Технологическая карта: Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» .
презентация к уроку по биологии (5 класс)
Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Структура урока построена согласно методике системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся.
Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания обучающихся. Для организации деятельности обучающихся на уроке были применены различные формы работы с детьми:
индивидуальная (при проведении самостоятельной работы)
фронтальная (при актуализации знаний обучающихся)
групповая (во время закрепления учебного материала).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_stroenie_kletki.pptx | 475.07 КБ |
tehnologicheskaya_karta_1.docx | 71.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы: 1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? 2. Что нужно, чтобы составить предложение? 3. Из чего состоят слова? 4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов? жила, Вовы, ручная, у, ворона Во-ро-на, жи-ла
СТРОЕНИЕ МИКРОСКОПА штатив тубус окуляр объектив предметный столик с зажимами зеркало регулировочные винты Как определить увеличение микроскопа?
Основные части клетки: 1)Ядро - самый важный компанент клетки, который управляет ее жизнедеятельностью 2) Цитоплазма - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов; 3) Клеточная мембрана - «одевает» клетку и придает ей прочность Учебник стр. 20 рис.16
Клеточная мембрана Ядро Цитоплазма с органоидами СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
Особенности строения и функции частей (органоидов клетки) Части клетки Особенности строения Функции ОБОЛОЧКА Имеет поры, содержит целлюлозу Сохраняет целостность клетки ,придаёт форму ЦИТОПЛАЗМА Бесцветное вязкое вещество Происходят процессы жизнедеятельности ЯДРО Небольшое плотное тельце, имеет ядрышко Регулирует процессы жизнедеятельности, содержит наследственную информацию ВАКУОЛЬ Полость, заполненная клеточным соком Клеточный сок-вода с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами
Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-» 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. 4. Живые клетки только питаются. 5. Клетки одинаковы по форме и размерам. 6. Организм человека состоит из клеток.
Установите соответствие между частями клетки и особенностями их строения ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЧАСТИ КЛЕТКИ А) содержат клеточный сок 1) вакуоли Б) могут быть окрашены в зеленый цвет 2) пластиды В) содержат растворимые в воде вещества Г) представляют собой полости Д) могут быть желтые или оранжевые Е) содержат хлорофилл А Б В Г Д Е
Рефлексия (Светофор) урок понятен некоторые задания на уроке вызвали затруднения задания на уроке трудные, многое не понял
Домашнее задание П.8 стр.30-31, сделать модель клетки из пластилина (по желанию); цитосказка ( по желанию);выполнить групповой или парный проект «Клетка- город», сравнив органоиды с городскими структурами и предприятиями.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет Биология
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода в обучении.
Автор УМК : В.В. Пасечник Введение в биологию. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. ФГОС. - М.:Дрофа, 2020г.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма проведения урока: урок открытия новых знаний
Технология построения урока: развивающее обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии
Учитель биологии МБОУ «СОШ№36» п Новый Уоян Коваль Г.А.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с методами изучения клетки, особенностями строения клеток живых организмов;
- Рассмотреть органоиды клетки. Охарактеризовать роль органоидов в клетке;
- Создание и организация условий для формирования УУД по изучению строения клетки: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду. продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предметные результаты:
-формировать умение различать органоиды клетки, формировать умение объяснять значение органоидов клетки,
-формировать умение понимать смысл биологических терминов: органоид, , функция, цитология, наблюдение.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
-сформировать умение индивидуально оценивать изучаемый материал;
-сформировать умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами.
Регулятивные УУД
-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать тему урока;
-сформировать умение планировать работу и координировать свои действия в соответствие с алгоритмом;
-сформировать умение контролировать свои действия по достижению результата, а также адекватное оценивание собственных достижений.
Познавательные УУД
-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления;
-сформировать умение критического осмысления учебной информации.
- сформировать умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
Коммуникативные УУД
-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
-сформировать умение представлять результаты эксперимента и сообщать в устной и письменной форме.
Оборудование: световые школьные микроскопы, таблица: «Строение растительной клетки», учебник, рабочая тетрадь, экран, , луковица, стакан, пипетка, препаровальная игла, предметные стекла, йод,
Информационно-технологические ресурсы:
интерактивная доска, компьютер, проектор, цифровой микроскоп, учебная презентация «Особенности строения клетки»
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
по характеру движения мысли: дедуктивный;
по принципу расчленения и соединения: аналитический, синтетический, обобщающий;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рассуждающего изложения;
по характеру организации УВП – фронтальный, групповой
Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | ||||||
1. Активизация учебной деятельности Цель этапа: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; 2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков: Цель этапа: - организовать актуализацию знаний - определить уровень освоения учебного материала прошлого урока. - установить связь изученной и новой темы. 3.Целеполагание и мотивация учебной деятельности Цель этапа: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Установите соответствие:
Выберите верные утверждения: 1.На предметном столике размещается изучаемый объект. 2.Главная часть увеличительных приборов – зеркало. 3.Главной частью увеличительных приборов являются линзы. 4.Линзы размещаются в зрительной трубке микроскопа. 5.На предметном столике размещается зеркало. 6.Объектив находится в верхней части зрительной трубки. 7.Окуляр находится в нижней части зрительной трубки. Учитель активизирует деятельность учащихся с помощью ассоциации. Перед уроком учитель должен написать ассоциации со словом «микроскоп» и поместить их на доске. Данный прием развивает логическое мышление учащихся и позволяет им принимать активное участие в формулировке темы урока. Или используя рисунки: клетка для птиц, шахматная доска в клетку, шарф в клетку, тетрадь в клетку дает задание сформулировать тему урока | Выполняют действия в соответствии с написанным и услышанным текстом. Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников Дают ответы, комментируют и оценивают ответы своих одноклассников. Устанавливают сходство и отличия. Сравнивают с эталоном. Итог: Повторили строение микроскопа, значение его частей. Пытаются найти ответы на поставленные вопросы. Рассказ об известных цитологах Л. Пастере и И.И. Мечникове. Итог: знания о клеточном строение – основа знаний о жизни организмов. | Регулятивные УУД: Умение анализировать эмоциональное состояние, оценивать его влияние на настроение человека. Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения на уроке; умение слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: Анализировать объекты с выделением существенных признаков. Регулятивные УУД: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять само- и взаимоконтроль. Коммуникативные УУД: Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух. Описывать объект: передавать его внешние характеристики. Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность. Регулятивные УУД: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности и формулировать тему урока. | ||||||
Цель этапа: - обеспечить поиск и осмысление новой информации, организовать проведение эксперимента. | Демонстрация презентации «Строение клетки». Учебник, параграф 8. Задание. Дать определение. Органоид клетки- Цитология- Заполнить таблицу
(устно или письменно) Что мы будем делать для того, чтобы узнать строение клетки: Спросить у взрослых Прочитать учебник Поставить эксперимент Провести исследование Физкульминутка. «Мое исследование» Все живые организмы состоят из клеток. Назовите царства живого. Почему существует такое разделение? Как вы считаете, одинаковы клетки этих организмов? Почему вы так считаете? Учебник, страница 53. Повторяем правила работы с микроскопом. Подготовка к лабораторной работе. Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке ( работа в парах) (Приложение№1) Сравнивание увиденного в микроскоп учащимися с эталоном на интерактивной доске ,полученном с помощью цифрового микроскопа Оформление результатов работы: Подпишите части клетки: 1. Клеточная стенка 2. Цитоплазма 3. Вакуоли 4. Ядро | Составляют таблицу в тетради. Дают ответы. Проводят самооценивание или фронтальную проверку Работа в парах. Лабораторная работа №2 по инструктивной карточке, страница 59 учебника. Рассматривают презентацию с фотографиями цветущих растений, фото пчелы и др. Работают с учебником, записывают определение. Составляют схему в тетради, сравнивают с эталоном, доказывают правильность своих схем. Итог: приобрели навыки работы с микроскопом, приготовления микропрепарата Изучили части клетки и их значение | Познавательные УУД: преобразовывать информацию в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов. проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять схемы, модели для получения информации; анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты. классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру усвоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). Коммуникативные УУД: характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации), приводить доказательства истинности проведённой классификации; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности. | ||||||
Цель этапа: - определить степень освоения нового материала, выявить затруднения, оценить результаты собственной деятельности на уроке. | Попытайтесь ответить на вопросы.
| Самоанализ и выявление ошибок. Оценивание своей учебной деятельности. Что уже знали? Что узнали нового? Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока, Отмечают успешные ответы, интересные вопросы Определили тему урока, проблему, задачи работы, источники информации, сумели сделать вывод. | Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). удерживать цель деятельности до получения её результата. Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные УУД: Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | ||||||
| Изготовить модель клетки из любого материала (по желанию). Проект (групповая работа или работа в парах): «Клетка-город», сравнить органоиды с городскими структурами и предприятиями. Написать цитосказку (по желанию) | Записывают домашнее задание. | Коммуникативные УУД: Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике. |
.
Приложение №1
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
2. Цитоплазма
3. Вакуоли
4. Ядро
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Приложение №2
Б 1. Выберите верное утверждение.
А. Микроскоп следует переносить двумя руками, держа за ручку и основание штатива.
Б. Электронный микроскоп предназначен только для изучения электронов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
Б 2. Выберите три верных ответа. В качестве увеличительных стёкол в световом микроскопе используют
1) линзу 4) окуляр
2) объектив 5) колбу
3) зеркало 6) пробирку
Б 3. Отметьте предложения, содержащие ошибку.
1. Работая с микроскопом, мы смотрим глазом в объектив
2. Изучаемый объект располагается на зеркале
3. Микроскоп устанавливают ручкой штатива
4. Стекло объектива после работы с микроскопом протирают салфеткой
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В каждом задании выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
А 1. К увеличительным приборам, с помощью которых изучают небольшие по размерам объекты, относят
1) весы 3) микроскоп
2) термометр 4) секундомер
А 2. В зрительной трубке микроскопа находится
1) линза 3) штатив
2) зеркало 4) предметный столик
А 3. Объектив в микроскопе представляет собой
1) штатив 3) зеркало
2) предметный столик 4) линзу
А 4. При работе с микроскопом изучаемый объект располагают на
1) зеркале 3) объективе
2) окуляре 4) предметном столике
Б 1. Верны ли следующие суждения?
А. Микроскоп следует переносить двумя руками, держа за ручку и основание штатива.
Б. Электронный микроскоп предназначен только для изучения электронов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
Б 2. Выберите три верных ответа. В качестве увеличительных стёкол в световом микроскопе используют
1) линзу 4) окуляр
2) объектив 5) колбу
3) зеркало 6) пробирку
Б 3. Отметьте предложения, содержащие ошибку.
1. Работая с микроскопом, мы смотрим глазом в объектив
2. Изучаемый объект располагается на зеркале
3. Микроскоп устанавливают ручкой штатива
4. Стекло объектива после работы с микроскопом протирают салфеткой
Б 4. При помощи стрелок установите соответствие между частями клетки и их функциями
Части клетки Функции
Оболочка Дыхание
Ядро Защита
Митохондрии Перенос веществ внутри клетки
Лизосома Деление
Цитоплазма Пищеварение
Хлоропласты Образование питательных веществ на свету
Допишите предложения.
Впервые клетку с помощью микроскопа увидел---------------------------
Все живые существа состоят из клеток. Т.е. они имеют--------------------
Каждая клетка имеет три главные части------------------------
Клетки растений отличаются от клеток животных тем, что у большинства из них есть---------------------, в которых на свету образуются-----------------------
Рефлексия «Светофор»: ( использовать карточки разного цвета или яблоки)
1.карточки зеленого цвета если вам понравилось и вы узнали что-то новое полезное для себя. Это мне нужно.
2.Желтая карточка: было интересно, полезно, понравилось, но не все.
3.Красная карточка: пользы получил мало, не понравилось. Мне это не нужно. Я не очень понимал, о чем идет речь
Аннотация к уроку
Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Структура урока построена согласно методике системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся.
Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания обучающихся. Для организации деятельности обучающихся на уроке были применены различные формы работы сучащимися:
- индивидуальная (при проведении самостоятельной работы)
- фронтальная (при актуализации знаний обучающихся)
- групповая (во время закрепления учебного материала).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности.
Урок прошёл в темпе и ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности обучающихся. Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как обучающихся между собой, так и между обучающимися и учителем.
Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по биологии 10 класс по теме "Строение клетки"
Данный тест может использоваться как контрольно-учетный материал по теме "Строение клетки" в курсе биологии 10 класс....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 а классе по теме : Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного.
Данная технологическая карта урока по русскому языку разработана по ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»
Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...
Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...
Контрольная работа по биологии 5 класс на тему " Строение клетки"
контрольная работа...
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...