Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии на тему "Скелет человека"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9, 10, 11 класс)
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии на тему "Скелет человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._skelet._kosti.pptx | 1.54 МБ |
2.skelet.myshtsy.pptx | 1.36 МБ |
3._skelet._pryamohozhdenie.pptx | 862.71 КБ |
4._skelet._narushenie_osank.pptx | 314.6 КБ |
dz_kosti.docx | 190.3 КБ |
dz_myshtsy.docx | 13.05 КБ |
dz_pryamohozhdenie.docx | 13.86 КБ |
kr_skelet.docx | 217.24 КБ |
smr_kosti.docx | 16.24 КБ |
smr_myshtsy.docx | 74.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скелет — (от греч . “ skeletos ” — высохший), совокупность твердых тканей в организме животных и человека, дающих телу опору и защищающих его от механических повреждений
Скелет и у мужчин и у женщин состоит из 206 костей Парные кости Непарные кости 85 36
Строение кости Твёрдость костям придаёт наличие в их составе неорганических веществ: минеральных солей фосфора, кальция, магния. Гибкость и упругость придают органические вещества. Прочность кости обеспечивается сочетанием твёрдости и упругости.
Строение кости Кость состоит прежде всего из соединительной костной ткани с твердым межклеточным веществом. Сверху кость покрыта надкостницей, в которой проходят сосуды и нервы. Надкостница обеспечивает питание клеток кости и рост кости в толщину. В полостях трубчатых костей находится желтый костный мозг – запас жира. В головках костей расположен красный костный мозг, в котором образуется форменные элементы крови.
Классификация костей по форме Трубчатые Плоские Губчатые Смешанные
Классификация костей по форме Среди костей скелета различают трубчатые кости (кости конечностей ), губчатые (ребра, грудина, кости запястья, предплюсны ) плоские (кости черепа, лопатка, тазовые кости ) смешанные (кости основания черепа, позвонки )
Скелет Осевой Периферический Скелет головы Скелет туловища Нижних Верхних Скелет конечностей Плечевой пояс Скелет конечностей Тазовый пояс Скелет конечностей
Строение черепа 23 кост и
Строение туловища 33-34 кост и 7 12 5 5 4 S
Грудная клетка У человека 12 пар рёбер Ф ункции: защитная д ыхательная опорная
Скелет верхней конечности лопатка к лючица 1 2 27
Кости кисти
Скелет нижней конечности Бедро Голень Стопа 1 2 26
Функции скелета Двигательная Защитная Формообразующая Опорная Кроветворная Обменная
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мышцы - это? Мышцы , прикреплённые к скелету, называются скелетными мышцами . Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям. Название «мышца» произошло от слова « мускулюс » - мышь, это связано с тем, что анатомы заметили мышцы под кожей перемещаются, как мыши.
Функции мышц Передвижение тела и его отдельных частей Дыхательные движения Жевание и глотание Артикуляция и мимика Защита внутренних органов
Свойства мышечной ткани Возбудимость Сократимость Проводимость Эластичность
Мышцы — активная часть опорно-двигательной системы. Мышцы снабжены кровеносными сосудами и нервами. Скелетные мышцы состоят из поперечно-полосатой мышечной ткани. Волокна мышечной ткани объединяются в пучки, покрытые оболочками – фасциями, пучки образуют мышцу, также покрытую фасцией. При помощи сухожилия мышца крепится к кости.
Группы мышц Среди мышц головы и шеи интересны мимические мышцы, одним своим концом прикрепляющиеся к коже лица. Мимика человека очень важна при общении, так как выражает внутреннее состояние.
Группы мышц Мышцы спины поддерживают вертикальное положение туловища и осуществляют движения головы, шеи, лопаток, рук.
Группы мышц Мышцы груди участвуют в движениях рук. Межреберные мышцы участвуют в дыхательных движениях. Мышцы живота необходимы для движений туловища и также участвуют в дыхательных движениях . К мышцам живота также относится диафрагма , разделяющая грудную и брюшную полости. Диафрагма участвует в дыхательных движениях.
Мышцы руки Группы мышц
Группы мышц Мышцы конечностей и поясов конечностей необходимы для их движения.
Скелетные мышцы Мышцы , совместно участвующие в каком-либо движении в суставе называются синергистами . Мышцы , осуществляющие противоположные движения в суставе – это мышцы- антагонисты (например, двуглавая и трехглавая мышцы плеча).
Скелетные мышцы По выполняемым движениям выделяют мышцы: сгибатели (сгибание конечности); разгибатели (разгибание конечности); приводящие сустав (приведение); отводящие сустав (отведение); вращатели сустава (вращающие движения) и др.
Гладкие мышцы Гладкие мышцы входят в состав стенок внутренних органов и сосудов. Они сокращаются с меньшей скоростью по сравнению со скелетными мышцами. Поэтому на их сокращения тратится меньше энергии. Гладкие мышцы сокращаются только непроизвольно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С келет головы Отличия черепа человека с черепом гориллы. Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым (высокий лоб) у гориллы челюсти выступают вперед 2. Сглаживание надглазничных дуг 3.Наличие подбородочного выступа, что связано с речевой функцией
C келет туловища. Позвоночник Сравнение позвоночника собаки с позвоночником человека У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник не имеет выраженных изгибов, длинный хвостовой отдел. Выражены изгибы позвоночника. Устойчивое положение туловища обеспечивается укорочением позвоночника.
С келет туловища. Грудная клетка Сравнение грудной клетки собаки с грудной клеткой человека У собаки грудная клетка сжата с боков, у человека расширена в стороны. Ключица удерживает плечевой пояс на некотором расстоянии от грудной клетки.
С келет туловища. Позвоночник Сравнение тел позвонков Позвонки млекопитающего: человека. Центр тяжести находится в нижней части позвоночника; увеличивается масса позвонков от шейного к поясничному отделам Позвонки млекопитающего: кошки. Опора на четыре конечности, поясничные позвонки овальные
С келет туловища. Таз Таз собаки Таз узкий Таз человека Кости таза и нижних конечностей массивные, таз имеет вид чаши Сравнение костей пояса нижних конечностей
Р ука - орган и продукт труда 1. Хватательные движения предопределили строение кисти с противопоставленными большими пальцами. 2. Развитие плечевого пояса и шаровидный плечевой сустав позволяют совершать движения с амплитудой до 180°
С келет конечностей. Кисть Кости пальцев подвижны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у человека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы – от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая связана с тонкими и точными движениями пальцев.
С келет конечностей. Кисть Висячий палец собаки – это первый палец и имеет всего две фаланги.
Скелет конечностей. Стопа Человек при ходьбе опирается всей стопой (стопохождение), собака пальцами ( пальцехождение ), лошадь не концевую фалангу своего единственного пальца ( фалангохождение )
Скелет конечностей. Стопа Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.
О собенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью : 1.Вертикальное положение позвоночника 2.Увеличение массы позвонков от шейного к поясничному отделам 3.Наличие изгибов (лордозов и кифозов) смягчают толчки при беге и прыжках 4.Грудная клетка плоская и широкая. 5.Широкий и массивный таз, который поддерживает внутренние органы 6.Сводчатая стопа, которая смягчает толчки при беге и прыжках 7.Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым отделом 8.Сглаживание надглазничных дуг 9.Наличие подбородочного выступа, что связано с речевой функцией 10.Подвижная кисть, высокая степень противопоставления большого пальца на руке всем остальным
Н едостатки, связанные с прямохождением Уменьшилась скорость передвижения Возникли такие болезни как остеохондроз, сколиоз, плоскостопие, варикозное расширение вен нижних конечностей и т.д. Затруднены роды, так как крестец стал неподвижным
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опорно-двигательная система отличается особой надёжностью и прочностью. Она может выдерживать огромные нагрузки. Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Для нормального развития костей необходимо, чтобы в организм поступали разнообразные минеральные соли и особые вещества, регулирующие обмен этих солей в кости, например витамин D . При нехватке этого вещества у детей развивается заболевание — рахит . Кости теряют свою прочность и могут даже изгибаться под тяжестью тела. Рахит
Заболевание суставов Увеличение нагрузки на суставы (из-за ожирения, когда масса тела значительно превышает физиологическую норму) приводит к заболеваниям суставов. При этом возрастает давление на опорные поверхности суставов нижних конечностей, ухудшается кровоснабжение конечностей .
Прочные кости скелета Занятия физкультурой, спортом, трудовая деятельность способствуют формированию скелета. В местах прикрепления сухожилий мышц кости утолщаются, на них образуются шероховатости, бугорки.
Регулярность Мышцы нуждаются в систематической тренировке. При регулярной физической работе, занятиях спортом в них поступает больше питательных веществ и кислорода (с током крови), мышечные волокна растут быстрее, мышечная масса увеличивается, и человек становится сильнее.
Нарушения опорно-двигательной системы Прямая спина, расправленные плечи, развёрнутая грудь, поднятая голова — всё это признаки хорошей осанки . При правильной осанке внутренние органы расположены так, что создаются наилучшие условия для их работы. При неправильной осанке происходит искривление позвоночника, развивается болезнь остеохондроз Искривление позвоночника
О правильной осанке нужно заботиться с раннего детства. У детей и подростков, пока хрящевая ткань не заменилась костной, возможны значительные отклонения изгибов от нормы — это искривления позвоночника: кифоз, лордоз, сколиоз . Искривление позвоночника
Плоскостопие Плоскостопие заключается в уплощении свода стопы . Если стопа становится плоской и не может уменьшать нагрузки, то при ходьбе, беге и даже просто при стоянии ноги быстро устают, и возникают сильные боли.
Предварительный просмотр:
1. Назовите кости, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Укажите, к какому отделу скелета их относят. Каково значение этого отдела скелета?
2. Назовите кости, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Укажите, к каким отделам скелета их относят.
3. Какие структуры кости взрослого человека обозначены на рисунке цифрами 1 и 2? Чем заполнены полости в этих структурах? Какие функции выполняет содержимое полостей?
4. Назовите элементы строения кости, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Укажите особенности их строения и выполняемые ими функции.
Предварительный просмотр:
1. Из какой ткани образованы скелетные мышцы и из чего они состоят?
2. Напишите функции мышц.
3. Какие мышцы человека сокращаются медленнее по сравнению с другими мышцами?
4. Напишите свойства мышечной ткани
Предварительный просмотр:
1. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.
2. Какие особенности физиологии и анатомии человека позволяют ему использовать для общения устную речь? Укажете не менее трёх особенностей.
3. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
4. Укажите эволюционные черты передних конечностей у человека. Какие изменения в передних конечностей позволили человеку овладеть трудовой деятельностью?
Предварительный просмотр:
1. Выберите из списка функции опорно-двигательной системы.
а) Выведение веществ из организма
б) Защита
в) Транспорт веществ
г) Движение
д) Поступление веществ в организм
е) Опора
2. Расположите кости верхней конечности в правильном порядке, начиная с плеча.
Фаланги пальцев
Локтевая и лучевая кости
Плечевая кость
Кости пясти
Кости запястья
3. Установите соответствие между костью и частью скелета, к которой она относится.
Грудина | Мозговой череп |
Теменная кость | Верхняя конечность |
Нижняя челюсть | Пояс нижних конечностей |
Кости пясти | Лицевой череп |
Подвздошная кость | Грудная клетка |
4. К каждой иллюстрации подберите подходящую подпись.
А Б В
1. Грудная клетка
2. Сустав
3. Скелет головы
5. Скелет кисти состоит из костей … (их 7), пяти костей … , … фаланг пальцев.
1. запястья
2. пясти
3. фаланг пальцев
6. При разгибании руки в локтевом суставе
1) расслабляются двуглавая и трехглавая мышцы
2) двуглавая расслабляется, а трехглавая сокращается
3) обе мышцы сокращаются
4) обе мышцы расслабляются
7. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета верхней конечности. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены
1) лучевая кость
2) лопатка
3) плечевая кость
4) ключица
5) запястье
6) кости пясти
8. Скелетные мышцы состоят из
1) поперечно-полосатой мышечной ткани
2) гладкой мышечной ткани
9. Скелет и мышцы не выполняют функцию:
1) защитную
2) двигательную
3) опорную
4) транспорта веществ
10. Что из перечисленного характерно для скелета человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сводчатая стопа
2) прямой позвоночник без изгибов
3) позвоночник с S-образным изгибом
4) широкий чашевидный пояс нижних конечностей
5) сжатая с боков грудная клетка
6) массивные челюсти
11. Изгибы позвоночника человека связаны с
1) прямохождением
2) трудовой деятельностью
3) общественным образом жизни
4) переносом тяжестей
12. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S–образная
13. К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести
1) активный образ жизни
2) слабое развитие мышц
3) постоянное ношение тяжестей в одной руке
4) ношение обуви без каблука в детстве
5) стрессовая ситуация
6) нарушение режима питания
14. Чем характеризуются авитаминоз D? Как предупредить авитаминоз?
Предварительный просмотр:
1. В составе шейного отдела позвоночника выделяют … позвонков.
2. Подчеркните правильный ответ в тексте.
Кость растет в толщину за счет деления клеток надкостницы , красного костного мозга .
3. В полости трубчатых костей находится
а. Красный костный мозг
б. Желтый костный мозг
4. Локтевая и лучевая кости относятся к:
а. Скелету верхних конечностей
б. Скелету туловища
в. Скелету нижних конечностей
г. Поясу верхних конечностей
5. Вычеркните слово так, чтобы получилось верное предложение
В шейном отделе позвоночника человека, как и у всех млекопитающих, находится семь ,двенадцать позвонков.
6. В головках трубчатых костей находится
а. Красный костный мозг
б. Желтый костный мозг
7. Большая и малая берцовая кости относятся к:
а. Скелету туловища
б. Скелету верхних конечностей
в. Скелету нижних конечностей
г.Поясу верхних конечностей
8. Вычеркните слова так, чтобы получилось верное предложение.
В грудном отделе позвоночника человека находится семь , двенадцать позвонков.
9. К плоским костям скелета относятся:
а. Кости предплечья
б. Кости таза
в. Фаланги пальцев
г. Все
10. Примеры длинных трубчатых костей:
а. Плечевая и фаланги пальцев
б. Фаланги пальцев и грудина
в. Бедренная кость и плечевая
г. Ребро и бедренная кость
Предварительный просмотр:
1. При разгибании руки в локтевом суставе
1) расслабляются двуглавая и трехглавая мышцы
2) двуглавая расслабляется, а трехглавая сокращается
3) обе мышцы сокращаются
4) обе мышцы расслабляются
2. Сгибателем локтевого сустава служит
1) двухглавая мышца
2) трёхглавая мышца
3) дельтовидная мышца
4) трапециевидная мышца
3. Дотронуться до кончика носа с закрытыми глазами человек может благодаря
1) обонянию
2) мышечному чувству
3) осязанию
4) слуху
4. Какой цифрой обозначена лучевая кость?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5. Сходство гладкой и поперечнополосатой мышечных тканей состоит в их способности
1) выполнять опорную функцию
2) устанавливать связи между органами
3) возбуждаться и сокращаться
4) осуществлять защитную функцию
6. Скелетные мышцы состоят из
1) поперечно-полосатой мышечной ткани
2) гладкой мышечной ткани
7. Диафрагма относится к:
1) Мышцам спины
2) Мышцам груди
3) Мышцам живота
4) Мышцам плечевого пояса
8. Двуглавая мышца относится к:
1) Мышцам верхней конечности
2) Мышцам живота
3) Мышцам груди
4) Мышцам спины
9. Скелет и мышцы не выполняют функцию:
1) защитную
2) двигательную
3) опорную
4) транспорта веществ
10. Разгибание ноги в коленном суставе осуществляет
1) двухглавая мышца
2) трёхглавая мышца
3) четырёхглавая мышца
4) трапециевидная мышца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока биологии нервная система человека
очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...
Факультатив по биологии: "Гипотезы происхождения человека"
Данная программа предназначена для углубленного и расширенного изучения учебной дисциплины"Биология". Программой предусматривается изучение теоретических основ общей биологии. В ней отражены зад...
Подборка материала для подготовки к ЕГЭ по биологии по теме "Человек"
Много вопросов в заданиях ЕГЭ по биологии отводится на проверку знаний по теме "Человек". Особое место отводится рисункам и схемам. Подобраные мной рисунки, схемы и таблицы помогут успешно подготовить...
Подборка материала для подготовки к ЕГЭ по биологии по теме "Человек"
Достаточно часто учащиеся испытывают затруднения в заданиях, касающихся темы "Человек и его здоровье".В предлагаемом материале собраны вопросы и ответы на них, которые встречались в демоверсиях ...
Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна
Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна...
Занятие по биологии "Подготовка к ЕГЭ", повторение и обобщение 5 блока "Организм человека"
В материалах данного занятия помещены задания по анатомии человека в двух вариантах, по десять вопросов в каждом с выбором одного правильного ответа из четырёх. Во втором задании выбрать три ответа из...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...