Рабочая программа по биологии 6 класс 1 час в неделю УМК Пономарева И.Н
рабочая программа по биологии (6 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология» для шестого класса под редакцией авторов Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. составлена на основе
Нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
- Основная образовательная программа ООО МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
- Авторская программа «Биология 5-11 классы» под редакцией Пономаревой И.Н.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» Закаменского района Республики Бурятия на изучение предмета «Биология» в основной школе в 6 классе выделяется 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недели).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Пономарёва, И. Н. Учебник «Биология» 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В.С. Кучменко. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2019. – 192 с.
- Пономарёва, И. Н. Биология 6 класс: методическое пособие / И. Н. Пономарёва, Л. В. Симонова, В.С. Кучменко. – Москва: Вентана-Граф, 2019 г.- 143 с.
Цели:
Изучение курса «Биологии» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели биологического образования в основной школе формулируются на несколькх уровнях: глобальном, метапредметном, предметном и личностном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и опреднляются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социального взаимодействия. Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее глобальное включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- умение применять полученные знания в практической деятельности.
2. Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить необходимую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 42.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Цаган-Моринская СОШ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» Протокол №1 от 23.08.2021г. | СОГЛАСОВНО с заместителем директора по УВР Галданова С.З. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» ________ Ринчинова С.С. Приказ № 55 от 23.08.2021 г. |
Рабочая программа по биологии
Предмет: биология
Класс: 6
Всего часов: 35 ч
Составила : Данзанова Х.Ч,
учитель биологии
у. Цаган-Морин, 2021 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология» для шестого класса под редакцией авторов Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. составлена на основе
Нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
- Основная образовательная программа ООО МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
- Авторская программа «Биология 5-11 классы» под редакцией Пономаревой И.Н.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» Закаменского района Республики Бурятия на изучение предмета «Биология» в основной школе в 6 классе выделяется 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недели).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Пономарёва, И. Н. Учебник «Биология» 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В.С. Кучменко. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2019. – 192 с.
- Пономарёва, И. Н. Биология 6 класс: методическое пособие / И. Н. Пономарёва, Л. В. Симонова, В.С. Кучменко. – Москва: Вентана-Граф, 2019 г.- 143 с.
Цели:
Изучение курса «Биологии» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели биологического образования в основной школе формулируются на несколькх уровнях: глобальном, метапредметном, предметном и личностном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и опреднляются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социального взаимодействия. Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее глобальное включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- умение применять полученные знания в практической деятельности.
2. Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить необходимую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.
3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Содержание программы
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Растения – особое царство живого. Внешнее строение, органы растения. История использования и изучения растений.
Многообразие жизненных форм растений. Жизненный формы высших растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава.
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Основные органоиды растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки.
Ткани растений. Механическая, образовательная, покровная, проводящая, основные ткани растений – особенности строения и функции.
Тема 2. Органы растений (8 ч)
Семя, его строение и значение. Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животный и человека.
Лабораторная работа №1. «Изучение строения семени фасоли»
Условия прорастания семян. Вода, воздух, тепло, питательные вещества – необходимые условия прорастания семян.
Корень, его строение и значение. Типы корневых систем, виды корней, зоны корня.
Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»
Побег, его строение и развитие. Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные.
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»
Лист, его строение и значение. Внешнее и внутреннее строение листа. Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Видоизменение листьев.
Стебель, его строение и значение. Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина. Функции стебля.
Видоизменения стебля. Видоизменения надземных и подземных побегов.
Лабораторная работа №4 «Особенности строения корневища, клубня и луковицы»
Цветок – его строение и значение. Основные органы цветка: тычинки и пестики. Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения.
Соцветия и опыление. Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним.
Плод. Разнообразие и значение плодов. Плоды много- и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов. Плоды источник пищи для животных и человека. Необычное использование плодов.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (5 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Корень – специализированный орган минерального питания. Макро- и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к воде.
Воздушное питание растений – фотосинтез. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе.
Дыхание и обмен веществ у растений. Дыхание – процесс способствующий высвобождению энергии. Обмен веществ - совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и развитие, контакт организма с окружающей средой.
Размножение и оплодотворение у растений. Бесполое размножение: вегетативное и спорами. Половое размножение: оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, зигота. С. Г. Навашини его открытие двойного оплодотворения.
Вегетативное размножение и его использование человеком. Вегетативное размножение- размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения. Способы вегетативного размножения используемые в с/х
Лабораторная работа №5 «Черенкование комнатных растений»
Рост и развитие растений. Рост – количественное изменение, развитие - качественное. Онтогенез – индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитие растений. Суточные и сезонные ритмы
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)
Систематика растений, её значение для ботаники. Бинарные названия. Заслуга Линнея. Классификация растений.
Водоросли, их разнообразие и значение в природе.
Общая характеристика водорослей. Слоевище. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Классы Моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Мхи в биогеоценозах.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Особенности строение папоротников, хвощей и плаунов. Чередование поколений при размножении.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Независимость процесса размножения от воды у голосеменных. Многообразие голосеменных в России. Цикл развития шишек сосны.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Покрытосеменные или цветковые. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные.
Семейства класса Двудольные. Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые.
Семейства класса Однодольные. Злаки, Луковые, Лилейные.
Историческое развитие растительного мира. Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком.
Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света. Истрия происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква)
Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Понятие о природном сообществе. В.Н. Сукачев о структуре природного сообщества. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества
Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Ярусное строение природного сообщества – надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе.
Смена природных сообществ и ее причины. Понятие о смене природных сообществ. Причины смены. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере.
Учебно-тематический план биология 6 класс (35 ч) по разделам
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Практическая часть | ||
Лабораторные | Экскурсии | Практические | ||
Тема 1. «Наука о растениях — ботаника» | 4 | |||
Тема 2. «Органы растений» | 8 | 4 | ||
Тема 3. «Основные процессы жизнедеятельности растений» | 6 | 1 | ||
Тема 4. «Многообразие и развитие растительного мира» | 10 | 1 | ||
Тема 5. Природные сообщества | 5 | 1 | ||
Уроки - резервы | 2 | |||
Итого | 35 | 6 | 1 |
Тематическое планирование по учебному предмету «Биология»
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 часа) | ||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника | 1 |
2 | Многообразие жизненных форм растений Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав | 1 |
3 | Клеточное строение растений. | 1 |
4 | Ткани растений Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника» | 1 |
Тема 2. Органы растений (8 часов) | ||
5 | Семя, его строение и значение Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли» | 1 |
6 | Условия прорастания семян | 1 |
7 | Корень, его строение и значение Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | 1 |
8 | Побег, его строение и развитие Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 |
9 | Лист, его строение и значение | 1 |
10 | Стебель, его строение и значение Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | 1 |
11 | Цветок, его строение и значение | 1 |
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | 1 |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов) | ||
13 | Минеральное питание растений и значение воды Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде | 1 |
14 | Воздушное питание растений — фотосинтез Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе | 1 |
15 | Дыхание и обмен веществ у растений Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | 1 |
16 | Размножение и оплодотворение у растений Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина | 1 |
17 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | 1 |
18 | Рост и развитие растений Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | 1 |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 часов) | ||
19 | Систематика растений, её значение для ботаники Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений | 1 |
20 | Водоросли, их многообразие в природе Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком | 1 |
21 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | 1 |
22 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | 1 |
23 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека | 1 |
24 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение | 1 |
25 | Семейства класса Двудольные | 1 |
26 | Семейства класса Однодольные | 1 |
27 | Историческое развитие растительного мира Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов | 1 |
28 | Многообразие и происхождение культурных растений История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Дары Старого и Нового Света Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | 1 |
Тема 5. Природные сообщества (5 часов) | ||
29 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | 1 |
30 | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» | 1 |
31 | Совместная жизнь организмов Ярусное строение природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ | 1 |
32 | Смена природных сообществ и её причины Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | 1 |
33 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето | 1 |
Уроки-резервы | ||
34 | Урок-резерв | 1 |
35 | Урок-резерв | 1 |
Итого: 35 часов |
Список литературы.
Методическая литература для учителя
Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Биология: 6 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 143 с.
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2019. - 54 с.- (Стандарты второго поколения);
Основная литература для учащихся
Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература для учащихся
Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 2018. - 304 с.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2019. - 142 с.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2019. – 174 с.
Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 2018. – 256 с.
Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 2020. – 704 с.
Электронные обучающие средства:
Биология 6-9 класс (электронное учебное издание, конструктор презентаций).
Интернет-ресурсы:
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://school-collection.edu.ru/ «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
www.bio.1september.ru – газета «Биология».
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса на 2014-2015 учебный год (базовый уровень) линия пономаревой 2 часа в неделю
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по биологии для 6 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.
Рабочая программа по биологии для 6 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева....
Рабочая программа по биологии для 7 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.
Рабочая программа по биологии для 7 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева....
Рабочая программа по биологии для 9 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко И.Н. Пономарева.
Рабочая программа по биологии для 9 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко И.Н. Пономарева...
Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой
Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева...
Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской
Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....