Конспект урока «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА МАТЫЦЫНА

Урок по биологии по теме  «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.» в 8 классе . Обучение биологии ведеться по общеобразовательной программе, по учебнику  : Пономарева И.Н. Биология:  8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2019.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.»

Тема урока: Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о системе выделения; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при работе в паре.

Задачи: 

Предметные:

  • определить особенности строения органов выделения, проанализировав их функции;
  • находить органы выделения на муляжах и интерактивных таблицах;
  • привести доказательства целесообразности анализа мочи.

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на рассуждение и логическую цепочку;
  • анализировать при  работе в парах информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео-информации в символы, схемы;
  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению органов выделения через выполнение тренировочных заданий;
  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «почки», «мочевой пузырь», «мочеточники». умеет: находить органы выделения на муляжах и таблицах.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, Internet;

- дидактический материал для обучающихся – таблица строения органов выделения;

- карточки с контекстными заданиями для  работы в парах;

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный этап.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь  и работать не ленитесь.

 Прозвенел, друзья, звонок начинается урок.

Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед – за дело.

 Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникатив-ные УУД:

 - учатся культуре общени, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.              

.  

 

2

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вы знаете, что между живыми организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществ и газообмен. В организм из окружающей среды поступают питательные вещества и кислород, а выделяются продукты распада питательных веществ и углекислый газ.

- Как вы думаете, почему организму необходимо выделять продукты распада?

-Через какие органы происходит выделение продуктов обмена?

- лёгкие, кожа, кишечник, мочевыделительную систему.

Подводит учащихся к формированию темы урока:

- эти органы выполняют важную функцию в нашем организме;

- без этих органов произошло бы неизбежное отравление организма;

- эти органы выводят из нашего организма ненужные вещества?

Обучающиеся находят лишнее и формулируют тему урока.

Высказывают предположения.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Создает условия для формулирования  цели и задач урока.

Какое  отношение к теме нашего урока имеют изображенные  предметы:  лохань, пирамида, чашка, почки растений? (возможный   ответ: почки есть у растений и у человека, у человека они выполняют выделительную функции

Определяют критерии изучения выделительных органов.

Возможные ответы:

Узнать:

-строение выделительных органов ( почки, нефрона)

- значение;

- функции;

- как образуется моча?

Организует подводящий диалог:

 - Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Тема Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.

Сегодня на уроке мы  

-Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы.

- Научимся узнавать их на рисунке.

-Узнаем,  как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.

 Формулируют  цель и задачи

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу.

Название органа

Вода

Углекис-лый газ

Твердые вещества

Кожа

700 – 900 г

4 – 6 л

7 – 9 г

Почки

1500 г

30 – 50 см3 

60 – 65 г

Легкие

500 г

450 – 500 л

Нет

Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы )

Строение мочевыделительной системы.

Составьте короткий рассказ по схеме.

Возможный ответ:

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

1. Почки.

2. Мочеточники.

3. Мочевой пузырь

4. Мочеиспускательный канал

** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими

Я вам предлагаю по работать с дополнительным материалом и заполнить таблицу

орган

строение

функция

    Проанализируем работу

Работа в рабочей тетраде «Строение почки и нейфрона» стр

Проверка-

Каким образом органы выделения осуществляют «отбор» продуктов обмена, подлежащих выведению во внешнюю среду?

Просмотрим видеофильм образование мочи

В процессе заполним таблицу

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

Образование первичной мочи

Фильтрация

В капсуле

Плазма без белка

Образование вторичной мочи

Обратное всасывание

В канальцах

Мочевина, мочевая кислота, креатин.

Вопрос. Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу?

(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).

Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности.

Работают с таблицей строения органов выделения

Делают записи в тетрадь.

оформляют результаты в таблицу :

орган

строение

функция

Проверяют выдвинутые гипотезы и отметают не правильные.

Формулируют вывод, отвечая на вопрос

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

Физкультминутка

Встаньте, выйдите из за парт. Выполните 1 быстрое приседания, затем две круговых движения руками, при этом: вдох, выдох. Расслабьтесь. Руки на поясницу.

- Какой орган под вашими руками? Верно, почки. Теперь мы с вами знаем топографию, расположение этого органа и если болит в области поясницы, то следует обратить на это внимание. Помощь просят почки, которые мы сегодня изучили. Сядьте за парту, расправьте плечи.

- Ребята, наш отдых усилил кровообращение и процесс очищения крови от продуктов распада.

Самоконтроль. Знание  основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

5

Первичная проверка понимания 

. Работа в парах.  Прочитайте стихотворение. Объясните содержание стихотворения. Отвечает выбранный человек в группе

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились,        
У позвоночного столба
Уютно разместились.

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.

1. Определение органа выделения и его места в организме

2. Сопоставление строения и функции органов системы выделения.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.

6

Первичное закрепление.

Организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Работа с текстом

Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ТЕКСТ:

У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________  почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

проверка

можете ли вы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока слайд №1

ОТВЕТ: Рисунками представлены части почки: чашки, пирамидки, лоханка

Работают с продуктивными заданиями

1. Соотнесение органа выделения и его названия, разгадывая  ребусы;

2. аргументируют значимость анализа мочи

Осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

7

Подведение итогов урока

Формулирует задание, комментируя его по необходимости:

П.39 записи

1группа.  а) Заболевания выделительной системы;

 2 группа.  б) Народная медицина и почечные инфекции

 3 группа. в) Причины заболевания почек. Аномалии почек

Фиксируют задание.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, формирование коммуникативной

8

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию в форме анкетирования :

1. Продолжите фразу

Изученный материал дает мне…

Полученные знания я могу применить…

2. Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:

На каких этапах и почему возникли сложности?

Можно ли было их избежать?

Что для этого нужно сделать?

За что Вы можете себя похвалить?

Заполняют анкету.

Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Д/З

Формулирует задание, комментируя его по необходимости:

П.39 записи

1группа.  а) Заболевания выделительной системы;

 2 группа.  б) Народная медицина и почечные инфекции

 3 группа. в) Причины заболевания почек. Аномалии почек

Фиксируют задание.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, формирование коммуникативной




Предварительный просмотр:

орган

строение

функция

Маршрутный лист

Тема урока: Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция

В процессе заполним таблицу

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1. Образование первичной мочи

2. Образование вторичной мочи

Строение почки

Строение нефрона

Работа с стихотворением

Работа с текстом

Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ТЕКСТ:

У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________  почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?



Предварительный просмотр:

. Работа в парах.  Прочитайте стихотворение. Объясните содержание стихотворения. Отвечает выбранный человек в группе

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились,        
У позвоночного столба
Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Работа в парах.  Прочитайте стихотворение. Объясните содержание стихотворения. Отвечает выбранный человек в группе

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились,        
У позвоночного столба
Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.



Предварительный просмотр:

  1. Выполнение заданий на карточках

  1. Перечислите органы, которые в организме человека выполняют выделительные функции _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Пользуясь текстом параграфа, вставьте пропущенные слова в предложения.

Образование мочи состоит из двух этапов:______________ и _____________ ______________. Первый этап осуществляется в ____________  _____________. Здесь __________ крови фильтруется из капилляров в полость ___________. При этом образуется  ___________   ____________. Она поступает в почечные ___________, где осуществляется второй этап ___________   _____________. В сети капилляров, оплетающих __________   ____________, вода и необходимые организму вещества из ____________ мочи возвращаются в кровь. В результате в почечных канальцах образуется ___________   ___________.

  1. Установите соответствие между типами мочи и особенностями, которые для них характерны. Ответы впишите в нижеприведённую таблицу

ОСОБЕННОСТИ                                                                      ТИПЫ МОЧИ

            А) образуется в капсуле нефрона                                           1) первичная

            Б) образуется в канальцах нефрона                                        2) вторичная

            В) содержит аминокислоты, глюкозу

            Г) накапливается в мочевом пузыре

            Д) не содержит глюкозу и аминокислоты

            Е) за 1 час образуется до 7л

А

Б

В

Г

Д

Е



Предварительный просмотр:

2. Строение и функции почки

Почки – это небольшие парные органы. Масса почки 150-200 г, её длина 10-12 см, ширина – 5-6 см. Наружный край выгнутый, внутренний – вогнутый. Располагаются почки в поясничной области по обеим сторонам позвоночника. Правая почка может быть немного ниже левой на 2-3 см. Сверху почки покрыты плотной оболочкой – фиброзной капсулой. Снаружи почек находится слой жировой клетчатки – фиброзная капсула. На верхних концах почек располагаются надпочечники.

На внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка – ворота почки. Сюда входит почечная артерия, несущая неочищенную кровь,   а выходят почечная вена, несущая очищенную кровь и мочеточники, по которым вещества, подлежащие удалению из организма, поступают в мочевой пузырь.

  • Таким образом, почки являются своеобразными фильтрами.

Очищая кровь, они поддерживают постоянство внутреннего состава организма, прежде всего плазмы крови.

Строение почки очень сложное. В ней различают наружное более светлое – корковое вещество, которое занимает всю периферию почки и внутреннее более тёмное – мозговое вещество. Корковое вещество столбиками входит в мозговое вещество, разделяя его на 15 – 20 почечных пирамид. Основания пирамид обращено к корковому веществу, а верхушки к почечной лоханке.

Одна пирамида с прилежащим участком коркового вещества образует одну почечную долю.

Нефрон – структурная единица почки.

Основной морфологической и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке более 1 млн нефронов. Нефрон – это почечное тельце и каналец. Нефрон начинается в корковом веществе небольшой капсулой, которая имеет форму двусторонней чаши. В этой капсуле находится клубочек кровеносных капилляров. Капсула переходит в длинный и тонкий извитой каналец, который заканчивается в мозговом слое.

Мочевыводящие органы

Из почечной лоханки моча поступает в мочеточник – это цилиндрическая трубка, её длина 30 см, диаметр – 4-5 см. внутренняя оболочка имеет складки, благодаря чему возможно растягивание. Мочеточник соединён с мочевым пузырём. Мочевой пузырь – это полый резервуар, вместимостью около 700 – 800 см3. Величина, форма и толщина стенок мочевого пузыря зависит от степени наполнения. Наполненный пузырь имеет яйцевидную форму, толщина стенок 2-3 мм. Пустой мочевой пузырь имеет толщину стенок 15 мм. Внутренняя слизистая оболочка имеет складки, которые расправляются по мере его наполнения. Поверх слизистой оболочки располагаются три слоя гладких мышц. При сокращении мышц моча изгоняется из организма через мочеиспускательный канал. В начале мочеиспускательного канала расположены круговые мышцы, которые образуют сфинктер – он регулирует поступление мочи из пузыря в канал.

Примерно каждые 7сек  из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. Чтобы образовался 1 л конечной мочи, через почечные канальцы должно пройти до 125 л первичной мочи. До 124 л всасывается обратно. 

. Образование мочи 

По ходу рассказа заполняется таблица:

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1. Образование первичной мочи

2. Образование вторичной мочи

В капсулах происходит фильтрация крови: часть жидкой плазмы крови, содержащая продукты распада и питательные вещества и составляющая первичную мочу, проходит через стенки капилляров и попадает в каналец нефрона. Продвигаясь вдоль канальца из первичной мочи в кровь всасываются нужные организму вещества и большая часть воды. В канальце остаётся то, что организму не нужно. Это вторичная, или конечная моча.  Из извитых канальцев моча поступает в собирательные канальцы, которые направляются к верхушкам почечных пирамид. Каждая из пирамид имеет несколько точечных отверстий, через которые моча поступает в почечную

лоханку. Почечная лоханка представляет собой воронкообразную сплющенную полость с тонкими стенками.

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1. Образование первичной мочи

Фильтрация

В капсуле

Плазма без белка

2. Образование вторичной мочи

Обратное всасывание, секреция

В канальце

Мочевина, мочевая кислота, креатин

Рефлекторная регуляция

Мочеиспускание процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча повышает в нём давление, что вызывает раздражение рецепторов, находящихся в стенках пузыря. От рецепторов импульсы поступают в спинной мозг (мочеиспускательный центр), от него импульсы идут к мускулатуре мочевого пузыря, заставляя её сокращаться. Сфинктер при этом расслабляется и моча выводится наружу. У маленьких детей мочеиспускание непроизвольное. У взрослых произвольное мочеиспускание – они могут контролировать его.



Предварительный просмотр:

орган

строение

функция

Маршрутный лист

Тема урока: Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция

В процессе заполним таблицу

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1. Образование первичной мочи

2. Образование вторичной мочи

Строение почки

Строение нефрона

Работа с стихотворением

Работа с текстом

Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ТЕКСТ:

У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________  почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Общий план строения нервной системы и её функции" биология человека 8 класс.

На уроке "Общий план строения нервной системы и её функции" используется методический приём "Чтение с пометками". На уроке формируются навыки работы в парах и группах....

Урок по теме "строение и функции выделительной системы".

Данный материал содержит конспект урока по теме к учебнику линии И.Н. Пономаревой. Материал содержит готовые листы фронтальной работы, которыми можно пользоваться на уроке, как дидактическим материало...

Конспект открытого урока по теме: "Строение и функции органов дыхания."

Тема урока: "Строение и функции органов дыхания."Тип урока: изучение нового материала.Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.Цели урока: Образ...

Конспект урока "Мышцы, их строение и функции".

С помощью данного урока учащиеся выяснят строение и функции мышц. Рассмотрят основные группы скелетных мышц. С помощью рисунков узнают расположение мышцы в теле человека. Урок содержит дополнительный ...

Нервная система. Строение и функции.

Технологическая карта урока и презентация...

Разработка урока Мочевыделительная система

Разработка урока Мочевыделительная система для 8 класса...