Нервная система. Строение и функции.
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Ульянова Анна Викторовна

Технологическая карта урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.65 КБ
Файл nervnaya_sistema.rar2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Раздел: Координация и регуляция

Класс: 9

Дата:  

ФИО учителя: Ульянова А.В.

Тема урока:

Нервная система. Строение и значение Н.С .

Тип урока:

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цели урока:

Понять принцып работы Н.С.

Целевые результаты

Личностные:  развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение данной темы; умение работать в малой группе, умение выражать и аргументировать свою позицию, оставаясь толерантным по отношению к другой точке зрения;

умение адекватно оценить свои достижения.

Метапредметные:   развитие и совершенствование умения самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

 Предметные: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы. Обучающийся научится называть: особенности строения нервной системы (отделы, органы); классифицировать части Н.С по функции; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы; будет знать определения понятий: нейрон, аксон, дендрит, синапс, рефлекс, рефлекторная дуга. Классифицировать нейроны по типу работы.

Критерии оценивания

  • активная работа на уроке в формировании знаний об особенностях строения  нервной системы.
  • креативность мышления в постановке целей и выводе темы, в формулировании выводов практической работы
  • выполнение задания на закрепление
  • групповая взаимооценка , самооценка

Организации деятельности

 групповая работа;

Основные методы обучения

  • проблемно-поисковый,
  • метод эмпатии
  • игровой.
  • практическая работа

Предварительные знания

Из раздела «Разнообразие живых организмов» 8 класса учащиеся знают строение Н.С. млекопитающих. Из темы «Ткани» 9класса могут объяснить понятия нервная клетка-нейрон, нервная ткань ткани.  Из темы «Системы органов»  9класса могут объяснить  понятие - органы, системы органов.

Оборудование и дидактические средства:

учебник, карточки с заданиями для групповой работы и индивидуальной работы, компьютер, проектор, презентация , электронная доска, видеофрагменты, инновационный учебно-методический комплект " Навигатор" для 6-11 классов /авт. В.И. Сивоглазов (модули заданий для электронной доски).

Ход урока

 Этапы урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Ресурсы

Формирование УУД

0-5 минут

І. Приветсвие. Установление эмоционального настроя. Обьяснение концепции урока Квеста.

1. 5 Level.

2. Правильное решение переход к следующему левелу по звуковому сигналу.

3. По ходу левела фикситруем результаты – создавая  опрный конспект. ( карту памяти)

4. Слаженная командная работа.

Для раскрытия темы урока задать несколько вопросов орантированных на видиофрагмент.

Вопросы для обсуждения:

Level 1. Как вы лодку назовете…

  • Мы посмотрели фрагмент выступления оркестра, композицию Арама Хачатуряна Танец с саблями.  Мы видели, как согласованно работает оркестр, это видео наталкивает вас на

догадку какая же тема нашего сегодняшнего урока? …

  • Согласованность работы музыкантов достигается благодаря стараниям одного человека, какого? (дирижёр)
  • Как вы думаете если представить, что оркестр — это наш организм, кто тогда является дирижёром? (Н.С.)

- Так какое же мы название дадим нашему Квесту?

( запись темы урока на доске)

Знакомятся на раздаточными «Картами памяти»

Смотрят видеофрагмент

Опредиляют тему и цель урока.

 

Презентация:

1- 3 слайд

https://www.youtube.com/watch?v=swgJaRY67JI (видео 20 сек.)

Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения.

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. 

Регулятивные: 

Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.

6-36 минут

Level 2. Одна голова хорошо, а 5 лучше.

- Составить схему строения Н.С. по месту нахождения.

- Составить схему строения по функциям Н.С.  (с определением функций частей Н.С.).

Level 3. Сказка ложь, да в ней намек…

- Дать определение частям нервной клетки. (тело нейрона, дендрит, аксон, миелиновая оболочка, синапс)

- Составить нейрон из частей.  Назови функции каждой части.

Намек был вам дан, а теперь слушайте сказку.

В некотором царстве (организме человека) Некотором государстве (нервной системе) Жили были три брата, три нейрона, каждый из них выполнял свою работу, а работа их заключалась в получении и переработке информации.  

Первый был очень чувствительный, он получал новости, возбуждался и превращал в нервный импульс. Находясь на языке, он воспринимал …, в носу …, в глазу…. И передавал эту информацию своему брату.

 Вставочному нейрону, второй никогда не покидал центральную нервную систему – он обрабатывал информацию, и передавал ее третьему брату.

Третий брат, двигательный или его второе имя исполнительный нейрон предавал эту информацию всему что движется (?) то есть рабочему органу.

Все эти нейроны образовывали рефлекторную дугу, очень легко запомнить части по пальцам рук (синапс, чувствительный нейрон, вставочный, двигательный, рабочий орган)

(раздаю таблички – рецептор, исполнительный орган)

- Задание образовать цепочку передачи нервного импульса из 4 нейронов (вставочных 2)

Level 4. Доверяй, но…

Что мы видели?

Что такое рефлекс?

- Задание – проверь свои рефлексы.

Каждая группа в своих картах памяти видит практическую работу. Ознакомитесь. Проведите эксперименты. Запишите результат.

  • Ответе на вопрос зачем нам этот рефлекс необходим?
  • Классифицируйте его исходя из таблицы и слайда.

Level 5. Учиться, учиться и еще раз 

Задания у электронной доски.

  • Строение и значение Н.С.(2)
  • Строение и ф-ции спинного мозга.(1)

Выполняют тест.

Получают конверты с заданием.

Выполняют задание 1 и 2 опираясь на текст учебника.

Записать схемы в опорный конспект.

Вывешивают результат на доску.

Получают коробки с беджами. (тело нейрона, дендрит, аксон, миелиновая оболочка, синапс)

Работают с опорным конспектом учебником устанавливая функции частей нейрона

Одна из рабочих групп демонстрирует работу нейрона.

Заполняют схему в «Карте памяти»

Дают определение рефлекторной дуги.

Подписывают части рефлекторной дуги.

Образуют цепочку передачи нервного импульса из 4 нейронов

По звуковому сигналу в цепоче передают  мяч, при достижении импульсом рабочего органа осуществляют движение.)

Выполняют практическую работу

Проводят эксперименты. Записывают результат.

Классифицируют рефлекс.

Выполняют задания у электронной доски.

Задают тест.

Презентация слайд

4- 5

Учебник 9 класс. М. Р. Сапина, Н. И. Сонин. «Человек»

 ( стр. 56)

Презентация слайд 6

Диск Биология 8 класс.« Вегетативная Н.С. анимация»

Презентация слайд 7-8

Учебник 9 класс. М. Р. Сапина, Н. И. Сонин. «Человек» ( стр. 38)

Презентация слайд

9-10

Диск Биология 8 класс.« Рефлекторная дуга. анимация»

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=2_lQsj4Q-KQ

Слайд 11-12

Слайд 13.

Диск Биология 8 класс.« Задания из темы

Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Осознанно строить речевые высказывания.

Искать и выделять необходимую информацию.

Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Переводить информацию из полного текста в тезисы.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Коммуникативные: Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

Знать классификацию нервной системы по местоположению и функциям. 

Знать классификацию нейронов и их строение. Строение рефлекторной дуги. Понимать практическую значимость рефлексов для человека.

37-40 минут

Рефлексия: 

- Я вас сегодня очень раздражала?

(с точки зрения работы НС)

- Достигли поставленных на уроке целей?

-  Мы поняли, как работает ваша НС.?

- Что является основой НС – (нейрон)

- А если объединить три типа нейронов что получиться. (рефлекторная дуга).

-  Любая рефлекторная дуга составляет основу чего (рефлекса)

Большое спасибо вам за урок Домашнее задание вы видите на слайде и в своих картах памяти.

- Вы довольны своей работой на уроке? Помните мы начали свой урок с фрагмента игры оркестра. Давайте исходить из того что я сегодня на уроке выполняла роль дирижёра. Тогда кем же были Вы.

Проанализируйте

Сегодня на уроке я:

  • Первая скрипка-  прекрасно понял тему, был лучшим в группе.
  • Фортепиано – старался весь урок, но есть над чем поработать
  • Ударные – иногда просыпался чтобы подать идею.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят оценку своей работы.

Оставляют магниты на фото музыкальных инструментов.

Личностные: Понимание значения нервной системы в жизни организма

Метапредметные

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результата своей деятельности.

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные:Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

систематизируют

знания о строении и значении нервной системы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Общий план строения нервной системы и её функции" биология человека 8 класс.

На уроке "Общий план строения нервной системы и её функции" используется методический приём "Чтение с пометками". На уроке формируются навыки работы в парах и группах....

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...

"Строение и функции нервной системы"

Тесты позволят выявить знания учащихся о строении и функциях спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов, о врожденных и приобретенных рефлексов, о функционировании соматического и автономного ...

Особенности строения и функции нервной системы человека

Особенности строения и функции нервной системы человека. Краткий конспект для подготовки к ОГЭ....

Конспект урока «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.»

Урок по биологии по теме  «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.» в 8 классе . Обучение биологии ведеться по об...

Технологическая карта урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прямых и обратных связей»

Технологическая карта урока разработана  в соответствии с требованиями ФГОС по теме урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прям...