Рабочая программа учителя 5-9 класс
рабочая программа по биологии
модульно-развивающее обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-9_klass_-_uchitelya.docx | 101.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» сформирована в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шахтёрская гимназия»;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Шахтёрская гимназия».
- Учебный план основного общего образования МБОУ «Шахтёрская гимназия»;
- Календарный учебный график МБОУ «Шахтёрская гимназия» на 2021-2022 учебный год.
- Рабочая программа по учебному предмету «Биология». 5 – 9 классы)
Общая характеристика учебного курса
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Цели обучения на уровне основного общего образования:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперимент;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса биологии в основной школе:
- выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
- выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
- выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
- выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.);
- делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
- проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Биология»
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Тематическое планирование
Название раздела | Класс | Общее количество часов | Количество часов в неделю |
Живые организмы | 5 | 34 | 1 |
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники | 6 | 34 | 1 |
Животные | 7 | 34 | 1 |
Человек и его здоровье | 8 | 68 | 2 |
Основы общей биологии | 9 | 68 | 2 |
5 класс
Учебник: Пасечник В.В. Биология 5-6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. ( Линия жизни) под ред. Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 256с.
Название темы (модуля, раздела) из программы | Количество часов по программе | Количество модулей по календарному планированию, м | Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м |
Введение | 2 | 1 | 3 |
Тема1. Клеточное строение организмов | 8 | 3 | 9 |
Тема 2. Царство Бактерии | 2 | 1 | 3 |
Тема 3. Царство Грибы | 6 | 2 | 6 |
Тема 4. Царства Растения | 8 | 6 | 18 |
Тема 5. Царства Животные | 8 | 5 | 15 |
Всего | 34 | 17 | 51 |
6 класс
Учебник: Пасечник В.В. Биология 5-6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) под ред. Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 256с.
Название темы (модуля, раздела) из программы | Количество часов по программе | Количество модулей по календарному планированию, м | Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м |
Введение | 1 | 1 | 3 |
Тема 1. Клеточное строение организмов | 2 | 2 | 6 |
Тема 2. Царства Растения | 3 | 2 | 6 |
Тема 3. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений | 9 | 4 | 12 |
Тема 4. Генеративные органы и половое размножение растений | 9 | 3 | 9 |
Тема 5. Классификация покрытосеменных растений | 10 | 5 | 15 |
Всего | 34 | 17 | 51 |
7 класс
Учебник: Пасечник В.В Биология 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций (Линия жизни) под ред. Пасечника В.В. Просвещение, 2016- 256с.
Название темы (модуля, раздела) из программы | Количество часов по программе | Количество модулей по календарному планированию, м | Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м |
Введение. Зоология – наука о животных. | 1 | 1 | 3 |
Тема 1. Одноклеточные животные или Простейшие | 2 | 1 | 3 |
Тема 2. Кишечнополостные | 2 | 1 | 3 |
Тема 3. Типы Червей | 3 | 2 | 6 |
Тема 4. Тип Членистоногие | 5 | 3 | 9 |
Тема 5. Тип Моллюски | 2 | 1 | 3 |
Тема 6. Тип Хордовые. Подтип Черепные. Общая характеристик надкласса Рыбы | 4 | 2 | 6 |
Тема 7. Класс Земноводные или Амфибии | 2 | 1 | 3 |
Тема 8. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии | 2 | 1 | 3 |
Тема 9. Класс Птицы | 4 | 2 | 6 |
Тема 10. Класс Млекопитающие | 4 | 3 | 9 |
Тема 11. Историческое развитие животного мира | 2 | 1 | 3 |
Всего | 34 | 17 | 51 |
8 класс
Учебник: Пасечник В.В Биология 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций . (Линия жизни) под ред Пасечника В.В. –М: Просвещение, 2016- 256 с.
Название темы (модуля, раздела) из программы | Количество часов по программе | Количество модулей по календарному планированию, м | Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м |
Введение в науки о человеке | 2 | 1 | 3 |
Тема 1. Общие свойства организма человека | 2 | 2 | 6 |
Тема 2. Опора и движение | 6 | 3 | 9 |
Тема 3. Кровь и кровообращение | 9 | 5 | 15 |
Тема 4. Дыхание | 5 | 3 | 6 |
Тема 5. Пищеварение | 6 | 4 | 12 |
Тема 6. Обмен веществ и энергии | 3 | 1 | 3 |
Тема 7. Выделение | 2 | 1 | 3 |
Тема 8. Покровы тела | 2 | 1 | 3 |
Тема 9. Нейрогуморальная регуляция функций организма | 11 | 5 | 15 |
Тема 10. Сенсорные системы | 5 | 2 | 6 |
Тема 11. Высшая нервная деятельность | 7 | 3 | 9 |
Тема 12. Размножение и развитие | 5 | 3 | 9 |
Тема 13. Здоровье человека и его охрана | 2 | 1 | 3 |
Всего | 68 | 34 | 102 |
9 класс
Учебник: Пасечник В.В Биология 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. (Линия жизни) под ред. Пасечника В.В. – М: Просвещение, 2016- 258с
Название темы (модуля, раздела) из программы | Количество часов по программе | Количество модулей по календарному планированию, м | Количество мини-модулей по календарному планированию, м-м |
Введение. Биология как наука | 1 | 1 | 3 |
Тема 1. Химический состав клетки | 8 | 4 | 12 |
Тема 2. Обмен веществ и энергии в клетке | 10 | 4 | 12 |
Тема 3. Биология индивидуального развития | 6 | 3 | 9 |
Тема 4. Закономерности наследственности и изменчивости | 12 | 8 | 24 |
Тема 5. Генетика человека | 4 | 1 | 3 |
Тема 6. Селекция и биотехнологии | 2 | 1 | 3 |
Тема 7. Эволюционное учение. Понятие о виде. | 7 | 4 | 12 |
Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле | 4 | 3 | 9 |
Тема 9. Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 10 | 5 | 15 |
Всего | 68 | 34 | 102 |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
5 класс
Учебник: Пасечник В.В. Биология 5-6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) под ред. Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 156с.
№ п/п | № м/м | Содержание учебного модуля | Дата/ Класс | Прим. | ||||
5-А | 5-Б | 5-В | ||||||
Введение. Биология как наука о живой природе (3 м-м) | ||||||||
1. | 1 | Биология – наука о живой природе. Методы изучения биологии. | ||||||
2 | Свойства живых организмов, их проявление у живых организмов. Факторы окружающей среды и их влияние на живые организмы. | |||||||
3 | Среды обитания живых организмов. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | |||||||
Тема 1. Клеточное строение организмов (9 м-м) | ||||||||
2. | 4 | Устройство увеличительных приборов. ЛР №1 Изучение устройства увеличительных приборов. Правила работы с ними. | ||||||
5 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. | |||||||
6 | Строение и жизнедеятельность клетки. ЛР №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | |||||||
3. | 7 | Клеточные и неклеточные формы жизни. Единство живого. | ||||||
8 | Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | |||||||
9 | Контрольная работа №1 | |||||||
4. | 10 | Анализ контрольной работы. Основные царства живой природы. | ||||||
11 | Общая характеристика царств живой природы. | |||||||
12 | Классификация организмов. Принципы классификации. | |||||||
Тема 2. Бактерии (3 м-м) | ||||||||
5. | 13 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. | ||||||
14 | Разнообразие бактерий, их распространение в природе. | |||||||
15 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | |||||||
Тема 3. Царство Грибы (6 м-м) | ||||||||
6. | 16 | Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. | ||||||
17 | Дрожжи, плесневые грибы. ЛР №3 «Изучение строения плесневых грибов» | |||||||
18 | Грибы-паразиты. Контрольная работа №2 | |||||||
7. | 19 | Анализ контрольной работы.Шляпочные грибы. Охрана грибов. | ||||||
20 | Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов Профилактика отравления грибами. | |||||||
21 | Роль грибов в природе и жизни человека. | |||||||
Тема 4. Царство Растения (18 м-м) | ||||||||
8. | 22 | Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного мира. | ||||||
23 | Многообразие растений, их связь со средой обитания. | |||||||
24 | Значение растений в природе. Охрана растений. | |||||||
9. | 25 | Основные группы растений ( водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) | ||||||
26 | Водоросли. Среда обитания водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. ЛР №4 Изучение строения водорослей (на примере хламидомонады и спирогиры) | |||||||
27 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | |||||||
10. | 28 | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. | ||||||
29 | Высшие споровые растения, их строение, среда обитания. ЛР №5 «Строение папоротника щитовник мужской» | |||||||
30 | Роль споровых растений в природе и жизни человека, их охрана. | |||||||
11. | 31 | Голосеменные, их разнообразие, среда обитания. Разнообразие голосеменных. Распространение голосеменных. | ||||||
32 | ЛР №6 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | |||||||
33 | Значение голосеменных в природе и жизни человека, их охрана. | |||||||
12. | 34 | Покрытосеменные растения, их многообразие. | ||||||
35 | ЛР№7 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений» | |||||||
36 | Контрольная работа №3 | |||||||
13. | 37 | Анализ контрольной работы. Покрытосеменные растения– господствующая группа растений на Земле | ||||||
38 | Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения. | |||||||
39 | Значение цветковых в природе и жизни человека. | |||||||
Тема 5. Царства Животные (15 м-м) | ||||||||
14. | 40 | Зоология- наука о животных. Методы изучения животных. | ||||||
41 | Общая характеристика животного царства. | |||||||
42 | Животный мир как составляющая часть живой природы. Среды обитания животных. | |||||||
15. | 43 | Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика и многообразие простейших. | ||||||
44 | Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Разнообразие простейших. | |||||||
45 | Значение простейших в природе и жизни человека | |||||||
16. | 46 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | ||||||
47 | Основные группы беспозвоночных животных. | |||||||
48 | Контрольная работа №4 | |||||||
17. | 49 | Анализ контрольной работы. Позвоночные животные. Основные группы позвоночных животных. | ||||||
50 | Значение животных в природе и жизни человека. | |||||||
51 | Охрана животных. |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
6 класс
Учебник: Пасечник В.В. Биология 5-6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) под редакцией Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 156с.
№ п/п | № м/м | Содержание учебного модуля | Дата/ Класс | Прим. | ||||
6-А | 6-Б | 6-В | ||||||
Введение (3 м-м) | ||||||||
1. | 1 | Биология как наука. Методы изучения живых организмов. | ||||||
2 | Свойства живых организмов. | |||||||
3 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности человека. | |||||||
Тема 1. Клеточное строение организмов (6 м-м) | ||||||||
2. | 4 | Увеличительные приборы: лупа и микроскоп. | ||||||
5 | Правила работы с увеличительными приборами. | |||||||
6 | ЛР №1 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | |||||||
3. | 7 | Строение и жизнедеятельность растительной клетки. | ||||||
8 | Основные процессы жизнедеятельности клетки (рост, деление, дыхание) | |||||||
9 | Понятие о тканях. Контрольная работа №1 | |||||||
Тема 2. Царство Растения ( 6 м-м) | ||||||||
4. | 10 | Анализ контрольной работы. Общее знакомство с цветковыми растениями. | ||||||
11 | Растительные ткани и органы растений. | |||||||
12 | Вегетативные и генеративные органы растений. | |||||||
5. | 13 | ЛР №2 «Морфологическое строение вегетативных органов цветковых растений». | ||||||
14 | Жизненные формы растений. | |||||||
15 | Растение целостный организм | |||||||
Тема 3. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений (12 м-м) | ||||||||
6. | 16 | Органы цветковых растений. Корень, виды корней. Типы корневых систем. | ||||||
17 | Видоизменения корня. | |||||||
18 | Зоны корня. Минеральное питание растений из грунта. | |||||||
7. | 19 | Побег: строение и основные функции. | ||||||
20 | Стебель- осевая часть побега. Видоизменения побегов. | |||||||
21 | Типы почек по строению. Расположению и активности. | |||||||
8. | 22 | Лист-боковая часть побега. Внешнее строение листа. | ||||||
23 | Внутреннее строение листа. Фотосинтез, дыхание, испарение воды. | |||||||
24 | Контрольная работа №2 | |||||||
9. | 25 | Анализ контрольной работы. Видоизменения листа. | ||||||
26 | ПР№1 «Видоизменения корня, стебля и листа». | |||||||
27 | ПР№2«Вегетативное размножение растений». | |||||||
Тема 4. Генеративные органы и половое размножение цветковых растений (9 м-м) | ||||||||
10. | 28 | Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков. ЛР №3 «Строение цветка». | ||||||
29 | Соцветия. | |||||||
30 | Опыление. Оплодотворение. | |||||||
11. | 31 | Строение и разнообразие плодов. | ||||||
32 | Строение и разнообразие плодов. | |||||||
33 | Способы распространения плодов и семян в природе. | |||||||
12. | 34 | Семя. Условия прорастания семян. | ||||||
35 | ЛР №4 «Изучение строения семян фасоли и пшеницы». | |||||||
36 | Контрольная работа №3 | |||||||
Тема 5. Классификация Покрытосеменных растений (15 м-м) | ||||||||
13. | 37 | Анализ контрольной работы. Покрытосеменные растения- господствующая группа растений на Земле. | ||||||
38 | Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений. | |||||||
39 | Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений | |||||||
14. | 40 | Характеристика отдельных семейств класса Двудольных. | ||||||
41 | Характеристика отдельных семейств класса Двудольных. | |||||||
42 | Характеристика отдельных семейств класса Двудольных. | |||||||
15. | 43 | Характеристика отдельных семейств класса Однодольных. | ||||||
44 | Характеристика отдельных семейств класса Однодольных. | |||||||
45 | Характеристика отдельных семейств класса Однодольных. | |||||||
16. | 46 | ПР №3 «Определение признаков класса и семейства в строении растений». | ||||||
47 | ПР №4 «Определение нескольких травянистых растений одного-двух семейств». | |||||||
48 | Контрольная работа №4 | |||||||
17. | 49 | Анализ контрольной работы. Значение Покрытосеменных в природе и жизни человека. | ||||||
50 | Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения. | |||||||
51 | Космическая роль зеленых растений |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
7 класс
Учебник: Пасечник В.В. Биология 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) под редакцией Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 256с.
№ п/п | № м/м | Содержание учебного модуля | Дата/ Класс | Прим. | ||||
7-А | 7-Б | |||||||
Введение. Зоология- наука о животных (3 м-м) | ||||||||
1. | 1 | Зоология- наука о животных. Систематика и классификация животных. | ||||||
2 | Отличительные черты животных в отличии от растений и грибов. | |||||||
3 | Среды обитания животных. Приспособления животных к различным средам обитания. | |||||||
Тема 1. Одноклеточные животные, или Простейшие (3 м-м) | ||||||||
2. | 4 | Общая характеристика простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. | ||||||
5 | ЛР № 1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных». | |||||||
6 | Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. | |||||||
Тема 2. Тип Кишечнополостные (3 м-м) | ||||||||
3. | 7 | Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостые. Регенерация. | ||||||
8 | Жизненные формы представителей типа Кишечнополостные. | |||||||
9 | Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Контрольная работа №1 | |||||||
Тема 3. Типы Червей (6 м-м) | ||||||||
4. | 10 | Анализ контрольной работы.Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Общая характеристика | ||||||
11 | Паразитические плоские и круглые черви. Жизненные циклы паразитических червей. | |||||||
12 | Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. | |||||||
5. | 13 | Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании. | ||||||
14 | ЛР №2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением». | |||||||
15 | ||||||||
Тема 4. Тип Членистоногие (9 м-м) | ||||||||
6. | 16 | Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. | ||||||
17 | Класс ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Многообразие ракообразных. | |||||||
18 | Значение ракообразных в природе и жизни человека | |||||||
7. | 19 | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, многообразие паукообразных. | ||||||
20 | Клещи- переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. | |||||||
21 | Значение паукообразных в природе и жизни человека. | |||||||
8. | 22 | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. | ||||||
23 | ЛР №3 «Изучение внешнего строения насекомых». ЛР №4 «Изучение типов развития насекомых». | |||||||
24 | Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека Контрольная работа №2. | |||||||
Тема 5. Тип Моллюски (3 м-м) | ||||||||
9. | 25 | Анализ контрольной работы.Общая характеристика типа Моллюски. Среды обитания моллюсков, особенности их строения. | ||||||
26 | Многообразие моллюсков. | |||||||
27 | Значение моллюсков в природе и жизни человека. | |||||||
Тема 6. Тип Хордовые. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы (6 м-м) | ||||||||
10. | 28 | Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник | ||||||
29 | Среда обитания и внешнее строение рыб ЛР №5 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб». | |||||||
30 | Размножение и развитие рыб. Миграция рыб в природе. | |||||||
11. | 31 | Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. | ||||||
32 | Основные систематические группы рыб. | |||||||
33 | Значение рыб в природе и жизни человека. | |||||||
Тема 7. Класс Земноводные, или Амфибии (3 м-м) | ||||||||
12. | 34 | Общая характеристика класса Земноводные. Среда обитания и распространения земноводных. | ||||||
35 | Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Размножение и развитие земноводных. | |||||||
36 | Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. | |||||||
Тема 8. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (3 м-м) | ||||||||
13. | 37 | Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. | ||||||
38 | Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. | |||||||
39 | Контрольная работа №3 | |||||||
Тема 9. Класс Птицы (6 м-м) | ||||||||
14. | 40 | Анализ контрольной работы. Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособление к полету. | ||||||
41 | ЛР №6 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц». | |||||||
42 | Размножение и развитие птиц. | |||||||
15. | 43 | Сезонные явления в жизни птиц. | ||||||
44 | Происхождение птиц. Охрана птиц. | |||||||
45 | Значение птиц в природе и жизни человека. | |||||||
Тема 10. Класс Млекопитающие (6 м-м) | ||||||||
16. | 46 | Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих. | ||||||
47 | ЛР №7 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих». | |||||||
48 | Размножение и развитие млекопитающих. Плацента. Смена сезонов и жизнедеятельность млекопитающих. | |||||||
17 | 49 | Разнообразие млекопитающих. Систематические группы млекопитающих. | ||||||
50 | Значение млекопитающих в природе и жизни человека. | |||||||
51 | Контрольная работа №4 | |||||||
Тема 11. Историческое развитие животного мира (3 м-м) | ||||||||
18 | 52 | Анализ контрольной работы. Понятие об историческом развитии животного мира. Палеонтологические доказательства. | ||||||
53 | Эволюция животного мира. Эволюционные аспекты Типа Хордовые. Филогенез систем органов у животных. | |||||||
54 | Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат исторического развития. |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
8 класс
Учебник: Пасечник В.В. Биология 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) под редакцией Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 256с.
№ п/п | № м/м | Содержание учебного модуля | Дата/ Класс | Прим. | ||||
8-А | 8-Б | 8-В | ||||||
Введение в науки о человеке (3 м-м) | ||||||||
1. | 1 | Комплекс наук, изучающих организм человека. Место человека в системе животного мира. | ||||||
2 | Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. | |||||||
3 | Происхождение современного человека. Расы. | |||||||
Тема 1. Общие свойства организма человека (6 м-м) | ||||||||
2. | 4 | Клетка-основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. | ||||||
5 | Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) | |||||||
6 | Организм человека как биосфера | |||||||
3. | 7 | Ткани организма человека. | ||||||
8 | ЛР №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей». | |||||||
9 | Органы и системы органов организма человека | |||||||
Тема 2. Опора и движение (9 м-м) | ||||||||
4. | 10 | Опорно-двигательная система: строение, функции. | ||||||
11 | Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. | |||||||
12 | Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека. | |||||||
5. | 13 | Скелет человека. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. | ||||||
14 | ЛР №2 «Выявление особенностей строения позвонков». | |||||||
15 | ПР №1 «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия». | |||||||
6. | 16 | Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | ||||||
17 | Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | |||||||
18 | ЛР№ 3 «Изучение влияния статистической и динамической работы на утомление мышц». | |||||||
Тема 3. Кровь и кровообращение (15 м-м) | ||||||||
7. | 19 | Состав внутренней среды организма и ее функции. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. | ||||||
20 | Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. | |||||||
21 | ЛР №4 «Изучение микроскопического строения крови». | |||||||
8. | 22 | Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. | ||||||
23 | Свертывание крови. | |||||||
24 | Иммунитет. Факторы влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | |||||||
9. | 25 | Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции. | ||||||
26 | Строение сосудов. Движение крови по сосудам. | |||||||
27 | Контрольная работа №1 | |||||||
10. | 28 | Анализ контрольной работы. Строение и работа сердца. | ||||||
29 | Пульс. Давление крови. Сердечный цикл. | |||||||
30 | ЛР №5 «Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физических нагрузках». | |||||||
11. | 31 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. | ||||||
32 | Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | |||||||
33 | ЛР №6 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». | |||||||
Тема 4. Дыхание (6 м-м) | ||||||||
12. | 34 | Дыхание и его значение. Дыхательная система: строение и функции. | ||||||
35 | Органы дыхания. ПР №2 «Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы». | |||||||
36 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. ПР № 3 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». | |||||||
13. | 37 | Работа голосового аппарата. | ||||||
38 | Гигиена дыхания. Вред табакокурения. | |||||||
39 | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма | |||||||
Тема 5. Пищеварение (12 м-м) | ||||||||
14. | 40 | Питание и его значение. Пищеварение. Ферменты. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительная система: строение и функции | ||||||
41 | Пищеварение в ротовой полости. Слюна и слюнные железы. ЛР №7 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал». | |||||||
42 | Зубы и уход за ними. | |||||||
15. | 43 | Глотка и пищевод. Глотание. | ||||||
44 | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. | |||||||
45 | Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ в кровь. | |||||||
16. | 46 | Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Значение микрофлоры кишечника. | ||||||
47 | ПР №4 «Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы». | |||||||
48 | Гигиена питания. Контрольная работа №2 | |||||||
17. | 49 | Анализ контрольной работы. Витамины и их роль в организме человека | ||||||
50 | Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, меры их предупреждения. | |||||||
51 | Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | |||||||
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 м-м) | ||||||||
18. | 52 | Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ | ||||||
53 | Пищевые рационы. Нормы питания. Энергетический обмен и питание. | |||||||
54 | ПР №5 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат». | |||||||
Тема 7. Выделение (3 м-м) | ||||||||
19. | 55 | Выделение и его значение. Мочевыделительная система, строение и функции. | ||||||
56 | Процесс образования и выделения мочи. | |||||||
57 | Заболевания мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | |||||||
Тема 8. Покровы тела (3 м-м) | ||||||||
20. | 58 | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Самонаблюдение: Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки. | ||||||
59 | Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Производные кожи. | |||||||
60 | Гигиена кожных покровов. Приемы оказания первой помощи при травмах, обморожениях ожогах и их профилактика. | |||||||
Тема 9. Нейрогуморальная регуляция функций организма (15 м-м) | ||||||||
21. | 61 | Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. | ||||||
62 | Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. | |||||||
63 | Роль нервной системы для адаптации организма к условиям окружающей среды. | |||||||
22. | 64 | Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. | ||||||
65 | Спинной мозг | |||||||
66 | Серое и белое вещество. | |||||||
23. | 67 | Головной мозг. Строение головного мозга. | ||||||
68 | Отделы головного мозга. ЛР № 8 «Изучение строения головного мозга». | |||||||
69 | Функции ствола головного мозга. Функции мозжечка. | |||||||
24. | 70 | Железы и их классификация. Эндокринная система. Регуляция функций эндокринных желез. | ||||||
71 | Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. | |||||||
72 | Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники | |||||||
25. | 73 | Железы смешанной секреции: поджелудочная железа и половые железы | ||||||
74 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. | |||||||
75 | Контрольная работа № 3 | |||||||
Тема 10. Сенсорные системы. Анализаторы (6 м-м) | ||||||||
26. | 76 | Анализ контрольной работы. Органы чувств и их значение в жизни человека. Понятие об анализаторах. | ||||||
77 | Сенсорные системы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. | |||||||
78 | ЛР №9 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов». | |||||||
27. | 79 | Нарушение зрения и их предупреждение. Гигиена слуха. | ||||||
80 | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. | |||||||
81 | Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | |||||||
Тема 11. Высшая нервная деятельность (9 м-м) | ||||||||
28. | 82 | Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение. | ||||||
83 | Познавательная деятельность мозга. | |||||||
84 | Эмоции, память, мышление, речь | |||||||
29. | 85 | Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. | ||||||
86 | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление. | |||||||
87 | Психология и поведение человека. Память и обучение. | |||||||
30. | 88 | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность | ||||||
89 | Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей | |||||||
90 | Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | |||||||
Тема 12. Размножение и развитие (9 м-м) | ||||||||
31. | 91 | Особенности размножения человека. Половая система: строение и функции. | ||||||
92 | Половые клетки. Оплодотворение и внутриутробное развитие ребенка. | |||||||
93 | Беременность и роды. | |||||||
32. | 94 | Рост и развитие ребенка после рождения. | ||||||
95 | Наследование признаков у человека | |||||||
96 | Контрольная работа №4 | |||||||
33. | 97 | Анализ контрольной работы. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. | ||||||
98 | Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ. Профилактика СПИДа. | |||||||
99 | Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | |||||||
Тема 13. Здоровье человека и его охрана (3 м-м) | ||||||||
34. | 100 | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | ||||||
101 | Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. | |||||||
102 | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
9 класс
Учебник: Пасечник В.В. Биология 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) под редакцией Пасечника В.В.-М: Просвещение, 2016- 207с.
№ п/п | № м/м | Содержание учебного модуля | Дата/ Класс | Прим. | ||||
9-А | 9-Б | |||||||
Введение. Биология как наука (3 м-м) | ||||||||
1. | 1 | Биология как наука. Методы биологических исследований. | ||||||
2 | Свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. | |||||||
3 | Значение биологической науки для человека. | |||||||
Тема 1. Химический состав клетки(12 м-м) | ||||||||
2. | 4 | Элементный состав клеток. | ||||||
5 | Неорганические соединения. | |||||||
6 | Биологические функции воды. | |||||||
3. | 7 | Органические вещества клетки. Биополимеры. | ||||||
8 | Функции липидов и углеводов. | |||||||
9 | Строение белков и их биологические функции. | |||||||
4. | 10 | Ферменты. ЛР №1 «Расщепление Н2О2 с помощью ферментов в растительных клетках». | ||||||
11 | Особенности строения, свойства и функции нуклеиновых кислот. | |||||||
12 | Строение и биологическое значение АТФ. | |||||||
5. | 13 | Применение знаний о построении комплементарных последовательностях нуклеотидов в нуклеиновых кислотах. | ||||||
14 | Определение качественного и количественного состава молекул нуклеиновых кислот. | |||||||
15 | Определение качественного и количественного состава молекул нуклеиновых кислот. | |||||||
Тема 2. Обмен веществ и энергии в клетке (12 м-м) | ||||||||
6. | 16 | Цитология как наука. Методы цитологических исследований. Основные положения клеточной теории. | ||||||
17. | Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. ЛР №2 «Особенности строения растительной, животной и грибной клеток». | |||||||
18 | Особенности вирусов как внутриклеточных организмов. | |||||||
7. | 19 | Ядро. Хромосомы. | ||||||
20 | Организация наследственного материала клетки. | |||||||
21 | Контрольная работа №1 | |||||||
8. | 22 | Анализ контрольной работы. Обмен веществ и энергии в клетке | ||||||
23 | Процессы диссимиляции: клеточное дыхание. | |||||||
24 | Фотосинтез как ассимиляционный процесс. Значение и механизм фотосинтеза. | |||||||
9. | 25 | Понятие о гене. Генетический код. | ||||||
26 | Механизм биосинтеза белка. | |||||||
27 | ||||||||
Тема 3. Биология индивидуального развития (9 м-м) | ||||||||
10. | 28 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение организмов. | ||||||
29 | Клеточный цикл. Митоз | |||||||
30 | Мейоз. Биологическое значение мейоза. | |||||||
11. | 31 | Способы бесполого и полового размножения. | ||||||
32 | Оплодотворение. | |||||||
33 | Этапы онтогенеза организмов. Типы онтогенеза животных. | |||||||
12. | 34 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез. | ||||||
35 | Адаптации организмов к условиям обитания. | |||||||
36 | Виды адаптаций. | |||||||
Тема 4. Закономерности наследственности и изменчивости(24 м-м) | ||||||||
13. | 37 | Становление генетики. Генетика как наука. Предмет изучения генетики. Методы генетических исследований. | ||||||
38 | Фенотип и генотип организмов. | |||||||
39 | Основные понятия и символы генетики. | |||||||
14. | 40 | Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании. | ||||||
41 | Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании | |||||||
42 | Полное и неполное доминирование. | |||||||
15. | 43 | Законы Г. Менделя. | ||||||
44 | Практическое применение знаний о принципах наследования признаков при моногибридном скрещивании. | |||||||
45 | Практическое применение знаний о принципах наследования признаков при моногибридном скрещивании. | |||||||
16. | 46 | Особенности сцепленного наследования признаков | ||||||
47 | Хромосомная теория наследования. | |||||||
48 | Кодоминирование. | |||||||
17. | 49 | Генетика пола. | ||||||
50 | Сцепленное с полом наследование признаков. | |||||||
51 | ПР №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | |||||||
18. | 52 | Изменчивость, ее значение и виды. | ||||||
53 | Модификационная изменчивость, причины и свойства модификаций. Норма реакции. | |||||||
54 | ЛР №3 «Определение изменчивости у растений. Вариационный ряд, вариационная кривая». | |||||||
19. | 55 | Мутационная изменчивость | ||||||
56 | Явление полиплоидии у растений. | |||||||
57 | . Контрольная работа №2 | |||||||
20. | 58 | Анализ контрольной работы. Значение модификационной и наследственной изменчивости. | ||||||
59 | Комбинативная изменчивость | |||||||
60 | Влияние мутагенов на организмы | |||||||
Тема 5. Генетика человека (3 м-м) | ||||||||
21. | 61 | Особенности человека как генетического объекта. Методы генетических исследований человека. Генетическое разнообразие человечества. | ||||||
62 | Наследственные заболевания человека. Профилактика возникновения генетических болезней человека. | |||||||
63 | ПР №2 «Составление родословных». | |||||||
Тема 6. Селекция и биотехнологии (3 м-м) | ||||||||
22. | 64 | Селекция. Ее задачи и направления. Обзор современных методов селекции. Современные методы экспериментальной биологии. | ||||||
65 | Достижения селекционной науки. Основные направления и перспективы биотехнологии. | |||||||
66 | Генетически модифицированные организмы. | |||||||
Тема 7. Эволюционное учение. Понятие о виде (12 м-м) | ||||||||
23. | 67 | Учение об эволюции органического мира. Эволюционная теория Ч.Дарвина. | ||||||
68 | Биологический вид. Критерии вида. | |||||||
69 | Популяция как элементарная эволюционная единица. | |||||||
24. | 70 | Особенности эволюционных процессов на уровне популяций | ||||||
71 | Микроэволюция. | |||||||
72 | Стадии и типы видообразования. | |||||||
25. | 73 | Движущие силы эволюции. | ||||||
74 | Борьба за существование. Естественный отбор. | |||||||
75 | Адаптация как результат естественного отбора. ПР №3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | |||||||
26. | 76 | Современные аспекты в вопросах теории эволюции. | ||||||
77 | Современные аспекты в вопросах теории эволюции | |||||||
78 | Контрольная работа №3 | |||||||
Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (9 м-м) | ||||||||
27. | 79 | Анализ контрольной работы. Гипотезы происхождения жизни на Земле. | ||||||
80 | Органический мир как результат эволюции. | |||||||
81 | Гипотеза биохимической эволюции. | |||||||
28. | 82 | Гипотеза биопоэза. | ||||||
83 | Этапы процесса возникновения и развития жизни на Земле | |||||||
84 | Этапы процесса возникновения и развития жизни на Земле | |||||||
29. | 85 | Этапы развития органического мира на Земле. | ||||||
86 | Этапы антропогенеза. | |||||||
87 | История развития органического мира. | |||||||
Тема 9. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (15 м-м) | ||||||||
30. | 88 | Экология как наука. Задачи и разделы экологии. | ||||||
89 | Классификация экологических факторов. | |||||||
90 | Закономерности действия экологических факторов. | |||||||
31. | 91 | Среды обитания и черты приспособленности организмов к различным средам обитания. | ||||||
92 | Местообитание и экологические ниши организмов. | |||||||
93 | ЛР №4 «Описание экологической ниши». | |||||||
32. | 94 | Экологическая характеристика популяций. | ||||||
95 | Типы экологических взаимоотношений организмов. | |||||||
96 | ПР №4 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме». | |||||||
33. | 97 | Экосистемный уровень организации жизни. Компоненты экосистем. | ||||||
98 | Структура экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Поток энергии и пищевые цепи ПР №5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)» | |||||||
99 | Контрольная работа №4 | |||||||
34. | 100 | Анализ контрольной работы. Современные экологические проблемы и способы их решения. | ||||||
101 | Искусственные экосистемы. ЛР №5 «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума» | |||||||
102 | Основные направления природоохранной деятельности. |
Требования к оцениванию уровня учебных достижений обучающихся
За устный ответ
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
- Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
- Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
- При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
За письменные и контрольные работы
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
- Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
- Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- Правильно выполняет не менее половины работы.
- Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
- Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- Правильно выполняет менее половины письменной работы.
- Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
- Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
За практические и лабораторные работы
Оценка «5» ставится, если:
- Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
- Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
- Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
- Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
- При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
- Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
- Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
- Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую учащийся исправляет c помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
- Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Требования к обязательному количеству контрольных и проверочных работ
Практический компонент программы составляют лабораторные и практические работы. Лабораторные работы являются частью урока биологии и выполняются на этапе изучения нового материала. Цель лабораторных работ: освоение учащимися новых тематических понятий и формирование общеучебных и специальных умений. Целью практических работ является закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Темы и количество лабораторных и практических работ регламентировано содержанием учебного предмета и тематическим планированием примерной рабочей программы по биологии. Учитель самостоятельно определяет место работ практической части программы в системе уроков, что отражает в календарном и поурочном планировании. Материалы лабораторных и практических работ оформляются учащимися в рабочей тетради. Все виды этих работ подлежат обязательному оцениванию в соответствии с установленными критериями у всех присутствующих на уроке учащихся.
Достижение результатов обучения оценивается в рамках организации контроля успеваемости. Контроль успеваемости может быть в виде текущей письменной работы после определённой темы урока и/или итоговой письменной контрольной работы после изучения блока тем. Текущая письменная работа имеет целью первичное выявление уровня усвоения изучаемого материала, т.е. носит пропедевтический характер, что в перспективе даёт возможность провести коррекцию как учителю, так и учащемуся. Необходимость, периодичность и форма текущего контроля в виде письменной работы определяется на усмотрение учителя в зависимости от сложности темы урока и особенностей учащихся каждого класса. В случае необходимости на текущую письменную работу учитель может отводить часть урока или урок полностью.
Итоговая письменная контрольная работа проводится после изучения наиболее значительного блока тем или в конце учебной четверти/семестра. Рекомендуем на итоговую контрольную работу отводить урок целиком, предварительно ознакомив учащихся с перечнем тем или вопросов, выносимых на итоговый контроль.
Для итоговых контрольных работ обязательно наличие специальной тетради для контрольных работ. Оценка за итоговую контрольную работу заносится в классный журнал, оценка за текущую письменную работу выставляется на усмотрение учителя.
В каждом классе на уровне основного общего образования (5-9 класс) необходимо проводить 4 контрольные работы в год (по одной работе в учебной четверти). Задания на таких работах могут быть как открытого характера, так и в форме теста. Место в учебном процессе итоговой контрольной работы определяется учителем и закрепляется в календарно-тематическом планировании.
Материально техническое обеспечение
- Уроки биологии. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012.
- Пасечник, В. В. Биология. Организация индивидуально-групповой деятельности на уроках. 5—9 классы : методические рекомендации / В. В. Пасечник. — М. : Российский учебник, 2019.
- Тесты по биологии, 5 класс, Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Ефимова Т.М., 2020.
- Суматохин С.В. Биология. Проверочные работы в формате ВПР. 5 класс : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций.- М. : Просвещение.- 2019.
- Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 5 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-5-klass
- Пасечник В. В. Биология. 5-6 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
- Пособие для учителя «Уроки биологии 5-6 классы» В.В. Пасечник.‚ С.В. Суматохин : «Просвещение», 2018 год.
- Суматохин С.В. Биология. Проверочные работы в формате ВПР. 5 класс : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций.- М. : Просвещение.- 2019.
- Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-6 -klass
- Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь. (Линия жизни) - Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
- Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для обще- образоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. :Просвещение, 2020.
- Пасечник, В. В. Биология. Организация индивидуально-групповой деятельности на уроках. 5—9 классы : методические рекомендации / В. В. Пасечник. — М. : Российский учебник, 2019. — 652 с
- Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология». Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология» 7 класс.
- Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 7 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-7-klass
- Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь. (Линия жизни) - Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
- Пасечник В.В. Биология. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
- Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология». Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология» 8 класс.
- Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 8 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-8-klass
- Биология. 8 класс. Рабочая тетрадь. (Линия жизни) - Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
- Пасечник В. В. Биология. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
- Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология». Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология» 9 класс.
- Тесты по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 9 класс» https://kupidonia.ru/testy_map/testy-po-uchebniku-vv-pasechnika-biologiya-9-klass
- Биология. 9 класс. Рабочая тетрадь. (Линия жизни) - Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
- Пасечник В. В. Биология. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
- http://schoolcollection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://festival.1september.r u/ - Фестиваль педагогических идей 1 сентября
- http://easyen.ru – Современный учительский портал
- http://tana.ucoz.ru/ - Презентации по биологии
- http://www.repetitor.1c.ru/ - образовательные программы 1С
- Интернет урок https://interneturok.ru/
- Современные уроки биологии http://biology-online.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя математики 9 класс
Рабочая программа по математике для 9 класса на базовом уровне. Преподавание ведется по учебникам "Геометрия 7-9" под редакцией Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, " ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Математика 5 класс 2018-2019 учебный год
Рабочая учебная программа по математике для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Геометрия 8 класс 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯГеометрия 8 класс 2018-2019 учебный годРабочая учебная программа по геометрии для 8 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Алгебра 9 класс 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯАлгебра 9 класс 2018-2019 учебный год Рабочая учебная программа по алгебре для 9 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Геометрия 9 класс 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯГеометрия 9 класс 2018-2019 учебный годРабочая учебная программа по математике для 6 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.20...
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по родному русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по родному русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....