Технологическая карта урока
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Бориско Галина Владиславовна

Технологическая карта урока "Значение бактерий в природе и жизни человека" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

Тема: «Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель: познакомить учащихся с ролью бактерий в природе и жизни человека.

Тип урока: комбинированный с использованием игровой технологии с элементами проблемного обучения и с применением средств мультимедиа.

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие. Отметить отсутствующих на уроке

Актуализация знаний.

Содержание деятельности

Методическое обеспечение урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Фронтальный опрос.

-Какие организмы называют бактериями?

-Для чего служит жгутик у бактерий?

-Имеется ли оформленное ядро у бактерий?

-Какие бывают бактерии по форме?

-Где можно встретить бактерии?

-Где располагается ядерное вещество в бактериальной клетке?

-Как называется шарообразная форма бактерий?

-Какая часть бактерий обеспечивает постоянную форму клетки?

-Что называют спорами бактерий?

-При каких условиях могут жить бактерии?

- Какие температурные условия могут выдерживать бактерии?

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Таблица  «Бактерии», влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений», на доске тезисы «С малой удачи начинается большой успех»

Демонстрирует микропрепарат

Задает вопросы:

Назовите царство,  к которому относят данные организмы.

Тело данных организмов можно назвать клеткой? Почему?

Назовите характерные особенности строения бактерий, которые вы заметили

Где обитают данные организмы?

Есть ли бактерии в организме человека

Рассматривают микропрепарат , вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предполагают наличие бактерий в организме человека, называют болезнетворные бактерии, используя личностный опыт.

Подводят итог работы, определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии, клубеньковые бактерии.

Демонстрация микропрепарата,

Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов(яблоко, лимон), формирует группы сменного состава по названию фрукта.

Раздает текст

Раздает инструкции к групповой работе.

Инструкция

Общая часть для всех групп

Выберите лидера, который будет выступать с результатами работы и сможет оценить вклад каждого ученика в решение проблемы.

Прочитайте текст. Назовите его.

Составьте план текста.

Группа 1.

Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках, используя только прилагательные.

Группа 2

Изобразите в виде схем процесс размножения бактерий.

Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

Ставит перед учащимися проблемную ситуацию: предположите, изменится ли облик Земли, если на ней будут отсутствовать бактерии гниения

Занимают места в группах, работают в группах согласно инструкции

 Высказывают предположения (предварительно обсуждают в парах.)

Итог : формулируют тему урока и предлагают пути решения проблем

Раздача инструкций , текста и фото с изображением бактерии

Постановка проблемы

Полезными или вредными организмами являются бактерии?

Физкультминутка

Бактерии такие разные

Есть хорошие, а есть ужасные

Они болезни вызывают,

Организмы заражают

Мы бактерий не боимся

Моем руки мы всегда

Наши лучшие помощники:

Солнце, воздух и вода!!

Обсуждение выдвигаемых гипотез

Заслушивает лидеров групп с результатами работы. Просит лидера назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

Проводит рефлексию деятельности в группах.

Обсуждает с учащимися , что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

 Структурирует материал в виде схемы (кластера)

Выступление лидеров , обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе. Итог работы: составление итоговой схемы (кластера)

Предлагает выполнить задание:

При разложении органического вещества бактерии выделяют тепло. Как можно использовать это свойство бактерий.

Задает вопрос:

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся , предложивших наиболее верные ответы

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

Что вы узнали сегодня на уроке? Предлагает вспомнить тему урока и соотнести с планом работы, записанным на доске. Оценивает работу учащихся , для закрепления дает выполнить тестовое задание

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Выполняют тест и проводят взаимопроверку

Д/З Подготовить сообщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...