | 2 |
19 | Общая характеристика и свойства вирусов | Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов. | 2 |
20 | Среда обитания. Экологические факторы | Понятие о среде обитания. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения. | 2 |
21 | Экосистема | Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. | 2 |
22 | Биосфера – глобальная экосистема | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. | 2 |
23 | Круговорот веществ в биосфере | Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы. | 2 |
24 | Роль живых организмов в биосфере | Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава биосферы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд. | 6 |
Всего | 68 |
Содержание учебного предмета, 9 класс
Название раздела | Содержание раздела | Количество часов | |
1 | Введение | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. | 7 |
2 | Строение и жизнедеятельность организма человека | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс. Проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связь с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Система органов размножения, их строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи. Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова. И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. | 58 |
3 | Решение тестовых работ в формате ОГЭ | 3 | |
Итого: | 68 |
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:
Формы письменной проверки:
-письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные,
практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста;
Формы устной проверки:
-устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое.
-комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5-балльной системе.
- пятом классе запланировано четыре контрольные работы, а в шестом классе две работы по завершению изучения основных разделов курса.
5 класс
Контрольная работа №1 «Живой организм»
Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов» Контрольная работа №3 «Среда обитания живых организмов» Контрольная работа № 4 «Человек на Земле» 6 класс
Контрольная работа № 1 «Строение и свойства живых организмов» Контрольная работа № 2 «Жизнедеятельность организмов».
Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
- Знание всего изученного программного материала.
- Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
- Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с
помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей
погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
- помощью коэффициента усвоения К
К = А:Р, где | А – число правильных ответов в тесте | |
Р – общее число ответов | ||
Коэффициент К | Оценка | |
0,9-1 | «5» | |
0,8-0,89 | «4» | |
0,7-0,79 | «3» | |
Меньше 0,7 | «2» |
Инструментарий мониторинга:
- Фросин В.Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010. (ЕГЭ: шаг за шагом).
- Фросин В.Н. Биология Многообразие живых организмов. 7 класс. Тематические тестовые задания / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010. (ЕГЭ: шаг за шагом).
Фросин В.Н. Биология. Человек 8 класс. Тематические тестовые задания / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М. : Дрофа, 2011. (ЕГЭ: шаг за шагом).
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология.9-11 классы. Тематические тестовые задания. М.: Дрофа, 2011
- С.В. Багоцкий. Живой организм. 6 кл. : тестовые задания. М.: Дрофа, 2009.
- В.Б. Захаров, А.Ю. Цибулевский, Н.И. Сонин, Я.В. Скворцова. «Готовимся к единому государственному экзамену. Биология».М. Дрофа, 2010
- Лернер Г.И. ЕГЭ 2014. Биология: тематические тренировочные задания/.Г.И. Лернер. – М.:
Эксмо, 2013.
- Лернер Г.И. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ, Астрель, 2011.
- Калинова Г.С. ЕГЭ 2014. Биология Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М., издательство «Экзамен», 2014.
- ЕГЭ 2014. Биология : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов / под ред.Калиновой Г.С. М., издательство «Национальное образование», 2014
- Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. Сост. Е.В. Мулловская. М.:
ВАКО, 2010..
- Контрольно-измерительные материалы. Биология. 9 класс. Сост. И.Р.Григорян. М.: ВАКО,
2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...