Разработка урока Мочевыделительная система
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Разработка урока Мочевыделительная система для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_mochevydelitelnaya_sistema.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Мочевыделительная система
Цели: Образовательные
-сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы
- сформировать представление о значении органов выделения
Развивающие: развитие понятия об организме как едином целом, о постоянстве внутренней среды организма.
Воспитательные: дать гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы и их профилактика.
Оборудование: мультимедийная установка, таблицы «Строение выделительной системы», «Модель строения почки млекопитающего», рельефные модели «Строение почки человека», бланки «Анализ мочи», электронный диск «Мое тело».
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: с применением компьютера
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Актуализация опорных знаний
Задание №1 Решение поисковой задачи.
Факты | Причины |
А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар. Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. В. Специальными упражнениями можно «добиться» большей выразительности лица. Г. При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас «волосы встают дыбом». Д. Рассмотрите подушечки пальцев и капиллярные линии на них. Здесь расположена большая часть рецепторов кисти руки. Е. После бани «легче дышится». Ж. При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки. | 1. Мимические мышцы придают лицу живость и выразительность, Сокращаясь, они образуют складки кожи, определяющие выражение лица. 2. Кожа участвует в газообмене. Дыхание кожи составляет примерно 2% всего газообмена. Воздух проникает в полость трубки потовой железы. 3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. 4. У корня волоса есть крошечная мышца, сокращение которой поднимает волос. Это рудимент тех мышц, которые «топорщат» мех испуганного или переохлажденного животного. Человек в таких случаях покрывается гусиной кожей. 5. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента – меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается. 6. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения. 7. На подушечках пальцев рецепторов больше, чем на ладонях. Они находятся в углублениях бороздок, образованных капиллярными линиями. Предметы обычно ощупываем подушечками пальцев, их узоры индивидуальны для каждого человека и поэтому используются в судебной медицине. |
Правильные ответы: А – 5; Б – 6; В – 1; Г – 4; Д – 7; Е – 2; Ж – 3.
Задание №2. В середине XVII в. В богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» – олицетворение «золотого века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же после шествия был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке и сильно замерз. Золотая краска, покрывавшая тело, вызвала резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась, мальчик заболел и вскоре умер. В чем причина гибели мальчика?
Долгое время не могли объяснить причину гибели ребенка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение и дыхание кожи. Только значительно позже, в XIX в., опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина еще и в нарушении теплорегуляции организма.
Задание №3 Прочтите текст. Есть ли здесь биологические ошибки и неточности? В чем они заключаются?
Я получила письмо от сестренки и обнаружила четыре поступка, которые она не должна была совершать. А вы сможете найти?
«Дорогая Лена! Наконец – то долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в 12 и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа три загорали. Я учила на уроках биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать»
- Ребята какую функцию выполняет кожа?
- А что выделяет кожа?
- А еще какие органы выполняют выделительную систему?
Тема сегодняшнего урока Мочевыделительная система. Показывается фильм (используется электронный диск «Мое тело»)
III. Изучение нового материала
1. Образующиеся в результате обмена веществ продукты распада удаляются из организма с помощью почек. Почки выделяют жидкие продукты распада: воду, соли, мочевину и др. Удаляя из организма излишки воды и солей, они способствуют поддержанию постоянства внутренней среды организма. С помощью почек из организма удаляются вредные и ядовитые вещества, а также некоторые яды, принятые в виде лекарств. Почки сами участвуют в образовании ряда веществ, которые затем ими же выделяются: это аммиак, гиппуровая кислота и некоторые другие.
В систему мочевых органов входят почки, мочеточники, мочевой пузырь и
мочеиспускательный канал. В почках происходит процесс мочеобразования (диурез). Из почек моча по мочеточникам поступает в мочевой пузырь, служащий резервуаром для мочи, откуда по мочеиспускательному каналу моча выводится наружу
Мочеобразующий орган: почки – темно- красный плотный парный орган бобовидной формы, длина 10см, ширина 4 см, толщина 2,5 см. Сверху расположены надпочечники. Верхний конец доходит до уровня 11 грудного позвонка, а нижний – до верхнего края третьего поясничного позвонка. На правую почку давит такой гигант как печень, поэтому она ниже на 1-1,5 см ниже левой. Вес почки 300г. Почки можно назвать ключевыми органами системы обеспечивающими выведению мочи из организма. Именно в них из крови удаляются избыток жидкости и неорганических веществ, а также некоторые токсические вещества для организма, например – мочевина. В результате образуется жидкость, представляющий собой высококонцентрированный раствор этих соединений – моча. Моча оттекает из почек по мочеточникам соединяющим их с мочевым пузырем. (слайд из видеофильма электронный диск «Мое тело», в раб.тетрадях заполняют № 161)
Мочевыводящие органы: мочеточники – трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре, впадают в мочевой пузырь. Плавными движениями мочеточники препровождают образующуюся в почках мочу к мочевому пузырю. Примерно каждые 7сек. Из почек выходит очередная порция мочи.
Мочевой пузырь – непарный орган, не слишком большой и не слишком маленький – зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами. Из-за хорошей эластичности его стенок, емкость мочевого пузыря может растягиваться до 500-75-мл. Из него моча выводится через мочеиспускательный канал.
Совместно строим схему:
Мочевыделительная система
Мочеобразующие Мочевыводящие
органы органы
почки мочеточники
мочевой пузырь
мочеиспускательный
канал
3Кровоснабжение почек.
Почка нам дает «чудесную сеть – артериальную». Нигде в организме, кроме почки, не встречается такая последовательность сосудов: артерия – капилляр – артерия.
Вспомните ребята, а что такое артерия?
Что такое вена?
В каждой почке состоит из миллионов микроскопических единиц, в которых происходит фильтрация плазмы крови. Что такое плазма крови?
Нефроном называют микроскопические единицы почки, в которых происходит фильтрация крови.(запись определения в тетради №162).
Рассказывается строение нефрона.
4 Образование мочи.
По ходу рассказа учащиеся самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях
Этапы | Процессы | Где образуется | Состав |
1 Образование первичной мочи | фильтрация | В капсуле | Плазма без белка |
2. Образование вторичной мочи | Обратное всасывание, секреция | В канальце | Мочевина, мочевая кислота, креатин |
5. Функция почек.
- участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды;
- Участвуют в регуляции артериального (синтез ринина)
- стимулируют образование эритроцитов
- образуют биологически активные вещества.
6. Причины и профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Заболевания мочевыделительной системы
Какие заболевания почек вам известны?
Причины | Профилактика |
Инфекционные заболевания | Закаливание своевременное лечение инфекционных заболеваний |
Переохлаждение организма | Избегать переохлаждения, одеваться «по погоде» держать ноги в тепле |
Острая пища | Рациональное питание |
Избыток солей в питьевой воде | Контроль за качеством питьевой воды |
Употребление алкоголя, курения | Отказ от вредных привычек |
Восходящая инфекция несоблюдение личной гигиены | Соблюдать правила личной гигиены |
В нашем районе из детей до 16 лет болеют 32 пиелонефрит
Энурез 14
Цистит 23
IV. Закрепление нового материала.
- Ребята какие органы выделения мы с вами знаем?
Органы выделения
Кожа Мочевыделительная система
Удаляет воду, мочевину, Легкие Удаляет воду, мочевину,
соли и другие ненужные удаляют излишнюю воду соли и другие ненужные для
вещества и углекислый газ организма соединения
На основе текста учебника и данных таблицы определите, в какой колонке таблицы даются показатели, характерные для крови, первичной и вторичной мочи. Выбор обоснуйте устно.
Вещества | Содержание % | ||
? | ? | ? | |
Вода Белки, жиры гликоген Глюкоза Натрий (в виде ионов) Сульфаты (в виде ионов) Мочевина Мочевая кислота | 90-92 7-9 0,1 0,3 0,002 0,03 0,004 | Около 99 Отсутствуют 0,1 0,3 0,002 0,03 0,004 | 99-98 Отсутствуют Отсутствуют 0,4 0,18 2 0,05 |
Разместить в правильной последовательности следующие таблицы.
Кровь (Плазма, форменные элементы), Плазма (белки, вода, витамины, глюкоза, аминокислоты, минеральные вещества) Первичная моча (Вода, витамины, глюкоза, аминокислоты, минеральные вещества), Вторичная моча (мочевина, мочевая кислота).
V.Дом.задание. Составить схему взаимосвязи мочевыделительной системы с другими системами органов человека. №42, ответить на вопросы. В раб.тетрадях №165 решить кроссворд.
Они как два больших боба
На связках закрепились
У позвоночного столба
уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть,
Что нам всего дороже.
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
Литература:
1. Электронная библиотека «Мое тело»
2. Журнал «Биология в школе» №6 2003год
3. Электронное учебное издание «Биология, Химия, Экология»
4. Тематическое и поурочное планирование по биологии 8 класс, Н.А.Пугал, Издательство «Экзамен» Москва 2006год.
5. Биология. Человек 8 класс. Поурочные планы. Г.В.Чередникова издательство «Учитель»
6 Биология. Человек. Методическое пособие 8 класс, Москва Изд. «Вентана-Граф», 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«История России XIX века» (разработки уроков в системе модульно-блочной технологии
Разработки уроков по теме «История России XIX века» составлены на основе модульно-блочной с...
Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...
Методическая разработка урока "Информационная система: функции и основное назначение"
Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использования определенных способов хранения, обработки. Основным критерием оптим...
разработка урока "Дисперсные системы. Истенные растворы. Способы выражения концентрации растворов"
Тема: «Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов». Тип урока: урок новых знаний.Цель:Образовательная:Сформулировать понятие дисперсной системы;Познакомить с класс...
Методическая разработка урока информатики "Системы счисления", 9 класс
Материал к уроку информатики "Системы счисления ", 9 класс содержит конспект урока, презентацию к уроку, приложения с заданиями...
Методическая разработка урока физики «Система «Земля-Луна»» с использованием ИКТ
Тема: Система «Земля-Луна»Класс: 11Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи:Образовательные:Для учителя:знания:1. объяснить, почему происходит смена фаз Луны;2. объяснить, почему...
Конспект урока «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.»
Урок по биологии по теме «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.» в 8 классе . Обучение биологии ведеться по об...