Подборка материала для подготовки к ЕГЭ по биологии по теме "Человек"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Много вопросов в заданиях ЕГЭ по биологии отводится на проверку знаний по теме "Человек". Особое место отводится рисункам и схемам. Подобраные мной рисунки, схемы и таблицы помогут успешно подготовить учеников к сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shemy_chelovek.doc | 434.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: место человека в система органического мира
- Дополните схему
«систематическое положение человека»
Тип Хордовые______________________
Подтип __________________________________
Класс ___________________________________
Отряд ____Приматы_______________________
Семейство _______________________________
Род _____________________________________
Вид _____________________________________
- Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя
типа хордовых _________________________________________________________________________________
подтипа позвоночных _________________________________________________________________________________
класса млекопитающих _________________________________________________________________________________
3. приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: место человека в система органического мира
- Дополните схему
«систематическое положение человека»
Тип Хордовые______________________
Подтип __________________________________
Класс ___________________________________
Отряд ____Приматы_______________________
Семейство _______________________________
Род _____________________________________
Вид _____________________________________
- Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя
типа хордовых _________________________________________________________________________________
подтипа позвоночных ________________________________________________________________________________
класса млекопитающих _________________________________________________________________________________
3. приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Клеточное строение организма.
1.Рассмотрите рисунок, надпишите названия органоидов.
- Заполните таблицу.
«ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»
ОРГАНОИДЫ | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ФУНКЦИИ |
3. Выпишите названия процессов, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: ткани и органы
1. Дайте определение понятия ткань.
Ткань – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. заполните таблицу.
Название ткани | Строение | Функции | В каких органах встречается данная ткань |
- Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные на рисунке ткани. Охарактеризуйте особенности их строения, функции.
1 2 3
- Зарисуйте (по выбору) эпителиальные ткани. Какие особенности строения эпителиальной ткани связаны с ее функциями?
- Зарисуйте нейрон. Подпишите названия его частей. Какие функции в организме человека выполняет нервная ткань?
- Рассмотрите рисунок.
1 2
Надпишите названия мышечных тканей. Опишите особенности их строения. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: системы органов.
- Дайте определение понятий:
ТКАНЬ - _________________________________________________________________________________
ОРГАН -_________________________________________________________________________________
СИСТЕМА ОРГАНОВ - ____________________________________________________________________
2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия систем органов и органов, их составляющих.
заполните таблицу:
«Строение и функции систем органов».
Название системы органов | Функции системы | Названия органов системы |
Тема: гуморальная регуляция.
1.Рассмотрите рисунок, надпишите его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции.
- Дайте определение понятий:
ГОРМОН - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЖЕЛЕЗА ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу
«Железы внутренней секреции»
Железы | Функции |
Тема: Строение нервной системы.
- Каково значение нервной системы? Выберите правильный ответ.
- Обеспечивает связь с внешней средой.
- Защищает организм от повреждений.
- Регулирует работу органов.
- Обеспечивает организм питательными веществами, кислородом.
- Согласует работу органов.
- Является опорой тела.
- Перечислите основные свойства нервной системы. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дайте определения следующим понятиям:
СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО -
БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО
НЕРВНЫЙ УЗЕЛ -
НЕРВ -
НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС -
ТОРМОЖЕНИЕ
ВОЗБУЖДЕНИЕ -
Тема: спинной мозг.
1.Рассмотрите рисунок. Надпишите его части.
2. Заполните таблицу.
Части спинного мозга | Функции |
- Как взаимосвязаны спинной и головной мозг? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: спинной мозг.
1.Рассмотрите рисунок. Надпишите его части.
2. Заполните таблицу.
Части спинного мозга | Функции |
Как взаимосвязаны спинной и головной мозг? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: головной мозг.
1.Рассмотрите рисунок. Надпишите названия отделов головного мозга.
2. Заполните таблицу.
«Отделы головного мозга».
Отделы головного мозга | Функции |
|
3.На рисунке отметьте положение центров коры полушарий: двигательный, слуховой, обонятельный и двигательный.
4. Где расположен продолговатый мозг? Каковы его функции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Анализаторы.
1. Каково значение анализатора? Из каких частей они состоят? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия частей глаза.
3. Выпишите названия частей глаза, выполняющих защитную функцию. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу.
«Строение глазного яблока».
Части глазного яблока | Значение |
5. Выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем они попадут на сетчатку. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дайте определения понятий:
ПАЛОЧКИ - ______________________________________________________________
КОЛБОЧКИ - _____________________________________________________________
СЕТЧАТКА - _____________________________________________________________
ЖЕЛТОЕ ПЯТНО - ________________________________________________________
СЛЕПОЕ ПЯТНО - ________________________________________________________
Тема: Анализаторы слуха и равновесия.
1.Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей уха.
2. Заполните таблицу.
«Строение органа слуха».
Отделы органа слуха | Части, их составляющие | Функции |
|
3. опишите процесс восприятия звука. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. каково строение органа равновесия? Какие функции он выполняет? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите рисунок подпишите названия частей внутреннего уха.
Тема: Органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.
1.Какой орган представлен на рисунке? Каково его строение и функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как функционирует орган вкуса? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Все ли вещества способны вызывать раздражение обонятельных и вкусовых клеток? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие анализаторы обеспечивают кожную чувствительность? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Какой орган представлен на рисунке? Каково его строение и функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как функционирует орган вкуса? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Все ли вещества способны вызывать раздражение обонятельных и вкусовых клеток? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие анализаторы обеспечивают кожную чувствительность? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Значение скелета, его состав, строение костей.
1.Рассмотрите рисунок. Надпишите названия костей.
2. Заполните таблицу:
«Строение скелета и его значение».
Отдел скелета | Кости, его образующие | Значение |
|
3. Как осуществляется рост кости в длину и ширину? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. назовите изображенные на рисунке соединения костей. Какие движения они обеспечивают?
- Выберите названия костей, соединенных между собой неподвижно.
Кости таза.
Позвонки.
Кости черепа.
Плечевая кость с лучевой и локтевой костями.
Тема: Строение скелета.
1.Какая часть скелета является основной, из каких частей она состоит? Какие функции она выполняет? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите отделы позвоночника, укажите количество позвонков каждого из отделов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Зарисуйте схему строения позвонка. Подпишите названия его частей.
4. Заполните таблицу.
«СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ».
Отдел скелета | Кости, его образующие | Значение |
|
Тема: Строение скелета.
1.Какая часть скелета является основной, из каких частей она состоит? Какие функции она выполняет? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите отделы позвоночника, укажите количество позвонков каждого из отделов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Зарисуйте схему строения позвонка. Подпишите названия его частей.
4. Заполните таблицу.
«СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ».
Отдел скелета | Кости, его образующие | Значение |
|
Тема: Мышцы.
1.Рассмотрите рисунок. Сделайте подписи.
2. Какие функции в организме человека выполняют мышцы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу
«Основные группы мышц».
Группы мышц | Значение |
Тема: Внутренняя среда организма.
1.Объясните, почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде. Из чего состоит внутренняя среда организма? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение понятий:
ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ - _____________________________________________________________________________
ЛИМФА - ____________________________________________________________________
КРОВЬ - _____________________________________________________________________
3. Заполните схему «СОСТАВ КРОВИ»
4. Докажите, что кровь – это соединительная ткань. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выпишите основные функции крови. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое плазма, каков ее состав и значение? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Опишите механизм свертывания крови. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Заполните таблицу.
«Клетки крови».
Названия клеток | Форма | Наличие ядра | Количество в 1 см3 | Значение |
9. Зарисуйте внешнее строение эритроцита, укажите его функции. Какие особенности строения эритроцита связаны с его функциями? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тема: Иммунитет.
1.Зарисуйте лейкоцит. Какие особенности строения лейкоцита позволяют ему выполнять его функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение понятию
ИММУНИТЕТ - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дополните схему
4. Дайте определения следующим понятиям:
ЛЕЧЕБНАЯ СЫВОРОТКА - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВАКЦИНА - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема: Органы дыхания.
1.Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.
2. Что такое дыхание? Из каких этапов складывается дыхательный процесс у человека? _____________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу.
«Органы дыхания».
Название органа | Особенности строения | функции |
4. Что происходит с воздухом в носовой полости? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой орган изображен на рисунке? Каковы его функции?
Тема: Газообмен.
1.Дорисуйте рисунок, подпишите его, опишите процесс газообмена в легких.
2. Как осуществляется вдох и выдох? Почему принятие большого количества пищи затрудняет дыхание? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как осуществляется регуляция дыхательных движений? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Пища. Питательные вещества.
1.Заполните таблицу.
«Питательные вещества и пищевые продукты».
Питательные вещества | Пищевые продукты |
2. Какова роль питательных веществ, пищи, пищеварения для организма человека? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия ее органов.
4. Каковы основные функции органов пищеварения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Заполните таблицу.
«Строение и функции пищеварительной системы».
Название органа | Строение | Функции |
Тема: Пищеварение в ротовой полости.
1.Подпишите части зуба, обозначенные на рисунке.
2. Зарисуйте внешний вид коренного зуба, резца и клыка. Подпишите названия основных частей. Объясните, почему эти зубы имеют разное строение. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Рассмотрите рисунок зубов. Надпишите их названия. Укажите функции зубов.
1 2 3
4. Что происходит с пищей в ротовой полости? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему слюнные железы относят к железам внешней секреции? Каковы функции слюнных желез? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое слюна? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Расщепление какого вещества начинается в полости рта? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. До какого вещества расщепляются углеводы под действием слюны? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Пищеварение в желудке.
1. Опишите особенности внешнего строения желудка. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каков состав желудочного сока? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие вещества перевариваются в желудке, а какие – всасываются? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое значение имеет слизь для стенок желудка? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие железы принимают участие в процессе переваривания пищи7 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В чем состоит роль печени в пищеварении? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Пищеварение в кишечнике.
1.Что происходит в двенадцатиперстной кишке? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какова роль печени в организме человека? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое желчь? Каково ее значение а переваривании пищи? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Рассмотрите рисунок. Подпишите его. Напишите, как осуществляется механизм всасывания. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Заполните таблицу.
«Всасывание веществ»
Отдел пищеварительной системы | Всасываемые вещества |
|
Тема: Выделение.
1.Перечислите органы, которые выполняют выделительные функции. Какие продукты распада они выделяют? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия частей мочевыделительной системы. Укажите их функции.
3. Зарисуйте внутренне строение почки, надпишите ее основные части. Укажите функции, которые она выполняет. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как образуется первичная моча? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие процессы лежат в основе работы почек? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое моча? Каков ее состав? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ТТема: Строение кожи.
1.Заполните таблицу.
«Кожа, ее строение и функции».
Слои, образующие кожу | Особенности строения | Функции |
2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия слоев, образующих кожу.
3. Объясните, почему температура тела человека постоянна. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опишите процесс терморегуляции организма человека. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Какие железы расположены в коже? Каковы их функции? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое пот, каков его состав? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет
Естественный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка материала для подготовки к ЕГЭ по биологии по теме "Человек"
Достаточно часто учащиеся испытывают затруднения в заданиях, касающихся темы "Человек и его здоровье".В предлагаемом материале собраны вопросы и ответы на них, которые встречались в демоверсиях ...
материал для подготовки к экзамену по биологии 9 класс
Тренировочные задания ГИА для обучающихся, освоивших общеобразовательную программу основного общего образования по биологии...
Материал для подготовки к ОГЭ по биологии для 9 класса
Уважаемык 9-классники Вы можете ознакомиться с материалом, прорешать его и выслать мне ответы....
Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии. Задания с рисунками.
В КИМах по биологии достаточное количество заданий с рисунками. Работа с ними часто вызывает затруднения у выпускников. Надеюсь, подборка материала (с сайта "Решу ЕГЭ" и открытого банка заданий ...
Подборка материала для подготовки к ЕГЭ по биологии по разделу "Растения"
Задания, на которые необходимо дать развёрнутый ответ с ответами...
Подборка материала для подготовки к ЕГЭ "Решение неравенств" с использованием свойств функции.
Подборка материала для подготовки к ЕГЭ "Решение неравенств" с использованием свойств функции....
Материал для подготовки к ОГЭ по биологии. Великие ученые - биологи
Материал для подготовки к ОГЭ по биологии Великие ученые - биологи упоминаемые в заданиях ГИА по биологии...