Рабочая программа по биологии_7-9 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Галич Ирина Викторовна

Рабочая программа по биологии_7-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7-9_kl._biologiya_21-22g.docx92.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Причулымская средняя школа»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета                                          протокол №_________                                                                                                                                                        от «_____»  ________ 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

_____________Т.С. Дмитриева

«_____»  _________  2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Причулымская СШ» ________________ С.А. Петрова

Приказ № ________

«_____»  _________  2021 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Предметная область      естественнонаучная

Предмет                           биология

Учитель     Галич Ирина Викторовна, первая квалификационная категория

Уровень образования     основное общее образование, 5-9 классы

п. Причулымский

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе:

1.        Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);

2.        Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями и дополнениями) ;

3.        Основной образовательной программы школы;

4.        Учебного плана МКОУ «Причулымская СШ»;

5.        Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

6.        Рабочие программы. Биология. 5-9  классы. ФГОС: учебно-методическое пособие, сост. Пальдяева Г. М. - М.: Дрофа, 2013 г./

Место предмета в учебном плане

  • соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Согласно базисному учебному плану МКОУ «Причулымская СШ» на изучение биологии в 5-9 классах отводится 272 часа.

Данный курс имеет линейную структуру. Содержание курса биологии

Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. 34 ч, 1 ч в неделю; Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. 68 ч, 2 ч в неделю;

Биология. Человек. 9 класс. 68 ч, 2 ч в неделю.

Данная программа по биологии - это нормативно-управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся. Программа относится к образовательной области «Естествознание».

Используемый учебно-методический комплект

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) с 5 по 9 класс.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы. Авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. (линейный курс): учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

Учебники:

  • Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6кл. М.: Дрофа, 2016 г.

  • Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7кл - М.:Дрофа, 2015

  • Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 7кл -

М.:Дрофа, 2015

  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 9кл. М.: Дрофа, 2017

Рабочие тетради к учебнику:

  • Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, В.И.Сониной «Биология. Живой организм. 6 класс» - М.:Дрофа, 2016

  • Захаров В.Б., Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс» - М.:Дрофа, 2016
  • Сонин Н.И., Агафонова И.Б.Биология. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек. 9 класс» - М.:Дрофа, 2015

Методические пособия:

  • Томанова З.А., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебнику к учебнику Н.И.Сонина, В.И.Сониной «Биология. Живой организм. 6 класс» - М.:Дрофа, 2015

  • Марина А. В., Сивоглазов В. И. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы. Растения. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа,

  • А.В.Марина., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебнику к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» -

М.:Дрофа, 2016г.

  • Петрова О. Г., Сивоглазов В. И. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие / М.:Дрофа

Тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений:

  • Акперова И.А ,Н.Б.Сысолятина, Н.И.Сонин. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И.Сонина, В.И.Сониной «Биология. Живой организм. 6 класс»

  • Огородова Н.Б.,СысолятинаН.Б.,Сонин Н.И. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс» - М.:Дрофа, 2015 Дрофа, 2014

  • Сысолятина Н.Б., Сычева Л.В., Сонин Н.И. Тетрадь для лабораторных и практических работ к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек.9 класс» - М.:Дрофа, 2015

Интернет ресурсы:

  • Методическая поддержка на www.drofa.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://bio.1september.ru/, http://www.uchportal.ru, http://www.uroki.net, http://kozlenkoa.narod.ru/, http://www.it-n.ru, http://www.rusedu.info, http://festival.1september.ru/, http://www.pedsovet.ru, http://www.alleng.ru/

  • Интернетуроки: http://interneturok.ru/ru, http://www.youtube.com/watch?v=nsF3FzNNP-4,        http://videouroki.net/index.php?subj_id=8 http://www.dvduroki.ru/view_urok_podkat.php?idurok=551, http://onlinebiology.ru/

  • http://www.virtulab.net/- виртуальные лабораторные работы

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение, следующих личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся

  • саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к; истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  1. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  1. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  1. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  1. формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  1. осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  1. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  1. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  1. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  1. смысловое чтение;

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  1. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  1. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  1. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  1. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных.

Личностные результаты

Класс

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

•умение   находить   взаимосвязи   в   строении   и   процессах

•ответственного отношения к обучению,

жизнедеятельности органов и систем органов,

•осознания ценности живых объектов,

• умение находить и использовать причинно-следственные связи

•познавательных  интересов  и  мотивов,  направленных  на  изучение

в процессах индивидуального развития организмов,

предмета,

7 класс

•способность

понимать   принципы

классификации

живых

•осознания ценности здорового и безопасного образа жизни,

организмов.

•социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома,

•умение правильно использовать биологическую терминологию

•осознанного  и  доброжелательного  отношения  к  мнению  другого

и символику,

человека.

•умение сравнивать биологические процессы и явления.

•умение   находить   взаимосвязи   в   строении   и   процессах

•рациональной  организации

своей  трудовой,  спортивной  и  учебной

жизнедеятельности  органов

и  систем

органов  организма

деятельности,

человека,

•установки  на  необходимость  ведения  здорового  образа  жизни  и

8 класс

•способность

понимать

особенности

строения

и

реализации его в реальном поведении и поступках,

жизнедеятельности организма человека,

•компетентности в правилах личной гигиены,

•способность   понимать   ценность   биологических   методов

•оценки жизненных ситуаций

с точки зрения безопасного образа жизни

исследования организма человека.

и сохранения здоровья,

•умение определять генетическую связь человека с животными

осознания значения семьи в жизни человека, уважительного отношения

Класс

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

предками,  что  позволяет  обучающимся  осознать  единство

к старшим и младшим товарищам.

биологических  законов,  их  проявления  на  разных  уровнях

организации,

•умение   понимать   особенность   психических   процессов,

социальной сущности и роли в окружающей среде.

•понимание  места  биологии  в  системе  естественно-научных

•оценки экологического риска взаимоотношений человека и природы,

дисциплин,

•формирования   экологического   мышления   и   ответственности   за

•понимание единства

всего живого и взаимозависимости всех

состояние природы,

частей биосферы,

•компетентности  в  реализации  основ  гражданской  идентичности  в

9 класс

•умения

использовать

при   решении   биологических   задач

поступках и деятельности,

биологическую символику,

•осознанного  понимания  чувств  других  людей  и  сопереживания  им,

•описывать процессы, протекающие в живых организмах,

выражающегося в поступках, направленных на помощь и обеспечение

•обобщать и делать выводы по изучаемому материалу,

благополучия,

•.понимать основные биологические законы и закономерности.

•компетенций  в  интеллектуальных,  гражданских  и  информационных

областях.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

7 класс

•использовать

умения

и

навыки

различных

видов

•записывать,  фиксировать  информацию  об   окружающем  мире   с

познавательной  деятельности,  применение  основных  методов

помощью инструментов ИКТ;

познания для изучения различных сторон окружающей действи-

•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

тельности;

•учитывать  разные  мнения  и  интересы  и  обосновывать  собственную

•использовать

основные

интеллектуальные

операции:

позицию;

формулирование  гипотез,  анализ  и  синтез,  сравнение,  обоб-

•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

щение,   систематизация,   выявление   причинно-следственных

•аргументировать  свою  позицию  и  координировать  её  с  позициями

связей, поиск аналогов;

партнёров  в  сотрудничестве   при  выработке   общего  решения  в

•умению составлять конспект параграфа до или после изучения

совместной деятельности;

материала на уроке,

•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•умение  выполнять  лабораторные  работы  под  руководством

•аргументировать  свою  позицию  и  координировать  её  с  позициями

учителя,

партнёров  в  сотрудничестве   при  выработке   общего  решения  в

•умению готовить устные сообщения и письменные рефераты

совместной деятельности;

на основе обобщения информации учебника и дополнительных

•адекватно  использовать  речь  для  планирования  и  регуляции  своей

источников.

деятельности;

•оценивать с эстетической точки зрения представителей живой

природы.

8 класс

•умению

самостоятельно

использовать

непосредственное

•создавать и преобразовывать модели и схемы  решения биологических

наблюдение и делать выводы,

задач;

•умениюконкретизироватьпримерамирассматриваемые

•устанавливать    причинно-следственные    связи    при    объяснении

процессы и явления,

биологических закономерностей, процессов и явлений,

•умению генерировать идеи и определять средства, необходимые

•учитывать  разные  мнения  и  интересы  и  обосновывать  собственную

для их реализации;

позицию;

•умению  определять  цели  и  задачи  деятельности,  выбирать

•аргументировать свою позицию и координировать её с позициями ,

средства реализации цели и применять их на практике;

•умению   самостоятельно   анализировать,   обобщать,   высказывать

•умению

получать

биологическую

информацию

об

суждения по усвоенному материалу,

индивидуальном развитии животных, периодизациии,

•умению находить в тексте учебника отличительные признаки основных

продолжительности жизни организмов из различных источников

биологических объектов,

•умению составлять тезисы и конспект текста.

•умению находить значения терминов в словарях и справочниках.

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

9 класс

•умению  планировать  собственную  учебную  деятельность как

•записывать,  фиксировать  информацию  об   окружающем  мире  с

самостоятельно, так и под руководством учителя,;

помощью инструментов ИКТ;

•умению  участвовать  в  совместной  деятельности  (работа  в

•систематизировать различные биологические объекты,

малых группах),

•осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в

•умению выделять главные и существенные признаки понятий,

зависимости   от   конкретных   условий;   произвольно   и   осознанно

•умению  определять  цели  и  задачи  деятельности,  выбирать

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,

средства реализации цели и применять их на практике;

отличные от собственной;

•умению   осуществлять   поиск   и   отбор   информации   в

• толерантно относиться к другому мнению,

дополнительных источниках,

•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•умению оценивать свою работу и деятельность одноклассников

•аргументировать  свою  позицию  и  координировать  её  с  позициями

•умению   выявлять  факторы  среды  обитания,  влияющие  на

партнёров  в  сотрудничестве   при  выработке   общего  решения  в

живые организмы,

совместной деятельности;

•умению    презентовать    изученный    материал,    используя

возможности компьютерных программ.

Предметные результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

7 класс

•основные понятия и термины «естественный отбор», «борьба за

•в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований,

существование», «искусственный отбор»,

•объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни,

•основные уровни организации живой материи,

•иметь представление о естественной системе живой природы,

•подразделение истории Земли на эры и периоды,

•давать общую характеристику бактерий,

•искусственную систему живого мира и принципы построения

•характеризовать формы бактериальных клеток;

естественной системы,

• прогнозировать  результаты

воздействия

различных  факторов  на

•строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий,

жизнедеятельность бактериальных и растительных организмов

•разнообразие и распространение грибов и бактерий,

•отличать  бактерии  от  других  живых  организмов,  объяснять  роль

• методы профилактики инфекционных заболеваний,

бактерий и грибов в природе и жизни человека,

• основные

понятия,   относящиеся   к   строению   про-   и

•приводить примеры распространённости грибов и лишайников,

эукариотических клеток,

•определять несъедобные шляпочные грибы,

• строение и основы жизнедеятельности грибной клетки,

•характеризовать формы бактериальных клеток;

• меры профилактики грибковых инфекций,

• характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах,

• особенности строения и жизнедеятельности лишайников

•давать общую характеристику царства Растения,

• основные методы изучения растений,

•объяснять роль растений в биосфере,

•   основные

группы   растений,

их   строение,

особенности

•характеризовать основные группы растений,

•объяснять

происхождение

растений

и

основные  этапы  развития

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

жизнедеятельности и многообразие,

растительного мира,

• роль растений в биосфере и жизни человека,

•характеризовать

распространение

растений

в

различных

•происхождение   растений   и   основные   этапы   развития

климатических зонах Земли,

растительного мира,

•объяснять  причины  различий  в  составе  фитоценозов  различных

•объяснять  суть  биологических    процессов,  протекающих  в

климатических поясов,

растительных организмах,

•определять тип фитоценоза,

•определение понятия «фитоценоз»,

•выявлять   различия   между   естественными   и   искусственными

•видоваяипространственнаяструктурарастительного

фитоценозами,

сообщества, ярусность,

•обосновывать необходимость природоохранных мероприятий.

•роль растений в жизни планеты и человека,

•необходимость   сохранения   растений   в   любом   месте   их

обитания.

8 класс   •признаки организма как целостной системы,

осознавать   значение   теоретических   знаний   для   практической

•основные свойства животных организмов,

деятельности человека;

•сходство  и  различия  между  животными  и  растительными

• объяснять   структуру   зоологической

науки,  основные

этапы   её

организмами, структуру зоологии,

развития, систематические категории,

•признаки   одноклеточных   организмов,   их   систематические

• представлять эволюционный путь развития животного мира,

группы и представители,

•классифицировать  животные   объекты  по  их  принадлежности  к

•значение одноклеточных организмов в экологических системах,

систематическим группам,

•паразитические простейшие и вызываемые ими заболевания у

•применять  двойные  названия  животных  при  подготовке  сообщений,

человека, меры профилактики,

докладов, презентаций,

•современные представления о возникновении многоклеточных

•объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на

животных,

планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых

•общая характеристика типа Кишечнополостные,

пород животных,

• общая характеристика типа Плоские черви,

•использовать знания по зоологии в повседневной жизни,

• общая характеристика типа Круглые черви,

•наблюдать за поведением животных в природе,

• общая характеристика типа Кольчатые черви,

•объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа

• общая характеристика типа Членистоногие,

жизни и среды обитания животных,

  • современные   представления   о   возникновении   хордовых   •использовать меры профилактики паразитарных заболеваний,

животных,

•характеризовать экологическую роль хордовых животных,

• общая характеристика надкласса Рыбы,

•оказывать  первую  медицинскую  помощь

при  укусе

опасных

или

• общая характеристика класса Земноводные,

ядовитых животных,

• общая характеристика класса Пресмыкающиеся,

•характеризовать основные направления эволюции животных,

• общая характеристика класса Птицы,

•объяснять  причины  возникновения  и  вымирания  отдельных  групп

• общая характеристика класса Млекопитающие,

животных на разных этапах развития жизни,

•основные   черты   организации   представителей   всех   групп

•анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир,

животных,

•выстраивать  своё  поведение  при  встрече  с  дикими  животными  в

•крупные  изменения  в  строении  организма,  сопровождавшие

природе,

возникновение каждой группы животных,

•обращаться   с   домашними   животными,

соблюдать

условия

их

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

•значение животных в природе и жизни человека,

содержания,

•воздействие человека на природу,

•выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов,

•сферы  человеческой  деятельности,  в  которых  используются

•объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток,

животные,

•характеризовать  опасные  вирусные  заболевания  человека  (СПИД,

•методы создания новых пород сельскохозяйственных животных

гепатит С и др.)

и

повышения

эффективности

сельскохозяйственного

•осуществлять  на  практике  мероприятия  по  профилактике  вирусных

производства,

заболеваний,

•особенности жизнедеятельности домашних животных,

•характеризовать взаимоотношения между организмами,

•общие  принципы  строения  вирусов  растений,  животных  и

•анализировать  последствия  деятельности  человека  на  животных  и

бактерий,

природу в целом,

•пути проникновения вирусов в организм,

•выявлять  и  описывать  влияние  факторов  среды  на  животных  и

•этапы взаимодействия вируса и клетки,

растения,

•меры профилактики вирусных заболеваний,

•приводить примеры цепей и сетей питания,

•определение науки экологии,

•давать определение «экологическая пирамида»,

•абиотические  и  биотические  факторы  среды,  определение

•характеризовать  биомассу  биосферы,  её  состав,  объём  и  динамику

экологических систем,

обновления,

•определение биогеоценоза и его характеристики,

•описывать круговороты основных химических элементов и воды,

•учение В.И.Вернадского о биосфере,

•сопоставлять естественные и искусственные биоценозы,

•биотические круговороты,

•устанавливать    причинно-следственные    связи    при    объяснении

•характер преобразования биосферы живыми организмами.

устойчивости биоценозов,

•приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов,

•выявлять  черты  сходства  и  отличия  естественных  и  искусственных

биоценозов, цепей питания.

9 класс

•доказательства родства человека и животных,

•  распознавать  на  муляжах,  наглядных  пособиях  органы  и  системы

•вклад   отечественных   и   зарубежных   учёных   в   развитие

органов человека,

представлений  о  строении  и  функционировании  организма

• аргументировано  доказывать

необходимость

борьбы  с

вредными

человека,

привычками, стрессами,

• раскрывать смысл основных физиологических понятий «обмен

• оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях,

веществ», «пищеварение», «дыхание», «выделение», «транспорт

травмах, опорно-двигательноо аппарата, ожогах, обморожениях и др.,

веществ»,    «движение»,

«кровообращение»,    «иммунитет»,

• использовать    приобретённые

ключевые

компетентности    при

«регуляция», «внутренняя среда организма»,

выполнении исследовательских проектов по изучению анатомических и

• науки, изучающие организм человека,

физиологических особенностей человеческого организма,

•основные органойды клетки, ткани, органы, системы органов,

• развивать  коммуникативную

компетентность,  используя

средства

• понимать возрастные особенности физиологических процессов

устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и

в организме, характеризовать их,

дополнительной   литературой,   справочными   таблицами,   проявлять

• описывать методы изучения организма человека,

готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов

• строение и функции органов и систем органов человека,

выполненной работы;

• существенные

признаки

организма,

его  биологическую  и

• объективно  оценивать  информацию  о   физиологических  процессах,

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

социальную природу,

критически относиться к псевдонаучной информации,

• пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными

•применять   меры   профилактики   простудных   и   инфекционных

приборами,

заболеваний,

• проводить  наблюдения  за

физиологическими  процессами,

•соблюдать санитарно-гигиенические требования,

соблюдать  правила  техники  безопасности  при  проведении

•соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии,

наблюдений и опытов;

•приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,

•объяснять  значение  работ  Л.

Пастера  и   И.И.Мечникова  в

•объяснять место и роль человека в биосфере.

области иммунитета, работ И.М. Сеченова, И.П.Павлова, А.А.

•объяснять понятия «биосфера» и «ноосфера».

Ухтомского по физиологии высшей нервной деятельности

• укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание,

•природная и социальная среда человека,

•стресс и адаптация к нему организма человека,

•биосфера и человек, учение В.И.Вернадского о биосфере.

Содержание учебного предмета, 7 класс

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

От клетки до биосферы

Многообразие живых существ. Ч. Дарвин о происхождении видов. История развития жизни на Земле. Систематика живых организмов.

5

2

Царство Бактерии

Подцарство Настоящие бактерии. Многообразие бактерий.

2

3

Царство Грибы

Строение и функции грибов. Многообразие и экология грибов. Группа Лишайники.

5

4

Царство Растения

Группа отделов Водоросли: строение, функции, экология. Отдел Моховидные. Споровые сосудистые растения: отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.  Семенные растения. Отдел Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые) растения. Эволюция растений.

17

5

Растения и окружающая среда

Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов. Растения и человек. Охрана растений и растительных сообществ.

5

Всего:

34

Содержание учебного предмета

От клетки до биосферы (5 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

Раздел 1. Царство Бактерии (2 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Демонстрация: Строение клеток различных прокариот.

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям;

— характеризовать формы бактериальных клеток;

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Общая характеристика грибов (3 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация:Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение плесневого гриба мукора.
  2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Лишайники (2 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Демонстрация: Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

— особенности организации шляпочного гриба;

— меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактерий и грибов;

— объяснять строение грибов и лишайников;

— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

— определять несъедобные шляпочные грибы;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 4. Царство Растения (17 ч)

Общая характеристика растений (1 ч)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация: Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Низшие растения (3 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация: Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные работы Изучение внешнего строения водорослей.

Высшие споровые растения (4 ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация: Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов,

  • различные представители мхов, плаунов и хвощей,
  • схемы строения папоротника;
  • древние папоротниковидные,
  • схема цикла развития папоротника,
  • различные представители папоротниковидных.

Лабораторные работы: 1. Изучение внешнего строения мха*.

2.Изучение внешнего строения папоротника*.

Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация: Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.

Демонстрация: Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.

Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение),

  • представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение строения покрытосеменных растений*.
  2. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений в биосфере;

— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (5ч.).

Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.

Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.

Демонстрация: Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.

Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.

Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.

Содержание учебного предмета, 8 класс

Название раздела

Содержание раздела

Кол-во часов

1

Введение. Общая характеристика животных

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения  животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.

2

2

Подцарство Одноклеточные животные

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики – паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

4

3

Подцарство Многоклеточные животные

Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные – губки. Распространение и экологическое значение губок.

2

4

Кишечнополостные

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.

2

5

Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

2

6

Тип Круглые черви

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

2

7

Тип Кольчатые черви

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

2

8

Тип Моллюски

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

2

9

Тип Членистоногие

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика Паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых. Отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

6

10

Тип Иглокожие

Общая характеристика иглокожих. Многообразие иглокожих. Классы: Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и значение иглокожих.

1

11

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

Происхождение хордовых. Подтипы: Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения

1

12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы: Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

4

13

Класс Земноводные

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных  позвоночных. Бесхвостные, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

4

14

Класс Пресмыкающиеся

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первоначально земных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

4

15

Класс Птицы

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

4

16

Класс Млекопитающие

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные).Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).

6

17

Основные этапы развития животных

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых зверей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.

2

18

Животные и человек

Значение животных для человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.

2

19

Общая характеристика и свойства вирусов

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

2

20

Среда обитания. Экологические факторы

Понятие о среде обитания. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.

2

21

Экосистема

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

2

22

Биосфера – глобальная экосистема

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.

2

23

Круговорот веществ в биосфере

Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.

2

24

Роль живых организмов в биосфере

Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава биосферы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.

6

Всего

68

Содержание учебного предмета, 9 класс

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

Введение

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

7

2

Строение и жизнедеятельность организма человека

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс. Проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связь с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Система органов размножения, их строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.

Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова. И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.

58

3

Решение тестовых работ в формате ОГЭ

3

Итого:

68

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.

Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся  являются:

Формы письменной проверки:

-письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные,

практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста;

Формы устной проверки:

-устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое.

-комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.

Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5-балльной системе.

  • пятом классе запланировано четыре контрольные работы, а в шестом классе две работы по завершению изучения основных разделов курса.

5 класс

Контрольная работа №1 «Живой организм»

Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов» Контрольная работа №3 «Среда обитания живых организмов» Контрольная работа № 4 «Человек на Земле» 6 класс

Контрольная работа № 1 «Строение и свойства живых организмов» Контрольная работа № 2 «Жизнедеятельность организмов».

Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

  1. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

  1. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

  1. Знание всего изученного программного материала.

  1. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  1. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

  1. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  1. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

  1. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  1. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;

  1. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  1. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  1. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

  1. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  1. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с

помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей

погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в

соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении

работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  1. допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  1. или если правильно выполнил менее половины работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

  • помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где

А – число правильных ответов в тесте

Р – общее число ответов

Коэффициент К

Оценка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,79

«3»

Меньше 0,7

«2»

Инструментарий мониторинга:

  • Фросин В.Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010. (ЕГЭ: шаг за шагом).
  • Фросин В.Н. Биология Многообразие живых организмов. 7 класс. Тематические тестовые задания / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010. (ЕГЭ: шаг за шагом).

 Фросин В.Н. Биология. Человек 8 класс. Тематические тестовые задания / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М. : Дрофа, 2011. (ЕГЭ: шаг за шагом).

  • Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология.9-11 классы. Тематические тестовые задания. М.: Дрофа, 2011

  • С.В. Багоцкий. Живой организм. 6 кл. : тестовые задания. М.: Дрофа, 2009.

  • В.Б. Захаров, А.Ю. Цибулевский, Н.И. Сонин, Я.В. Скворцова. «Готовимся к единому государственному экзамену. Биология».М. Дрофа, 2010

  • Лернер Г.И. ЕГЭ 2014. Биология: тематические тренировочные задания/.Г.И. Лернер. – М.:

Эксмо, 2013.

  • Лернер Г.И. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ, Астрель, 2011.

  • Калинова Г.С. ЕГЭ 2014. Биология Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М., издательство «Экзамен», 2014.

  • ЕГЭ 2014. Биология : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов / под ред.Калиновой Г.С. М., издательство «Национальное образование», 2014

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. Сост. Е.В. Мулловская. М.:

ВАКО, 2010..

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология. 9 класс. Сост. И.Р.Григорян. М.: ВАКО,

2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...