Рабочая программа по биологии для 9 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко И.Н. Пономарева.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 9 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко И.Н. Пономарева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_._bio_9kl.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Приказ руководителя ОУ
_______________________ № ____от ______201_г
Рабочая программа
курса
«Биология»
9Класс
2015-2016учебный год
Составитель/ Разработчик
программы
Фролова Татьяна Геннадьевна
Красногорск
2015год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с компонентом ФГОС основного общего образования, /приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010г №1897/, Закона « Об образовании РФ от 29.12.12г в соответствии с планом МБОУ «Ильинская СОШ» на 2015-2016 учебный год. Данная программа разработана с использованием Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений (курс «Основы общей биологии», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.). Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2009
Учебник: «Основы общей биологии» Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева. Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2009
Цель изучения курса «Основы общей биологии в 9 классе»: изучение курса «Основы общей биологии» направленно на достижения базового уровня биологического образования, завершения знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса. Данная программа не предусматривает изменения и дополнения в программу основного общего образования по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений, курс «Основы общей биологии», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Требования к уровню подготовки: В результате изучения биологии ученик должен: Знать\ понимать: признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь: объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме. Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;
Использовать приобретенные знания в практической деятельности для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных; проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.
Содержание тем учебного курса биологии
1. Введение в основы общей биологии (4ч.) Данная тема предусматривает изучение свойств, многообразия живого организма. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны. 2. Основы учения о клетке (10 ч) В рамках данной темы изучается строение, химический состав клетки. Органические вещества. Обмен веществ, биосинтез белка и углеводов. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Лабораторная работа: «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток» 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч) Тема позволяет рассмотреть особенности процесса размножения в органическом мире. Типы размножения организмов: половое и бесполое. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Лабораторная работа: «Рассмотрение под микроскопом делящихся клеток» 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10ч) В рамках данной темы рассматриваем основные термины и законы генетики. Виды и причины изменчивости. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы. Лабораторные работы: «Решение генетических задач », «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих в неодинаковых условиях», «Изучение изменчивости» 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4ч) Данная тема позволяет рассмотреть генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч) Данная тема позволяет рассмотреть основные представления о возникновении жизни на Земле. Этапы развития жизни на Земле. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. 7. Учение об эволюции (9ч) В рамках данной темы происходит изучение основных положений теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Рассматриваются виды изменчивости. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира. Популяции, процессы видообразования. Основные направления и закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на процессы в популяциях и его ответственность за состояние окружающей среды. Лабораторные работы:«Приспособленность организмов к среде обитания» 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч) Данная тема изучает место человека в системе органического мира. Его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. 9. Основы экологии (11ч) В рамках данной темы происходит изучение основных понятий и законов экологии, разнообразие наземных и водных экосистем, естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации. Лабораторная работа: «Оценка санитарно- гигиенического качества рабочего места» Повторение (4ч) Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА | Количество часов | Сроки изучения | Практическая часть |
1. Введение в основы общей биологии
| 4 | сентябрь | |
2. Основы цитологии. Клетка-единица живого. | 10 | Сентябрь-октябрь | Л/р№1 |
3.Размножение и индивид. развитие (онтогенез) организмов | 5 | ноябрь | Л/р№2 |
4 Основы генетики | 10 | Ноябрь-декабрь | Л/р№3,4,5 |
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 4 | январь | |
6. Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | январь | |
7. Учение об эволюции | 9 | февраль | Л/р№6 |
8. Происхождение человека. | 6 | март | |
9. Основы экологии. | 11 | апрель | Л/р№7 |
10. Повторение курса «Основы общей биологии» | 4 | май | |
ИТОГО: | 68 | Л/р 7 |
Перечень лабораторных работ
№ | ТЕМА | Сроки |
1 | «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток» | октябрь |
2 | «Рассмотрение под микроскопом делящихся клеток» | ноябрь |
3 | «Решение генетических задач » | декабрь |
4 | «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих в неодинаковых условиях» | декабрь |
5 | «Изучение изменчивости» | декабрь |
6 | «Приспособленность организмов к среде обитания» | февраль |
7 | «Оценка санитарно- гигиенического качества рабочего места.» | апрель |
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
- «Основы общей биологии» Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева. Издательство: Вентана- Граф
- Программа по биологии. Автор:В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2009
- «Поурочные разработки по биологии. 9 класс» О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, к учебнику «Основы общей биологии» Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева 2006г
Дополнительная литература:
1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин,В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2011г.
2..«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.
3.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.
4. «Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов» составитель Онищенко А.В.,Санкт- Петербург,2012г.
Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания, разбор - решения задач.
Олимпиады по биологии 9 класс, с 2006 года, школьный муниципальный уровень.
Материал, накопленный учащимися города и школы – участниками экологических НПК.
Материально - техническое обеспечение уроков биологии
Ресурсы Интернета
1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебнику «Основы общей биологии» Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева (http://school-collection.edu.ru/).
2. http://био.1september.ru/index.php – журнал «Биология в школе».
3.. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
4.. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
5. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
6. www.nature.ru –«Научная сеть»
7. www.bio.msu.ru факультет биологии МГУ им. М.В. Ломоносова
8. www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm «Редкие и исчезающие животные России» 9. www.povodok.ru/encyclopedia/brem/ «Мир животных Брема»
Электронные ресурсы кабинета химии
1. Видеофильмы: «генетика», «Закономерности изменчивости»
2. Коллекция презентаций 9-11класс:«Цитоплазма. Клеточная оболочка»;«Химический состав клетки»;«Готовимся к ГИА и ЕГЭ по биологии»;«Эволюция»;«Происхождение человека»;«Возникновение жизни на Земле»;«Генетика»;«Виды изменчивости»;«Наследственность и изменчивость».
Презентации к игровым урокам, конференция, классным часам, детские презентации:
- «Путешествие в макромир» - поле чудес, «Своя игра»;
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
№ | № | ТЕМА | Часы | Прак. часть | Сроки | Коррекция |
1 | Введение | 4 | ||||
1 | 1 | Биология как наука. Дем. портретов ученых - биологов | ||||
2 | 2 | Общие свойства живых организмов. | ||||
3 | 3 | Многообразие форм живых организмов | ||||
4 | 4 | Уровни организации | ||||
2 | Основы цитологии. Клетка-единица живого. | 10 | ||||
5 | 1 | Цитология- наука изучающая клетку. Многообразие клеток. Демонстрация моделей клеток и микропрепаратов клеток растений и животных. | Демо | |||
6 | 2 | Химический состав клетки. Неорганические вещества | ||||
7 | 3 | Химический состав клетки | ||||
8 | 4 | Белки и нуклеиновые кислоты. Демонстрация модели ДНК | Демо | |||
9 | 5 | Органоиды клетки и их функции. Л/р № 1 «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток» | Л/Р№1 | |||
10 | 6 | Обмен веществ - основа существования клетки | ||||
11 | 7 | Биосинтез белков | ||||
12 | 8 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | ||||
13 | 9 | Обеспечение клеток энергией. | ||||
14 | 10 | Итоговая работа по теме: «Основы цитологии» Тест. | Тест | |||
3 | Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов | 5 | ||||
15 | 1 | Типы размножения. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды размножения | Демо | |||
16 | 2 | Митоз. Л/р № 2 «Рассмотрение под микроскопом делящихся клеток» | Л/р№2 | |||
17 | 3 | Мейоз. Образование половых леток. | ||||
18 | 4 | Индивидуальное развитие организмов- онтогенез. | ||||
19 | 5 | Итоговая работа по теме: «Размножение и развитие организмов» | Тест | |||
4 | Основы генетики. | 10 | ||||
20 | 1 | Из истории развития генетики. | ||||
21 | 2 | Основные понятия генетики | ||||
22 | 3 | Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивании. 1и2 законы Менделя. Л/р №3 «Решение генетических задач » | Л/р№3 | |||
23 | 4 | Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя. | ||||
24 | 5 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Л/р №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих в неодинаковых условиях» | Л/р№4 | |||
25 | 6 | Взаимодействие генов и их множественное действие | ||||
26 | 7 | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | ||||
27 | 8 | Изменчивость. Л/р №5 «Изучение изменчивости» | Л/р№5 | |||
28 | 9 | Наследственные болезни сцепленные с полом. | ||||
29 | 10 | Итоговая работа по теме: « Основы генетики» | Тест | |||
5 | Основы селекции растений, животных, микроорганизмов. | 4 | ||||
30 | 1 | Генетические основы селекции. | ||||
31 | 2 | Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений. | ||||
32 | 3 | Особенности селекции животных. | ||||
33 | 4 | Основные направления селекции микроорганизмов. | ||||
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира. | 5 | ||||
34 | 1 | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | ||||
35 | 2 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | ||||
36 | 3 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | ||||
37 | 4 | Этапы развития жизни на Земле. | ||||
38 | 5 | Этапы развития жизни на Земле. | ||||
7 | Учение об эволюции | 9 | ||||
39 | 1 | Идея развития органического мира в биологии | ||||
40 | 2 | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции. | ||||
41 | 3 | Современные представления об эволюции. | ||||
42 | 4 | Вид. Его критерии | ||||
43 | 5 | Видообразование. Л/Р № 6«Приспособленность организмов к среде обитания» | Л/р №6 | |||
44 | 6 | Макроэволюция – результат микроэволюции. | ||||
45 | 7 | Основные направления эволюции. | ||||
46 | 8 | Основные закономерности биологической эволюции. | ||||
47 | 9 | Итоговая работа по теме: « Учение об эволюции» | Тест | |||
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | ||||
48 | 1 | Эволюция приматов | ||||
49 | 2 | Доказательства эволюционного происхождения Человека | ||||
50 | 3 | Этапы эволюции Человека | ||||
51 | 4 | Первые и современные люди. | ||||
52 | 5 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | ||||
53 | 6 | Человек, как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | ||||
9 | Основы экологии | 11 | ||||
54 | 1 | Условия жизни на Земле. | ||||
55 | 2 | Общие закономерности действия факторов среды на организмы. | ||||
56 | 3 | Приспособленность организмов к действиям факторов среды. | ||||
57 | 4 | Биотические связи в природе. | ||||
58 | 5 | Функционирование популяций. | ||||
59 | 6 | Динамика численности популяций. | ||||
60 | 7 | Сообщества, биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | ||||
61 | 8 | Развитие и смена биогеоценозов. | ||||
62 | 9 | Основные законы устойчивости живой природы. Л/Р № 7 «Оценка санитарно- гигиенического качества рабочего мест» | Л/р №7 | |||
63 | 10 | Рациональное использование природы и ее охрана. Тестирование | Тест | |||
64 | 11 | Итоговая работа за курс 9 класса. | Тест | |||
6568 | 10 | Повторение | 4 | |||
ИТОГО: Л/р – 7; Тесты – 6 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10 класс (1ч. в неделю)
Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»**. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образова...
Рабочая программа по биологии 11 класс (2ч. в неделю)
Курс биологии 11 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на 68 часов (на 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по биологии 10 класс (2ч. в неделю)
Курс биологии 10 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Программа разработана на основе П...
Рабочая программа по биологии 11 класс ( 1ч. в неделю)
Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ...
Рабочая программа по биологии 5 класс 1час в неделю, итого 34, УМК Пономарев И.Н.
Представлена рабочая программа по биологии 5 класс , УМК Пономарев И.Н....
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии, 5 класс, 1час в неделю
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 201...