Рабочая программа по биологии для 6 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 6 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_._bio_6kl.doc | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Приказ руководителя ОУ
_______________________ № ____от ______201_г
Рабочая программа
курса
«Биология»
- Класс
2015-2016учебный год
Составитель/ Разработчик
программы
Фролова Татьяна Геннадьевна
Красногорск
2015год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с компонентом ФГОС основного общего образования, /приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010г №1897/, Закона « Об образовании РФ от 29.12.12г в соответствии с планом МБОУ «Ильинская СОШ» на 2015-2016 учебный год. Данная программа разработана с использованием Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 6 класса общеобразовательных учреждений авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2011
Учебник: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Автор: В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева. Издательство: Вентана- Граф Год изд:2011 Программа: Автор: В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева
Цель изучения курса биологии в 6 классе: курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры. Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности.
Дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Московской области.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 1 час в неделю, за счет регионального компонента добавлен еще 1 час на изучение краеведения.
Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии с использованием материалов, накопленных учащимися города и школы, а также в широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка фотоальбомов, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки учеников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.
Задачи курса
Обучения:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету
через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии
-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года -раскрыть значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Московского региона и жизни человека;
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели. Через учебный материал каждого урока, использование на уроках презентаций, красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Требования к уровню подготовки в результате изучения курса
«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Учащиеся должны знать:
· что изучают биология и ботаника; · органы растения (корень и побег, части побега), их строение и функции; · разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам; ·признаки живых организмов; · строение лупы и микроскопа, правила работы с микроскопом, последовательность приготовления микропрепарата;· строение клетки;· основные процессы жизнедеятельность клетки;
· удобрения, их значение и основные виды;· основные процессы жизнедеятельности растения, их значение;· систематические категории;· строение, жизнедеятельность и значение водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных; · многообразие покрытосеменных:— признаки классов— признаки семействосновные представители семейств;· многообразие и происхождение растений;
· доказательства исторического развития растений;· этапы развития растительного мира;· влияние человека на растительный мир;важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания;
· строение и жизнедеятельность— бактерий— грибов — лишайников, их многообразие и значение.
Учащиеся должны уметь:· распознавать органы цветкового растения,
узнавать споровые и семенные растения;· пользоваться лупой и микроскопом;
· готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток;· узнавать на рисунках части побега, почки;· называть и показывать части листа;· определять тип листорасположения и жилкование;· отличать простые и сложные листья;· узнавать на рисунках и схемах части стебля;· узнавать и называть основные части цветка;· узнавать на наглядном материале виды соцветий;· определять типы плодов;· распознавать на рисунках и схемах составные части семян;· различать основные виды удобрений;· применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление);· наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды;· размножать комнатные растения черенками;· определять возраст дерева по спилу;· распознавать представителей разных отделов;· определять растения по определительным карточкам,распознавать представителей разных семейств;
· выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира;
· применять знания по биологии для выращивания культурных растений; · распознавать бактерии разных формна рисунках;· распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках;· сравнивать плесневые грибы,узнавать грибы-паразиты на рисунках.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Содержание учебной программы:
1. Введение–3ч (2ч + 1ч. краеведения) При рассмотрении данной темы особое внимание уделяется изучению многообразия растительного мира. Взаимосвязи организмов в природе. Влиянию деятельности человека на природу. Охрана природы. Виртуальная экскурсия Мир растений Московской области (Краеведение) Лабораторные работы №1 «Особенности внешнего строения растений» Фенологические наблюдения за осенними явлениями в природных сообществах МО
2. Клеточное строение организмов (3 ч) Данная тема позволяет изучить устройство увеличительных приборов, клетку и ее строение. Рассмотреть состав клетки. Изучить жизнедеятельность клетки. Понятие «ткань Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. Лабораторные работы №2«Особенности строения растительной клетки»
3. Органы цветкового растения- 20ч (17ч + 3ч Краеведения) Тема позволяет изучить вид, строение, значение, многообразие корней, побегов, цветков и плодов растений. Классифицировать плоды и семена Московской области Лабораторные работы №3 «Внешнее и внутреннее строение семени», №4 «Строение и значение побега» №5 « Его внешнее и внутреннее строение». № 6 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»
4. Основные процессы жизнедеятельности -11ч (9ч+2ч краеведения) В рамках изучения данной темы происходит знакомство учащихся с основными процессами жизнедеятельности растений. С условиями прорастания и размножения растений МО Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.Фенологические наблюдения за зимними явлениями в природных сообществах МО Лабораторные работы №7 Использование вегетативного размножения человеком Практические работы №1 Определение всхожести семян растений и их посев.
5. Основные отделы царства растений (16ч. - из них 7ч краеведения) Тема позволяет изучить понятие по систематике растений, основные группы растений Московской области. Рассмотреть отделы Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные изучить их строение и разнообразие. Особое внимание уделено растениям Московского региона. Лабораторные работы: № 8 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей». № 9 «Изучение строения мха». № 10 «Изучение спороносного папоротника». № 11 «Изучение строения хвои и шишек хвойных». 6. Развитие растительного мира (3ч) Данная тема знакомит с эволюцией растительного мира. Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
7. Бактерии (2ч) Тема позволяет рассмотреть строение, размножение, значение, многообразие Бактерии. 8. Царство Грибы и Лишайники 3ч (2ч+1чКрасеведения) В данной теме изучается строение, многообразие Грибов. Роль грибов в природе МО и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, значение и среда обитания. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, лишайников. Лабораторные работы №12 «Внешнее строение грибов» 9. Природные сообщества - 6 ч (3ч+3ч краеведение)В рамках изучения данной темы рассматриваются основные экологические факторы на примере Московского региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере МО. Взаимосвязь растений с другими организмами в Московском регионе. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Московском регионе и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Экскурсия Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир МО
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах МО
Календарно – тематическое планирование
ТЕМА | Сроки изучения | Количество часов | Практическая часть. |
1. Введение. Общее знакомство с растениями | сентябрь | 3 (1) | л/р-№1 э-№1 |
2. Клеточное строение растений | Сентябрь октябрь | 3 | л/р-№2 |
3. Органы цветковых растений | Октябрь-декабрь | 20 (3) | л/р-№3-6 |
4. Основные процессы жизнедеятельности | Февраль -март | 11 (2) | л/р-№7П\Р№1 |
5. Основные отделы царства растений | Март-апрель | 16 (7) | л/р -№8-11 |
6.Историческое развитие растительного мира на Земле | апрель | 3 | |
7. Царство Бактерий | апрель | 2 | |
8. Царство Грибы, Лишайники | май | 3 (1) | л/р-12 |
9. Природные сообщества | май | 6 (3) | э-№2 |
10 Повторение | май | 1 | |
ИТОГО | 68 -51ч ботаника+17ч.краеведение | л/р-12 П/р -1 э.-2 |
Перечень лабораторных и практических работ
№ урока | №урока темы | Тема | Часы | Дата | Практика |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями | 3 (1) | |||
2 | 2 | Разнообразие растений. Л/Р №1 «Особенности внешнего строения растений» | сентябрь | Л/р №1 | |
2 | Клеточное строение растений | 3 | |||
5 | 2 | Жизнедеятельность клетки Л/Р№2 «Особенности строения растительной клетки» | сентябрь | Л/р №2 | |
8 | 2 | Условия прорастания семян Л/Р №3 «Внешнее и внутреннее строение семени» | сентябрь | Л/р №3 | |
15 | 9 | Побег. Л/Р №4 «Строение и значение побега» | октябрь | Л/р №4 | |
19 | 13 | Стебель его строение и значение Л/Р №5 « Его внешнее и внутреннее строение» | ноябрь | Л/р №5 | |
25 | 19 | Плоды растений Московской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Московского региона. Л/р № 6 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | декабрь | Л/р № 6 | |
35 | 9 | Рост и развитие растительного организма. Л/Р №7 Использование вегетативного размножения человеком | январь | Л/р №7 | |
36 | 10 | Зависимость роста и развития растений от условий окруж.среды. П/р№1Определение всхожести семян растений и их посев. | январь | П/р №1 | |
5 | Основные отделы царства растений | 16 (7) | |||
42 | 5 | Многоклеточные водоросли Московской области. Л/р № 8 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей» | февраль | Л/р № 8 | |
44 | 7 | Мхи Московской области Л/р № 9 «Изучение строения мха» | февраль | Л/р № 9 | |
46 | 9 | Папоротники, хвощи и плауны Московской области Л/р № 10 «Изучение спороносного папоротника» | февраль | Л/р № 10 | |
48 | 11 | Голосеменные растения в Московском регионе Л/р № 11 «Изучение строения хвои и шишек хвойных | март | Л/р № 11 | |
8 | Царство Грибы | 3 (1) | |||
59 | 1 | Царство Грибы. Л/Р №12 «Внешнее строение грибов» | апрель | Л/р №12 | |
60 | 2 | Шляпочные грибы на примере грибов Московской области | апрель | ||
ИТОГО: Л/р -12, П/р -1 | 68 51+17 |
Основы краеведения.
№ урок | № урок | Тема | Часы | Дата | Практика |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями | 3 (1) | |||
1 | 1 | Введение. Наука о растениях – ботаника. Виртуальная экскурсия « Мир растений МО» | сентябрь | Экскурс | |
3 | Органы цветковых растений | 20(3) | |||
9 | 3 | Прорастание семян растений Московского региона | |||
13 | 7 | Видоизменение корней растений Московского региона. | |||
25 | 19 | Плоды растений Московской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Московского региона. Л/р № 6 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | декабрь | Л/р № 6 | |
4 | Основные процессы жизнедеятельности | 11(2) | |||
33 | 7 | Вегетативное размножение растений Московской области | январь | ||
37 | 11 | Рост и развитие растительного организма в МО | январь | ||
5 | Основные отделы царства растений | 16 (7) | |||
41 | 4 | Одноклеточные водоросли Московской области | февраль | ||
42 | 5 | Многоклеточные водоросли МО. Л/р № 8 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей» | февраль | Л/р № 8 | |
44 | 7 | Мхи МО Л/р № 9 «Изучение строения мха» | февраль | Л/р № 9 | |
46 | 9 | Папоротники, хвощи и плауны Московской области Л/р № 10 «Изучение спороносного папоротника» | февраль | Л/р № 10 | |
48 | 11 | Голосеменные растения в МО Л/р № 11 «Изучение строения хвои и шишек хвойных | март | Л/р № 11 | |
50 | 13 | Покрытосеменные растения Московской области | март | ||
52 | 15 | Семейства класса Двудольные на примере растений МО | март | ||
8 | Царство Грибы | 3 (1) | |||
60 | 2 | Шляпочные грибы на примере грибов Московской области | апрель | ||
9. | Природные сообщества | 6 (3) | |||
63 | 2 | «Природные сообщества Московской области» | апрель | ||
66 | 5 | Основные экологические факторы на примере МО | май | ||
67 | 6 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона. Экскурсия | май | Экскурс | |
ИТОГО: Л/р -12, П/р -1 | 1 | май | |||
68 51+17 |
ПО УРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ + 17ч краеведения 6 КЛАСС
№ | № | Тема | Часы | Практика | Дата | Коррекция |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями | 3 (1) | ||||
1 | 1 | Введение. Наука о растениях – ботаника. Виртуальная экскурсия « Мир растений Московской области» | Экскурс | |||
2 | 2 | Разнообразие растений. Л/Р №1 «Особенности внешнего строения растений» | Л/р №1 | |||
3 | 3 | Условия жизни растений | ||||
2 | Клеточное строение растений | 3 | ||||
4 | 1 | Строение растительной клетки | ||||
5 | 2 | Жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа №2 «Особенности строения растительной клетки» | Л/р №2 | |||
6 | 3 | Ткани растений и их виды | ||||
3 | Органы цветковых растений | 20 (3) | ||||
7 | 1 | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени | ||||
8 | 2 | Условия прорастания семян Л/Р №3 «Внешнее и внутреннее строение семени» | Л/р №3 | |||
9 | 3 | Прорастание семян растений Московского региона | ||||
10 | 4 | Значение семян | ||||
11 | 5 | Корень. Внешнее строение корня. | ||||
12 | 6 | Внутреннее строение корня | ||||
13 | 7 | Видоизменение корней растений Московского региона. | ||||
14 | 8 | Значение корней и их разнообразие | ||||
15 | 9 | Побег. Л/Р №4 «Строение и значение побега» | Л/р №4 | |||
16 | 10 | Почка – зачаточный побег растения | ||||
17 | 11 | Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа | ||||
18 | 12 | Значение листа в жизни растения | ||||
19 | 13 | Стебель его строение и значение Л/Р №5 « Его внешнее и внутреннее строение» | Л/р №5 | |||
20 | 14 | Многообразие стеблей у наземных побегов | ||||
21 | 15 | Видоизменения побегов. | ||||
22 | 16 | Цветок – генеративный орган. Его строение и значение. | ||||
23 | 17 | Цветение и опыление растений | ||||
24 | 18 | Плод. Разнообразие и значение плодов | ||||
25 | 19 | Плоды растений МО и их классификация и распространение Л/р № 6 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | Л/р № 6 | |||
26 | 20 | Растительный организм как живая система | ||||
4 | Основные процессы жизнедеятельности | 11 (2) | ||||
27 | 1 | Процессы жизнедеятельности растений. Минеральное (почвенное) питание растений. | ||||
28 | 2 | Фотосинтез | ||||
29 | 3 | Космическая роль зеленых растений | ||||
30 | 4 | Дыхание и обмен веществ у растений. | ||||
31 | 5 | Значение воды в жизнедеятельности растений | ||||
32 | 6 | Размножение и оплодотворение у растений. | ||||
33 | 7 | Вегетативное размножение растений Московской области | ||||
34 | 8 | Использование вегетативного размножения человеком | ||||
35 | 9 | Рост и развитие растительного организма. Л/Р №7 Использование вегетативного размножения человеком | Л/р №7 | |||
36 | 10 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. П/р№1Определение всхожести семян растений и их посев. | П/р №1 | |||
37 | 11 | Рост и развитие растительного организма в Московской области | ||||
5 | Основные отделы царства растений | 16 (7) | ||||
38 | 1 | Понятие о систематике растений | ||||
39 | 2 | Отдел Водоросли. Общая характеристика | ||||
40 | 3 | Многообразие водорослей | ||||
41 | 4 | Одноклеточные водоросли Московской области | ||||
42 | 5 | Многоклеточные водоросли МО Л/р № 8 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей» | Л/р № 8 | |||
43 | 6 | Отдел Моховидные. Общая характеристика. | ||||
44 | 7 | Мхи Московской области Л/р № 9 «Изучение строения мха» | Л/р № 9 | |||
45 | 8 | Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение | ||||
46 | 9 | Папоротники, хвощи и плауны МО Л/р № 10 «Изучение спороносного папоротника» | Л/р № 10 | |||
47 | 10 | Отдел Голосеменные. | ||||
48 | 11 | Голосеменные растения в МОЛ/р № 11 «Изучение строения хвои и шишек хвойных | Л/р № 11 | |||
49 | 12 | Отдел Покрытосеменные. | ||||
50 | 13 | Покрытосеменные растения Московской области | ||||
51 | 14 | Семейства класса Двудольные | ||||
52 | 15 | Семейства класса Двудольные на примере растений МО | ||||
53 | 16 | Семейства класса Однодольные | ||||
6 | Историческое развитие растительного мира на Земле. | 3 | ||||
54 | 1 | Понятие об эволюции растительного мира на Земле Эволюция высших растений | ||||
55 | 2 | Многообразие и происхождение культурных растений. | ||||
56 | 3 | Дары Старого и Нового Света | ||||
7 | Царство Бактерий | 2 | ||||
57 | 1 | Бактерии. Общая характеристика, характеристика. | ||||
58 | 2 | Многообразие и значение бактерий в природе и жизни человека | ||||
8 | Царство Грибы | 3 (1) | ||||
59 | 1 | Царство Грибы. Л/Р №12 «Внешнее строение грибов» | Л/р №12 | |||
60 | 2 | Шляпочные грибы на примере грибов Московской области | ||||
61 | 3 | Лишайники. Общая характеристика и значение. | ||||
9. | Природные сообщества | 6 (3) | ||||
62 | 1 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме | ||||
63 | 2 | «Природные сообщества Московской области» | ||||
64 | 3 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе | ||||
65 | 4 | Смена природных сообществ | ||||
66 | 5 | Основные экологические факторы на примере МО | ||||
67 | 6 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона. Экскурсия | Экскурс | |||
68 | 10 | Повторение курса | 1 | |||
ИТОГО: Л/р -12, П/р -1 | 68 51+17 |
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
- «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Автор: В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6–9 классы.М.: Просвещение, 2009.
- Самостоятельные работы по биологии 6 класс А.М. Розенштейн. Москва «Просвещение» 2008г.
- «Поурочные разработки по биологии. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» Э.Ф. Илларионов. К учебнику И.П. Пономарева Москва «ВАКО», 2003
Дополнительная литература:
1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин,В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2011г.
2.Олимпиады по биологии 6 класс, с 2006 года, школьный муниципальный уровень.
3.«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.
4.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.
5. Дополнительную литературу: Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. / Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
6. Экология Подмосковья: Энциклопедическое пособие. – 5-е изд. М. Современные тетради, 2005
Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания, разбор - решения задач. Олимпиады по биологии 6 класс, с 2006 года, школьный муниципальный уровень. Краеведческий материал, накопленный учащимися города и школы – участниками экологических НПК, в том числе следующие проекты: «Белая береза», «Экологическая тропа»
Материально – техническое обеспечение уроков биологии
Ресурсы Интернета
1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебнику «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Автор: В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева. (http://school-collection.edu.ru/).
2. http://био.1september.ru/index.php – журнал «Биология в школе».
3.. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
4.. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
5. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
6. www.nature.ru –«Научная сеть»
7. www.bio.msu.ru факультет биологии МГУ им. М.В. Ломоносова
8. www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm «Редкие и исчезающие животные России» 9. www.povodok.ru/encyclopedia/brem/ «Мир животных Брема»
Электронные ресурсы кабинета химии
1. Мультимедийное приложение к урокам биологии в 6 классе.
2. Видеофильмы:«Растения».
3. Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов. – Сентедре (Венгрия): РЭЦ, 2005.
4. Коллекция презентаций по биологии 6 класс: «Что изучает биология в 6 классе»;«Клетка»;«Систематика»;«Грибы и Лишайники»;«Отдел Голосеменные»;«Водоросли»;«Бактерии»;«Цветковые растения»;«Папоротники»;«История развития органического мира»;«Природные зоны Московского региона»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10 класс (1ч. в неделю)
Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»**. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образова...
Рабочая программа по биологии 11 класс (2ч. в неделю)
Курс биологии 11 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на 68 часов (на 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по биологии 10 класс (2ч. в неделю)
Курс биологии 10 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Программа разработана на основе П...
Рабочая программа по биологии 11 класс ( 1ч. в неделю)
Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ...
Рабочая программа по биологии 5 класс 1час в неделю, итого 34, УМК Пономарев И.Н.
Представлена рабочая программа по биологии 5 класс , УМК Пономарев И.Н....
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии, 5 класс, 1час в неделю
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 201...