Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна
рабочая программа (биология, 8 класс) на тему
Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.docx | 97.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 для детей,
нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Согласовано. Утверждаю.
научно-методический совет директор Шакина И.И.
протокол №1 от __27.08.2014 г ______01.09.2014 г
Рабочая программа учебного предмета
биология для 8 го класса
«Человек»
базовый уровень
разработана Сыровой Н.М.,
учителем биологии высшей категории
Магнитогорск, 2014 г
Содержание.
1. Пояснительная записка: .4…стр.
1.1. нормативно-правовые документы;
1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук;
1.3. основные особенности рабочей программы, в т.ч. использования резервных часов;
1.4. цели и задачи учебного курса;
1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН;
1.6. учебно-тематический план;
1.7. методические рекомендации и технологические подходы;
1.8. специфика отражения национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) и межпредметных связей;
2. Учебно-методическое обеспечение предмета. 11.стр
3. Календарно- поурочный план. 12..стр
4. Характеристика контрольно-измерительных материалов. 31..стр
6. Приложение: 36..стр
6.1 единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей;
6.2. нормы оценок;
6.3. литература;
6.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет;
6.5. лист коррекции;
1
1. Пояснительная записка.
1.1. При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
- Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по по биологии , рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
- Программа под редакцией В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С.Калинова, Г.ГШвецова, З.Г.Гапонюк «Биология» (серия « Линия жизни») М «Просвещение»2011 г, рекомендованной МО и Н РФ
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» от 30.06. 14 №03-02/4959
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» » в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011г №103/4275
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
- Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС
- Учебный план МООУ «СШИ №2» на 2013-2014 учебный год.
- Методическое письмо «О проверке и оценивании письменных работ учащихся». // Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО. 2006 г. ( )
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993
1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
На изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов из федерального компонента (2 часа в неделю)
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, о его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, позволяют осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и время обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью
1.3. Основные особенности рабочей программы
В соответствии с федеральным базисным планом в рамках основного общего образования на изучение курса биологии в 8 классе выделено 68 часов из федерального компонента и содержит 3 часа свободного учебного времени.Согласно годовому учебному плану график рабочей программы скорректирован на 34 учебные недели. * Данная рабочая программа и поурочное планирование курса биологии для 8-го класса отражает практику работы школы-интерната №2 в 8-х классах средней школы. * Данная рабочая программа содержит большое количество лабораторных и практических работ, а так же большой обьем национального регионального компанента, что усиливает практическую и прикладную направленность преподавания предмета.* Программа предусматривает вариативную часть, которая подлежит изучению. *В программе реализуются базовый и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационной компетентности учащихся
* Данная рабочая программа соответствует авторской программе по биологии, разработанной В. В. Пасечником, С. В. Суматохиным, Г. С. Калиновой для 8 класса. (серия «Линия жизни», М «Просвещение» 2008 г. с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана Челябинской области. Концептуальной основойпри изучении программного материала используется Программа и академический школьный учебник «Биология. 8 класс.» (авторы: В ВПасечник, А А Каменский , Г Г Швецов.- М. Просвещение 2010-2011 г). Серия «Линия жизни» с рабочей тетрадью.
* Данная рабочая программа отличается от программы В В Пасечника изменением часовой нагрузки некоторых тем .
*На уроках используется комплект цифровых образовательных ресурсов по каждой программной теме.
Корректировка содержания рабочей программы
(теоретическая часть)
(Приложение 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.09 № 103/3431).
Раздел | Количество часов по программе Пасечника В.В. | Количество часов по рабочей прорамме | Разность часов | Обоснование |
«Введение. Человек как биологический вид » | 4 | 3 | -1 | этапы эволюции человека рассматриваются обзорно связи с необходимостью выделения время на более подробное изучение темы «Ткани организма человека» |
«Общий обзор организма человека» | 3 | 4 | +1 | Эта тема содержит большой обьем информации, много специальных терминов, которые требуют время на их изучение и закрепление знаний. |
«Размножение и развитие человека» | 3 | 2 | -1 | Эта тема подробно изучалась в курсах «Растения» и «Животные» и не содержит сложных вопросов, освободившийся час используется на увеличение каникулярного времени |
«Человек и окружающая среда» | 3 | 2 | -1 | Влияние факторов среды на здоровье человека изучалось в каждом разделе данной программы, и требует лишь обобщения,освободившийся час используется на увеличение каникулярного времени |
Изменения практической части программы на стр 29
1.4. Цели и задачи учебного курса.
Изучение биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Учащиеся должны знать:
-систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;
- особенности индивидуального развития организма человека;
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- факторы, разрушающие здоровье человека;
- этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;
- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН; В процессе обучения учащихся должны быть сформированыуменияобщеучебного характера, учащихся должны овладеть разнообразными способами деятельности:самостоятельно выполнять задания и проводить наблюдения по предложенному плану, уметь выделять в предложенном тексте ключевые слова, давать описания обьектов, сравнивать обьекты по заданным критериям и давать их описание, устанавливать соответствие между строением обьекта и его функциями,на творческом уровне самостоятельно формулировать определения терминов, высказывать предположения о наблюдаемых процессах, самостоятельно проводить эксперименты, обобщения, проводить опыты, наблюдения;* ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать схемы, иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства при ответах на поставленные вопросы;* проводить поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;
1.6. Учебно-тематический план.
8 класс
№ п / п | Название раздела | Количество часов Авторской программы В В Пасечник | Количество часов рабочей программы | Колич контроль ных работ | Практическая часть |
1 | Введение Человек как биологический вид | 4 | 3 | 1 тест ( нулевой срез) | 1НРЭО |
2 | 1Общий обзор организма человека | 3 | 4 | 1л/р1НРЭО | |
3 | 2Опора и движение | 6 | 6 | 3 л/р, 2пр/р 1НРЭО | |
4 | 3Внутренняя среда организма | 4 | 4 | 1л/р1НРЭО | |
5 | 4Кровообращение и лимфообращение | 4 | 4 | 1л/р,3 пр/р 1НРЭО | |
6 | 5Дыхание. (5ч.) | 5 | 5 | 3пр/р, 1НРК | |
7 | 6Питание | 6 | 6 | 2л/р,1 пр/р 1НРЭО | |
8 | 7Обмен веществ и превращение энергии | 4 | 4 | 1 пр/р, 2НРК | |
9 | 8Выделение продуктов обмена | 3 | 3 | 1 пр/р ,1НРЭО | |
10 | 9Покровы тела | 4 | 4 | 1НРК | |
11 | 10Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 8 | 8 | 1л/р,2 пр/р | |
12 | 11Органы чувств Анализаторы | 5 | 5 | 2л/р | |
13 | 12Психика и поведение человека Высшая нервная деятельность | 6 | 6 | ||
14 | 13Размножение и развитие человека | 3 | 2 | 1л/р 2НРЭО | |
15 | 14Обобщение по курсу Человек и окружающая среда | 3 | 2 | 1 пр/р 2НРЭО | |
16 | Резервное время | 2 | 2 | 1 итоговый тест | |
20 | Всего | 70 | 68 | 12л/р, 14 пр/р 14 НРЭО |
1.7.Методические рекомендации и технологические подходы.
В ходе преподавания биологии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульно-блочные, информационно-коммуникационные, интерактивные; тестовые; уровневой дифференциации и др.
При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные; наглядные; практические; поисковые; исследовательские; репродуктивные.
А также используются различные формы обучения: ИКТ-презентация, диктант, различные виды самостоятельных работ, тест, зачет, урок-конкурс, урок-игра, урок- путешествие.
- Уроки - практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического и практического материала изложенного на уроке. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки.
- Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная или лабораторная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.
- Урок – зачет. При проведении зачета, вопросы теории к зачету и практические задания известны учащемуся заранее не менее чем за три недели до него. Класс делится на группы по четыре человека в каждой. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теории
- Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках, в проведении в течение урока физкультминуток
- В качестве методической и информационной поддержки используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы Интернет-сети, фонд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска и школьной медиатеки.
1.8. Специфика отражения национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) и межпредметных связей.
Рабочая программа включает реализацию национально – регионального компонента (НРК). Темы НРК включены в календарно-тематический план, с выделением 10 % (315 мин.) учебного времени от общего количества часов инвариантной части ОБУП. В силу особенностей предложенных тем НРК распределено неравномерно.
№ п/п | Тема | НРЭО | Количество минут |
8 класс | |||
1 | 1Введение Наука о человеке | НРЭО №1Возможности системы здравоохранения г. Магнитогорска в лечении и профилактике заболеваний (20 мин) НРК №2 Антропогенез на Южном Урале (35 мин) НРК№3Многонациональ ный состав Челяб. области (10 мин) | 20мин. 45мин |
2 | 3Опора и движение | НРЭО №4 Причины детского травматизма (по материалам местной прессы) и правила оказания первой помощи (30 мин) | 30мин |
3 | 4Внутренняя среда организма | НРЭО №5 Вакцинация на Южном Урале (40 мин) | 35мин |
4 | 5Кровообращение и лимфообращение | НРЭО №6 Характеристика сердечно - сосудистых заболеваний жителей г. Магнитогорска и их профилактика (20 мин) | 20мин |
5 | 6Дыхание | НРЭО №7 Статистические данные по г.Магнитогорску по заболеваемости органов дыхания, связанной с вредными привычками (20 мин) | 20мин |
6 | 7Питание | НРЭО№8 Причины и источники пищевых отравлений у жителей г. Магнитогорска (20 мин) | 20мин |
7 | 8Обмен веществ и превращение энергии | НРЭО №9 Витамины в продуктах питания жителей Челяб. области (15 мин) НРК № 10Энерготраты работников различных производств г. Магнитогорска (25 мин) | 40мин |
8 | 9Покровы тела | НРЭО №11 Подбор одежды и обуви в соответствии с климатическими условиями Челяб. области (15 мин) | 15мин |
9 | 10Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | НРЭО №12 Экологическая ситуация в г.Магнитогорске как фактор риска. Заболевания желёз внутренней секреции и их профилактика (20 мин) | 25мин |
10 | 12Размножение и развитие человека | НРЭО№13 Влияние вредных привычек на здоровье подростков (25 мин) НРК №14 Статистика ВИЧ-инфекции по г. Магнитогорску (20 мин) | 45мин |
Всего | 14НРЭО | 315 мин |
Сформированные у учащихся ЗУН и ОУУН в результате обучения биологии в 8 –м классе тесно связаны со следующими предметами: физика, химия, география, информатика и ИКТ и др
2.Учебно-методическое обеспечение предмета.
При изучении программного материала используетсяакадемический школьный учебник «Биология. 8 класс.» авторы: В В.Пасечник, А А. Каменский , Г Г. Швецов.- М. Просвещение 2010-2011 г. Серия «Линия жизни».
Сборники дидактических материалов. Пособия по проведению самостоятельных, практических и лабораторных работ, тестового контроля:
1Рабочая тетрадь авторы: В. В.Пасечник, Г. Г. Швецов.- М. Просвещение 2010-2011 г
дополнительная литература для учителя и учащихся
2Человек и окружающая среда Учебник для дифференцированного обучения Л П Анастасова и др. М Просвещение2011г
3 Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 кл. Т А Ловкова М Айрис-прес2011г
методическая литература для педагогического работника:4Уроки биологии. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: В ВПасечник, Г Г Швецов.- М. Просвещение. 2010г. Академический школьный учебник. Серия «Линия жизни».
5Лабораторный практикум Биология 6-11 класс М Республиканский мультимедиацентр 2004
Перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе:
1Электронная библиотека Просвещения М Мультимедийное учебное пособие МЕДИА 2003
2Библиотека электронных пособий КИМ 6-9 класс1 CDforWINDOWS 2004
3 Пособие для учащихся: Атлас « Биология. Человек » Линия жизни М. Просвещение.2011г
3.Календарно-поурочный план. 8 класс
5.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Для проведения контрольных работ используются Тематические тесты «Биология» 8 класс. Тесты, рекомендованные ЦПКИМР г. Магнитогорска, 2009 г
Предложенная система контроля отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в авторской программе по биологии, разработанной В. В. Пасечником, С. В. Суматохиным, Г. С. Калиновой для 8 класса серия «Линия жизни», М «Просвещение» 2008-2011г. Главная цель такой дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми школьниками уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учащихся, которые имеют для этого способности, возможности и желание. В соответствии с этим система контроля предусматривает проверку достижения всеми школьниками обязательных результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
итогового теста по курсу «Биология».8 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу итогового контроля
Содержание итоговой работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Характеристика структуры и содержания контрольно – измерительных материалов для проведения итогового теста по курсу «Биология». 8 класс Работа состоит из трех частей.
Часть 1 содержит 13 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, из них 9 – базового и 4 – повышенного уровня.
Часть 2 включает 3 задания повышенного уровня сложности: 1 с выбором нескольких верных ответов из шести, 1 на соответствие между биологическими процессами и явлениями, 1 на определение последовательности процессов.
Часть 3 включает 2 задания высокого уровня сложности: одно – на нахождение ошибок в тексте, второе - с дачей свободного ответа.Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 оценивается одним баллом. Задания части 2 оценивается от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Задания части 3 высокого уровня сложности – от нуля до трех баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
- Распределение заданий итоговой работы по частям
№ | Часть работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю роботу | Тип заданий |
1 | 1 | 13 | 13 | 52 | С выбором ответа |
2 | 2 | 3 | 6 | 24 | С кратким ответом |
3 | 3 | 2 | 6 | 24 | С развернутым ответом |
итого | 18 | 25 |
- Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии 8 класса.
Содержательные блоки | Число заданий | Максимальный первичный балл | ||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | ||
Биология как наука. Методы научного познания. | 1 | 0 | 0 | 1 |
Клетка как биологическая система | 6 | 2 | 1 | 13 |
Организм как биологическая система | 6 | 1 | 1 | 11 |
итого | 13 | 3 | 2 | 25 |
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал об общих признаках биологической системы.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, их многообразии, делении клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функции органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессов протекающих в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладениями умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
- Распределение заданий по видам умений и способам деятельности
Основные умения и способы действий | Число заданий \число баллов за выполнение заданий (процент от максимального балла за выполнение заданий) | |||
Вся работа | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |
1. Требования «Знать \ понимать» | 10/10 (40%) | 10/10 (40%) | 0 | 0 |
2. Требования: « Уметь» | 8/15 (60%) | 3/3 (12%) | 3/6 (24%) | 2/6 (24%) |
3. Требования: «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» | ||||
итого | 18/25(100%) | 13/13 (52%) | 3/6 (24%) | 2/6 (24%) |
4Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл (% первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу) | |||
всего | Часть 1 | Часть 2 | Часть3 | ||
Базовый | 9 | 9 | 0 | 0 | 9 (36%) |
Повышенный | 7 | 4 | 3 | 0 | 10 (40%) |
Высокий | 2 | 0 | 0 | 2 | 6 (24%) |
итого | 18 | 13 | 3 | 2 | 25 (100%) |
контрольно-измерительный материал
итогового теста по курсу «Биология».8 класс
А1. После появления электронного микроскопа ученые открыли в клетке:
1) ядро2) рибосомы
3) вакуоль 4) хлоропласты
А2 Определить различия в частоте пульса при физических нагрузках и в состоянии покоя можно методом:
1) наблюдения 2) экспериментальным
3) описательным 4) сравнительным
А3. Соединительной тканью образованы:
1) кровь; 2) слизистая оболочка дыхательных путей;
3) миокард; 4) стенки желудка
А4. Каким свойством обладают нервная и мышечная ткани?
1) проводимостью ; 2) сократимостью;
3) возбудимостью; 4) воспроизведения
А5. Если прокалить кость на огне, то она становится
1) хрупкой; 2) мягкой;
3) эластичной;4) гибкой
А6. У футбольного болельщика во время матча усиливается выделение гормона, вырабатываемого
1) надпочечниками; 2) поджелудочной железой;
3)потовыми железами; 4)печенью
А7. Какой из перечисленных органов находится в грудной полости тела человека
1) почка; 2) тонкий кишечник;
3) легкое; 4) поджелудочная железа
А8. Белки, ускоряющие реакции обмена веществ в клетке, называют
1) гормонами; 2) витаминами
3) ферментами; 4) органоидами
А9. Поперечнополосатые волокна мышечной ткани обеспечивают
1) движение глазного яблока; 2) сужение лимфатических сосудов
3) сужение зрачка; 4)движение тонкого кишечника
А10. Какие типы соединения костей не являются подвижными
1) позвоночник; 2) локтевой сустав
3) коленный сустав; 4) кости черепа
А11. У большинства млекопитающих в постэмбриональном развитии происходит
1) полное превращение; 2) прямое развитие
3) непрямое развитие; 4) неполное превращение
А12. Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой).Какой иммунитет возникает после перенесенного заболевания
1) естественный врожденный; 2) искусственный активный
3) естественный приобретенный; 4) искусственный пассивный
А13. У детей возможны формы изменения костей, связанные с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит?
1)А; 2) В2; 3) С; 4) Д
В1. Какие особенности строения отличают млекопитающих и человека. Выберите три особенности:
1) S-образный изгиб позвоночника
2) развитое мышление и речь
3) 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения
4) сводчатая стопа
5) легочное дыхание
6) почки
В2. Установите соответствие между витамином и признаком гиповитаминоза у человека
ПРИЗНАК ГИПОВИТАМИНОЗА 2) снижение иммунитета 3) быстрая утомляемость, сонливость 4) кровоточивость десен 5)задержка зарастания родничков 6) повышенная потливость | ВИТАМИН. А. «Д» |
В3. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих при подготовке к митозу и во время него:
1) расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки
2) спирализация хромосом
3) деспирализация хромосом
4) удвоение клеточной ДНК
5) формирование интерфазных ядер дочерних клеток
6) присоединение хромосом к нитям веретена деления.
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1.Белки – это органические вещества2. Белки состоят из глицерина и жирных кислот. 3. В состав белков входит 3 0 разных аминокислот. 4. Все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных. 5. Белки являются строительным материалом клетки.
С2. Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства (приведите два объяснения)
Ответы к заданиям
Часть 1 (А)
№ задания | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 |
Ответ | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 4 |
Часть 2 (В)
№ задания | Ответ |
В1 | 124 |
В2 | А – 1,5,6, Б – 2,34 |
В3 | 426135 |
Часть 3 (С)
С1
- 2 –белки состоят из аминокислот
- В состав белков входит 20 разных аминокислот
- 4 – некоторые аминокислоты не синтезируются в организме животных и человека, они называются незаменимыми;
С2
Элементы ответа:
1)необходимо установить причину заболевания(диагноз)
2) применение лекарственных препаратов без назначения врача может иметь необратимые последствия
6. Приложение
6.1.Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
- Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
- Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
- Излагать материал логично и последовательно;
- Отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации;
- Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.
Работа учителя по осуществлению
единых требований к устной и письменной речи учащегося.
1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей.
- Больше внимания уделять на каждом уроке формированию общеучебных умений и навыков. Шире использовать работу с учебником, справочной литературой.
- Следить, за аккуратным ведением тетрадей. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
- Основными видами письменных работ являются: текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические и лабораторные работы, итоговые контрольные работы и т.п.
- Количество и назначение ученических тетрадей:
Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих лабораторных и практических работ по биологии ученики 8го класса должны иметь 1 рабочую общую тетрадь и рабочую тетрадь для самостоятельных и лабораторных работ под редакцией В.В.ПасечникаМ «Просвещение» 2010 г,где учащиеся выполняют лабораторные работы, практические работы иконтрольные тесты.
- Требования к оформлению и ведению тетрадей:
-используются стандартные общие тетради;
-писать аккуратным, разборчивым почерком.
-на обложке делается запись:
Тетрадь
Для письменных_работ
по___ биологии__
ученика (цы)_8 __класса
МООУ «Санаторная школа-интернат №2»
фамилия______________________
имя_______________
-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 14.09.12)
-записать тему урока.
- указывать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант).
-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.
-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы – 2 клеточки.
-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, схемы, таблицы, чертежи, рисунки.
-записи ведутся синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, каких либо выделений. Запрещается писать в тетрадях красной пастой.
Порядок проверки письменных работ учителем:
-тетради в 8 классах по биологии проверяются после выполнения лабораторных, практических или самостоятельных работ;
-контрольные работы и проверочные тесты проверяются к следующему уроку биологии;
Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Оценка за работу заносится в журнал.
-за самостоятельные обучающие работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя;
-после проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама работа
6.2.Нормы оценок.
При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся и производить расчет коэффициента усвоения материала (тематический текущий контроль), степени обученности по соответствующим методикам.
Текущему контролю подвергаются учащиеся 8 классов. Оценивание знаний и умений проводится по системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и вносится в классные журналы.
Шкала оценок - пятибалльная: 5 баллов - «отлично», 4 балла - «хорошо» и 3 балла «удовлетворительно», 2 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по учебному предмету, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение.
Оценка «удовлетворительно» ставится обучающемуся, проявившему знания основного программного материала по учебному предмету в объеме, необходимом для последующего обучения.
Оценка «хорошо» ставится обучающемуся, проявившему полное знание программного материала по учебному предмету, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.
Оценка «отлично» ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по учебному предмету, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.
Устный ответ
«5» –ученик дал полный, логически обоснованный ответ на поставленный вопрос, свободно использует биологические термины, четко отвечает на дополнительные вопросы.
«4» - хорошо знает тему, свободно использует биологические термины, при ответе допустил незначительную ошибку,
«3» –допустил 2 или более ошибки при ответе на поставленный вопрос, правильно использует биологические термины, ответил на дополнительные вопросы.
«2» – плохо знает тему, ограниченно использует биологические термины, не отвечает на дополнительные вопросы.
6.3.литература.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1 Готовимся к ЕГЭ Биология В И Сивоглазов М Дрофа 2012 г
2 Человек и окружающая среда Учебник для дифференцированного обучения Л П Анастасова и др М Просвещение 2000
3 Анатомия человека: Книга для учителя и студентов М Просвещение 6 Лабораторный практикум Биология 6-11 класс Республиканский мультимедиа
центр Москва 2004Г
4 Электронная библиотека Просвещения Мультимедийное учебное пособие Просвещение МЕДИА 2003
5 Библиотека электронных пособий КИМ 6-9 класс М класс1 CDforWINDOWS 2004
6.4.перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет.
Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2004г
2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2003г
3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009
5. Адреса сайтов в Интернете
www.som.sio.ru
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
www.bio.1september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;
www.nature.ru - научные новости биологии;
www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;
www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;
www.darwin.museum.ru - сайт позволяет знакомиться с экспозицией государственного Дарвиновского музея, расписанием его работы, содержанием работы выставок;
www.center.fio.ru/method - сетевое объединение учителей-методистов Московского центра Федерации Интернет образования содержит нормативные документы, программы, сетевые ресурсы, учительские находки и разработки уроков;
www.kozlenkoa.narod.ru- сайт Соросовского учителя Александра Григорьевича Козленко, посвящённый проблеме применения компьютера на уроках биологии. Этот сайт преподавателя для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам с помощью Интернета;
www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.
6.5. лист коррекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 7 класс - Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа по биологии 7 класс - Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Рабочая программа 10-11 класс физика Базовый уровень
Рабочая программа 10-11 класс физика Базовый уровень ( 2 часа в неделю)...