Рабочая программа по биологии 5 класс 1 час в неделю УМК Пономарева И.Н
рабочая программа по биологии (5 класс)

Данзанова Хандама Чойжамсоевна

Пояснительная записка

 

     Рабочая программа курса «Биология» для пятого класса под редакцией авторов Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. составлена на основе

 Нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
    "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  6. Устав МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  7. Основная образовательная программа ООО МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  8. Авторская программа «Биология 5-11 классы» под редакцией Пономаревой И.Н.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» Закаменского района Республики Бурятия на изучение предмета «Биология» в основной школе в 5 классе выделяется 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недели).

 

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

- Пономарёва, И. Н. Учебник «Биология» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О. А. Корнилова. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. – 141 с.

- Пономарёва, И. Н. Биология 5 класс: методическое пособие / И. Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О. А. Корнилова. – Москва: Вентана-Граф, 2020 г.- 104 с.

Цели и задачи:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Цаган-Моринская СОШ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»

 Протокол №1 от 23.08.2021г.

СОГЛАСОВНО с заместителем директора по УВР

Галданова С.З.

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»

________ Ринчинова С.С.

Приказ № 55

от 23.08.2021 г.

Рабочая программа по биологии

Предмет: биология

Класс: 5

Всего часов: 35 ч

Составила: Данзанова Х. Ч.,

учитель биологии

у. Цаган-Морин, 2021 год.

Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Биология» для пятого класса под редакцией авторов Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. составлена на основе

 Нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
    "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  6. Устав МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  7. Основная образовательная программа ООО МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
  8. Авторская программа «Биология 5-11 классы» под редакцией Пономаревой И.Н.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» Закаменского района Республики Бурятия на изучение предмета «Биология» в основной школе в 5 классе выделяется 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недели).

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

- Пономарёва, И. Н. Учебник «Биология» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О. А. Корнилова. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. – 141 с.

- Пономарёва, И. Н. Биология 5 класс: методическое пособие / И. Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О. А. Корнилова. – Москва: Вентана-Граф, 2020 г.- 104 с.

Цели и задачи:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха

В соответствии с примерной ООП ООО требования к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях:

в результате изучения курса ученик 5 класса:

научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий)
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
  • характеризовать особенности строения биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание программы

Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 ч.).

Наука о живой природе. Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.

Свойства живого. Отличие живых тел от неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм-единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы (ручная, штативная), микроскоп. Р. Гук, А. ванн Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки. Химические вещества клетки. Неорганические вещества, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для клетки и организма.

Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путем деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы - биосистемы.

Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Биология – наука о живом организме». Великие ученые – естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

  Лабораторные работы:

- Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

- Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».

Практические и творческие задания: представление любой биологической науки на А4 (информационный и иллюстративный материал), модель «Растительная или животная клетка» своими руками.

Текущий контроль – фронтальный, индивидуальный опрос, работа по карточкам, составление схем, таблиц.

Промежуточный контроль – контрольная работа №1 по теме «Биология-наука о живом мире».

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч.).

Царства живой природы. Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы – неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность. Бактерии – примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов.  Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий и растений. Кислорода Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения. Представления о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия голосеменных и покрытосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и в жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов. Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники. Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание и размножение. Роль лишайников в природе и в жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и в жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и в жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 «Многообразие живых организмов».

Лабораторные работы:

- Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений».

- Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных».

Практические и творческие задания: информационно-иллюстративная работа «Значение бактерий в природе и для человека»; модель «Строение цветкового растения» своими руками; информационно-иллюстративная работа «Значение грибов в природе и для человека».

Текущий контроль – фронтальный, индивидуальный опрос, работа по карточкам, составление схем, таблиц.

Промежуточный контроль – контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов».

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.).

Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов-обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, - экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные факторы. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения-производители органических веществ; животные-потребители органических веществ; грибы, бактерии-разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикрепленные организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Обобщение и систематизация знаний по теме 3 «Жизнь организмов на планете Земля».

Практические и творческие задания: информационно-иллюстративная работа «Приспособления растений (животных) к жизни в природе» по выбору; объемная модель пищевой цепи на примере организмов елового леса (модель или рисунок).

Текущий контроль – фронтальный, индивидуальный опрос, работа по карточкам, составление схем, таблиц, работа с заданиями рабочей тетради.

Промежуточный контроль – контрольная работа №3 по теме «Жизнь организмов на планете Земля».

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч.).

Как появился человек на Земле. Когда и где появился человек. Предки человека разумного. Родственник человека современного типа - неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира. Обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Человек на планете Земля».

 Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Проектная деятельность. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. 

Итоговая контрольная работа

Учебно-тематический план биология 5 класс (34 ч) по разделам

 

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1.

Биология – наука о живом мире

9

1

2

2.

Многообразие живых организмов

12

1

2

3.

Жизнь организмов на планете Земля

8

1

-

4.

Человек на планете Земля

5

1

-

5.

Резерв

1

                     Итого:

35

5

4

Тематическое планирование по учебному предмету «Биология»


урока

Тема раздела, урока

Кол-во
часов

Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 часов).

1

Наука о живых организмах

1

2

Свойства живого

1

3

Методы изучения живых организмов

1

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

1

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

1

6

Химический состав клетки

1

7

Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели.

1

8

Контрольная работа №1 по теме «Биология-наука о живом мире»

1

9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом организме».

1

Тема 2 Многообразие живых организмов (12 часов)

10.

Царства живой природы

1

11.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

12.

Значение бактерий в природе и для человека.

1

13.

Растения

1

14.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

1

15.

Животные

1

16.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

17.

Грибы

1

18.

Многообразие и значение грибов

1

19.

Лишайники

1

20.

Значение живых организмов в природе и в жизни человека

1

21.

Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

1

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов).

22.

Среды жизни планеты Земля

1

23

Экологические факторы среды

1

24

Приспособления организмов к жизни в природе

1

25

Природные сообщества

1

26

Природные зоны России

1

27

Жизнь организмов на разных материках

1

28

Жизнь организмов в морях и океанах

1

29

Контрольная работа №3 по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

1

Тема 4. Человек на планете Земля (5 часов)

30

Как появился человек на Земле.

1

31

Как человек изменял природу.

1

32

Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира.

1

33

Сохраним богатство живого мира

1

34

Итоговая контрольная работа

1

35

Резерв

1

Список литературы.

Методическая литература для учителя

Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, И.В. Николаев. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 141 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Биология: 5 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова. – Москва: Вентана-Граф, 2020 г.- 104 с.

Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2020. - 54 с.- (Стандарты второго поколения);

Основная литература для учащихся

Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 141 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература для учащихся

Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 2018. - 304 с.

Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2019. - 142 с.

Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2019. – 174 с.

Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 2018. – 256 с.

Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 2020. – 704 с.

Электронные обучающие средства:  

Биология 5-9 класс (электронное учебное издание, конструктор презентаций).

Интернет-ресурсы:

 http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах).

http://school-collection.edu.ru/ «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

www.bio.1september.ru – газета «Биология».

www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

 http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса на 2014-2015 учебный год (базовый уровень) линия пономаревой 2 часа в неделю

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по биологии для 6 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.

Рабочая программа по биологии для 6 класса, 2 часа в неделю, авторы  В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева....

Рабочая программа по биологии для 7 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.

Рабочая программа по биологии для 7 класса, 2 часа в неделю, авторы  В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева....

Рабочая программа по биологии для 9 класса, 2 часа в неделю, авторы В.С. Кучменко И.Н. Пономарева.

Рабочая программа по биологии для 9 класса, 2 часа в неделю, авторы  В.С. Кучменко И.Н. Пономарева...

Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой

Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева

Рабочая программа по биологии ФГОС  5-9 кл УМК Пономарева...

Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....