Технологическая карта урока биологии 5 класс Лишайники
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Данный материал формирует представления учащихся о лишайниках как представителях Царства Растения.
Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Изучить строение лишайников, разнообразие форм лишайников, процессы жизнедеятельности (питание, рост, размножение). Познакомить с основами науки лихенологии. Сформировать представления учащихся о значении лишайников в природе и жизни человека.
Лишайники-показатели чистоты воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologiya.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Курносова Оксана Геннадьевна |
Класс | 5 |
УМК | Линия В.В.Пасечника: 1. Программа по биологии 5-9 классы под редакцией В.В.Пасечника для серии учебно-методических комплектов «Линия жизни»-М: Просвещение,2018. 2. В.В.Пасечник, Биология: 5-6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк - М.: Просвещение, 2018 – 160 с.: ил. |
Предмет | Биология |
Тема | Лишайники |
Тип урока | Урок изучения нового (изучение и первичное закрепление новых знаний) |
Место и роль урока в изучаемой теме | 24 -й урок по ПТП, Глава «Многообразие живых организмов»; единственный урок, отведенный на изучение и усвоение данного материала |
Цель | Создание условий для формирования у учащихся знаний о лишайниках, как симбиотических организмах; развитие умений проводить простейшие исследования и систематизацию живых объектов |
Планируемые результаты | Предметные: Выделяют и характеризуют главную особенность строения лишайников - симбиоз 2-х организмов. Различают типы лишайников (накипные, листоватые, кустистые) по рисункам, фотографиям и на натуральных объектах. Выявляют преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Обсуждают проблему: «Почему в тундре встречаются разнообразные виды лишайников, а в районе Норильска они отсутствуют?» |
Метапредметные: Формируются умения проводить сравнение объектов, фиксировать полученные данные и использовать их для решения проблемных вопросов. Формируются умение самостоятельно формулировать цели урока после обсуждения и планировать личную учебную деятельность, проводить самооценку достижений. Формируются умения работы с разными источниками информации (печатные, визуальные, натуральные, демонстрационные). | |
Личностные: Формируется любовь и бережное отношение к природе. Прививаются элементы экологической культуры. Воспитывается в себе бережное отношение к растениям, окружающему нас миру. |
Предметные знания и действия, УУД
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Сформировать представления учащихся о лишайниках как представителях Царства Растения. Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Изучить строение лишайников, разнообразие форм лишайников, процессы жизнедеятельности (питание, рост, размножение). Познакомить с основами науки лихенологии. Сформировать представления учащихся о значении лишайников в природе и жизни человека. Лишайники-показатели чистоты воздуха. | Формирование умения работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Целеполагание, составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование результатов. Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий Внесение необходимых дополнений и корректив в план в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. | Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков. Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке. | Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий. | Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания. Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. |
Ход урока:
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Средства обучения | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для включения в деятельность по повышению мотивации к активной учебной деятельности | Фронтальная работа учащихся класса | Аудиовизуальные: ПК, проектор Печатные: Конверт для групповой деятельности «Лишайники» | Создает положительный эмоциональный настрой, приветствуя учащихся класса в стихотворной форме Определяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя. Готовят письменные и учебные принадлежности. Осуществляют самоконтроль готовности к уроку. | Включение в активную учебную деятельность | Визуальная фиксация готовности к работе |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии | Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Фронтальная работа учащихся класса | Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники»
| Предлагает учащимся «виртуальную экскурсию» в прошлое (для знакомства с неизвестными биологическими объектами) и задает вопрос о принадлежности объектов к уже известным им группам живых организмов: «Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?» Предлагает учащимся дальнейшее исследование объектов через словесное описание объекта русским ученым К. Тимирязевым «О каком живом организме пишет К.А. Тимирязев?»
| Рассматривают фотографии биологических объектов, выдвигают гипотезы о происхождении объектов и об их принадлежности к известным живым организмам: «Растения: мхи, водоросли, грибы». | Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в деятельность Обсуждение своих предположений и ответов других | Фиксация активности учащихся при ответах на поставленные перед ними вопросы |
3. Выявление места и причины затруднения | Создание условий для выявления места и причин затруднений учащихся | Фронтальная работа учащихся класса | Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники»
| Предлагает учащимся ответить на вопрос, используя подсказку: «Какой живой организм мы будем изучать на уроке, и как называется тема сегодняшнего урока?» Контролирует правильность формулировки темы урока. | Формулируют тему урока «Лишайники», используя подсказку учителя. | Выявление затруднений учащихся из-за недостатка информации по новой теме. Формулирование и фиксация темы урока. | Фиксация активности учащихся при ответах |
4. Построение плана выхода из затруднения | Создание условий для построения плана выхода из затруднения | Фронтальная работа учащихся класса | Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники»
| Контролирует правильность формулирования целей урока и составления плана изучения организмов. | Обдумывают будущие учебные действия: формулируют цели урока и устанавливают план изучения организмов, выбирают способ, определяют средства. | Построение проекта (плана) действий | Фиксация активности учащихся при ответах |
5. Реализация построенного проекта | Создание условий для создания и реализации проекта | Групповая работа учащихся класса (3 группы, разделенные по жребию) | Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники»
Видеофайл «Строение и питание лишайников» Печатные: Конверт для групповой деятельности «Лишайники» Дидактические: Задания, фотографии лишайников Натуральные: Образцы накипных, листоватых и кустистых лишайников. | Организует групповую деятельность учащихся согласно намеченному плану: 1. Строение лишайников. 2. Питание лишайников. 3. Размножение лишайников. 4. Виды лишайников по внешнему виду. 5. Значение лишайников. | Выполняют задания из конверта «Лишайники», согласно намеченному плану, заполняя опорно-логический конспект: 1. Используя раздаточный материал, создают иллюстрацию строения слоевища лишайников. Формулируют понятие «симбиоз». 2. Используя раздаточный материал, создают схему питания лишайников. 3. Уточняют признаки, по которым отличаются лишайники: цвет, форма, размеры и предлагают вариант классификации лишайников. 4. Используя текст учебника составляют и записывают схему «Значение лишайников» | Создание опорно-логического конспекта, согласно инструкции | Визуальная оценка готовности опорно-логического конспекта «Лишайники» |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Создание условий для закрепления изученного материала с проговариванием во внешней речи | Групповая работа учащихся класса | Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники» Печатные: Конверт для групповой деятельности «Лишайники» Дидактические: Задания, фотографии лишайников | Организует деятельность учащихся: «Необходимо установить соответствие между описанием внешнего вида лишайника и названием, которое досталось группе, подобрать по 3 примера лишайников предложенных фотографий» | На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух | Закрепление изученного материала с проговариванием решения вслух | Оценка учителем и самооценка правильности выполненных действий |
7. Включение в систему знаний и повторение | Создание условий включения полученных знаний в систему и повторение изученного материала | Коллективная работа учащихся класса | Аудиовизуальные: ПК, проектор, видеофайл «Симфония лишайников» | Организует фронтальную деятельность учащихся по содержанию видеофайла «Симфония лишайников»: Определить внешний вид лишайника (накипной, листоватый, кустистый) по фотографии, представленной в видеоролике быстром темпе под музыку | Определяют внешний вид лишайника (накипной, листоватый, кустистый) по фотографии, представленной быстром темпе | Включение полученных знаний в систему и повторение изученного материала, через работу по предложенным заданиям | Визуальная оценка активности учащихся |
8. Рефлексия учебной деятельности | Создание условий для рефлексии учебной деятельности | Индивидуальная работа учащихся класса | Аудиовизуальные: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint «Лишайники»
| Организует и контролирует верность подведения итогов урока и выставление оценок за работу на уроке Формулирует домашнее задание, комментируя его Организует рефлексию учебной деятельности в форме приема «Лестница успеха». Заканчивает урок строчками четверостишия о дальнейшей плодотворной деятельности. | Формулируют личностные итоги урока и участвуют в выставлении оценок за работу на уроке. Воспринимают информацию, фиксируют задание в дневник. | Рефлексия учебной деятельности | Визуальная оценка готовности опорно-логического конспекта «Лишайники» Участие в приеме «Лестница успеха» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники", составленная в соответствии ФГОС второго поколения....
технологическая карта урока по теме Лишайники
методическая разработка по биологии для 5 класса по ФГОС по теме "Лишайники по программе И.Н.Пономаревой"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: «Лишайники»
Предлагаю вам технологическую карту урока по биологии в 6 классе по теме: «Лишайники». Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максим...
Технологическая карта урока биологии в 5 классы " Лишайники"
Урок биологии в 5 классе по теме "Лишайники" ФГОС...