Технологическая карта урока «открытия новых знаний» на тему "Покрытосеменные, или Цветковые. Деление цветковых на классы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Киселева Светлана Алексеевна

Цель - познакомить обучающихся с систематической  единицей растений – класс; делением цветковых  растений на  два  класса: класс – однодольные  растения и  класс – двудольные  растения; признаками однодольных и двудольных растений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-опираясь на знания обучающихся о строении ранее изученных органов цветковых растений, сформировать знания о признаках однодольных и двудольных растений;

 - на примере растений ржи и фасоли показать отличительные признаки однодольных и двудольных растений;

- научить различать однодольные и  двудольные растения  по строению  семени, корней и  листьев (жилкование).

- закрепить умения изучать строение органов цветкового растения с использованием дидактических карточек, натуральных объектов и лабораторного оборудования;

Коррекционно-развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности;

- развивать навык группировки и классификации предметов;

- корригировать зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание, развивать умения анализировать, сравнивать;

- развивать связную устную речь, мыслительную деятельность, через проблемные вопросы и ситуации;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к растениям;

- развивать интерес к изучаемому предмету.

- воспитывать нравственно- экологическую культуру обучающихся;

- формировать аккуратность,  усидчивость,  ответственность, работоспособность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur_7a_kl_tehnol_kar_ur_21-22_uch.g.docx372.77 КБ
PDF icon 7a_otkr_ur_09.12.21_1.pdf2.02 МБ

Предварительный просмотр:

                                                             Технологическая карта урока «открытия новых знаний»

Предмет

Биология

Класс

Тема

                            Покрытосеменные, или Цветковые. Деление цветковых на классы.

Цель

Познакомить обучающихся с систематической  единицей растений – класс; делением цветковых  растений на  два  класса: класс – однодольные  растения и  класс – двудольные  растения; признаками однодольных и двудольных растений.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

-опираясь на знания обучающихся о строении ранее изученных органов цветковых растений, сформировать знания о признаках однодольных и двудольных растений;

 - на примере растений ржи и фасоли показать отличительные признаки однодольных и двудольных растений;

- научить различать однодольные и  двудольные растения  по строению  семени, корней и  листьев (жилкование).

- закрепить умения изучать строение органов цветкового растения с использованием дидактических карточек, натуральных объектов и лабораторного оборудования;

Коррекционно-развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности;

- развивать навык группировки и классификации предметов;

- корригировать зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание, развивать умения анализировать, сравнивать;

- развивать связную устную речь, мыслительную деятельность, через проблемные вопросы и ситуации;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к растениям;

- развивать интерес к изучаемому предмету.

- воспитывать нравственно- экологическую культуру обучающихся;

- формировать аккуратность,  усидчивость,  ответственность, работоспособность.


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание деятельности

(этапов работы)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

0,3 мин

Эмоциональный настрой

0,3 мин

Здравствуйте, ребята!  Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня на нашем уроке открытия новых знаний мы познакомимся с новой группой  растений.

Американский писатель-натуралист Винстон Браун, который описывает природу сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола.»

И я вам желаю сегодня на уроке пополнить свои знания, что бы увеличить свои возможности и способности, на уроке  быть активными и внимательными и вы добьетесь успеха.

Обучающиеся встают, настраиваются на урок, здороваются с гостями.

 

1.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

6мин

2.Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока

Физкультминутка

4. Открытие нового знания

5.Первичное закрепление материала

Слайд№ (дерево- четыре ветки- на них выплывают мхи, папоротники, голосеменные)

Слайд ( картинки с растениями трех групп)

Слайд (тема и план урока)

Проверка  домашнего задания на карточках

2,0 мин

Слайд№ 2 (таблица)

2,0 мин

Слайд (растение яблони или??фиалки))

Слайд №3

Фронтальный опрос

Мотивация к учебной деятельности

Работа с учебником стр.94, 1-й обзац.

слайд

класс – это  систематическая  единица  растений. Это группа,  растений, которые имеют одинаковые признаки.

Слайд №

Слайд№

Лабораторная работа (задания)

Слайд №

Таблица

( примеры  записей  появляются  на презентации)

Слайд №

Рисунки листьев с параллельным, дуговым и сетчатым жилкованием

Работа с учебником

Так вот посмотрите на это дерево. Сколько на нем веток? ( четыре)

Давайте на  ветки прикрепим те группы  растений, которые мы уже изучили. (Мхи, Папоротники, Голосеменные). Одна  еще не изучена. Мы с вами сейчас попытаемся заполнить эту веточку.

Поэтому тема нашего урока «Покрытосеменные, или Цветковые. Деление цветковых на классы».

План урока:

1.Название классов однодольных и двудольных растений.

2.Признаки однодольных и двудольных растений.

3.Определение растений классов Однодольных и Двудольных.

Но прежде вспомним особенности строения растений этих групп. Какие  органы  имеют мхи? Какие органы у папоротников? Какие органы есть у голосеменных? А цветок есть? А плоды есть?

Заполним карточку.

Название растения

Наличие

корня

Наличие стебля

Наличие

листа

Наличие цветка

Наличие

плода

Мхи

-

+

+

-

-

Папоротники

+

+

+

-

-

Голосеменные (сосна)

+

+

+

-

Плода нет, есть семя

Вывод: у данных групп растений отсутствует цветок и плод.

                          

Вам было дано домашнее задание повторить строение цветкового растения.

Перечислите части цветкового растения (корень, стебель, лист, цветок и плод)

https://fs00.infourok.ru/images/doc/280/285607/img5.jpg

Как вы думаете, почему цветковые?

А почему покрытосеменные?  

Объяснение учителя ( разрезаю яблоко на две половины). Что вы видите внутри яблока? Семена. А само яблоко это что? Плод. На месте цветка образуется плод, а внутри его- семена. Семена покрыты плодом. Отсюда и второе название- покрытосеменные.

Вот сегодня и будем изучать признаки отличия растений класса Однодольные и класса Двудольные.

Что мы сегодня должны  узнать новое? ( по каким особенностям строения отличаются растения двух классов; познакомиться с характерными признаками каждого класса;  называть  отличительные признаки  растений класса Двудольные и класса Однодольные).

Изучение особенностей строения растений мы будем проводить  на лабораторной работе.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

Лабораторная работа по теме «Исследование признаков классов однодольных и двудольных растений»

Цель : изучить и сравнить характерные признаки классов Однодольные и Двудольные, распознать по отличительным признакам классы растений.

Оборудование: микроскопы, лупы, палочки; живые листы с параллельным и сетчатым жилкованием,  проросшие  семена  фасоли   и ржи; карточки с рисунками: семян однодольных и двудольных, типами жилкования листьев, типами корневых систем.

Что такое лабораторная работа?(проводятся исследования и делаются выводы).

С помощью чего будем будем проводить исследование?  Назовите оборудование, которое у вас на столе.

Как будет проходить наша работа.

  Ход работы:

Мы будем изучать две группы растений, поэтому предлагаю разделить класс  на две группы.  Первая группа- будет изучать  признаки однодольных растений «Однодольные»,  вторая -признаки  двудольных растений- «Двудольные».  Ну и исследованием занимаются, как вы знаете, научные сотрудники, а им помогают лаборанты. Вы сегодня будете в роли научных сотрудников и лаборантов.

На доске таблица в которую вы будете заносить результаты своих наблюдений.

Задание1. Рассмотрите с помощью лупы  семена  растений.

Первая группа: посмотрите   на семя пшеницы.

- Сколько семядолей в семени пшеницы?

-Как называются растения, у которых одна семядоля в семени?

Однодольные.

Какой сделаем вывод? У однодольных одна семядоля.

Карточка на таблице –одна семядоля.

2.Вторая группа:  Посмотрите на семя фасоли.

- Сколько семядолей в семени фасоли?

- Как называются растения,  у которых  две  семядоли в семени? (двудольные)

Какой вывод сделаем?

 У двудольных растений  две семядоли.

Прикрепите к таблице на доске карточки с названием:

Карточка на таблице- две семядоли.

Задание2. Изучение особенностей строения корней.

 Внимательно рассмотрите проросшие семена фасоли и  пшеницы.

-  Какие корни у пшеницы? Опишите. Как они выглядят? (пучок одинаковых корней). Это мочковатая система. Она у растений класса Однодольные.

Пшеница- растение однодольное.

Вывод: у  однодольных растений мочковатая  корневая система.

Прикрепите карточку к  таблице:

мочковатая.

Опишите корешок фасоли. Он один или их много? (один). Какая корневая система разовьётся из семени фасоли?  (стержневая)

- К какому классу однодольных  или двудольных растений принадлежит фасоль?

 Вывод: у двудольных растений -стержневая корневая система.

Прикрепите карточку к  таблице:

  стержневая.

Задание3. Изучение типов жилкования листьев.

Перед вами  рисунки, гербарии и листья растений. Вспомните, какое жилкование  бывает у листьев?

Первая группа: У растений класса Однодольные какое будет жилкование листа? Опишите листья пшеницы, как выглядят, какой тип жилкования?

(Листья пшеницы простые, удлиненные, линейные, жилкование  параллельное.  Пшеница – однодольное растение).

Вывод: у однодольных  растений листья с параллельным или дуговым жилкованием.

Карточка на таблице:

 жилкование  параллельное, дуговое.

Вторая группа:  рассмотрите лист растения  _____________как расположены жилки? (сеточкой)  Какой тип жилкования? Сетчатый)

У двудольных  растений – листья  разнообразные по форме, но  все  с

сетчатым  жилкованием.

Карточка на таблице:

 жилкование  сетчатое.

4. Проанализировав все признаки, сделайте вывод о принадлежности  растений к классу Однодольные или классу Двудольные. Назовите признаки у

однодольных и двудольных растений. Главный признак  -   количество семядолей в семени.

Чтение в учебнике вывода: признаки отличия растений класса Однодольные и класса Двудольные.

Ответы обучающихся с места.

-мхи, папоротники, голосеменные

 

Ответы обучающихся с места ( мхи-стебель и лист; папоротники-корень, стебель лист; голосеменные –корень, стебель, лист, семя)

Проверка по презентации. Карточки  на столах.

Акимов, Селихова, Решетняк, Лизанец

раскрасить растения на карточках

Обучающиеся сравнивают растения на рисунках, заполняют таблицу, делают вывод о строении органов групп растений

На презентации рисунок

Ответы обучающихся с места:

корень, стебель, лист, цветок, плод

Ульяна читает вслух.??

Правильно, потому что есть цветок.

Словарные слова

вывешиваются на  карточках на доску

(Класс Цветковые Покрытосеменные).

Ответы с места: они имеют корни, стебли, цветки и плоды с семенами.

Обучающиеся называют

Однодольные

Обучающиеся прикрепляют карточку с названием  на доску

Двудольные

Вывешивают карточку- одна семядоля

Вывешивают карточку

две семядоли

Мочковатая

Стержневая

Параллельное или дуговое и  сетчатое

Прикрепляют карточку на таблице

жилкование параллельное, дуговое

жилкование   сетчатое.

Обучающиеся комментируют таблицу, читают вывод

Стр.95-96 (выделен голубым цветом).

6.Закрепление.

3,0 мин

Блицопрос:

2, 0 мин

А теперь такое задание. Отгадайте  загадки и определите к какому классу относятся  растения  о которых говорится в загадках и к какой жизненной форме (трава, куст, дерево).

Вопросы:

1.На  какие  два класса делятся цветковые  растения ?

2.По каким признакам  можно отличить растения  класса однодольных и класса двудольных?

3.Какой главный признак в определении класса растения?

Обучающиеся читают в рабочей тетради, отгадывают загадки.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2мин

Выполнить задание на карточке (№ 90, 91 в рабочих тетрадях на стр.39).

Оценки.

Знакомятся с заданием в рабочих тетрадях.

7.Рефлексия (подведение итогов урока)

2мин

Сегодня будем оценивать не себя, а друг друга.

- Я просто технически выполнил работу-лаборант -4

- Открыл новое знание - научный сотрудник-5

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока открытия новых знаний по английскомй языку

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...

Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС

Технологическая карта позволяет реализовать право каждого учителя расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, определять последоватнльность изучения материала, распределять учебны...

Проектирование технологической карты урока открытия нового знания

Проектирование технологической карты урока открытия нового знания...

Технологическая карта урока открытия нового знания по теме "Антонимы"

Цели:- деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к...

Технологическая карта: Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» .

Урок открытия новых  знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Структура урока постро...

Технологическая карта урока открытия новых знаний на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок открытия новых знаний по математике в 6 классе, тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел"...