Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
рабочая программа по биологии на тему

Усманова Резида Гумаровна

Познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vodorosli.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.

Предметные результаты:

1. Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;

2. Формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: таллом, слоевище, ризоиды, хроматофор.

 Метапредметные и личностные результаты:

 Коммуникативные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 Регулятивные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Познавательные УУД:

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

- Формировать умение вести  диалог;

-Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Основные понятия: таллом, слоевище, ризоиды, хроматофор

Средства обучения: учебник, компьютерная презентация, компьютер, проектор, тетрадь.

1.Мотивация к учебной деятельности (1-2 минуты) – Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

Устанавливаются тематические рамки (могу).

Здравствуйте ребята, коллеги. Улыбнемся друг другу, пожелаем успеха и начнем наш урок.

Учитель загадывает детям загадку:

Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые:

Косы русалки ноги запутали. Что это такое?

Дети: тина. Что такое тина?

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с растениями и вы узнали об общих признаках растений, питании, классификации. Сегодня на уроке мы узнаем об одной из групп растений - о группе водорослей, потому что они имеют большое значение в жизни человека, широко распространены на Земле.

Вопрос учителя: Чем отличаются водоросли от водных цветковых растений? Что у них общего?

Чтобы ответить на этот вопрос, сформулируем тему урока.

На доске записать тему урока: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания».

Личностные УД (деятельностный компонент) – готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.

Регулятивные УД — принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении УД, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.

Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем

2.Актуализация и пробное учебное действие (5-7 минут).

Данный этап предполагает:

А) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение;

Б) тренировку соответствующих мыслительных операций;

В) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного действия или его обосновании.

Для актуализации знаний учащимся учителем задаются вопросы (фронтально):

1.В чём принципиальное отличие растений от других живых существ? Что общего у всех растений?

2.На какие систематические группы делятся растения?

3.Какие растения относятся к группе водорослей?

4.Чем отличаются водоросли от других растений?

5.Что общего у всех водорослей?

Регулятивные УД – работать в соответствии с предложенным планом

Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию).

3.Выявление места и причины затруднения (3-4 минуты).

А) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация шага, где возникло затруднение;

Б) фиксация причины затруднения во внешней речи – те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи.

Для ответа на последние три вопроса перед учащимися ставится исходная задача, которую они решат, используя свои способности и умения. 

3.Какие растения относятся к группе водорослей?

4.Чем отличаются водоросли от других растений?

5.Что общего у всех водорослей?

Учащиеся затрудняются ответить,

Значит, нам не хватает знаний

Познавательные УД – применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов. Постановка цели урока: сформировать понятие о строении и значении водорослей в природе и жизни человека.

4.Целепологание и построение проекта выхода из затруднения

(4-6 минут).

На данном этапе учащиеся определяют цель урока для устранения возникшего затруднения, предполагают и согласовывают тему урока, затем строят проект будущих учебных действий – какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществлять.

Учащиеся определяют цели урока: сформировать знания о строении и многообразии водорослей

Для достижения её:

1.Просмотрим видеофрагмент: «Общие сведения о водорослях»;

2. Рассмотрим рисунки в учебнике (стр. 94, 95);

Ответить на вопросы:

1.Где обитают водоросли?

2. Что необходимо для их существования?

Прочитать текст (1 абз. Стр.93)

Ответ : влага и солнечный свет.

 Вопрос: как устроены водоросли?

Для изучения строения водорослей учащиеся получают задание для работы в парах:

Изучить внешнее строение многоклеточных водорослей (работа с текстом учебника, рассматривание натуральных объектов

Строение клетки одноклеточных водорослей (рассматривание готовых препаратов водорослей под микроскопом), сделать зарисовку? Клетку улотрикса?

После завершения работы отвечают на вопросы

По какому признаку водоросли относятся к растениям? (наличие зеленого пигмента хлорофилла)

Как называются хлоропласты водорослей? (хромотафор)

Что общего и чем отличаются многоклеточные и одноклеточные водоросли? Как называется тело многоклеточных водорослей? (таллом или слоевище)

Как многоклеточные водоросли прикрепляются к грунту (при помощи ризоидов)

Чем водоросли отличаются от других растений? (Нет органов)

По ходу обсуждения вопросов учитель фиксирует на доске основные элементы ответов учащихся, дети т.ж. ведут записи в тетрадях – хроматофор, таллом, таллом, не имеют органов

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

5.Реализация построенного проекта (5-8 минут).

Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, выбирается оптимальный, который фиксируется вербально. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируется преодоление затруднения.

Итак, мы выяснили особенности строения водорослей, сейчас нам предстоит изучить многообразие водорослей.

Вопрос. На какие три группы делят водоросли по окраске таллома?

Для изучения многообразия водорослей учащиеся рассматривают рисунки в учебнике стр. 58-63читают текст и  заполняют таблицу. 1 ряд изучает зеленые водоросли, 2 ряд – бурые, 3 ряд – красные. Берем два – три вида

Название водоросли

Место обитания

Особенности строения

Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

(4-5 минут).

Учащиеся фронтально, в группах или в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

1 гр. Рассказать об особенностях строения клетки одноклеточных водорослей по плакату

2 гр. Рассказать о местах обитания и многообразии водорослей

3 гр. Рассказать об особенностях внешнего строения многоклеточных водорослей

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 минут)

Используется индивидуальная работа: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. У каждого ученика формируется ситуация успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 Выполнение тестового задания с самопроверкой, сравнивание с эталоном.

Вариант №1.

Выберите ОДИН верный ответ:

А1. Одноклеточной водорослью является

а) спирогира  б) улотрикс  в) хлорелла  г) ламинария

А2. Морским салатом называют:

а) спирогиру  б) хламидомонаду  в) улотрикса г) ульву.

А3. Во время «цветения» мелких водоемов в воде часто встречается

А) спирогира б) хламидомонада в) улотрикс г) ламинария

А4. В хроматофорах хлореллы и спирогиры происходит

А) фотосинтез  б) образование гамет  в) клеточное дыхание г) окисление органических веществ

А5.  Зеленые морские водоросли не обитают на больших глубинах из-за

А) низких температур  б) недостатка органических веществ

в) недостатка минеральных веществ г) недостатка света

 В 1. Установите соответствие

1) одноклеточные водоросли

2) многоклеточные водоросли

а) плеврококк  б) спирогира  в) ульва  г) хлорелла

В 2. Установите соответствие

1) зеленые водоросли

2)бурые водоросли

а) ламинария б) хлорелла в) улотрикс  г) фукус

С 1. Дайте ответ на вопрос.

Почему водоросли — низшие споровые растения?

Вариант №2.

Выберите ОДИН верный ответ:

А1. Одноклеточной водорослью является

А) ламинария  б) хламидомонада  в) ульва  г) спирогира

А2. Морской капустой называют:

А) спирогиру  б) хламидомонаду  в) улотрикса  г) ламинарию

А3. Ризоиды имеет

А) хлорелла б) хламидомонада в) ламинария г) спирогира

А4. В хроматофорах хламидомонады и улотрикса происходит

А) фотосинтез  б) образование гамет в) клеточное дыхание г) образование спор

А5. Хлорофилл у водорослей находится в

А) ядре  б) хроматофоре  в) оболочке г) цитоплазме

В 1. Установите соответствие

1) одноклеточные водоросли

2) многоклеточные водоросли

а) кладофора  б) улотрикс  в) плеврококк  г) хламидомонада

В 2. Установите соответствие

1) зеленые водоросли

2)красные водоросли

а) порфира  б) родимения  в) спирогира  г) ульва

С 1. Дайте ответ на вопрос.

Почему там, где вода бедна питательными веществами, водорослей мало.?

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

8.Включение в систему знаний и повторение (4-5 минут).

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный. Тренируется использование изученного ранее материала и подготовка в введению в будущем новых норм.

 Мы знаем, как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток - слоевище. Но водоросли относятся к растения, почему? Содержат хлорофилл, питаются как все растения - фотосинтез

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 минуты).

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной деятельности. Соотносится цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Вопросы, которые можно предложить:

1)Каковы ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

2)Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения заданий?

3)Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока?

Какие из полученных знаний вы можете использовать в жизни? Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества ( обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь.

Домашнее задание в 4 уровнях

Выписать определение в тетрадь стр. 72

Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком

Сочинить сказку, кроссворд, загадку.

Сделать гербарий водорослей

Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"

Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...

Урок по биологии 6 класс "Среда обитания"

Урок по биологии 6 класс "Среда обитания"...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"

Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"...

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обита

Цель:расширить представление о многообразии живой природы. Формирование универсальных учебных действий....

Урок по биологии 5 класс. Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.

Тема урока:  Живые царства. Грибы: строение и многообразие....