Рабочая программа учителя 5-9 класс
рабочая программа по биологии

Кобелева Елена Владимировна

модульно-развивающее обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-9_klass_-_uchitelya.docx101.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» сформирована в соответствии со следующими нормативными документами:

Общая характеристика учебного курса

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. 

Цели обучения на уровне основного общего образования:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперимент;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Планируемые результаты  освоения учебного предмета

В результате изучения курса биологии в основной школе:

  • выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
  • выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
  • выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
  • выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.);
  • делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
  • проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Биология»

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать: 

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Смысловое чтение; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использовании.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
  • Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Тематическое планирование

Название раздела

Класс

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Живые организмы

5

34

1

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

6

34

1

Животные

7

34

1

Человек и его здоровье

8

68

2

Основы общей биологии

9

68

2

5 класс

Учебник: Пасечник В.В.  Биология 5-6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. ( Линия жизни) под ред. Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 256с.

Название темы (модуля, раздела) из программы

Количество часов по программе

Количество модулей по календарному планированию, м

Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м

Введение

2

1

3

Тема1. Клеточное строение организмов

8

3

9

Тема 2. Царство Бактерии

2

1

3

Тема 3. Царство Грибы

6

2

6

Тема 4. Царства Растения

8

6

18

Тема 5. Царства Животные

8

5

15

Всего

34

17

51

6 класс

Учебник: Пасечник В.В.  Биология 5-6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) под ред. Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 256с.

Название темы (модуля, раздела) из программы

Количество часов по программе

Количество модулей по календарному планированию, м

Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м

Введение

1

1

3

Тема 1. Клеточное строение организмов

2

2

6

Тема 2. Царства Растения

3

2

6

Тема 3. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений

9

4

12

Тема 4. Генеративные органы и половое размножение растений

9

3

9

Тема 5. Классификация покрытосеменных растений

10

5

15

Всего

34

17

51

7 класс

Учебник: Пасечник В.В Биология 6  класс. Учеб. для общеобразоват. организаций (Линия жизни) под ред. Пасечника В.В. Просвещение, 2016- 256с.

Название темы (модуля, раздела) из программы

Количество часов по программе

Количество модулей по календарному планированию, м

Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м

Введение. Зоология – наука  о животных.

1

1

3

Тема 1. Одноклеточные животные или Простейшие

2

1

3

Тема 2. Кишечнополостные

2

1

3

Тема 3. Типы Червей

3

2

6

Тема 4. Тип Членистоногие

5

3

9

Тема 5. Тип Моллюски

2

1

3

Тема 6. Тип Хордовые. Подтип Черепные. Общая характеристик надкласса Рыбы

4

2

6

Тема 7. Класс Земноводные или Амфибии

2

1

3

Тема 8. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

2

1

3

Тема 9. Класс Птицы

4

2

6

Тема 10. Класс Млекопитающие

4

3

9

Тема 11. Историческое развитие животного мира

2

1

3

Всего

34

17

51

                                                                           

8 класс

Учебник: Пасечник В.В Биология 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций .  (Линия жизни) под ред Пасечника В.В. –М: Просвещение, 2016- 256 с.

Название темы (модуля, раздела) из программы

Количество часов по программе

Количество модулей по календарному планированию, м

Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м

Введение в науки о человеке

2

1

3

Тема 1. Общие свойства организма человека

2

2

6

Тема 2. Опора и движение

6

3

9

Тема 3. Кровь и кровообращение

9

5

15

Тема 4. Дыхание

5

3

6

Тема 5. Пищеварение

6

4

12

Тема 6. Обмен веществ и энергии

3

1

3

Тема 7. Выделение

2

1

3

Тема 8. Покровы тела

2

1

3

Тема 9. Нейрогуморальная регуляция функций организма

11

5

15

Тема 10. Сенсорные системы

5

2

6

Тема 11. Высшая нервная деятельность

7

3

9

Тема 12. Размножение и развитие

5

3

9

Тема 13. Здоровье человека и его охрана

2

1

3

Всего

68

34

102

9 класс

Учебник: Пасечник В.В Биология 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций.    (Линия жизни) под ред. Пасечника В.В. – М:  Просвещение, 2016- 258с

Название темы (модуля, раздела) из программы

Количество часов по программе

Количество модулей по календарному планированию, м

Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м

Введение. Биология как наука

1

1

3

Тема 1. Химический состав клетки

8

4

12

Тема 2. Обмен веществ и энергии в клетке

10

4

12

Тема 3. Биология индивидуального развития

6

3

9

Тема 4. Закономерности наследственности и изменчивости

12

8

24

Тема 5. Генетика человека

4

1

3

Тема 6. Селекция и биотехнологии

2

1

3

Тема 7. Эволюционное учение. Понятие о виде.

7

4

12

Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле

4

3

9

Тема 9. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

10

5

15

Всего

68

34

102

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

5 класс

Учебник: Пасечник В.В.  Биология 5-6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) под ред. Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 156с.

№ п/п

№ м/м

                 Содержание учебного модуля

Дата/

Класс

Прим.

5-А

5-Б

5-В

Введение. Биология как наука о живой природе (3 м-м)

 1.                                                  

1

Биология – наука о живой природе. Методы изучения биологии.

2

Свойства живых организмов, их проявление у живых организмов. Факторы окружающей среды и их влияние на живые организмы.

3

Среды обитания живых организмов. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Тема 1. Клеточное строение организмов (9 м-м)

2.

4

Устройство увеличительных приборов.

ЛР №1 Изучение устройства увеличительных приборов. Правила работы с ними.

5

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки.

6

Строение и жизнедеятельность клетки.

ЛР №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

3.

7

Клеточные и неклеточные формы жизни. Единство живого.

8

Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

9

Контрольная работа №1

4.

10

Анализ контрольной работы. Основные царства живой природы.

11

Общая характеристика царств живой природы.

12

 Классификация организмов. Принципы классификации.

                                            Тема 2.  Бактерии (3 м-м)

5.

13

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

14

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

15

Роль бактерий в природе и жизни человека.

                                              Тема 3.  Царство Грибы (6 м-м)

6.

16

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.

17

Дрожжи, плесневые грибы.

ЛР №3 «Изучение строения плесневых грибов»

18

Грибы-паразиты. Контрольная работа №2

7.

19

 Анализ контрольной работы.Шляпочные грибы. Охрана грибов.

20

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов Профилактика отравления грибами.

21

Роль грибов в природе и жизни человека.

Тема 4. Царство Растения (18 м-м)

8.

22

Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного мира.

23

Многообразие растений, их связь со средой обитания.

24

Значение растений в природе. Охрана растений.

9.

25

Основные группы растений ( водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

26

Водоросли. Среда обитания водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.

ЛР №4 Изучение строения водорослей (на примере хламидомонады и спирогиры)

27

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

10.

28

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания.

29

Высшие споровые растения, их строение, среда обитания.

ЛР №5 «Строение папоротника щитовник мужской»

30

Роль споровых растений в природе и жизни человека, их охрана.

11.

31

Голосеменные, их разнообразие, среда обитания. Разнообразие голосеменных. Распространение голосеменных.

32

ЛР №6 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

33

Значение голосеменных в природе и жизни человека, их охрана.

12.

34

Покрытосеменные растения, их многообразие.

35

ЛР№7 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

36

Контрольная работа №3

13.

37

 Анализ контрольной работы.

Покрытосеменные растения– господствующая группа растений на Земле

38

Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения.

39

Значение цветковых в природе и жизни человека.

Тема 5. Царства Животные (15 м-м)

14.

40

Зоология- наука о животных. Методы изучения животных.

41

Общая характеристика животного царства.

42

Животный мир как составляющая часть живой природы. Среды обитания животных.

15.

43

Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика и многообразие простейших.

44

Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Разнообразие простейших.

45

Значение простейших в природе и жизни человека

16.

46

Подцарство Многоклеточные.

Беспозвоночные животные.

47

Основные группы беспозвоночных животных.

48

Контрольная работа №4

17.

49

 Анализ контрольной работы. Позвоночные животные. Основные группы позвоночных животных.

50

Значение животных в природе и жизни человека.

51

Охрана животных.

                                                       

                                           

                                         

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

6 класс

Учебник: Пасечник В.В.  Биология 5-6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) под редакцией Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 156с.

№ п/п

№ м/м

                 Содержание учебного модуля

Дата/

Класс

Прим.

6-А

6-Б

6-В

Введение (3 м-м)

 1.                                                  

1

Биология как наука. Методы изучения живых организмов.

2

Свойства живых организмов.

3

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности человека.

Тема 1.  Клеточное строение организмов (6 м-м)

2.

4

Увеличительные приборы: лупа и микроскоп.

5

Правила работы с увеличительными приборами.

6

ЛР №1 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

3.

7

Строение и жизнедеятельность растительной клетки.

8

Основные процессы жизнедеятельности клетки (рост, деление, дыхание)

9

Понятие о тканях. Контрольная работа №1

Тема 2. Царство Растения ( 6 м-м)

4.

10

 Анализ контрольной работы.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

11

Растительные ткани и органы растений.

12

Вегетативные и генеративные органы растений.

5.

13

ЛР №2 «Морфологическое строение вегетативных органов цветковых растений».

14

Жизненные формы растений.

15

Растение целостный организм

Тема 3. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений (12 м-м)

6.

16

Органы цветковых растений. Корень, виды корней. Типы корневых систем.

17

Видоизменения корня.

18

Зоны корня. Минеральное питание растений из грунта.

7.

19

Побег: строение и основные функции.

20

Стебель- осевая часть побега. Видоизменения побегов.

21

Типы почек по строению. Расположению и активности.

8.

22

Лист-боковая часть побега. Внешнее строение листа.

23

Внутреннее строение листа. Фотосинтез, дыхание, испарение воды.

24

Контрольная работа №2

9.

25

Анализ контрольной работы. Видоизменения листа.

26

ПР№1 «Видоизменения корня, стебля и листа».

27

ПР№2«Вегетативное размножение растений».

Тема 4. Генеративные органы и половое размножение цветковых растений        (9 м-м)

10.

28

Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков.

ЛР №3 «Строение цветка».

29

Соцветия.

30

Опыление. Оплодотворение.

11.

31

Строение и разнообразие плодов.

32

Строение и разнообразие плодов.

33

Способы распространения плодов и семян в природе.

12.

34

Семя. Условия прорастания семян.

35

ЛР №4 «Изучение строения семян фасоли и пшеницы».

36

Контрольная работа №3

Тема 5. Классификация Покрытосеменных растений (15 м-м)

13.

37

 Анализ контрольной работы.

Покрытосеменные растения- господствующая группа растений на Земле.

38

Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений.

39

Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений

14.

40

Характеристика отдельных семейств класса Двудольных.

41

Характеристика отдельных семейств класса Двудольных.

42

Характеристика отдельных семейств класса Двудольных.

15.

43

Характеристика отдельных семейств класса Однодольных.

44

Характеристика отдельных семейств класса Однодольных.

45

Характеристика отдельных семейств класса Однодольных.

16.

46

ПР №3 «Определение признаков класса и семейства в строении растений».

47

ПР №4 «Определение нескольких травянистых растений одного-двух семейств».

48

Контрольная работа №4

17.

49

 Анализ контрольной работы.

Значение Покрытосеменных в природе и жизни человека.

50

Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения.

51

Космическая роль зеленых растений

                                                         

                           

                                   

                                           

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

7 класс

Учебник: Пасечник В.В.  Биология 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.  (Линия жизни) под редакцией Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 256с.

№ п/п

№ м/м

                 Содержание учебного модуля

Дата/

Класс

Прим.

7-А

7-Б

Введение. Зоология- наука о животных (3 м-м)

 1.                                                  

1

Зоология- наука о животных. Систематика и классификация животных.

2

Отличительные черты животных в отличии от растений и грибов.

3

Среды обитания животных. Приспособления животных к различным средам обитания.

Тема 1. Одноклеточные животные, или Простейшие (3 м-м)

2.

4

Общая характеристика простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.

5

ЛР № 1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных».

6

Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тема 2. Тип Кишечнополостные (3 м-м)

3.

7

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостые. Регенерация.

8

Жизненные формы представителей типа Кишечнополостные.

9

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Контрольная работа №1

Тема 3. Типы Червей (6 м-м)

4.

10

 Анализ контрольной работы.Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Общая характеристика

11

Паразитические плоские и круглые черви. Жизненные циклы паразитических червей.

12

Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.

5.

13

Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании.

14

ЛР №2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением».

15

Тема 4.  Тип Членистоногие (9 м-м)

6.

16

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни.

17

Класс ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Многообразие ракообразных.

18

Значение ракообразных в природе и жизни человека

7.

19

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, многообразие паукообразных.

20

Клещи- переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

21

Значение паукообразных в природе и жизни человека.

8.

22

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты.

23

ЛР №3 «Изучение внешнего строения насекомых».

ЛР №4 «Изучение типов развития насекомых».

24

Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека Контрольная работа №2.

Тема 5. Тип Моллюски (3 м-м)

9.

25

 Анализ контрольной работы.Общая характеристика типа Моллюски. Среды обитания моллюсков, особенности их строения.

26

Многообразие моллюсков.

27

Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Тема 6. Тип Хордовые. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы (6 м-м)

10.

28

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник

29

Среда обитания и внешнее строение рыб

ЛР №5 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб».

30

Размножение и развитие рыб. Миграция рыб в природе.

11.

31

Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни.

32

Основные систематические группы рыб.

33

Значение рыб в природе и жизни человека.

Тема 7.  Класс Земноводные, или Амфибии (3 м-м)

12.

34

Общая характеристика класса Земноводные. Среда обитания и распространения земноводных.

35

Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Размножение и развитие земноводных.

36

Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Тема 8. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (3 м-м)

13.

37

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.

38

Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

39

Контрольная работа №3

Тема 9. Класс Птицы (6 м-м)

14.

40

 Анализ контрольной работы.

Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособление к полету.

41

ЛР №6 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц».

42

Размножение и развитие птиц.

15.

43

Сезонные явления в жизни птиц.

44

Происхождение птиц. Охрана птиц.

45

Значение птиц в природе и жизни человека.

Тема 10.  Класс Млекопитающие (6 м-м)

16.

46

Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих.

47

ЛР №7 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих».

48

Размножение и развитие млекопитающих. Плацента. Смена сезонов и жизнедеятельность млекопитающих.

17

49

Разнообразие млекопитающих. Систематические группы млекопитающих.

50

Значение млекопитающих в природе и жизни человека.

51

Контрольная работа №4

Тема 11. Историческое развитие животного мира (3 м-м)

18

52

 Анализ контрольной работы.

Понятие об историческом развитии животного мира. Палеонтологические доказательства.

53

Эволюция животного мира. Эволюционные аспекты Типа Хордовые. Филогенез систем органов у животных.

54

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат исторического развития.

                                             

                                                 

                                         

                                                 

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

8 класс

Учебник: Пасечник В.В.  Биология 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.    (Линия жизни) под редакцией Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 256с.

№ п/п

№ м/м

                 Содержание учебного модуля

Дата/

Класс

Прим.

8-А

8-Б

8-В

Введение в науки о человеке (3 м-м)

 1.                                                  

1

Комплекс наук, изучающих организм человека. Место человека в системе животного мира.

2

Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа.

3

Происхождение современного человека. Расы.

Тема 1. Общие свойства организма человека (6 м-м)

2.

4

Клетка-основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.

5

Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость)

6

Организм человека как биосфера

3.

7

Ткани организма человека.

8

ЛР №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей».

9

Органы и системы органов организма человека

Тема 2. Опора и движение (9 м-м)

4.

10

Опорно-двигательная система: строение, функции.

11

Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей.

12

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

5.

13

Скелет человека. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.

14

ЛР №2 «Выявление особенностей строения позвонков».

15

ПР №1 «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия».

6.

16

Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

17

Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

18

ЛР№ 3 «Изучение влияния статистической и динамической работы на утомление мышц».

Тема 3.  Кровь и кровообращение (15 м-м)

7.

19

Состав внутренней среды организма и ее функции. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.

20

Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

21

ЛР №4 «Изучение микроскопического строения крови».

8.

22

Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови.

23

Свертывание крови.

24

Иммунитет. Факторы влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.

9.

25

Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции.

26

Строение сосудов. Движение крови по сосудам.

27

Контрольная работа №1

10.

28

 Анализ контрольной работы.

Строение и работа сердца.

29

Пульс. Давление крови. Сердечный цикл.

30

ЛР №5 «Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физических нагрузках».

11.

31

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

32

Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

33

ЛР №6 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

Тема 4.  Дыхание (6 м-м)

12.

34

 Дыхание и его значение. Дыхательная система: строение и функции.

35

Органы дыхания.

ПР №2 «Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы».

36

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.  Регуляция дыхания. 

ПР № 3 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

13.

37

Работа голосового аппарата.

38

Гигиена дыхания. Вред табакокурения.

39

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма

Тема 5. Пищеварение (12 м-м)

14.

40

Питание и его значение. Пищеварение. Ферменты. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительная система: строение и функции

41

Пищеварение в ротовой полости. Слюна и слюнные железы.

ЛР №7 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».

42

 Зубы и уход за ними.

15.

43

Глотка и пищевод. Глотание.

44

Пищеварение в желудке. Желудочный сок.

45

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ в кровь.

16.

46

Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Значение микрофлоры кишечника.

47

ПР №4 «Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы».

48

Гигиена питания. Контрольная работа №2

17.

49

 Анализ контрольной работы. Витамины и их роль в организме человека

50

Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, меры их предупреждения.

51

Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 м-м)

18.

52

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ

53

Пищевые рационы. Нормы питания. Энергетический обмен и питание.

54

ПР №5 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».

Тема 7.  Выделение (3 м-м)

19.

55

Выделение и его значение. Мочевыделительная система, строение и функции.

56

Процесс образования и выделения мочи.

57

Заболевания мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

Тема 8. Покровы тела (3 м-м)

20.

58

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Самонаблюдение: Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки.

59

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Производные кожи.

60

Гигиена кожных покровов. Приемы оказания первой помощи при травмах, обморожениях ожогах и их профилактика.

Тема 9. Нейрогуморальная регуляция функций организма (15 м-м)

21.

61

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

62

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.

63

Роль нервной системы для адаптации организма к условиям окружающей среды.

22.

64

Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга.

65

Спинной мозг

66

Серое и белое вещество.

23.

67

Головной мозг. Строение головного мозга.

68

Отделы головного мозга.

ЛР № 8 «Изучение строения головного мозга».

69

Функции ствола головного мозга. Функции мозжечка.

24.

70

Железы и их классификация. Эндокринная система. Регуляция функций эндокринных желез.

71

Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма.

72

Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники

25.

73

Железы смешанной секреции: поджелудочная железа и половые железы

74

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

75

Контрольная работа № 3

Тема 10. Сенсорные системы. Анализаторы (6 м-м)

26.

76

 Анализ контрольной работы.

Органы чувств и их значение в жизни человека. Понятие об анализаторах.

77

Сенсорные системы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор.

78

ЛР №9 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов».

27.

79

Нарушение зрения и их предупреждение. Гигиена слуха.

80

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.

81

Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Тема 11. Высшая нервная деятельность (9 м-м)

28.

82

Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение.        

83

Познавательная деятельность мозга.

84

Эмоции, память, мышление, речь

29.

85

Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.

86

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление.

87

Психология и поведение человека. Память и обучение.

30.

88

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность

89

Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей

90

 Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Тема 12. Размножение и развитие (9 м-м)

31.

91

Особенности размножения человека. Половая система: строение и функции.

92

Половые клетки. Оплодотворение и внутриутробное развитие ребенка.

93

Беременность и роды.

32.

94

Рост и развитие ребенка после рождения.

95

Наследование признаков у человека

96

Контрольная работа №4

33.

97

 Анализ контрольной работы.

Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

98

Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ. Профилактика СПИДа.

99

Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Тема 13. Здоровье человека и его охрана (3 м-м)

34.

100

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

101

Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание.

102

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

9 класс

Учебник: Пасечник В.В.  Биология 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.    (Линия жизни) под редакцией Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 207с.

№ п/п

№ м/м

                 Содержание учебного модуля

Дата/

Класс

Прим.

9-А

9-Б

Введение. Биология как наука (3 м-м)

 1.                                                  

1

Биология как наука. Методы биологических исследований.

2

Свойства живых организмов. Уровни организации живой материи.

3

Значение биологической науки для человека.

Тема 1. Химический состав клетки(12 м-м)

2.

4

Элементный состав клеток.        

5

Неорганические соединения.

6

Биологические функции воды.

3.

7

Органические вещества клетки. Биополимеры.

8

Функции липидов и углеводов.

9

Строение белков и их биологические функции.

4.

10

Ферменты.

ЛР №1 «Расщепление Н2О2 с помощью ферментов в растительных клетках».

11

Особенности строения, свойства и функции нуклеиновых кислот.

12

Строение и биологическое значение АТФ.

5.

13

Применение знаний о построении комплементарных последовательностях нуклеотидов в нуклеиновых кислотах.

14

Определение качественного и количественного состава молекул нуклеиновых кислот.

15

Определение качественного и количественного состава молекул нуклеиновых кислот.

Тема 2. Обмен веществ и энергии в клетке (12 м-м)

6.

16

Цитология как наука. Методы цитологических исследований. Основные положения клеточной теории.

17.

Структурно-функциональная организация эукариотических клеток.

ЛР №2 «Особенности строения растительной, животной и грибной клеток».

18

Особенности вирусов как внутриклеточных организмов.

7.

19

Ядро. Хромосомы.

20

Организация наследственного материала клетки.

21

Контрольная работа №1

8.

22

 Анализ контрольной работы.

Обмен веществ и энергии в клетке

23

Процессы диссимиляции: клеточное дыхание.

24

Фотосинтез как ассимиляционный процесс. Значение и механизм фотосинтеза.

9.

25

Понятие о гене. Генетический код.

26

Механизм биосинтеза белка.

27

Тема 3. Биология индивидуального развития (9 м-м)

10.

28

Формы размножения организмов. Бесполое размножение организмов.

29

Клеточный цикл. Митоз

30

Мейоз. Биологическое значение мейоза.

11.

31

Способы бесполого и полового размножения.

32

Оплодотворение.

33

Этапы онтогенеза организмов. Типы онтогенеза животных.

12.

34

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

35

Адаптации организмов к условиям обитания.

36

Виды адаптаций.

Тема 4. Закономерности наследственности и изменчивости(24 м-м)

13.

37

Становление генетики. Генетика как наука. Предмет изучения генетики. Методы генетических исследований.

38

Фенотип и генотип организмов.

39

Основные понятия и символы генетики.

14.

40

Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании.

41

Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании

42

Полное и неполное доминирование.

15.

43

Законы Г. Менделя.

44

Практическое применение знаний о принципах наследования признаков при моногибридном скрещивании.

45

Практическое применение знаний о принципах наследования признаков при моногибридном скрещивании.

16.

46

Особенности сцепленного наследования признаков

47

Хромосомная теория наследования.

48

Кодоминирование.

17.

49

Генетика пола.

50

Сцепленное с полом наследование признаков.

51

ПР №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». 

18.

52

Изменчивость, ее значение и виды.

53

Модификационная изменчивость, причины и свойства модификаций. Норма реакции.

54

ЛР №3 «Определение изменчивости у растений. Вариационный ряд, вариационная кривая».

19.

55

Мутационная изменчивость

56

Явление полиплоидии у растений.

57

. Контрольная работа №2

20.

58

 Анализ контрольной работы.

Значение модификационной и наследственной изменчивости.

59

Комбинативная изменчивость

60

Влияние мутагенов на организмы

Тема 5. Генетика человека (3 м-м)

21.

61

Особенности человека как генетического объекта. Методы генетических исследований человека. Генетическое разнообразие человечества.

62

Наследственные заболевания человека. Профилактика возникновения генетических болезней человека.

63

ПР №2 «Составление родословных».

Тема 6. Селекция и биотехнологии (3 м-м)

22.

64

Селекция. Ее задачи и направления. Обзор современных методов селекции. Современные методы экспериментальной биологии.

65

Достижения селекционной науки. Основные направления и перспективы биотехнологии.

66

Генетически модифицированные организмы.

Тема 7.  Эволюционное учение.  Понятие о виде (12 м-м)

23.

67

Учение об эволюции органического мира. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

68

Биологический вид. Критерии вида.

69

Популяция как элементарная эволюционная единица.

24.

70

Особенности эволюционных процессов на уровне популяций

71

Микроэволюция.

72

Стадии и типы видообразования.

25.

73

Движущие силы эволюции.

74

Борьба за существование. Естественный отбор.

75

Адаптация как результат естественного отбора.

ПР №3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

26.

76

Современные аспекты в вопросах теории эволюции.

77

Современные аспекты в вопросах теории эволюции

78

Контрольная работа №3

Тема 8.  Возникновение и развитие жизни на Земле (9 м-м)

27.

79

 Анализ контрольной работы.

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

80

Органический мир как результат эволюции.

81

Гипотеза биохимической эволюции.

28.

82

Гипотеза биопоэза.

83

Этапы процесса возникновения и развития жизни на Земле

84

Этапы процесса возникновения и развития жизни на Земле

29.

85

Этапы развития органического мира на Земле.

86

Этапы антропогенеза.

87

История развития органического мира.

Тема 9. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (15 м-м)

30.

88

Экология как наука. Задачи и разделы экологии.

89

Классификация экологических факторов.

90

Закономерности действия экологических факторов.

31.

91

Среды обитания и черты приспособленности организмов к различным средам обитания.

92

Местообитание и экологические ниши организмов.

93

ЛР №4 «Описание экологической ниши».

32.

94

Экологическая характеристика популяций.

95

Типы экологических взаимоотношений организмов.

96

ПР №4 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме».

33.

97

Экосистемный уровень организации жизни. Компоненты экосистем.

98

Структура экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Поток энергии и пищевые цепи

ПР №5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»

99

Контрольная работа №4

34.

100

 Анализ контрольной работы.

Современные экологические проблемы и способы их решения.

101

Искусственные экосистемы.

ЛР №5 «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума»

102

Основные направления природоохранной деятельности.

                                       

                                     

                                     

Требования к оцениванию уровня учебных достижений обучающихся

За устный ответ

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
  2. Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
  3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

За письменные и контрольные работы

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
  2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
  2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  1. Правильно выполняет не менее половины работы.
  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

За практические и лабораторные работы

Оценка «5» ставится, если:

  1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
  3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
  2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
  4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую учащийся исправляет c помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
  2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.


Требования к обязательному количеству  контрольных и проверочных работ

Практический компонент программы составляют лабораторные и практические работы. Лабораторные работы являются частью урока биологии и выполняются на этапе изучения нового материала. Цель лабораторных работ: освоение учащимися новых тематических понятий и формирование общеучебных и специальных умений. Целью практических работ является закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.

Темы и количество лабораторных и практических работ регламентировано содержанием учебного предмета и тематическим планированием примерной рабочей программы по биологии. Учитель самостоятельно определяет место работ практической части программы в системе уроков, что отражает в календарном и поурочном планировании. Материалы лабораторных и практических работ оформляются учащимися в рабочей тетради. Все виды этих работ подлежат обязательному оцениванию в соответствии с установленными критериями у всех присутствующих на уроке учащихся.

Достижение результатов обучения оценивается в рамках организации контроля успеваемости. Контроль успеваемости может быть в виде текущей письменной работы после определённой темы урока и/или итоговой письменной контрольной работы после изучения блока тем. Текущая письменная работа имеет целью первичное выявление уровня усвоения изучаемого материала, т.е. носит пропедевтический характер, что в перспективе даёт возможность провести коррекцию как учителю, так и учащемуся. Необходимость, периодичность и форма текущего контроля в виде письменной работы определяется на усмотрение учителя в зависимости от сложности темы урока и особенностей учащихся каждого класса. В случае необходимости на текущую письменную работу учитель может отводить часть урока или урок полностью.

Итоговая письменная контрольная работа проводится после изучения наиболее значительного блока тем или в конце учебной четверти/семестра. Рекомендуем на итоговую контрольную работу отводить урок целиком, предварительно ознакомив учащихся с перечнем тем или вопросов, выносимых на итоговый контроль.

Для итоговых контрольных работ обязательно наличие специальной тетради для контрольных работ. Оценка за итоговую контрольную работу заносится в классный журнал, оценка за текущую письменную работу выставляется на усмотрение учителя.

В каждом классе на уровне основного общего образования (5-9 класс) необходимо проводить 4 контрольные работы в год (по одной работе в учебной четверти). Задания на таких работах могут быть как открытого характера, так и в форме теста. Место в учебном процессе итоговой контрольной работы определяется учителем и закрепляется в календарно-тематическом планировании.


                                            Материально техническое обеспечение

  • Уроки биологии. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012.
  • Пасечник, В. В. Биология. Организация индивидуально-групповой деятельности на уроках. 5—9 классы : методические рекомендации / В. В. Пасечник. — М. : Российский учебник, 2019.
  • Тесты по биологии, 5 класс, Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Ефимова Т.М., 2020.
  • Суматохин С.В. Биология. Проверочные работы в формате ВПР. 5 класс : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций.- М. : Просвещение.- 2019.
  • Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 5 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-5-klass 
  • Пасечник В. В. Биология. 5-6 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
  • Пособие для учителя «Уроки биологии 5-6 классы» В.В. Пасечник.‚ С.В. Суматохин : «Просвещение», 2018 год.
  • Суматохин С.В. Биология. Проверочные работы в формате ВПР. 5 класс : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций.- М. : Просвещение.- 2019.
  • Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-6 -klass
  • Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь. (Линия жизни) - Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
  • Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для обще- образоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. :Просвещение, 2020.
  • Пасечник, В. В. Биология. Организация индивидуально-групповой деятельности на уроках. 5—9 классы : методические рекомендации / В. В. Пасечник. — М. : Российский учебник, 2019. — 652 с
  • Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология». Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология» 7 класс.
  • Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 7 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-7-klass 
  • Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь. (Линия жизни) - Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
  • Пасечник В.В. Биология. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
  • Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология». Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология» 8 класс.
  • Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 8 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-8-klass 
  • Биология. 8 класс. Рабочая тетрадь. (Линия жизни) - Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
  • Пасечник В. В. Биология. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
  • Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология». Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология» 9 класс.
  • Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 9 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-9-klass
  • Биология. 9 класс. Рабочая тетрадь. (Линия жизни) - Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
  • Пасечник В. В. Биология. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
  • http://schoolcollection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • http://festival.1september.r u/ - Фестиваль педагогических идей 1 сентября
  • http://easyen.ru – Современный учительский портал
  • http://tana.ucoz.ru/ - Презентации по биологии
  •  http://www.repetitor.1c.ru/ - образовательные программы 1С
  • Интернет урок https://interneturok.ru/
  • Современные уроки биологии http://biology-online.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя математики 9 класс

Рабочая программа по математике для 9 класса на базовом уровне. Преподавание ведется  по учебникам "Геометрия 7-9"   под редакцией Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, " ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Математика 5 класс 2018-2019 учебный год

Рабочая учебная программа по математике для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Геометрия 8 класс 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯГеометрия 8 класс 2018-2019 учебный годРабочая учебная программа по геометрии для 8 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Алгебра 9 класс 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯАлгебра 9 класс 2018-2019 учебный год Рабочая учебная программа по алгебре для 9 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Геометрия 9 класс 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯГеометрия 9 класс 2018-2019 учебный годРабочая учебная программа по математике для 6 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.20...