Технологическая карта урока открытия нового знания по теме «Скелет человека»
Предмет: биология
Класс: 8
Учитель: Семенищев Юрий Сергеевич
Автор УМК: Д. В. Колесов; Р. Д. Маш; И. Н. Беляев
Тема урока: «Скелет человека»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока:
Деятельностная цель: научить обучающихся новым способам нахождения знания (работа с текстом, рисунками), ввести новые понятия, термины (скелет, добавочный скелет).
Содержательная цель: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Задачи урока:
- Образовательные:
- сформировать представление о скелете
- познакомить с основными отделами скелета;
2) развивающие:
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы при самостоятельной работе с текстовой и вербальной информацией;
- создать условия для развития коммуникативных навыков;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
3) воспитательные
-воспитать научное мирровозрение
Технологии обучения: ИКТ технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Основные понятия темы: скелет
Планируемые образовательные результаты
- предметные:
- научиться характеризовать отделы скелета;
- научиться понимать функции скелета;
2) личностные:
- формирование познавательного интереса;
- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических навыков;
- формирование толерантного отношения к товарищам, учителю, всем участникам образовательного процесса;
3) метапредметные:
- умение ясно, аргументировано, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение использовать различные источники информации, находить информацию и представлять ее в подходящей форме;
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
Контроль: групповой опрос, письменный опрос.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя, форма организации учебной деятельности, виды контроля | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД, цель этапа |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть на сегодняшнем уроке!
Приемы мотивации к изучению нового материала: Сегодня мы продолжим наше знакомство с организмом человека
| Настраиваются на предстоящую учебную деятельность | Принцип: психологической комфортности УУД: - личностные (мотивация к изучению новой темы); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем). Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация к изучению нового материала, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Приемы актуализации знаний: Учитель проводит небольшую проверочную работу по теме «скелет», в виде опроса: 1.Сколько у человека костей? 2.Перечислите виды костей? (длинные, плоские и короткие 3.Какие вы знаете функции опорно-двигательной системы? 4.Назовите основные отделы скелета человека?(отвечают что не знают и др.) 5.А хотели бы узнать? 6.А для чего вы вообще изучаете скелет?
Подведение к теме урока: 1.Учитель читает загадку. - Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» - Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке? - Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему поддерживается форма тела человека? - Итак, тема нашего урока «Скелет человека»
| Диалог с учителем. Выполнение теста. Определение темы урока и его примерного содержания. | Принцип: деятельности УУД: - личностные (мотивация к изучению новой темы); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем); - регулятивные (волевая саморегуляция; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; принятие и сохранение учебной задачи; целеполагание); - познавательные (построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы). Цель: создание проблемной ситуации, подведение к теме и содержанию урока
|
3. Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)
| Учитель чертит таблицу на классной доске с заголовком только первого столбца и задает вопрос: «Что вы знаете о Скелете»? Учитель записывает ответы учеников
| Учащиеся, исходя из собственного опыта, заполняют вместе с учителем первую колонку таблицы | Принцип: системности УУД: - личностные (мотивация к изучению новой темы, формирование границ собственного знания и «незнания»); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками); - регулятивные (волевая саморегуляция; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; принятие и сохранение учебной задачи; целеполагание); - познавательные (построение логической цепи рассуждений). Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организация выхода из затруднения Учитель дописывает заголовки двух последних столбцов и задает вопрос: «А что вы не знаете и хотели бы узнать о вулканах» «Учитель записывает ответы учеников»
-Чтобы знать к чему нам стремиться, давайте сформулируем цель нашего урока (изучить скелет человека и добавочный скелет)
| Заполняют вместе с учителем две последние колонки таблицы
| Принцип: деятельности УУД: - личностные (развитие познавательных интересов, формирование границ собственного знания и «незнания»); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками); - регулятивные (волевая саморегуляция; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; принятие и сохранение учебной задачи; целеполагание); - познавательные (построение логической цепи рассуждений, отбор источников информации). Цель: подготовка учащихся к решению проблемной ситуации, отбору источников информации |
5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения | Учитель предлагает учащимся просмотреть короткое видео и во время просмотра отвечать на вопросы: - Сколько отделов в скелете человека? (3)
- Что такое атлант?
После просмотра видео, учитель спрашивает ответы учащихся. После предлагает нарисовать таблицу в тетрадях.
Отдел скелета | Какие кости входят | Функции | Скелет туловища Скелет верхних конечностей Скелет нижних конечностей Скелет головы |
|
|
Учитель организует физкультминутку-разотрите ладошки и приложите к ушкам, глазам, погладьте себя
Учитель делит класс на 4 группы: 1-скелет головы, 2-скелет туловища, 3-скелет нижних конечностей,4-скелет-верхних конечностей Предлагает каждой группе читать текст учебника и заполнять таблицу в соответствии с разделением
Оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие вопросы | Получают задание, просматривают видео. Выполняют задания
| Принцип: деятельности. УУД: - личностные (развитие познавательных интересов) - коммуникативные (организация учебного сотрудничества с одноклассниками); - регулятивные (планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); - познавательные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности) Цель: организация успешной работы обучающихся |
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организация самопроверки Для решения проблемы урока предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; Вопросы и задания на закрепление изученного материала: Задает уточняющие вопросы. Ответы сопровождает демонстрацией презентации. | Каждая группа зачитывает свою работу а другие группы дополняют таблицу | Принцип: деятельности УУД: - личностные (развитие познавательных интересов, включение в собственную систему знаний новой информации); - регулятивные (познавательная инициатива, сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона); - коммуникативные (умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение аргументировать); - познавательные (умение анализировать картографическую и текстовую информацию, выделять главное). Цель: научить анализировать полученную информацию, выделять главное |
7. Включение в систему знаний и повторение | Прослушав все выступления, давайте ответим на главный вопрос урока: -«Из каких отделов состоит скелет человека?» -Для чего вообще нужен нам скелет «Что ещё хотелось бы узнать о скелете?» Дополняет третью колонку таблицы вместе с учениками. | Учащиеся ещё раз проговаривают особенности скелета и их виды. Дописывают с учителем третью колонку таблицы.
| Принцип: системности УУД: -- личностные (развитие познавательных интересов, включение в собственную систему знаний новой информации); - регулятивные (познавательная инициатива, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия); - коммуникативные (умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение аргументировать); - познавательные (формирование системы знаний о скелете) Цель: формирование системы знаний по новой теме |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оценка деятельности класса:
Приёмы рефлексии: ОЦЕНОЧКА На листке или с выходом к классной доске каждого ученика поставить себе оценку – 5, 4, 3 5 – Мне было легко на уроке, все понятно, вопросов нет. 4 – Мне было легко на уроке, но остались некоторые вопросы 3 – Мне было трудно на уроке, многое не понятно.
Домашнее задание: § 11-12 читать. | Учащихся соотносят результаты своей работы с целями урока, высказывают свои впечатления об уроке, своей деятельности, взаимодействию с учителем и одноклассниками, выставляют оценки по итогам рефлексии | Принцип: психологической комфортности УУД: - личностные (самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности); - регулятивные (осознание качества усвоения нового материала). Цель: рефлексия собственной учебной деятельности учащихся |